Пятница 2-й седмицы по Пасхе

(Деян.5:1–11; Ин.5:30–6:2)

Евангелие святого апостола Иоанна, глава 5, стих 30 - глава 6, стихи 2:

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

(Ин. 5:30 - Ин. 6:2) Ин.5:30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Слова сии: «Я не могу творить сам от Себя» и им подобные, как и выше сказано, указывают на равенство Сына с Отцом. Я не могу творить ничего нового и чуждого от Отца; ибо Я не имею ни воли, ни силы, отличной от Отчей. «Как слышу» от Отца, «так и сужу», то есть, как Сам Отец судит, так и Я.

Говорит сие, как мы часто говорили, для того, чтобы показать безразличие и в делах, и в словах, и в судах. Дабы некоторые, видя Его Человеком, не соблазнились, как видимый Человек может производить праведный суд, тогда как, по словам Давида, «всякий человек ложь» (Пс.115:2), то Он вперед сказал: «Не удивляйтесь тому, что Я – Сын Человеческий». И теперь говорит: «Суд Мой праведен, потому что Я сужу так, как слышу от Отца Моего, судящего». «Ибо Я не Своей ищу воли, но (воли) Отца». Кто желает утвердить свою волю, тот может быть заподозрен в нарушении правды, а кто не имеет в виду себя, тот какой будет иметь предлог произносить суд неправедный? А Я не ищу воли Моей; ибо Своей воли Я и не имею, но, чего хочет Отец, того и Я желаю.

Ин.5:31. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

Здесь Господь, по-видимому, Себе противоречит. Ибо Он неоднократно свидетельствовал Сам о Себе, например, самарянке сказал «Я – Христос» (Ин.4:25–26), слепому (Ин.9:35–37) и в другое время несколько раз. Если это ложно, то как нам надеяться спасения?

Но не в этом только представляется противоречие, а есть еще и другое не меньшее. После этого (Ин.8:14) Он говорит: «если Я и Сам свидетельствую о Себе, свидетельство Мое истинно». Как же согласить это кажущееся противоречие? Когда Он говорит «если Я свидетельствую Сам о Себе, свидетельство Мое не есть истинно», тогда говорит применительно к понятию иудеев. Быть может, они намерены были сказать Ему, что Ты Сам о Себе свидетельствуешь, а в свидетельстве о самом себе никто не заслуживает веры. Посему Он настоятельно говорит: «Я Сам о Себе не свидетельствую, ибо в таком случае, по вашему мнению, Я не стоил бы вероятия, но есть другой, свидетельствующий о Мне, – Иоанн». Когда же говорит: «если Я и Сам свидетельствую, свидетельство Мое истинно», – то говорит так по уступчивости. Уступая помыслу иудеев, говорит: «пусть так, что Я свидетельствую Сам о Себе; но если Я и Сам свидетельствую, свидетельство Мое истинно. Ибо Я, будучи Бог, достоин веры.» Посему первое сказал настоятельно, что не Я свидетельствую, но Предтеча, а второе – по противопоставлению или по уступчивости: «если и Я свидетельствую, свидетельство Мое истинно».

Ин.5:32. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

«Я, – говорит, – имею троих свидетелей: Иоанна, дела Мои и Отца Моего». Первым выставляет Иоанна.

Ин.5:33. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

Чтобы кто-нибудь не сказал Ему, что Он свидетельствовал о Тебе в угодливость (Тебе), говорит: «вы сами посылали к Иоанну». А, без сомнения, вы не послали бы спрашивать его, если бы не считали его достойным веры. Посему вы сами свидетельствуете, что Иоанн был истинен.

Ин.5:34. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

Хотя Я, как Бог, не нуждаюсь в свидетельстве человека. Господь – в свидетельстве раба, но так как вы считаете его более правдивым и внимаете ему более, нежели Мне, и к нему прибегали, а Мне и при чудесах не веруете, то посему Я напоминаю и о свидетельстве Иоанновом и делаю все, принимаю и недостойное Моего божества, только бы вы спаслись.

