Предыдущий день

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Понедельник 6-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА (седмица ваий)

В будние дни Великого поста Евангелия не читаются

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Понедельник 6-й седмицы Великого Поста

Шестая и последняя неделя святой Четыредесятницы называется неделею ваий, цветоносною и цветною, от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями. Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вместе с Лазарем Четверодневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех нас к духовной встрече Царского входа Господа в Иерусалим.

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

(На 6-м часе: Ис. 48:17-49:4. На веч.: Быт. 27:1-41. Притч. 19:16-25)

Бытие. Глава 27, стихи 1-41:

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.
2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;
3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.
5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;
6 а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.
8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:
9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.
11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;
12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.
13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.
15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова;
16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;
17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.
18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.
21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?
22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.
23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его
24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.
25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.
26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.
27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;
28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;
29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!
30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.
31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.
34 Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
35 Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.
36 И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения?
37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?
38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал.
39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;
40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

Книга пророка Исаии. Глава 48, стихи 17-22, глава 49, стихи 1-4:

17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские.
19 И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих — как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.
20 Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: «Господь искупил раба Своего Иакова».
21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.
22 Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;
2 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня;
3 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
4 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

Притчи Соломона. Глава 19, стихи 16-25:

16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
22 Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийТак говорит Господь: «Я Господь Бог твой,.. научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки; не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною» (Ис.48:17–19). Под каким условием? «Выходите из Вавилона» (Ис.48:20).

Вавилон – это образ греховности всесторонней. Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянет беззаконий твоих, и предаст забвению все неправды твои. Опять поступишь в милость к Нему, – и тогда только ходи путем, которому учит Он тебя, и будет, как река мир твой внутренний, как песок – благопомышления сердца твоего, и как персть земли – плоды доброделания твоего.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Быт. 27:1-41)

Священник Дмитрий Барицкий

В семье патриарха Авраама существовал такой обычай: продолжить дело отца должен был старший сын. Именно он становился носителем и хранителем тех благословений и обещаний, которые Господь дал патриарху. Высокая миссия и предназначение каждого первенца этой семьи заключалась в том, что он становился вождем народа и именно среди его потомков должен был родиться Спаситель всего мира, Иисус Христос. Это был закон, освященный временем. Та история, которую мы услышали сегодня, повествует о том, что порой Господь отступал от этого строгого правила.

Внуки патриарха Авраама, Исав и Иаков, несмотря на то, что были двойняшками, очень сильно отличались друг от друга. Исав был искусным охотником и суровым воином. Он был прямодушен и прост. Иаков, как говорит Писание, был «человеком шатров», то есть любил размеренную, комфортную жизнь. В отличие от брата, он был человеком непростым, отчасти лукавым и даже склонным к авантюрам. Именно Исав должен был стать наследником. Однако в результате обмана отца и старшего брата им становится Иаков. Непонятная ситуация. Как Господь допускает это? Лукавый и далеко небезупречный нравственно Иаков получает все, а прямодушный Исав — ничего.

Бог судит о людях иначе, нежели мы. Он смотрит вглубь человека. В первую очередь Его интересует наше сердце и то, на что оно способно ради Господа. Тем более это важно, когда речь идет о человеке, на которого возложена миссия стать вождем богоизбранного народа. Его главной отличительной чертой должна была быть крепкая вера. Готовность, даже несмотря на свое несовершенство, послужить великому делу.

Именно отсутствие этого качества регулярно демонстрирует Исав. Например, мы помним, что он с легкостью продает первородство за чечевичную похлебку. Предание рассказывает, что после смерти Авраама Исаак растратил все имущество отца. Он обеднел и не мог оставить своему преемнику достойного наследства. Такое первородство не нужно Исаву. Он с легкостью меняет его на тарелку супа. Исав безразличен к вопросам веры и равнодушен к той миссии, которую возложил на потомков Авраама Господь. Другими словами, пороки Исава обнаруживают его полную несостоятельность для дела руководства народом Божиим.

Совсем по-другому ведет себя Иаков. Для него те обетования, которые Господь дал его деду и отцу, так важны, что он всеми правдами и неправдами пытается заполучить их. Жажда Господних благословений и богообщения так сильна в нем, что именно к Иакову, как к более достойному, и переходит духовное первородство. Так совершилась воля Божия. Это почувствовал и сам Исаак, когда обман раскрылся. Как говорит Писание, «вострепетал Исаак весьма великим трепетом» (Быт. 27:33). Именно поэтому он не наказал своего младшего сына за ложь.

