Вторник 7-й седмицы по Пасхе

(Деян.21:26–32; Ин.16:2–13)

Евангелие святого апостола Иоанна, глава 16, стихи 2-13:

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
6 Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

(Ин. 16:2-13) Ин.16:2. Изгонят вас из синагог;

«Изгонят вас из синагог», отлучат от своих собраний и славных мест и лишат всякого общения. Ибо «сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучат от синагоги» (Ин.9:22).

даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Не только вы будете изгнаны из синагог, но и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас будут убивать, как людей вредных, врагов Божиих. И всякий убивающий вас будет так стараться об убиении вас, что «будет думать, что он тем служит Богу», то есть будет думать, что он совершает дело богоугодное и святое.

Ин.16:3. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

Присовокупляет и достаточное утешение. Говорит: «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». Вы будете страдать за Меня и за Отца, и потому терпите. Ибо «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11). Это блаженство да будет вам утешением при воспоминании о нем.

Ин.16:4. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том;

Я сказал вам об этом для того, чтобы вы, когда увидите сбывшимися печальные Мои речи, поверили и прочим. Ибо вам нельзя будет сказать, будто Я, желая обмануть вас, предсказывал вам только приятное; но как, предсказавши печальное, Я не обманул, так и в предсказании о радостном достоин веры. Сказал вместе и для того, чтобы вы не оставались без приготовления, но приготовились бы, помня, что Я сказал Сам об этом, и потому стояли противу скорбей мужественно.

не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Апостолы, услышав, что с ними случатся такие бедствия, отягчены были сильною печалью. Посему Господь говорит: «О таких скорбях Я не сказывал вам прежде не потому, будто не знал, но потому, что Я был с вами, и вы имели во Мне достаточное убежище, и вся война была воздвигнута против Меня, а вы сами были в совершенной безопасности. Итак, тогда не нужны были такие речи, предуготовляющие и предограждающие вас; но теперь, отходя к Отцу Своему и оставляя вас, Я предуведомляю об этом, чтобы вы обезопасили сами себя.»

Как же Господь сказал, что Он не говорил этого сначала, когда написано, что, призвав двенадцать учеников, Он сказал им: «Поведут вас к правителям и царям»? (Мф.10:18). Хотя Он сказал, что поведут вас к правителям, но еще не сказал, что будут убивать вас, как нечестивцев, людей вредных и врагов Божиих. И иначе. Там сказал, что доведется им терпеть от язычников, а здесь сказывает, что бедствия причинят вам иудеи; ибо изгонят из синагоги, без сомнения, иудеи.

Ин.16:5. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
Ин.16:6. Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

«И никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?» Ибо от скорби вы смутились и пришли в исступление; сердца ваши потрясены ожиданием бед.

Ин.16:7. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел;

Но «Я истину говорю вам». Смотри, как Он утешает их. «Сколько, – говорит, – ни скорбите, а Я говорю полезное вам. Вы желаете, чтобы Я всегда был при вас, но это бесполезно для вас. Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам. Посему, хотя вы желаете Моего присутствия, Я не послушаюсь вас, но лучше изберу полезное для вас, чем исполню вредное для вас желание ваше.»

Так и во всем мы должны поступать: для самих себя и для ближних придумывать полезное, а не приятное. Ибо, если Я не умру за мир и не пойду к Отцу, предав Сам Себя в жертву и умилостивление за грехи мира, то Утешитель не придет. Ибо как Он придет, если вражда не прекратится через умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим?

ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

Что могут сказать здесь македонияне, уменьшающие славу Духа и называющие Его рабом Сына? Какая польза Владыке – отойти, и рабу – прийти? Посему вы, ученики, хотя поскорбите по причине Моего отшествия, но обрадованы будете пришествием Духа, которое доставит вам блага большие и важнейшие.

Примечай, пожалуй, здесь же самовластие Духа и соизволение Сына; ибо в словах «Утешитель приидет» выражается власть Духа, а в словах «Я пошлю Его» – благоволение Сына, согласие, если можно так сказать, на пришествие Утешителя и мановение к тому.

