Статьи - Богословие

ИСКУПЛЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ

Преподобный Иустин (Попович)

Не в человеке, но в Богочеловеке чудесным образом заключается наше спасение от греха, смерти и дьявола. Почему? Потому что Единородный явил нам пример безгрешного человека. Неопровержимым фактом является то, что дьявол, смерть и грех пытаются завладеть всеми людьми без исключения. Так как тело Богочеловека было безгрешным, дьявол и смерть были не властны над ним. Воскреснув и победив Своим Воскресением смерть, он открыл всякому телу дверь воскресения и вечной жизни. Господь пребывал в Его «умершем теле» и в Его душе, и, спустившись в ад, Спаситель будто говорил дьяволу: «Вот мое умершее тело». Его смерть показывает, что тело Его было вполне человеческим. «Вот душа моя, с которой я пришел в ад. Взгляните, что и тело и душа моя не имеют ни тени греха. Они абсолютно безгрешны и святы, над ними не властны ни смерть, ни ад. Тело мое безгрешно, и своей безгрешностью, Божественной чистотой и святостью спасает человеческую природу от греха, смерти и дьявола, освобождает людей от их козней и открывает путь всякому человеческому существу к воскресению и вечной жизни».

«Мы имеем искупление кровью Его». Почему «кровью Его»? Потому что кровь, являющаяся частью Его плоти, стала Божественной и своей Божественностью избавила человеческую природу от гибели. Но вследствие чего? Потому что кровь тела Его – Божественная, живоносная и вечная, осталась таковой и в Его новом теле – Церкви. И мы «имеем искупление кровью Его», так как, живя в Его теле – Церкви, причащаемся Его крови в таинстве святой евхаристии, и Тело становится нашей безгрешной жизнью, бессмертием, святостью, спасением и обожением. «Имеем оставление грехов Его кровью», ибо Его Божественная, чистейшая и бесценная кровь пролилась за наши грехи. После этого «кровопролития» ни один человеческий грех не остался без отпущения и прощения. Насколько богат человек благодатью Христа, настолько сильным будет действие Его крови. В этой драгоценной и живоносной крови находит искупление и прощение грехов всякий, кто соединяется с Христом и Его богочеловеческим телом, которым является Церковь.

Преп. Иустин Попович, “Послание к Эфесянам святого апостола Павла.”