Все это, дорогие друзья, открывает нам одну важную истину. Не стоит судить о людях окончательно исключительно по их характеру и темпераменту. Человек много глубже, чем нам кажется. Если его сердце горячее и готово служить Творцу, Бог обязательно даст ему шанс справиться и со своими душевными недостатками. И вся последующая жизнь Иакова тому яркий пример. И напротив, не будем слишком уповать на свою добропорядочность и душевные качества. Лучше вглядимся в себя: что происходит за всей этой завесой чувств, мыслей и эмоций в самой сердечной глубине. Есть ли в ней тот огонь и та преданность, ради которых Господь готов вмешаться в нашу жизнь и если потребуется нарушить все мыслимые правила и законы этого мира.

***

Священник Антоний Борисов

Когда-то даже самые привычные для нас сегодня вещи были людям в новинку.

В наши дни мы не задумываясь, если начались проблемы со здоровьем, отправляемся куда? Правильно — в поликлинику. Но, как вы уже догадались, так происходило не всегда. В древности подобных поликлинике учреждений просто не существовало. Больные лечились у знахарей, травников, костоправов.

Впервые оказывать людям систематическую медицинскую помощь начали в городе Кесария Каппадокийская (территория нынешней Турции) в четвёртом веке по инициативе местного епископа — святителя Василия, прозванного впоследствии Великим. Святитель Василий построил в Каппадокии целый комплекс зданий, включавший храм, школу, детский приют и лечебницу — прообраз современной поликлиники. Создание Василиады, так прозвали построенный святым комплекс зданий, далось ему огромным трудом. В том числе, приходилось Василию иметь дело с враждебными действиями власти — двух императоров: еретика Валента и язычника Юлиана Отступника. Святому было очень тяжело, но он справлялся с непростой участью при помощи молитвы, в которой в частности просил — «лукавые поступки добрыми сделай, Господи, благостью Твоей». И действительно все враждебные происки неприятелей Бог оборачивал по просьбе Василия на пользу христианам Каппадокии.

В сегодняшнем библейском чтении речь также идёт о человеческом лукавстве и о том, как Господь зло способен направить к добрым целям. Мы становимся свидетелями обмана. Престарелого праотца Исаака обманывают его супруга Ревекка и второй сын Иаков. Ревекка захотела, чтобы предсмертное благословение отца получил её любимец Иаков. Старшего же сына Исава она захотела духовного наследства отца лишить. План Ревекки удался. Она замаскировала Иакова — надела на него одежду брата и обернула руки сына козьей шкурой (Исав был чрезвычайно волосат). Слепой Исаак не распознал обмана. Вместо старшего сына он благословил младшего, таким образом передав ему миссию по сохранению веры в истинного Бога. Греховное действие совершилось, и оно, конечно же, не принесло Иакову жизненного счастья. Духовное преступление вообще никогда радости не доставляет. Но Ревекка думала, что благословение отца гарантирует её любимому сыну безоблачную жизнь. Будущее, однако, показало, что богоизбранничество ведет за собой массу трудов и даже неприятностей. Иаков смог убедиться в этом на собственном опыте. Но, к его чести, ветхозаветный праведник оставался верным Господу всегда и, каясь в грехах прошлого, смиренно нес возложенную на него миссию.

Чему учит нас сегодняшнее чтение? Тому, что Бога, во-первых, нельзя обмануть. И если даже хитрость удалась, это еще ее значит, что Господь идёт у нас на поводу. Во-вторых, не стоит унывать и опускать руки, когда кто-то или что-то мешают нам совершать добрые дела. История, как библейская, так и церковная, доказывает — человеческие злоба и лукавство ничто перед благим промыслом Божиим. Отец Небесный никогда не оставляет верных ему людей. И помогает им, не только духовно вдохновляя и поддерживая, но и оборачивая на помощь богоугодным целям лукавство мира сего.

