Пятница 4-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА

В конце изобразительных совершается поклонение Кресту. Литургия Преждеосвященных Даров

В будние дни Великого поста Евангелия не читаются

(Ис. 29:13-23, Быт. 12:1-7, Притч. 14:15-26)

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Пятница 4-й седмицы Великого Поста

«Христос пришел и принес прощение, оправдание и жизнь, но дарует это не просто, а при посредстве креста», – говорит святитель Иоанн Златоуст. В Кресте Христовом – смысл всей жизни и всех дел Спасителя.

Книга пророка Исаии. Глава 29, стихи 13-23:

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: “кто увидит нас? и кто узнает нас?”
16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: “не он сделал меня”? и скажет ли произведение о художнике своем: “он не разумеет”?
17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?
18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, 20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,
21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.
22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.
23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

Бытие. Глава 12, стихи 1-7:

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи.
7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему.

Притчи Солома. Глава 14, стихи 15-26:

15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.
20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? но милость и верность у благомыслящих.
23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
24 Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
26 В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1)

Это явный образ того изменения сердечного, которое совершается в истинно верующих, когда они искренно берут на себя крест свой и последуют Христу. Оставляют они отца своего – самость, распиная ее самоотвержением; оставляют род свой – свои личные греховные склонности, страсти и привычки, распявши их решимостью неуклонно во всем следовать страстеубийственным заповедям Господним; оставляют землю свою, всю область греховную, мир, со всеми его требованиями, распиная его решимостью быть для него чуждым, хотя бы для этого необходимо было потерпеть не только потери в имуществе и весе общественном, но и самую смерть.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О молитве и уповании на помощь Божию

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Чин Литургии Преждеосвященных Даров соединен с вечерней, на которой мы слышали умилительный 141-й псалом святого царя Давида. Это один из самых ярких и запоминающихся псалмов, которые предлагает Святая Церковь для нашего вразумления на каждой вечерне, но особенно впечатляюще звучит это церковное песнопение сейчас, во время Великого поста, потому что очень четко определяет молитвенное состояние христианской души в эти благодатные дни. Разве не с трепетом сердечным воспеваем мы вместе со святым Псалмопевцем: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию перед Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу?!

Давид воспел этот псалом, скрываясь во время гонений от Саула в Одолламской пещере. Во время бедствий святой Давид взывал ко Господу и только в Нем одном искал защиту, не надеясь тщетно на человеческую помощь, которая так и не приходила.

Вот так же и мы порой напрасно ждем… И мы не дожидаемся помощи от ближних своих, не обретаем в них желанное заступление. Как часто наши ожидания не бывают оправданы! Да, к сожалению, в сегодняшнем мире на первое место часто ставится погоня за славой, успехом, общественными почестями, материальным благополучием. А любовь, милосердие, сострадание, сочувствие если совсем не забываются, то отступают на второй план. Потому что человек, не знающий Господа, как правило, думает прежде всего о себе, а не о ближних своих.

Однако даже в том случае, когда помощь людская все-таки приходит, никакое человеческое участие в нашей жизни не способно затмить неизреченные Божественные милости, ту благость, которую мы имеем от общения с Богом. Выше Божией помощи и благодатнее Его покрова ничего нет! Так почему же чаще всего не от Бога, а от людей ищем мы участия и сострадания?!

Господь готов в любую минуту прийти к нам, озарить скорбящие души наши Своей любовью! Только мы с вами далеко не всегда стремимся Его принять! Нам нравится потворствовать своей плоти, тешить самолюбие, испытывать сладострастие. Но задумаемся однажды и поймем, насколько все это — временно, незначительно и ничтожно по сравнению с блаженной вечностью, с наследованием Царствия Небесного!

А ведь Бог не только открыл нам путь в Царствие Небесное, но и облагодетельствовал многими дарами при прохождении этого пути. Есть у нас верные и испытанные средства, которые помогают стяжать милость Отца Небесного. Средства эти — наша незыблемая вера, пламенная христианская любовь и искренняя молитва. С ними нам ничего не страшно! С верою и любовью помолимся ко Господу, возвестим пред Ним свои печали, и обязательно утешит нас Вселюбящий Бог. Потому что, как говорит Святитель Иоанн Златоуст, «молитва — причина спасения и бессмертия души».

Но чтобы молитва наша пред Богом была искренней и имела дерзновенную силу, мы должны облечься делами милосердия и любви, которые будут деятельными свидетельствами истинности нашей веры и благочестия. Святитель Григорий Нисский пишет: «Не всякий просящий может получить то, что желает, но тот, кто делами приобрел право просить с дерзновением».

Недаром отцы Святой Церкви поучают, что у молитвы два крыла: милостыня и милосердие. Именно дела благочестия позволяют молящемуся не только с верой и упованием взывать к Богу, но и взыскать с неба надежду на столь необходимый ответ. Вот об этом всегда надо помнить и ни в коем случае не отчаиваться, верить, что Господь слышит всякое молитвенное воздыхание, исходящее от сокрушенного и преданного сердца.

Именно об этом говорил нам сегодня Псалмопевец Давид: Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. Когда у Давида уже изнемогал дух и он отчаивался получить помощь, Бог управил его путь, потому что знал стезю верного Своего раба и видел те сети, которые расставляли против него враги. Господь не допустил погибнуть усиленно молящемуся Давиду, несмотря на то что тот уже терял мужество. Творец благословил действия праведника, явил ему защиту и благоволение. И поддержка эта пришла в то время, когда люди отказались от святого угодника Божия, боясь расправы Саула, потому-то Давид нигде не мог найти надежного убежища.