Ин.16:8. И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
Ин.16:9. О грехе, что не веруют в Меня;

Утешитель придет. Какая же от того польза? Он «обличит мир о грехе» и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, что Дух руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того не уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут повинны в величайшем грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын плотника, сын бедной матери, хотя Я и совершаю чудеса. А тогда, когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет неизвинительно. Итак, Он обличит их «о грехе», то есть покажет, что они согрешили непростительно.

Ин.16:10. О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

Обличит и «о правде, что Я иду к Отцу Моему», то есть докажет им, что Я, будучи праведен и безукоризнен по жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего в том, что Я иду к Отцу. Ибо Я не взошел бы к Отцу, если бы не был праведен. Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и преступник Закона, Я не удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и притом чести не временной, но вечной. Ибо слова «и уже не увидите Меня» означают, что Он пребудет вечно у Отца.

Ин.16:11. О суде же, что князь мира сего осужден.

Обличит «о суде, что князь мира сего осужден», то есть что Я праведен и безгрешен, – это Дух докажет еще и тем, что Мною осужден и побежден князь мира сего. Они говорили: «бесы в Нем» (Ин.8:48–52; Ин.10:20); «Он творит чудеса силою веельзевула» (Мф.12:24); «Он обольщает народ» (Ин.7:12). Все это окажется ложным, когда диавол осужден и всем доказано, что он побежден Мною. Ибо Я не смог бы совершить это, если бы не был сильнее его, и не был свободен от всякого греха. Чем же это доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа попирали князя мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что Христом он осужден гораздо прежде.

Итак, Дух обличит тех, кои не уверовали, как грешников. Ибо вера разрешает от грехов через отпущение их в крещении, а силы Духа, являемые в верующих, в неверующих не обнаруживаются. Отсюда оказывается, что они сосуды злые, скверные и недостойные вместить в себе Духа. И иначе. Дух обличает неверующий мир «о правде», то есть, что тот лишен праведности, кто не верует в Праведника Иисуса, за праведность вознесенного на небеса. Обличает и «осуждает» как ленивого, потому что по уязвлении сатаны он не хотел преодолевать его.

Ин.16:12. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

Выше сказал Господь, что для вас полезнее, чтобы Я пошел. Теперь излагает это пространнее. «Ныне, – говорит, – вы не можете вместить, а когда придет Он, тогда, получив от Него благодатные дары, вы будете наставлены на всякую истину».

Ин.16:13. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину:

Какую же разумеет истину? Ужели познание обо всем? Сам Господь о Себе Самом не возвещал ничего великого, частью для того, чтобы подать образец смиренномудрия, частью по причине немощи слушателей и неблагонамеренности иудеев. Он не вводил явно и отменения законных обрядов, дабы все не сочли Его за противника Богу. А когда пришел Утешитель, тогда уяснилось достоинство Сына; обо всем сообщено истинное и ясное познание; законные обряды взяты от среды и упразднены; мы научены служить Богу в духе и истине; чудесами, совершенными Духом, вера утверждена.

ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит,

Потом, так как Господь о Духе сказал нечто великое, то, чтобы иные не подумали, будто Дух больше Его, если Он наставит на истину, соделает их способными принять многое и великое, чего в присутствии Христа они не могли вместить, чтобы не подумали этого, Он прибавляет «не от Себя говорить будет», то есть Он не будет говорить ничего отличного в сравнении с Моим. Ибо слова «что услышит», означают то, что Он не будет учить ничему, кроме того, чему учил Христос. Как о Самом Себе Господь говорит: «Что Я слышал от Отца, то говорю» (Ин.15:15), и тем выражает не то, будто Он Сам учится, наподобие дитяти, но то, что Он без Отца ничего не знает и ничему не учит: так должно понимать и о Духе. А что Дух не нуждается в научении, слушай, что говорит апостол Павел. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11). Видишь ли, Святый Дух, как и наш дух, Сам Себя научает. Божество Духа благоразумный узнает и из того, что следует далее.

и будущее возвестит вам.