***

(Книга пророка Исаии 48:17-49:4)

Иеромонах Феоктист (Игумнов)

Отдельные фрагменты Священного Писания способны произвести несколько навязчивое впечатление. Причина этой кажущейся навязчивости в том, что они подобны рефрену, который со временем начинает восприниматься как некий, по удачному выражению одного современного богослова, благочестивый шелест. Благочестивым шелестом может быть как привычный непонятный текст, так и то, что вполне понятно, но перестаёт восприниматься сознанием из-за частого однообразного повторения. Безусловно, превращение какого-либо текста в такой шелест — первый признак того, что нам необходимо обратить особое на него внимание. Пророк Исайя призывает своего слушателя внимать заповедям Божиим. Вполне стандартный, естественный и ожидаемый призыв Священного Писания. Обещание того или иного блага за исполнение заповедей — тоже. Единственное, что отличает услышанный нами сегодня призыв от множества других подобных — это не совсем обычные блага, которые обещаны в качестве следствия внимания к заповедям. За это Бог через пророка Исайю обещает превратить мир человека в подобие реки, а правду — в волны морские. Пожалуй, это единственное подобное обетование. В нём нет упоминания ни Небесного Царства, ни плодородных полей, ни множества голов скота, ни долголетия, ничего из того, чем обычно сопровождаются подобные обетования на страницах Библии. Впрочем, отголосок обетования мира можно найти в христианском богослужении. Мы постоянно молимся за богослужением о мире всего мира. А всеобщий мир начинается с мира отдельного человека. Образ реки здесь очень удачен, сравнение с ней говорит о том, что для внимательного к заповедям Божиим мирное устроение духа не может прекратиться. Да, случаются периоды засухи, духовного оскудения, но тем не менее мирный дух продолжает пребывать с человеком, подобно тому как река течёт всегда, в какие-то времена года её воды полнее, в какие-то она становится мелководна, но её течение никогда не останавливается. Пророк говорит о правде человека, уподобляет её морю, которое также один из символов постоянства. Уходят люди, меняются эпохи, а море по-прежнему бьётся своими волнами о берег, на его фоне происходят самые разные события, а оно остаётся постоянным. Так и правда почитающего заповеди человека, так и его чистая совесть — это те константы, которые пребывают всегда, несмотря ни на что, они неизменно побеждают, как побеждает море своим постоянством скоротечность бурления человеческой жизни на его берегу.

***

(Притчи Соломона, Глава 19:16-25)

Священник Стефан Домусчи

Часто ли мы задумываемся о том как нам жить? Или мы просто плывём по течению, рассуждая как все, поступая как все, лишь от части участвуя в устроении собственной жизни? Какое наша жизнь создает впечатление?

Думаю, более-менее, очевидно. Мы многое пытаемся устроить, заботимся о завтрашнем дне, о здоровье… о карьере и славе, пытаемся заработать больше денег и хотим сделать в жизни что-нибудь достойное.

Но что интересно, но само наше представление о достойном поступке и вообще о достойной жизни нередко отличается от представления библейского и как собственно и христианского.

Сегодняшнее чтение говорит нам: «Хранящий заповедь хранит душу свою а нерадящий о путях своих погибнет». Получается, что радеть о путях своих, то есть заботиться о своей жизни, это не просто думать как прожить лучше с наибольшей выгоды и наибольшим комфортом, с тем чтобы добиться личностного роста и всего прочего…

С библейской точки зрения радеть о путях своих — это заботиться о сохранении души. Сохранить же душу можно только сохранив заповедь, которая оберегает правильный путь.

Разница огромна. Ведь на вопрос «что значит заботиться о своей жизни»? сегодня и в древности мы получили бы принципиально разные ответы. Сегодня нам сказали бы — строить карьеру или вести здоровый образ жизни, но еще несколько веков назад, в эпоху, когда человек жил христианскими категориями, мы услышали бы, что забота о жизни — это соблюдение заповедей Божиих.

И вот мы, современные христиане, оказываемся перед дилеммой: мир зовет нас к земному развитию и карьерному росту… И Священное Писание к чему-то иному. Причем нам может показаться, что это иное — совершенно противоположно мирскому. Однако честный взгляд на книгу Притчей показывает, что Соломон не был противником земного развития, но призывал устраивать его так, чтобы оно не противоречило заповедям.

В уловку максимализма попадаются многие. Раз мир живет по грязным законам, от него надо бежать. Но Библейская точка зрения иная: по каким бы законам не жил мир, ты должен жить в нем по законам Божиим. Не бежать из него, но своим присутствием исправлять, будучи примером для других.

Причём призыв к сохранению заповедей проникает во всю глубину человеческой жизни. Мы слышим наставление о воспитании детей, слышим о том как нам воспринимать советы других, даже о том как принимать критику, чтобы стать мудрыми. Однако, ценность соблюдения заповедей оказывается под вопросом, когда мы слышим из уст Соломона «много замыслов в сердце человека но состоится только определенное Господом».