Ин.5:35. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

Называет Иоанна «светильником горящим», потому что он имел происхождение земное, и свет имел не сам от себя, но от благодати Духа, и «на время»; когда же наступил день Господень, то есть учение, то светильник закрылся. Все сказанное им приняли «на время» и порадовались об Нем, а потом забыли сказанное им обо Мне и остались при прежнем неверии. Ибо если бы вы однажды твердо поверили ему, то он скоро довел бы вас до веры в Меня.

Ин.5:36. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

«Иоанн, – говорит, – засвидетельствовал обо Мне, Иоанн, которого вы считаете достовернее всех». Но как могли найтись некоторые клеветники и сказать: «Да нам-то что?» Иоанн благоприятствовал Тебе, посему и дал свидетельство весьма доброе? Посему говорит: «Вы посылали к Иоанну и спрашивали его, без сомнения, считая его истинным».

Впрочем, Я имею и другое свидетельство, больше Иоаннова. Дела, которые Отец дал Мне, то есть возложил на Меня совершить, свидетельствуют обо Мне. Делами называет чудеса, например, исцеление расслабленного и прочие. Поелику же обвиняли Его за то, что Он творит оные в субботу, и говорили, что Он не от Бога, потому что не хранит субботы, то объявляет им, что Он творит заповеданное Ему Отцом, и тем более от Бога, что совершает дела, возложенные на Него Богом. «Дела, – говорит, – которые Отец дал Мне совершить». Если же дал их Отец, то вы, противясь таким делам, противитесь Богу.

Ин.5:37. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне.

«И пославший Меня Отец сам засвидетельствовал о Мне». Где же засвидетельствовал об Нем Отец? Некоторые говорят, что при крещении, когда сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф.3:17). А я думаю, лучше разуметь, что Бог засвидетельствовал об Нем во всем Писании, в законе и пророках.

А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
Ин.5:38. И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

«Вы, – говорит, – не слышали голоса Его, то есть Отца, ни лица Его не видели, да Он вам и решительно неизвестен, потому что вы не имеете и слова Его, пребывающего в вас, то есть не знаете Писаний, свидетельствующих обо Мне, хотя и думаете, что знаете, и хвалитесь, что вам вверены слова Божии. Что вы не знаете Писаний, это ясно из того, что вы не веруете Тому, Кого Он послал. И как вы не слышали голоса Божия, ибо Бог не имеет голоса чувственного, ни лица Его не видели, ибо Он не имеет вида и образа, так не имеете в себе и слова Его, то есть Писаний, свидетельствующих обо Мне.»

Ин.5:39. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Сказал им, что в вас не пребывает слово Божие, то есть Писания, свидетельствующие обо Мне. Научая же, как они могут возыметь в себе слово Божие, говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь». Смотри, не сказал «вы имеете», но – «думаете». Сказал «думаете», объявляя, что они поистине никакой пользы от них (Писаний) не получали, так как ожидали спасения от одного только чтения, не прилагая веры.

Ин.5:40. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

Они (Писания) свидетельствуют о Мне, но вы не хотите прийти ко Мне, чтоб иметь жизнь. Отсюда узнаем, что они были злы по произволению. Ибо не сказал «вы не можете прийти», но «не хотите придти».

Пусть манихеи слышат, что зло не в природе состоит, но в свободном изволении.

Ин.5:41. Не принимаю славы от человеков,

Когда напомнил им о свидетельстве Иоанновом, о свидетельстве Отца и свидетельстве дел Своих, единственно только из желания им спасения, а между тем многие могли подумать, что Он говорит это из любви к славе, то посему говорит: «Славы от людей Я не принимаю, то есть не нуждаюсь в славе, да и Природу имею не такую, чтобы нуждалась в славе от людей».

Ин.5:42. Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

Вы Меня преследуете под тем предлогом, что любите Бога. Но не так это, нет. Ибо Я знаю об вас, что вы не имеете в себе любви к Богу, хотя и выставляете всюду, что гоните Меня из любви к Богу. Иудеи, действительно, не имели любви к Богу, потому что гнали самосущую Любовь – Сына Божия. Действительно, не имели они в себе и слова Его пребывающего, ибо отказывались от Слова и Бога.