Ибо говорит «и будущее возвестит вам», а знать будущее преимущественно свойственно Богу. И как для природы человеческой ничто иное так не желательно, как знание будущего, то Господь и этим утешает апостолов. «Столько, – говорит, – Он облагодетельствует вас, что дарует вам и предзнание будущего; а это дарование считается большим всех». И как они должны приготовиться к искушениям, то говорит: «Он приготовит вас к тому, что имеет случиться с вами, чтобы вы по незнанию не пали от неосторожности».

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую исти­ну» (Ин.16:13). Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных? О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, – тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости. Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины – им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоющи, а то сразу видно, что они плод детского воображения.

 

Деяния апостолов, глава 21, стихи 26-32:

26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Деяния святых Апостолов

(Деян. 21:26-32) Деян.21:26. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.   

Остригся Павел и исполнил все иудейские обряды, но не потому, что изменил свое мнение (так как это было бы делом нечистым от порока), а потому, что любовь снисходительна.

«Объявил окончание дней очищения», то есть сам объявлял о себе, что очищение закончено.

Деян.21:27-29. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские! помогите: этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.

Замечай Божие устроение: после того как одни разубедились, другие, из опасения, чтобы не разубедились и остальные, нападают на Павла. Беспокойный характер их виден везде.

Деян.21:30-32. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Хотели убить и тащили его из храма, чтобы с большим бесстрашием совершить убийство.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Ин.16:2–13)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь заранее предупреждает Своих учеников, какие их ждут испытания, чтобы они не соблазнились Его Крестом и никогда не повернули назад от путей Божиих. «Изгонят вас из синагог, — говорит Он, — даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Меч Синедриона и меч государственной власти будет поднят против идущих вслед Христу. Все двенадцать апостолов, кроме апостола Иоанна Богослова, были преданы мученической смерти — под предлогом служения Богу. Дело диавола нередко совершается во имя Божие. Таковы все ереси, расколы, инквизиции. И «человек беззакония», антихрист сядет в храме, выдавая себя за Бога.

Истинная причина вражды мира по отношению к христианам — в том, что они, говорит Господь, «не познали ни Отца, ни Меня». Многие из тех, кто любит председания в синагогах и звание «Учителю, учителю», не знают Бога. Отвергающий Христа не имеет права претендовать на знание Бога. Духовное невежество и ложное знание о Боге уготовляют гонителей истинного благочестия.

Господь объясняет Своим ученикам, почему Он предупреждает их об этом сейчас, и почему не делал этого раньше. Он предупреждает их сейчас, чтобы они, когда придет время, вспомнили, что Он сказывал им о том. Когда наступят наши испытания, мы не должны им удивляться, и хорошо нам будет вспомнить, что Христос заранее говорил о них. Когда же Господь ходил со Своими учениками, Он был всегда с ними, и брал на Себя все вражии нападения на них. Хотя с самого начала Господь готовил их к предстоящим скорбям.

«А теперь иду к Пославшему Меня, — говорит Господь, — и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?» Петр спрашивал об этом и Фома, но Господь говорит о другом. Не надо спрашивать: откуда идут эти скорби? А надо спрашивать: куда они ведут? Ибо любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8:28). Оттого что Господь сказал им о Своем уходе, печалью исполнилось сердце их. Они ничего не видят, кроме предстоящих скорбей. Слишком велики были их надежды на земное Царство и славу их Учителя. Ничто так не препятствует нашей радости о Господе как любовь к мiру сему и мирская печаль.

Единственное, что понимают сейчас ученики, — то, что им предстоит утратить своего Господа. Но Господь говорит им, что это будет лучше для них, потому что, когда Он уйдет, Дух Святой, Утешитель, придет к ним. Послание Духа Святого будет даром, который Христос купит для нас Своею кровью. Присутствие Духа Святого в Церкви станет новым несравненным присутствием в ней Христа. Находясь на земле, Христос мог быть только в одном месте в одно время, но Духом Святым Он — всюду, где двое или трое собраны во имя Его. Любящие Господа могут видеть Его не телесным зрением, а глубинами сердечными.