Как похоже это на нашу с вами жизнь, братья и сестры! Ведь и в нас от множества прегрешений порой изнемогает дух. Но когда мы уже отчаиваемся в надежде получить помощь от людей, усиливается молитва, возносимая к небесам. А как только нам становится особенно трудно, Господь приходит на помощь, поддерживая, укрепляя и духовно преображая нас. Не страшно, если мы не получаем при этом понимания окружающих. Даже если все ближние оставят нас и отвернутся, Вселюбящий Небесный Отец всегда примет заблудших чад Своих, сотрет с лица нашего покаянные слезы и помилует для вечной жизни в благословенном Царствии Небесном. И тогда вместе со Святой Церковью воскликнем: Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нет для сердца христианского большего упования, чем упование на Господа! Ничто не может сравниться с этим неизреченным благом. Ведь нам, чадам Церкви Христовой, дано великое право — общаться с Самим Богом, обращаться к Нему в молитве, воспевать Его в непрестанных славословиях. Более того, мы соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве Святого Причащения, мы облечены Божественным родством. И потому Бог — наше Прибежище, наша Надежда на земли живых.

И когда мы изнемогаем, когда, казалось бы, утрачены последние силы, Отец Небесный поднимает нас, падающих и изнывающих, поддерживает и укрепляет на пути спасения. Так же, как Псалмопевец, мы хорошо понимаем, что хотя гонители наши и враги могут быть гораздо сильнее нас, им никогда не праздновать победу над душой христианской, которую питает и согревает Сам Господь.

Изведи из темницы душу мою, — обращается к Богу святой Давид. И мы тоже просим, чтобы Господь Вседержитель избавил душу нашу от всякой скверны, освободил из греховной темницы, в которую все мы заключаем сами себя. Как же хочется очиститься, убелиться паче снега чтобы еще радостнее и торжественнее исповедовать и прославлять имя Господне!

Изведи из темницы душу мою, — взываем мы ко Господу с мольбой об избавлении от тяжелых бедствий, от различных неприятностей и стесненного положения. Святой Давид в услышанном нами сегодня псалме пророчески предрек, что вокруг него соберутся праведники, дабы восславить и воспеть Господа.

Во время Великого поста, благоговейно совершая Литургию Преждеосвященных Даров, верные последователи Христа славословят и благодарят за все воздаяния Всещедрого Бога. Ведь сами мы ничего без Господа не значим! Все, что имеем, вся жизнь наша — от Бога! Господь говорит: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Так как же не воздать Ему хвалу, как не возрадоваться радостью великой, что Господь с нами во все дни, по данному Им Самим благословенному обетованию?! Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим».

Всю свою жизнь святой Давид провел в поклонении Богу. Но что значит поклонение? Поклонение — это покорность воле Божией, душевная простота и смирение сердца. Только Бог — Творец и Создатель — достоин поклонения. Мы поклоняемся нашему Творцу и прославляем Его, любя Бога всей душой и благодаря за все Его благодеяния. Мы воспеваем Господа за Его неизреченную милость, за то, что Он, по словам апостола Павла, хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим. 2:4). Наконец, мы воздаем поклонение Отцу Небесному за Его долготерпение, за желание простить все грехи наши и помиловать нас! Ведь сколько беззаконий мы совершаем, согрешениями своими опять и опять распиная Спасителя, но Бог, по величайшей любви Своей, не наказывает нас, как должно бы, а вразумляет и наставляет на путь истины, ждет нашего искреннего раскаяния и молитвенного обращения к Нему.

Но что же нужно для поклонения Богу? Нужна истинная и глубокая вера, упование на Промысл Божий. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Нет Бога для того, кто не верует в Бога живою верою… Нет никакой пользы видеть Бога телесными очами, когда слепотствует ум, когда вера — эта сила духовного зрения — не действует».

Вот почему вера в Бога, памятование о Нем должны пребывать в нас всегда! Да это и будет, братья и сестры, если сподобимся возлюбить Господа всей душой своей, всем сердцем. Ведь когда человек любит, он постоянно мысленно пребывает со своим возлюбленным, думает о любимом, переживает за него.

Любить Господа — значит иметь в душе страх Божий, и трепет, и поклонение, и всепобеждающий созидательный свет Христов. Любить Господа — значит жизнь свою посвятить самоотверженному служению Ему. Любить Господа — значит ежедневно, ежечасно воздавать благодарение Богу за все благодеяния, за все события земного бытия и смиряться пред Божественной волей.

По Божией милости наша жизнь преисполнена множеством всякого рода благ. Мы столько доброго получаем из щедрой десницы Создателя! Чем же мы можем воздать за все это Господу? Только благодарением и молитвой. Пусть же молитва наша будет трепетной и сердечной, а благодарение — искренним и непрестанным! Проходя благодатное поприще Святой Четыредесятницы, сподобимся вместе со святителем Тихоном Задонским от всей души воскликнуть и возблагодарить Господа:

«Слава Богу за все! Слава Богу, что создал меня по образу Своему и подобию. Слава Богу, что меня, падшего, искупил! Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, что дал мне Свое святое слово, как светильник, сияющий в темном месте (2Пет. 1:19), и тем меня на истинный путь наставил! Слава Богу, что мои сердечные очи просветил! Слава Богу, что дал мне познать святое имя Свое! Слава Богу, что банею крещения грехи мои омыл! Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть — Иисус Христос, Сын Божий, Который говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь… (Ин. 14:6). Столько я от Него получил благодеяний, сколько дышал! Слава Богу за все!» Аминь.

Церковный календарь. 24 марта

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 24 марта

Читаем Апостол. 24 марта

Читаем Добротолюбие. Слово 6

Мульткалендарь. 23 марта
Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский

Преподобный Софроний, затворник Печерский

Этот день в истории. 24 марта