Богословие

 

   
ГОРДОСТЬ И ГОРДЫНЯ: ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ И ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА

Монах Кирилл (Попов)

Для наиболее полного понимания, что такое гордость и каковы ее свойства, необходимо установить и прояснить смысл этого понятия, а для этого выявить его функционирование в греческом языке: именно на него был переведен текст Септуагинты и на нем написан Новый Завет. А затем следует уточнить значение этого термина в славянском и русском языках.

 
   
О СПОСОБЕ ТВОРЕНИЯ ДУШ БОГОМ

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Откуда у человека душа? В Книге Бытие повествуется о сотворении одушевленного человека Адама, в отношении же душ потомков первых людей вопрос о происхождении душ решался неоднозначно. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в самом Откровении по данной теме прямых указаний не имеется. Святыми отцами и христианскими авторами было высказано несколько предположений о происхождении душ человеческих. Принято говорить о трех теориях происхождения душ: 1. Души предсуществуют по отношению к телу. 2. Души происходят от родителей (традуционизм). 3. Души творятся Богом (креационизм).

 
   
БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, или ПО КАКИМ ЗАПОВЕДЯМ МЫ ЖИВЁМ

Епископ Пантелеимон (Шатов)

Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Заповеди блаженства — это ступени, по которым человек может подняться в Царство Небесное.

 
   
ЕСТЬ ЛИ БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОТИВ ИКОНОПОЧИТАНИЯ?

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

В протестантской среде не просто отвергают иконопочитание, а обвиняют православных в идолопоклонстве. Противники иконопочитания очень любят приводить цитаты из Библии, запрещающие изображения, и таким образом строят библейскую аргументацию против иконопочитания. Однако в Писании нет текстов, которые были бы серьезным основанием против иконопочитания...

 
   
ЧЕТЫРЕ ЗАКОНА, ПО КОТОРЫМ ХРИСТОС БУДЕТ СУДИТЬ МИР

Архимандрит Клеопа (Илие)

Есть четыре закона, по которым Бог будет судить всю землю, будь он хоть китаец, атеист, буддист, христианин, мусульманин или еврей. По первому и второму закону будут судимы все народы мира, кроме христиан и евреев. По закону Моисееву будут судимы евреи. А по закону Благодати и Евангелию будем судимы мы, христиане, потому что закон наш совершенней, чем все остальные законы.

 
   
ОБРАЗ БОЖИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Из книги — «О православии»

Образ Божий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность, способность творчества и др. Образ Божий – не безличный отпечаток в нас Божественного начала, а сокровенная, Богосозданная основа нашей духовной личности, не нуждающаяся в преображении и требующая свободной творческой реализации.

 
   
ИУДА. ХРОНИКА ОДНОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА

Журнал ФОМА

Со времен Евангельских событий человечество не знает имени более позорного и низкого, чем имя Иуды Искариота. Историю о том, как один из ближайших учеников Христа за 30 сребреников предал своего Божественного Учителя на распятие, знают все. Но у тех, кто читал Евангельский рассказ о предательстве Иуды, неизбежно возникает ряд вопросов. Поступки Иуды поражают какой-то удивительной внутренней непоследовательностью. Вопросы возникают оттого, что предательство – это тайна больной души. И о том, что происходило в душе Иуды, Евангелисты, конечно же, не могли знать в точности. Евангелие рассказывает о предательстве очень скупо и это вполне естественно, потому что Евангелие – это история нашего спасения, а не история предательства Иуды. Евангелистам Иуда интересен только в связи с Крестной Жертвой Спасителя, но никак не сам по себе...

 
   
ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ

Троицкие листки

В притче о талантах Христос учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему своей волей, всей своей деятельностью. Здесь приговор ленивому рабу осуждает нашу безпечность и небрежность в делах нашего призвания, нашего служения на благо ближнего. Притча о талантах требует от нас усердного исполнения долга, чтобы радостно, а не печально предстать с отчетом ко Господу в последний день. Бог знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Притча Христова учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем безталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись», а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению.

 
   
ПРИТЧА О 10 ДЕВАХ

Троицкие листки

Притча о десяти девах многогранна, и чтобы понять все тонкости ее осмысления, нужны дополнительные знания, которые заложены в другие притчи. Господь говорит: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь наш придет. Обращается ли Господь только к последним временам христиан? Конечно, нет, ибо Его слова направлены для всех детей Божьих, которым суждены придти в мир в разные века жизни и деятельности Церкви Божьей. Таким образом, очень важно вначале разбора притчи о десяти девах знать, кому она направлена.

 
   
ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ

ЗАКОН БОЖИЙ

Для того, чтобы люди всегда были готовы к встрече Господа, то есть к суду Божию, а значит и к смерти, так как смерть есть начало суда Божия над человеком, Иисус Христос сказал притчу о десяти девах.

 
   
ПОЧЕМУ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ С 17-Й СЕДМИЦЫ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ СМЕЩЕНЫ?