Господь говорит, что пришествие Духа Святого — абсолютно необходимо для раскрытия Его Крестного служения на земле. Дух Святой, «придя, обличит мiр о грехе и о правде и о суде». Дух Святой именуется Утешителем, а здесь Христос называет Его Обличителем. Он — Дух истины, и прежде утешения необходимо открыть раны мiра, без этого невозможно уврачевать их. Слово евангельской истины, свидетельство о ней жизнью и смертью святых — непрестанное мощное обличение мiра, лежащего во зле и во лжи. И служение Церкви заключается в этом обличении — ради утешения кающихся Утешителем Духом Святым.

Дух Святой обличит людей о грехе. Не просто откроет им грех, но откроет обман, губительность и безумие греха и, наконец, покажет, что конец греха — смерть. Обличая, Дух Святой выделит особенным образом главный царствующий грех — неверие во Христа. Чем большее отступничество в мiре от Христа, тем большее утверждение в нем греха как нормы. Когда иудеи распинали Христа, они не думали, что совершают грех, им казалось, что они приносят службу Богу. Но в день сошествия Святого Духа во время проповеди апостола Петра, «они умилились сердцем и сказали: что нам делать, мужи братья?» Дух Святой обличит людей о правде. Станет ясно, что во Христе Иисусе — все правда. Тот, Кого убивали как преступника, откроется как Бог, как Сын Божий. Почему сотник увидел Его Сыном Божиим на Кресте и апостол Павел по дороге в Дамаск? Это дело Духа Святого. Он являет совершенную праведность Христа, свидетельствует о Его воскресении и восхождении к Отцу. Правда, праведность Христова сообщается Духом Святым верующим в Него. Наш Христос — одесную Бога Отца, — справа, там где вся праведность, вся правда, чтобы мы не сомневались в нашем оправдании и спасении по дару Его.

Дух Святой обличит людей о суде, о том, что князь мира сего осужден. Все зло мiра осуждено на Кресте. Диавол, князь мiра сего, выявлен до конца как лжец и человекоубийца. Он будет изгнан из душ человеческих благодатию Духа Святого. Все победил Христос, и нет такой силы, которая могла бы противостоять Ему. И Дух Святой дает нам внутреннее непоколебимое знание, что мы предстанем перед судом Божиим — с упованием на заступничество Христово.

«Еще многое имею сказать вам, — говорит Христос, — но вы теперь не можете вместить». У Него сокрыты все сокровища премудрости. И Он открывает их человечеству и каждому из нас согласно нашему духовному возрасту. Чем больше мы уподобляемся Христу в верности Его заповедям, тем больше Он может открыть нам. «Когда же приидет Он, Дух истины, — говорит Христос, — то наставит вас на всякую истину». Дух Святой дается нам как наш Путеводитель и Наставник — Он не просто открывает нам истину, полноту истины, но наставляет нас, вводит в нее. Дух Святой прославит Христа. Само сошествие Духа Святого, все дары Его — в слове, в таинствах, в заповедях, в чудесах — прославление Христа. И Дух Святой прославляет Христа, вводя учеников Его в истину Христову. «Он от Моего возьмет и возвестит вам, — говорит Христос. — Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам». Все, что Дух Святой дает нам для возрастания в новой жизни, принадлежит Христу. Вся благодать и истина, которую Отец дал в руки Господа нашего. Царство Духа Святого — Царство Христово. Царство Отца, Отца и Сына и Святого Духа, к которому устремлены все наши молитвы. «Да приидет Царстие Твое». И все небесные благословения на нашем пути к нему даются нам благодатью, любовью и истиной святой единосущной животворящей и нераздельной Троицы.