В чем тогда смысл всех этих призывов? В чем ценность добродетели, если мы со всех сторон ограничены определением Божиим? И неужели Бог определяет так же и все грехи мира? Все его нечестие? Всю его жестокость? Конечно же нет!

Эти слова говорят не о том, что все мы, чего бы ни пожелали, все равно действуем как марионетки… Бог действительно управляет миром, но не действует вместо нас. Он может направить нас по тому пути, который приведет нас с спасению, но не заставляет нас по нему идти. В мире действительно ничего не происходит без воли Божьей. Но ведь сама она может быть как повелевающей, так и позволяющей. И все наши действия оказываются именно нашими, потому что Бог как Вседержитель и Творец мира определил нам быть самостоятельными и свободными. И эта мысль оказывается очень радостной и придающей ответственности одновременно. Ведь мы в руках Божиих и в то же время, нам дано самим заботиться о своей жизни.

***

Протоиерей Павел Великанов

Среди сегодняшней подборки афоризмов Царя Соломона хочется сфокусироваться на одной фразе: «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его». Тот, кто знаком хотя бы поверхностно с литературой по психологии, знает, как много внимания страху уделяют современные науки о душевном здоровье. В определённом смысле, тот, кто может «докопаться» до глубинных страхов человека — получает возможность радикальным образом изменить его жизнь: ведь страхи «работают» на досознательном уровне — но когда выводятся на поверхность, «обличаются», тщательно просматриваются и проговариваются — они перестают быть кошмарными чудовищами, — теми грозными силами, которые раньше держали душу в своей власти.

Но неужели тогда призыв к «страху Господнему» — с точки зрения современной психологии — это по определению разрушительная, деструктивная установка для человека? Но — не будем торопиться с выводами! Давайте лучше внимательнее вчитаемся: страх Господень — внимание! — ведет к жизни, — это раз; второе — кто имеет его, всегда будет доволен, и, наконец, третье — зло не постигнет его. Другими словами, автор притчей описывает имеющего страх Господень человека как совершенно счастливого: у него жизнь «жительствует», он внутри себя вполне доволен и удовлетворён, да и снаружи беды и горести предпочитают его обходить стороной. Где тут хотя бы намёк на ту или иную душевную проблему или тем более патологию? Получается, либо само по себе утверждение автора — обманчиво, либо — наше понимание страха Господнего — ошибочное? Я склоняюсь, конечно же, ко второму.

Что же тогда представляет собой этот поистине целительный «страх Господень»? Для объяснения я бы протянул ниточку от Ветхого Завета к Новому, к посланию апостола Павла к Ефесянам, где он говорит: жена да убоится мужа своего! Так и хочется спросить — а если она и правда своего мужа любит? Как ей тогда его бояться? Разве страх — не противоположен любви? И вот теперь мы вплотную подошли к ответу. Страхи бывают очень разные. Есть тревога. Есть паника. Есть цепенеющий ужас. Есть просто боязнь. А есть — трепет, благоговение. Когда у вас в руках оказалась нежнейшая, изумительная в своей красоте и уязвимости бабочка — и вы боитесь неуклюжим движением повредить эту невиданную грациозность и красоту. Когда жена так боится своего мужа — она просто благоговеет перед их любовью друг ко другу и трепетно оберегает отношения, чтобы между ними никакая чёрная кошка не пробежала. И если с такого ракурса посмотреть на страх Господень — становится понятно, что это — не сковывающий душу ужас, а трепетное благоговение перед Тем, Кто и привёл нас в этот мир, Кто ежесекундно о нас заботится, Кто бесконечно велик по сравнению с нами — но чья любовь к нам ещё более уязвима, чем бабочка в ладони — потому что она была однажды распята на Кресте!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Протоиерей Александр Глебов

Сегодняшнее, достаточно пространное, чтение из 27-й главы книги Бытия является частью истории об очень непросто складывающихся отношениях между двумя братьями-близнецами, сыновьями ветхозаветного патриарха Исаака, внуками Авраама – между Исавом и Иаковом. Мы сегодня слышали, как Иаков обманом присвоил себе благословение отца. Но борьба Иакова за первенство началась еще в утробе их матери, Ревекки. Перед тем как родить Ревекка почувствовала, что дети стали как бы биться в ее утробе, и она обратилась к Господу с вопрошанием, что означает эта борьба ее еще не родившихся сыновей, и Господь ответил ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей. Один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». Действительно, потомки Иакова, израильтяне, и потомки Исава, идомитяне, враждовали между собой. Но в конечном итоге идомитяне, то есть потомки Исава, были уничтожены израильтянами, потомками Иакова. Вот так в истории сбылось откровение Божие Ревекке о судьбе ее сыновей и народов, которые произойдут от них.