иеромонах Иов (Гумеров)

Началом круга чтений недельных Евангелий за Литургией является день святой Пасхи. Должно быть прочитано 50 рядовых зачал. В разные годы количество дней от одной Пасхи до следующей бывает неодинаковым. В продолжение одного календарного года может быть две Пасхи. Поэтому устав определяет: Пасха внутрь (если в течение гражданского года бывает две Пасхи) и вне Пасха (когда в один гражданский год бывает одна Пасха).

 
   
КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА ХРИСТА ОБ ИОАННЕ КРЕСТИТЕЛЕ: «...он есть Илия, которому должно придти»

иеромонах Иов (Гумеров)

Великий пророк Илия был взят на огненной колеснице на небо. Согласно ветхозаветному пророчеству, он должен вернуться на землю перед приходом Мессии-Христа.

 
   
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ РОДОВОЕ ПРОКЛЯТИЕ, РОДОВОЙ ГРЕХ. БИБЛЕЙСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ

Что такое проклятие? Чем Божественное проклятие отличается от проклятий, инициируемых людьми? Что подразумевается под родовым проклятием? Имеет ли родовое проклятие форму роковой, непреодолимой реальности? Что подразумевается под родовым грехом? В чем отличие родового греха от первородного?

 
   
ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ И ВЕЛИКИЙ ВХОД: ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Иерей Андрей Чиженко

Какое значение имеет Херувимская песнь? Божественная литургия – главное богослужение Православной Церкви – состоит из 3 частей: проскомидия (на ней готовится вещество для Таинства Евхаристии), Литургия оглашенных (где читается Священное Писание (Апостол и Евангелие) и совершается молитва о всех православных христианах, живых и усопших, а также об оглашенных) и Литургия верных (ее центром является так называемый Евхаристический канон). Евхаристический канон – кульминация, то есть главное событие Божественной литургии. Херувимская песнь является преддверием Евхаристического канона.






   
ОБРАЗЫ ТРОИЦЫ — КАКИМИ ПРИМЕРАМИ БОГОСЛОВЫ ПЫТАЛИСЬ ПОЯСНИТЬ ВЕЛИКУЮ ТАЙНУ

Православие.fm

Великая тайна Пресвятой Троицы часто занимает умы христиан, особенно новоначальных. Одна из самых сложных вещей, которые требуют объяснение в беседе перед крещением — это «как Бог может быть одновременно одним и тремя». Святые отцы и современные проповедники, для того, чтобы как-то приблизить православное учение о Боге-Троице к восприятию человека, пользовались в своих проповедях различного рода аналогиями, заимствованными из тварного мира. Сразу стоит сказать, что любая из них несовершенна и в чём-то погрешает против православного представления о Боге, да и открыл о себе в этом смысле Господь относительно немного. Однако удачный пример всё-же помогает в некоторой степени понять, как совмещается троичность лиц Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого с их единоприродностью. Рассмотрим же эти примеры.

 
   
ПОЧЕМУ НАМ ТРУДНО ПОВЕРИТЬ В ВОСКРЕСЕНИЕ?

Из книги «Смерть, воскресение и вечная жизнь», монастырь святого Иоанна Предтечи, Kaреас

Мы не можем воспринимать нашим разумом метафизические вопросы о том, что такое воскресение мертвых. Нам трудно поверить в воскресение, ибо наше мышление находится под влиянием древней философии, а не православного богословия. Древняя философия верила в природное бессмертие души и в природную тленность тела, в которое заключена душа. Поэтому нам проще поверить в бессмертие души, чем в воскресение тела. Ибо под воскресением мы подразумеваем воскресение тел, души-то не умирают, т.е. не верим мы, православные, в тление духовное.

 
   
ЧТО ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ?

Протоиерей Александр Сухарев

Понятие о бессмертии и продолжении жизни человека после разрушения тела существует почти у всех народов, однако о способе загробного существования думали по-разному. В Библии вера в воскресение мертвых основана на том, что единственным владыкой жизни и смерти является Бог: Он «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит». Сам человек не в силах победить смерть, но это возможно Богу.

 
   
КАК РАССКАЗЫВАТЬ ЛЮДЯМ О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ?

Протоиерей Олег Стеняев

Каждый год в праздник светлого Воскресения Христова храмы наполняются людьми, пришедшими разделить торжество этого радостного события. В особенности же на праздник Пасхи в храмы приходит много людей нецерковных, некоторые – в первый раз. О том, как говорить им о чуде Воскресшего Бога и о смысле Христова Воскресения рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

 
   
ЛЮДИ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

Газета «Православная вера»

В Новом Завете, кроме Иисуса Христа, упоминается еще много людей. И каждое оставшееся в Священной истории имя, каждая судьба, каждый, если угодно, человеческий случай — непреходящий урок всем последующим поколениям. Приближаясь к Пасхе, перечитывая евангельские страницы, повествующие о последних днях и часах земной жизни Спасителя, о событиях, произошедших сразу после Его смерти, и, наконец, о Воскресении — мы не можем не задуматься о людях, ставших, так или иначе, не только свидетелями, но и участниками этих событий. Что и почему произошло с каждым из них?