***

Священник Дмитрий Барицкий

Сегодняшний отрывок начинается пророчеством Христа о судьбе тех, кто станет Его последователем и учеником. Им не стоит надеяться на спокойную и размеренную жизнь. Первое, что они на себе испытают, так это непонимание со стороны своих единоплеменников. Полный разрыв с теми, кого они считали друзьями, родственниками и близкими. В результате их выгонят из синагог, то есть молитвенных собраний. Для древнего еврея все это было более чем болезненным ударом. Ведь после Иерусалимского храма синагога занимало главное место в его жизни. Именно здесь собиралось все общество Израиля для общения друг с другом, а также для совместной молитвы Богу. Некоторые раввины говорили, что только молитва, вознесенная в синагоге, может быть услышана Господом. Более того, именно в синагоге евреи ощущали себя представителями богоизбранной нации, ощущали высокий смысл своего существования. А потому отлучение от синагоги было не просто социальной смертью, чем-то вроде казни через остракизм, изгнание. Это было смертью экзистенциальной: человек терял право называться членом народа Божия. Это полностью выбивало у него почву из-под ног. В его жизни пропадал всякий высокий смысл. Она становилась пустой.

Но не только об этих трудностях предупреждает Господь. Положение учеников усугубится тем, что те, кто будет их гнать и убивать зачастую будут не самыми худшими из людей. А возможно и лучшими из них. Убивать христиан будут от имени Божьего. Гонители будут искренне считать, что служат Богу, искореняют страшную ересь, которая подобно раковой опухоли разъедает истинную веру. Именно с такими настроениями гнал христиан апостол Павел до того, как сам чудесным образом не прозрел и не стал последователем Спасителя.

Представьте, какое страшное давление испытали ученики Христа, когда слова их Учителя начали исполняться! Это было не просто внешнее давление. Ведь они столкнулись с теми национальными и религиозными устоями, которые слой за слоем, на протяжении многих поколений формируют саму душу нации, и которые живут в каждом отдельном человеке на уровне архетипов, где-то в недосягаемых глубинах нашего сознания. Легко противиться внешнему врагу. Намного сложнее идти против самого себя. Поэтому помимо внешнего давления последователи Спасителя испытывали огромное внутреннее напряжение. Каждый раз они словно оказывались в безвоздушном пространстве, словно были вынуждены делать шаг в пустоту. Это и есть цена перерождения, которое всегда дается не просто, а зачастую и болезненно. Ведь это всегда отказ от себя привычного.

Как же удалось выстоять? Как удалось сопротивляться и победить? Причем речь идет не только об апостолах. Речь идет о каждом, кто, так или иначе, пострадал за Христа. Смог противостоять не просто внешней угрозе, но в первую очередь той опасности, которая давит изнутри. Когда против твоей веры такой привычный, комфортный и безопасный уклад внутренней жизни.

Ответ на этот вопрос находим во второй части отрывка. Господь обещает послать Своим чадам Утешителя. Речь идет о Духе Святом. Он единственный, Кто может дать человеку уверенность и опору во всякой жизненной ситуации. Тот, Кто наполняет жизнь смыслом, когда всякий смысл утерян. Без Него не может быть подлинной веры. Без него всякая вера – лишь иллюзия веры, самообман, инерция традиции, которая сойдет на нет, как только человек встретится с серьезной опасностью или чего-то страстно возжелает.

Поэтому на каждой утренней и вечерней молитве с надеждой и сердечным сокрушением мы повторяем: «Царь Небесный, Утешитель, Дух истинны, прийди и вселися в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши».

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Протоиерей Вячеслав Резников

О единосущии Отца и Сына и Святого Духа (Ин.16:2-13)

Как ни утешал Господь учеников на последней вечери, – сердца их были переполнены печалью о предстоящей разлуке. И тогда Господь сказал: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Господь обещает Утешителя. Но что может утешить о потере любимого человека? – Ничто, кроме одного: если этот человек будет нам возвращен. Так и Апостолов, потерявших дорогого Учителя, могло утешить только возвращение им Его Самого. А ведь Господь обещал истинное утешение. Значит, Утешитель Святой Дух должен был не более и не менее, как возвратить Апостолам Самого Христа. И мы знаем, что в день Пятидесятницы это и произошло.

Но Господь говорил ученикам, что даже «лучше для вас, чтобы Я пошел». И поистине так, потому что Святой Дух открыл Апостолам Иисуса Христа не только как совершенного Человека, но и как совершенного Бога, – чего они до сих пор не могли вместить.