Тело сына, который родился первым, было очень красным и все покрыто волосами – поэтому родители назвали его Исав, что означает «волосатый» или даже «косматый». А второй сын появился на свет вслед за первым, и к тому же он держал своего брата рукой за пятку. И поэтому он был назван Иаков, что можно перевести как «тот, кто держится за пятку, и тем самым пытается запнуть или обойти».

В наши дни имя является просто опознавательным знаком. Каждый человек, каждый из нас имеет имя, но изначальный смысл имени никак не связан с личностью человека. Ведь нередко люди даже не знают, что означает их имя, и, называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из очень ограниченного круга имен, которые употребляются в их культуре, или модных на данное время. И большее внимание обращают на благозвучность имени, чем на его значение. А вот в древности было все иначе. К имени относились не просто как к опознавательному знаку, но как к символу, который указывал на основополагающие характеристики его носителя, который находился с ним в прямой связи. Человек в Ветхом завете воспринимался по принципу: каково его имя, таков он и есть.

И вот дальнейшая история покажет справедливость имен Исава и Иакова. То, что не удалось Иакову силой сделать еще в утробе своей матери – родиться первым, удастся хитростью. Он все-таки стал первенцем Исаака и получил его благословение. Как это произошло, мы сегодня слышали, но почему первенство, первородство было столь важно? Для нас сегодня этот вопрос не принципиален – какая разница, какой ты по счету ребенок в семье? Наоборот, даже младшему иногда, может быть, и лучше, потому что родители его балуют, не так к нему строги, позволяют что-то, что не позволяют другим, старшим, и так далее. Но в древности было не так. Первенец имел право первородства. Он наследовал своему отцу как глава семьи и получал большую часть его собственности. Впоследствии, когда возникла монархия, первенец наследовал царский престол, что, конечно, часто порождало конфликты между родными братьями, да и не только в древности, но и уже куда в более поздние времена. И вся эта история с борьбой Иакова за первородство показывает нам его не с лучшей стороны. Человек хитрый, можно даже сказать, коварный, он не останавливается ни перед чем для достижения своей цели. Воспользовавшись голодом и нетерпеливостью своего брата Исава, он за чечевичную похлебку буквально выторговал у него первородство. Затем, используя хитроумную выдумку своей матери, он обманывает своего ослепшего отца Исаака и, выдавая себя за старшего брата, получает благословение на главенство в роде.

Подобные истории в Ветхом завете не редкость. Они, конечно, не редкость и в человеческой жизни в целом. И коварство, и обман, и стремление к первенству, к власти, к материальному превосходству – все это мы встречаем на каждом шагу. Но удивительно то, что на страницах ветхозаветной истории носителями отрицательных качеств, а порой греховных и даже преступных деяний выступают люди, которые должны служить для нас авторитетом и примером для подражания. Хотя бы потому, что имена многих из них внесены в святцы, в дни памяти некоторых из них установлены церковные праздники, совершаются богослужения. Например, память пророка Илии – это один из значительных праздников Православной Церкви. И в то же время слово Божие раскрывает перед нами их образ как людей не просто небезупречных, но часто коварных и жестоких.

А вот то, что у нас возникают подобные вопросы, это хороший симптом. Это знак того, что благая весть, принесенная Христом, изменила мир к лучшему. Мы стали более нравственно требовательны, чем люди до Христа. И то, что тысячелетия тому назад вопринималось как норма, сегодня у нас вызывает возмущение и неприятие. Но мы не можем применить к людям, которые жили до Христа, христианские нормы. Для них идеалом было ветхозаветное законодательство, к тому же идеалом далеко не всегда досягаемым. А Иаков жил вообще до всякого законодательства. Но ведь жертва Христа не была напрасной, она действительно изменила мир, дала людям силу Божественной благодати, а поэтому и требования Нового завета значительно выше – о чем, кстати, и говорит Христос в Нагорной проповеди, в Своих знаменитых шести антитезах, которые начинаются так: «Вы слышали, что было сказано древними… А Я говорю вам…» И далее Он уже расширяет требования нравственных норм. Есть такой эпизод в Евангелии, когда Господь со Своими учениками идет из Галилеи в Иерусалим, и проходят они Самарию. И самаряне не приняли Христа. Тогда апостолы Иаков и Иоанн в гневе обращаются к Спасителю с такими словами: «Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» К тому же, смотрите, кто это говорит? Апостол Иоанн, названный в церковной традиции апостолом любви! Но до сошествия Святого Духа он жил, естественно, и ветхозаветным законом, и воспитанный на ветхозаветной истории с ее фактами о том, как надо карать грешников. Но Христос что на это ответил ученикам? Он сказал им: «Не знаете, какого вы духа». Так что дух Илии и дух Христов – это не одно и то же. А потому мы и не находим в поступках ветхозаветных праведников того, к чему позднее призывал Христос.