 
   
Беседы на Евангелие от Матфея: РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА ХРИСТА (+ВИДЕО)

Протоиерей Олег Стеняев

Родословие Господа Иисуса Христа, которым открывается и Евангелие от Матфея, и весь Новый Завет. Какой смысл в этом довольно внушительном перечислении имен? Почему в этом списке встречаются и имена четырех женщин, причем отнюдь не праведниц? Как объясняется членение родословия на три группы, и почему в последней не 14, а 13 имен?

 
   
СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ АНАНИИ И САПФИРЫ: ЛИШАЕТ ЛИ БОГ ЖИЗНИ ЗА ГРЕХИ?

Журнал ФОМА

Есть в Новом Завете история, которая вызывает страх и смятение у каждого, кто о ней знает. Это гибель Анании и Сапфиры — супругов, которые попытались обмануть Духа Святого, за что тут же были наказаны мгновенной смертью. И, наверное, более всего здесь шокирует радикальная непохожесть такого Божьего действия на все, что рассказывает нам о Боге Евангелие.

 
   
КТО ТАКИЕ ГОГ И МАГОГ? ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ ОНИ СТАЛИ СТОЛЬ ИЗВЕСТНЫ?

Архимандрит Сильвестр (Стоичев)

Что скрывается под таинственным выражением «Гог и Магог»?

 
   
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ВОЙНЕ И ВОИНСКОМ СЛУЖЕНИИ

Протоиерей Александр Григорьев

Священное Писание составляет первый и главнейший источник вероучения Православной Церкви. Поэтому тем, кого интересуют вопросы, связанные с отношением христианина к войне и воинскому служению, естественно обратиться к Слову Божиему. Вспомнить, что же говорит Священное Писание о воинском служении, особенно важно именно в наше время, когда в обществе распространяются протестантские представления о том, что будто бы христианину запрещено участвовать в войне и служить в армии и даже брать в руки оружие. При этом делаются попытки обосновать подобные представления ссылками на Библию. Рассмотрим, что же говорит Священное Писание о войне и воинском служении, опираясь на святоотеческое толкование текстов Священного Писания.

 
   
БИБЛЕЙСКИЕ ЗАКОНЫ О ВОЙНЕ

Протоиерей Олег Стеняев

Что в Библии сказано о войне? Кого, согласно заповедям Господа, можно было призывать на воинскую службу, а кого нет? Зачем казаки носили серьгу в ухе? Почему царю Давиду не позволено было построить Храм? И почему на вернувшихся с войны накладывали епитимию? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

 
   
УРОК НИНЕВИТЯН

Протоиерей Олег Стеняев

Существует большое количество пророчеств святых Паисия Святогорца, Космы Этолийского, преподобного Авеля, многих русских святых и старцев XX века о том, что нас ждет большая война с огромными жертвами. Многие связывают эти пророчества с теми событиями, которые сейчас развиваются на Ближнем Востоке. Подстегивает эти настроения противостояние с Турцией. Греки знают пророчество преподобного Паисия Святогорца о том, что еще при жизни нынешнего поколения Константинополь будет передан им: русские его завоюют и отдадут. И именно это станет одним из звеньев цепи, которая в итоге приведет к глобальной войне. Можно ли избежать гнева Господа? Как сделать так, чтобы преложить или хотя бы отсрочить его? – вот главные вопросы для нас.

 
   
ПЛАТОН. Откуда в мире столько зла?

заведующий кафедрой философии ПСТГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии Виктор Лега

О Платоне, о том, почему его философию ценили отцы Церкви, зачем он писал диалоги и как пришел к мысли об идеях, рассуждает заведующий кафедрой философии ПСТГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии Виктор Петрович Лега.

 
   
БИБЛЕЙСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ВОЗДУШНЫХ МЫТАРСТВАХ

Радонеж

Каждому человеку предстоит восхождение на Небеса, но дойдем мы или нет – зависит от многих причин. Пространство между небесным сводом и землею всецело принадлежит дьяволу. На нашем пути к Небесному Царствию Божьему – не в верхних слоях атмосферы, а именно на нашем пути к Небесному Царствию Божьему – против нас будут воинствовать духи злобы поднебесной («мытники»). Бесы и демоны всячески будут препятствовать человекам взойти туда, где некогда обитали и они сами, и диавол.

 
   
РАЙ И АД: ДВА МЕСТА ИЛИ ДВА СОСТОЯНИЯ? Правильное и неправильное понимание Рая и Ада.