А если так, если Бог Святой Дух может вместить в Себя Бога Сына, значит, Сам Он во всем подобен, единосущен Ему, как и Бог Сын единосущен Богу Отцу. Но все же Бог Святой Дух остается Самим Собою, остается третьим Лицом Святой Троицы. И Он не только вернул Апостолам Христа, но и Сам пришел к ним навсегда, чтобы совершать дело их очищения и освящения. Господь говорил, что Дух, «пришед, обличит мир о грехе, о правде и о суде». До этого Апостолы были еще плотскими, привязанными к миру, сердца их были окамененны. Христос, пока был на земле, Сам обличал, учил и утешал. А когда Господь отошел к Отцу и послал Апостолам Святого Духа, они уже сами Духом Святым обличали мир «о грехе» неверия в Господа Иисуса Христа. Возвещали «о правде», что Он есть истинный Сын Божий, сшедший с небес, искупивший нас от вечной погибели, и вновь восшедший к Отцу. И – «о суде», что князь мира сего, диавол, побежден и осужден, и желающим наследовать спасение уже ничто не может помешать.

И еще говорил Господь на последней вечери: «многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить; когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

И со дня Пятидесятницы Святой Дух непрерывно наставляет Церковь: сначала – через Апостолов, пророков, и святых учителей Церкви. А потом – через оставленные ими Писания. Причем, в Писаниях – не меньшая сила, чем в живом слове. Ведь сказано: если кто не слушает Моисея и пророков (уже заключенных в Писания), того ничто уже не вразумит: даже если кто из мертвых восстанет и явится ему (Лк.16:31).

О тщетности компромиссов
(Деян.21:26-32)

В Иерусалиме сначала все христиане были из иудеев, продолжавших соблюдать Моисеев закон. Они были убеждены, что выполнение закона так же необходимо для спасения, как и вера во Христа. И своей внешней жизнью они мало отличались от тех иудеев, которые Христа не приняли. Кроме того, большинство иудеев, как принявших Христа, так и не принявших, сохраняли уверенность, что их народ так и останется особым, богоизбранным народом, а другие – чем-то вроде Божьих пасынков. И поэтому когда Апостол Павел приходил в синагоги, его слушали лишь до тех пор, пока он не начинал говорить, что и язычникам должно быть проповедано слово Божие. Когда же Апостол проповедовал язычникам, то не принуждал их выполнять Моисеева закона, не отягощал тем, что уже потеряло смысл. И это тоже не нравилось иудеям.

И вот Апостол пришел в Иерусалим. Первым делом он явился к старейшинам христианской общины. В Иерусалиме было, как нигде, много его недоброжелателей. Опасаясь за его жизнь, старейшины сказали: «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих, и не поступали по обычаям. Итак, что же? Верно, соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе». И они посоветовали Павлу вместе с несколькими другими людьми совершить один иудейский обряд. Апостол согласился. Но едва иудеи увидели его в храме, они «возмутили весь народ, и наложили на него руки, крича: мужи израильские! помогите: этот человек всех повсюду учит против народа и места сего». Тут «весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма».

Апостол решил принять участие в том, что само по себе не имело спасительного значения, и было шагом назад. Как видим, ожидаемой пользы это не принесло. Но Апостол пошел на это, во-первых, искренне желая церковного мира, а во-вторых, по послушанию. И уж конечно, не ради того, чтобы просто избежать неприятностей.

Для нас же этот случай пусть послужит предостережением. Потому что мы, если отступаем от истины, то делаем это совсем не по любви и послушанию, а по своеволию и трусости. И какие бы мы ни придумывали оправдания, – выше, чем у Апостола Павла, они не будут. А отсюда для нас должно быть совершенно очевидным, что никакое отступничество, никакое искажение истины в угоду людям, страстям, или так называемым «высшим соображениям», – никогда и никого ни к чему доброму не приведет.

Церковный календарь. 30 мая

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 30 мая

Мульткалендарь. 30 мая
Преподобная Евфросиния Московская

Апостол от 70-ти Андроник

Этот день в истории. 30 мая