А продолжая историю Иакова, надо сказать еще вот о чем. Все эти авантюры Иакова для достижения полномочия первенства, естественно, привели к тому, что Исав возненавидел брата. Иаков был вынужен бежать в Харран, к своему дяде Лавану, который, как впоследствии выяснилось, является не менее искусным обманщиком, чем сам Иаков. И после многих трудностей, которые пришлось пережить Иакову, он решил вернуться, вернуться в землю обетованную. Он решил примириться с Исавом и вообще пересмотреть свою жизнь, отказаться от своих честолюбивых планов, от коварных методов. Он понимает, что то, что он сделал, было грехом. Да, он обманом получил благословение своего отца. Но его душа томится, и он хочет получить благословение Божие, а благословение Божие обманом и хитростью получить невозможно. Поэтому Иаков приносит покаяние Богу. И в ночь перед встречей с Исавом, которая была небезопасной для Иакова, в эту ночь то ли во сне, то ли наяву у Иакова произошла борьбе с Кем-то. К тому же впечатление от этой борьбы было столь явным, что Иакову казалось, что он действительно боролся с живым человеком и, более того, он получил рану в бедро и потом всю жизнь хромал. К рассвету эта борьба была закончена, и Тот, Кто противостоял Иакову, Тот, с Кем он боролся, благословил его. В христианской традиции это место толкуют как борьбу Иакова с Богом. Но, точнее, борьбу за обретение Бога в своем сердце. Вот этот переломный момент в жизни Иакова, когда он из лживого, коварного, честолюбивого человека, переборов себя с помощью Божией, становится совершенно иным, достойным всякого подражания. Господь благословляет его и дает ему новое имя в знак его перемены – Израиль; имя, которое надо понимать двояко – и как «Богоборец», и второе его значение «Бог хранит». А поскольку, как я сегодня уже говорил, для древних имя было символом натуры, то изменение имени означало перемену человека, его характера, его жизни и целей. Для Иакова это был момент подлинного покаяния, ведь покаяние по-гречески «метанойя», и буквально означает «перемена ума». И вспоминая историю Иакова, мы и вспоминаем это изменение сознания человека. Иаков из побеждавшего хитростью, «запинающего», «обходящего» превратился в того, кто все свои силы стал направлять на общение с Богом, на соблюдение Его заповедей, и поэтому Бог хранил его. А его потомки, израильтяне, которые усвоили себе это имя «Израиль», предстают нам со страниц библейской истории и как хранимые Богом, это было тогда, когда они хранили веру в Бога, следовали путям Господним, но, с другой стороны, и как богоборцы. Ведь имя Израиль, напомню, имеет два значения: «Богоборец» и «Бог хранит». И были они богоборцами, когда отступали от Истинного Бога, побивали пророков, а своего апогея это богоборчество достигло тогда, когда они распяли Сына Божия.

Но для нас вся эта история с обращением Иакова полезна и назидательна. Особенно во дни Великого поста, цель которого и есть изменение человека, приближение человека к Богу. И эта история свидетельствует, что путь покаяния ни для кого не заказан. И как бы ни велики были наши прегрешения, как бы ни велико было падение человека, и как бы маловероятным не казалось его обращение, для Бога ничего невозможного нет. И в ответ на наше желание и усилия выйти из-под власти греха Бог дает нам силу, Он дарует нам поток Своей Божественной благодати, воссоздающей и обновляющей нас. Аминь.

Церковный календарь. 19 апреля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 19 апреля

Читаем Апостол. 19 апреля

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 18 апреля

Мульткалендарь. 19 апреля. Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский

Мульткалендарь. 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская

&nbsnbsp;