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия

Едва ли среди любознательных верующих найдётся хотя бы один человек, который никогда не задавался вопросом: что представляют собой рай и ад, где они расположены, каково их соотношение с космосом, землей? И это не удивительно, ведь признавая бессмертие человеческих душ, естественно интересоваться образом их посмертного бытия. На протяжении истории Церкви эта тематика освещалась по-разному, но, увы, не всегда безупречно. К сожалению, многие из озвученных утверждений не имеют под собой действительной почвы и требуют разоблачения. Вдаваться в разбор всех точек зрения — не входит в задачу догматики; поэтому, приступая к посильному разрешению вопроса, ограничимся характеристикой наиболее важных и значимых.

 
   
КТО СОЗДАЛ ДЬЯВОЛА?

Журнал «ФОМА»

Дьявол умеет быть чрезвычайно привлекательным и убедительным; в отличие от того дельца из анекдота, который продавал холодильники эскимосам, он продает не просто бесполезные, а смертельно вредные вещи — смерть под видом жизни, ложь под видом правды, ад под видом рая.

 
   
ВОСХОДИЛ ЛИ ЕНОХ И ИЛИЯ НА НЕБО?

Православие.ru

В ночной беседе с Никодимом Спаситель говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). В этой фразе многие противники Христовы усматривают противоречие словам Писания, ведь в Ветхом Завете повествуется, как Илия вознесся на небо и Еноха Бог забрал к Себе. Но давайте попробуем разобраться с этим вопросом, используя ключ к Писанию – Предание отцов Церкви.

 
   
МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ ТОЛЬКО ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ?

Архимандрит Рафаил (Карелин)

В настоящее либеральное время все более распространяется учение о том, что человек может спастись своими добрыми делами, а Иисус Христос является для христиан только образцом и назидательным примером нравственного и духовного совершенствования, но вовсе не Искупителем мира. Следовательно, спасение возможно для людей всех религий и конфессий, старающихся поступать по голосу своей совести. В этом учении по сравнению с православным богословием не только переставлены и смещены акценты, но подорваны самые основы догматики. Христиане всегда верили, что Бог спасает человека; а современные модернисты последовательно и планомерно внедряют в сознании верующих мысль, что человек спасает сам себя, а Бог только дает ему вечную жизнь, как обязательную награду за труды.

 
   
ЦАРСТВО БОЖИЕ И ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

Николай Пестов

Когда в очищенную покаянием душу снисходит Святой Дух, то в ней водворяется Царствие Божие, которое, по словам Господа, «внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Божие Царство характеризуется особым, светлым, блаженным, радостным состоянием души человека, не зависит от внешних условий жизни или состояния тела к является даром благодати Божией. Раскрытие в душе Царства Божия начинается еще здесь, на земле. Душа может и должна еще здесь приобщиться к вечной жизни. Для этого надо почувствовать вкус к ней и ревностно искать ее доступными нам путями, помня, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

 
   
ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ

Священник Василий Куценко

Небольшое по объему послание апостола Павла к христианам древнего города Эфеса во всей полноте раскрывает для нас экклесиологию апостола. Экклесиология — учение о Церкви. По-гречески слово «Церковь» так и звучит — «экклесия» и буквально означает «собрание». Конечно, апостол Павел пишет о Церкви и в других посланиях, но именно в Послании к Ефесянам он изображает Церковь как мистическое Тело Христово.

 
   
ЦЕРКОВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЖЕНЩИНУ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Архимандрит Платон Крикрис, доктор богословия

И мужчина, и женщина, будучи образом Божиим, имеют одинаковую человеческую природу. Господь сотворил мужчину и женщину созданиями, которые дополняют и поддерживают друг друга. Каждый из них видит в другом и себя самого, и взаимные различия. Вдвоем они выполняют единое дело и несут совместную ответственность за мир вокруг них. Эти два уникальных творения Господь любит, о них Он печется и их благословляет. Иисус не исключает из сферы Своей любви женщину. Для Него значение имеет не пол человека, а его личность.

 
   
КТО ЕСТЬ КТО В КАНОНЕ АНДРЕЯ КРИТСКОГО?

Сайт Горловской и Славянской Епархии

Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?

 
   
БЛАЖЕННЫ ИЗГНАННЫЕ ЗА ПРАВДУ (О восьмой и девятой заповедях блаженства)

Священник Василий Куценко

Две последние заповеди можно объединить в одну, потому что они логически дополняют друг друга: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:10–12).

 
   
БЕСЕДА ОБ АНГЕЛЬСКОМ МИРЕ

диакон Владимир Василик

Когда были сотворены ангелы; кто такой сатана; управляют ли бесы миром; могут ли они покаяться; откуда берется ангел-хранитель. Об этом рассказывает кандидат богословия, доцент Сретенской духовной семинарии, доцент СПбГУ диакон Владимир Василик.

 
   
БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ (О седьмой заповеди блаженства)

Священник Василий Куценко

Седьмая заповедь блаженства: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Какие ассоциации вызывает у современного человека слово «миротворец»? Можно предположить, что для большинства из нас миротворец – это человек в камуфляже, берцах, бронежилете, каске и с автоматом наперевес. Однако слова Господа подразумевают совершенно других миротворцев...

 
   
УТЕШИТЕЛЬ И НАШЕ СИРОТСТВО

Митрополит Антоний Сурожский

Известно, что Святой Дух является еще и Уте́шителем. Это слово обозначает Того, Кто приносит утешение. Того, Кто приносит крепость. Того, Кто приносит радость. Он несет утешение тем, кто способен почувствовать свое сиротство – сиротство от того, что Христос покинул наш видимый мир, сиротство из-за отсутствия Его видимого конкретного облика, того, в котором Он был среди Своих учеников, когда пребывал во плоти. Мы – сироты, сколько бы Христос не находился рядом с нами, сколько бы мы не чувствовали, как постепенно соединяемся с Ним, пока этот процесс не завершился, пока Церковь и человечество не стали, на самом деле, по сути и воистину Вселенским Христом, в нас живет тоска и томление, а также чувство, что мы остались сиротами и нуждаемся в ком-то, кто был бы с нами и утешал бы нас, поддерживал и укреплял бы нас.

 
   
ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ (О шестой заповеди блаженства)

Священник Василий Куценко

Шестая заповедь блаженства показывает очень важную вещь — чистота делает человека способным видеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Конечно, речь идет не просто о чистоте как отсутствии грязи, а о чистоте сердца. Сердечная чистота обычно подразумевает искренность, открытость. Есть даже такое слово — «чистосердечие».

 
   
БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ (О пятой заповеди блаженства)

Священник Василий Куценко

Пятая заповедь блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Что это значит? Что вообще значит быть милостивым? На первый взгляд, это одна из самых простых для понимания заповедей...

 
   
ЖИЗНЬ ПО ПРАВДЕ БОЖИЕЙ (О четвертой заповеди блаженства)

Священник Василий Куценко

Центром четвертой заповеди блаженства является слово «правда». Алчущие и жаждущие четвертой заповеди — это ищущие правды, и при этом не желающие ничего взамен. Слово «правда» означает праведность. А это значит, что алчущие и жаждущие правды — это ищущие праведности, желающие насытиться праведностью. Желание праведности должно сопровождать верующего всегда.

 
   
БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ (О третьей заповеди блаженства)

Священник Василий Куценко

Третья заповедь блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Кто такие кроткие и что такое кротость?

 
   
ПЛАЧУЩИЕ УТЕШАТСЯ (О второй заповеди блаженства)

Священник Василий Куценко

Вторая заповедь блаженства обращена к плачущим: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Но «плачущий» - не тот, кого довели до слез трудности, обиды или огорчения. Печаль и плач ради Бога, слезы покаяния — вот что делает верующего блаженным, счастливым. И утешением для плачущих слезами покаяния будет прощение.

 
   
КРАЙНЯЯ НУЖДА...В БОГЕ (О первой заповеди блаженства)

Священник Василий Куценко

Первая заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). В первой же заповеди блаженными называются нищие духом. Что это значит?Состояние духовной нищеты — это состояние крайней нужды, находясь в котором человек желает только одного — пребывания с Богом. Нищий духом надеется только на помощь Божию.

 
   
АНАТОМИЯ СЧАСТЬЯ. Чему нас учат заповеди блаженства?

Священник Василий Куценко

В начале Своего служения Иисус Христос произнес очень важную проповедь, которая именуется «нагорной». Христос произнес ее, взойдя на гору (Мф. 5:1) - то есть обратился к людям с вершины холма. Центральной частью «нагорной проповеди» стали заповеди блаженства. Что же означают эти загадочные заповеди, как «расшифровываются» и какими путями реализуются – все в целом и каждая в отдельности.

 
   
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ?

Феодосий Мартзухос, протосинкелл митрополии Никополи и Превезы (перевод с греческого)

Что же, собственно, происходит во время Божественной литургии? Объясним:
– почему молитвы призвания Святого Духа занимают центральное место в литургии;
– почему Божественная литургия является нашей духовной пищей.

 
   
ЗАЧЕМ БОГ СОТВОРИЛ МИР?

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) (перевод с греческого)

По какой причине Бог принял решение создать мир? Это вопрос, который не имеет ответа. Однако мы не можем им не задаваться. «Бог есть любовь», – говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрична, а взаимна, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог сотворил мир, поскольку любовь его «разливается». Без этой проливающейся любви мир никогда не стал бы существовать.

 
   
ЧТО ТАКОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ БОЖИЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОПОЗНАНИЕ?

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церквовных Искусств)

Божественным откровением называется такое действие Бога, в котором Он открывается человеку: дает ему знать о Себе, мире и Домостроительстве, объявляет нормы и правила жизни, требует соблюдения Своей святой воли, возвещает обетования и суды. С другой стороны, Божественным откровением именуются сами открытые наставления, истины.

 
   
Православное учение о Рае и Аде. Подробности для «физиков»

Неизвестное Православие

Пожалуй, нет ни одного человека, даже далекого от веры, который бы оставался равнодушным к вопросу своей посмертной участи. Кто-то этот вопрос решает для себя на уровне чисто материалистическом: умру, вырастет лопух, - и больше ничего. Другой не может остаться довольным таким решением: ведь для чего тогда я живу, для чего мне даны творческие способности, почему я стремлюсь к добру? Что-то должно быть за крышкой гроба? Православное вероучение говорит нам о двух возможных формах бытия человека после смерти: пребывания в Раю или в Аду. Эти состояния напрямую связаны с понятием богообщения и проявлением свободной воли человека.

 
   
Можно ли мирянам «богословствовать»?

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церквовных Искусств)

Думаю, многим из нас приходилось встречаться с предубеждением: главное, на что должен обращать внимание верующий мирянин, — регулярность участия в богослужениях, постоянство молитв, послушание пастырю; основательное же знание вероучительных истин не является чем-то особенно важным, существенным, необходимым. С этой точки зрения, богословие есть не более, чем теоретическое умствование; приумножение знаний — малоэффективное делание, отвлекающее человека от приходской жизни...

 
   
ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Святитель Иоанн (Максимович)

От Апостольских времен и до наших дней все истинно любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила Его, воспитывала и оберегала в дни детства. Если Ее избрал Бог Отец, сошел на Нее Дух Святой, Бог Сын вселился в Нее, повиновался Ей в дни детства, заботился о Ней, вися на кресте, то не должен ли Ей кланяться всякий, исповедующий Святую Троицу?

 
   
МОЖНО ЛИ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ РАЙСКОЕ БЛАЖЕНСТВО?

Православие.ru

Рай, Царство Небесное, Новый Иерусалим, Горний мир… Цель жизни каждого православного христианина и в то же время самое малознакомое, непонятное и неописуемое место, состояние души…Господь наш Иисус Христос упоминает 55 раз Царствие Небесное и 32 раза – Царствие Божие. О нем – 12 евангельских притч. И всё же мы крайне мало знаем о нем, об этом Царстве. Знаем, что там будет хорошо, что попавших туда ждет вечное блаженство. Однако характер этого блаженства, его степени нам неизвестны.

 
   
ЛЮБОВЬ И ЯРОСТЬ. Может ли гневаться Всемилостивый Бог?

Журнал ФОМА

Изгнание из Рая, полное истребление допотопного человечества, гнев, ярость и даже месть Бога, обрушившиеся на грешников… Как сочетаются все эти трагические свидетельства Библии с утверждением: «Бог есть Любовь»?

 
   
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ: СОТВОРЕНИЕ, ПРИЗВАНИЕ, ПАДЕНИЕ

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) (перевод с греческого)

Человек был сотворен, чтобы стать другом Божьим – таков первый и самый главный тезис христианского учения относительно человеческой личности. Бог сотворил Адама по своему образу и подобию, поместив человека в рай. Но человек пал, и его падение – первородный грех – отразилось на всем человечестве. Как результат падения, разум человека настолько затуманился и воля настолько ослабела, что человек утратил веру в свою способность уподобиться Богу.

 
   
ПРОСТОТА БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ (по учению святого Григория Паламы)

Профессор Мандзаридис Георгий (перевод с греческого)

Основной сущностью Бога является простота. Если сущность Бога не проста, а представляет собой соединение различных элементов, тогда составляющие этого соединения должны предшествовать Богу. Но такой Бог не может быть Создателем сотворенного мира, это не истинный Бог, являющийся Началом сущего. Начало сущего, Бог, должно быть не сложным, а простым. Таким образом, не выходя за рамки Своей простоты, Он присутствует во всем и в каждом из существ. Сущность Бога – бестелесна. Вот почему Он “вездесущен и есть прежде всего и у всех и во всех и выше всего”.

 
   
КАКИМ БУДЕТ ВОСКРЕСШЕЕ ТЕЛО

Митрополит Месогеи и Лавреотики Николаос Хатзиниколау

Господь наш после Воскресения Своего обрел Тело, обладавшее особой тонкостью и легкостью. Такими же свойствами будет обладать и человеческое тело в Царствии Божием - каждый человек обретет свое тело «в ином образе», подобном воскресшему Телу Христову.

 
   
ВОСКРЕСЕНИЕ - ИСПЫТАНИЕ РАЗУМА

Архимандрит Епифаний Иконому, “От несовершенства к святости”

Тот факт, что проповедь Воскресения Христова вызывает у многих наибольшее количество сомнений и вопросов, вовсе не абсурден. Противоречия по этому поводу появились сразу, как только произошло это сверхъестественное событие, которое легло в основу Христианской Церкви. “Для евреев Библейского Иерусалима было кощунственным утверждение христиан-отступников, что какой-то распятый преступник мог быть Мессией. Для просвещенных греков, которые уже тогда верили в бессмертие души, одна мысль о воскресшей человеческой плоти была отталкивающей. Даже для христиан-гностиков II века было предпочтительнее богопонимание Иисуса как бессмертного Духа, освободившегося от уз Своего тленного тела”. Многие сегодня называют себя христианами, отрицая факт Воскресения Иисуса, будучи не в состоянии постичь его. Воскресение Иисуса есть настоящее испытание для человеческого разума.

 
   
СЕМЬ ИЗРЕЧЕНИЙ ХРИСТА НА КРЕСТЕ

Св. Николай Велимирович

Значение семи изречений Господа на Кресте. Из книги «Дорога без Бога невыносима…».

 
   
ПРЕДСМЕРТНЫЙ ВОЗГЛАС ХРИСТА

Х. Караколис

Согласно Евангелию от Марка, Господь испустил дух, «возгласив громко» (Мк. 15:37). И сразу после этого, «сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39). Как возможно такое, что человек начинает верить в Божественность Господа, только лишь услышав его предсмертный возглас?

 
   
ИСКУПЛЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ

Преподобный Иустин (Попович)

Не в человеке, но в Богочеловеке чудесным образом заключается наше спасение от греха, смерти и дьявола. Почему? Потому что Единородный явил нам пример безгрешного человека. Неопровержимым фактом является то, что дьявол, смерть и грех пытаются завладеть всеми людьми без исключения. Так как тело Богочеловека было безгрешным, дьявол и смерть были не властны над ним. Воскреснув и победив Своим Воскресением смерть, он открыл всякому телу дверь воскресения и вечной жизни.

 
   
САМООТРЕЧЕНИЕ И ВЗЯТИЕ КРЕСТА

Профессор богословия Афинского университета Георгиос Патронос

Что означает идти за Иисусом? Следовать за Иисусом не значит, как мы часто думаем, будто мы должны оставить все: друзей, родственников, домашних, работу, творчество и ежедневные интересы. Это является лишь внешним, “пространственным” уходом, а не внутренним и мировоззренческим. Следование за Иисусом не является делом двух-трех лет или некой общественной деятельностью, оно есть вопрос жизни и смерти. Путь следования за Христом нелегок. Это трудная и суровая дорога: “тесны врата и узок путь”...

 
   
ОБЩИЕ АСКЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ «ВЕЛИКОГО КАНОНА» (о Покаянном каноне св.Андрея Критского)

Епископ Вениамин (Милов) (1889–1955)

«Великий покаянный Канон» содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы великого поста. Нить мыслей св. Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает в Каноне всякого человека бегать зла, ревновать вседушевно о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния. Речь св. Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает самые окаменелые, черствые сердца и никому не попускает отчаиваться в спасении. Каждое слово богодухновенного Канона источает какую-то сладость благодатного чувства и в лаконизме выражения содержит широту мыслей.

 
   
ПУТЬ ОТ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ К ДЕВЯТИ БЛАЖЕНСТВАМ

Священник Константин Галериу

В Ветхом Завете мы получили от Бога в качестве закона жизни десять заповедей. В Новом Завете Бог даровал нам девять блаженств. Имеются ли сходства и различия между этими двумя дарами Божиими? Имеют ли заповеди обязательную ценность для нас сегодня, по прошествии более чем трех тысяч лет?

 
   
Чего требует Бог от христианина?

Преподобный Симеон Новый Богослов

«Бог от всякого христианина прежде и во главе всего требует, чтоб он всегда исповедовал прежние грехи свои, дабы, помня их во всякое время, он всегда имел самоуничиженное и смиренное мудрование и не презирал других. Во-вторых, требует, чтоб он каялся пред Ним и молился Ему о всем, в чем грешит каждодневно, волею или неволею, в ведении или в неведении, ибо невозможно, чтобы человек провел хоть один день без того, чтоб не впасть в какое-либо согрешение, большое или малое, потому что грех бывает и словом, и делом, и помышлением.».

 
   
Божья любовь и свободный выбор человека

Иеромонах Филофей Григориатский

«Бог есть любовь», – говорит нам евангелист Иоанн (Ин. 4:8). И это, поистине, как нельзя лучше Его характеризует, дает возможность нам, людям, понять, что есть Бог. Однако многие задают вопрос, выражающий человеческое непонимание и слабость: «Почему же тогда в мире существует столько скорбей, несправедливостей и бед, если “Бог есть любовь?”».

 
   
ГРЕХ КАК ФОРМА ЛЮБВИ

Профессор богословия Илиас Вулкаракис (перевод с греческого)

Любовь – это причина существования всего творения и главный критерий его поведения и образа действий. Об этом нам говорит учение Апостола Павла в его известном «гимне» любви (1Кор. 13:1-13). Тем не менее, любовь как поведенческий критерий связана не только с благочестивым поведением, но и с грехом. В действительности грех является некой формой любви. Он не может являться чем-то иным, поскольку любовь превыше всего.

 
   
ЧТО ЗНАЧИТ - СЫН БОЖИЙ?

протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной академии

Христа мы называем Сын Божий. Как раскрывается понятие «Сын Божий» в Ветхом и Новом Заветах, а также — была ли божественность Христа открыта людям до Его воскресения.

 
   
Добродетель любви в святоотеческом богословии

Перевод с греческого: Николаос Митропулос, доктор философии

Святые отцы считают, что начало пути к Богу связано с двумя сторонами духовной борьбы: освобождением от страстей, ведущим к очищению, и приобретением добродетелей, которое приводит к крайней степени святых стремлений человека, обо́жению. Добродетели заложены в нас изначально и являются дарами Святого Духа. Однако, после грехопадения врожденная добродетель пострадала, но не была уничтожена полностью. Любовь является вершиной всех добродетелей. Любовь к Богу является следствием безраздельной любви к ближнему, а также доказательством подлинного следования учению Христа...

 
   
ДИНАРИЙ КЕСАРЕВ («Кесарю - кесарево, а Божие - Богу»)

Журнал "ФОМА"

В Библии есть много фраз, которые прочно вошли в наш разговорный обиход, стали пословицами и поговорками. Обычно эти фразеологические обороты понятны всем, не вызывают трудностей в толковании, но их библейский контекст гораздо интереснее. Одно из таких крылатых выражений - «кесарю - кесарево, а Божие - Богу». Многие сейчас понимают это так: «каждому - свое». Иначе говоря, «требованиям жизни надо отдавать свою дань, а убеждениям свою, поэтому, отбросив лишнюю высокопарность, надо трезво подлаживаться под житейские нужды». Однако в той ситуации, когда эта фраза была впервые произнесена, она явилась ответом Иисуса Христа на конкретно поставленный вопрос. А цена ответа - Его жизнь.

 
   
ГДЕ НАХОДИТСЯ «ЛОНО АВРААМОВО»?

Александр Ткаченко

Церковь учит, что только после Христа для людей открылись ворота Рая. Есть мнение, что даже все библейские праведники и пророки неизбежно оказывались в аду после своей смерти. Но в Библии ясно сказано, что ветхозаветный пророк Илия вознесся на Небо. А в известной притче о богаче и Лазаре Христос говорит, что после смерти лишь богач попал в муку, Лазарь же утешился. Как все эти утверждения соотносятся друг с другом.

 
   
Христианская Троица и языческие триады

А.И. Осипов. Христианская истина о Боге Троице

Среди мусульман и противников христианства существует расхожее представление, что христианская Троица - это заимствованная из древних религий идея триад языческих богов. Как правило, эти критики не пытаются по-настоящему разобраться в данном вопросе и понять, каковы же принципиальные отличия Троицы Нового Завета от языческих триад. На самом деле, учение о Троице - это принципиально новое отличное от всех дохристианских представлений учение - о едином Боге при троичности Его Ипостасей (Лиц)...

 
   
ЗНАК КРЕСТА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Феодорос Рокас, богослов (перевод с греческого)

В своем Первом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет: «Иудеи требуют чудес» (1 Кор. 1:22). Иудеи требовали неких сверхъестественных знаков – воскресения мертвых, исцеления бесноватых, которые смогли бы заставить их поверить в проповедь о Кресте. Они искали этих чудес, не замечая тех великих знаков, которые Бог уже являл им в прошлом всякий раз, когда они оказывались в опасности. Конечно, тем знаком, который они требовали, был крест. Его предзнаменования, с одной стороны, проходят через весь Ветхий Завет, с другой – он всегда находился рядом с ними, спасая народ Божий от гибели и исчезновения.

 
   
ОДНО ИЗ ИМЕН ЕГО - «УТЕШИТЕЛЬ»

Православие.ru

Рано или поздно Господь попускает нам встряску, искушение. Это естественно, нормально. Так, отнимая от нас всякую радость и сладость, сокрытую в земном, напоминает Царь Небесный нам, христианам, что одно у нас на самом деле утешение — Он. Потому и одно из имен Его — Утешитель.

 
   
Космология святителя Николая Сербского (учение святителя Николая Сербского о сотворении мира)

В данной статье предлагается обзор учения святителя Николая Сербского о сотворении мира. Кандидат богословия, преподаватель МинДА протоиерей Виктор Василевич также проводит аналогию с подобным учением у других отцов.

 
   
Христологические ереси: как Церковь формулировала свое учение о Христе?

Церковное учение о Христе – христология – является продуктом длительной эволюции. На протяжение первых двух столетий христианской эры, Церковь только формирует свой понятийный аппарат, переводя истины Откровения с поэтического языка живой и непосредственной иудейской религиозности. Долгое время, Она не имела разработанной богословской терминологии для изъяснения тайны Воплощения. В этих условиях многочисленные попытки рационализировать главную тайну христианства, изъяснить ее языком античной философской традиции порождают христологические ереси, большинство из которых преодолеваются Церковью лишь к концу эпохи Вселенских Соборов. Каждая ересь становится своеобразным толчком к развитию православного вероучения, заставляя богословов снова и снова проговаривать ключевой догмат христианства, уточная и углубляя его формулировки.