Ин.5:43. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

«Я, – говорит, – пришел во имя Отца Моего». Везде прославляет Отца и говорит, что от Него послан и что Сам от Себя не может делать ничего, и вообще высказывает много уничиженного, желая пресечь всякий предлог к непризнанию Его. А придет иной, то есть антихрист, который будет доказывать, что он только один Бог.

Итак, Меня, Который пришел во имя Отца, то есть, говорю, что послан Отцом, вы не принимаете, а его примете. Это с вами случится за то, что он пообещает вам славу житейскую, которой вы ищете, желая принимать славу друг от друга и отвергая славу, которая от одного Бога. А Я вам не обещаю ничего привлекательного в жизни, но в словах Моих вы видите много трудного.

Ин.5:44. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

«Потому-то, – говорит, – вы и не верите Мне, что не надеетесь получить от Меня никакой житейской приятности». И иначе: «Вы не верите Мне потому, что любите славу друг от друга». Ибо начальники и учители, желая сами только быть в славе у народа, не принимают Меня, чтоб их слава не уменьшилась. А народ, ищущий любви от начальников, не хочет обратиться ко Мне, чтобы из-за Меня не лишиться чести у начальников.

Ин.5:45. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

Так как они постоянно ссылались на Моисея, то Господь говорит, что он будет обвинять вас, потому что он писал обо Мне. Где же писал об Нем? Во многих местах. Так изречение «Пророка восставит вам Господь» относилось ко Христу, и многое иное, частью в словах, частью в знамениях и символах. Например, чудо над купиною (Исх.3:2). Тут огнем означалось Божество, а терновым кустом – грешное естество, которое воспринял огонь Божества и, однако же, сохранил оное неопальным, озарив светом и одарив Своим сиянием, а недостатков его не приняв.

Весьма немало способствовало к вере во Христа и сие изречение Моисея. «Если, – говорит, – восстанет пророк, творящий чудеса и отвлекающий от Бога, не верьте ему: это антихрист. Если же восстанет Пророк, творящий чудеса и ведущий к Богу и Отцу, особенно не отвлекающий от Него, Ему верьте.» (Втор.13:1–3) Итак, Христос, пришедший во имя Отца, творящий чудеса и не отвлекающий их (иудеев) от благочестия, был Тог Самый, о Котором пророчествовал Моисей.

Ин.5:46. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
Ин.5:47. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Если же не верите писаниям Моисея, как поверите Моим словам? «Он, – говорит, – написал, и Библия всегда у вас пред глазами, так что, если бы вы и забыли, легко можете припомнить, и, однако же, вы не верите написанному, как же поверите Моим словам неписаным?»

Для чего же Ты это говоришь, Господи, когда знаешь, что они не поверят? «Хотя, – говорит, – Я знаю, что они не послушают, однако же, говорю, чтобы они после не отозвались, что мы поверили бы, если бы Ты сказал».

И иначе: современники Его неблагодарные не верили; но несправедливо было лишить пользы от слов Христовых тех, которые имели в последствии времени веровать.

Ин.6:1. После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

Господь после строгой речи к иудеям, которая возбудила в них зависть и гнев, укрощает их удалением от них и уходит на ту сторону моря Тивериадского. Озеро называет морем, потому что Божественное Писание «собрания вод назвало морями» (Быт.1:10).

Ин.6:2. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Иначе: переходит с места на место для того, чтобы испытать расположение народа. Ибо тогда как нерадивые оставались в своем месте, более усердные следовали за Ним.

Впрочем, смотри, и те, которые следовали, следовали не из-за учения, но из-за телесной пользы от чудес, «потому что они, – говорит, – дивились учению Его, ибо Он учил, как власть имеющий» (Мф.7:28, 29).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийОтчего так согрешили Анания и Сапфира? Оттого что забыли, что Бог видит их дела и помышления. Если бы содержали они в мысли, что Бог все видит и вне и внутрь, яснее чем все люди и даже они сами, не пришло бы им и в голову так покривить душою пред Апостолами. Оттого же происходят и наши все грехи и грешные замыслы. Ухитряемся все прикрыть от взоров человеческих, и думаем, что все ничего. Люди точно не видят ничего и отдают нам цену, как исправным; но это не изменяет нашей существенной ничтожности. Ведая это, тверди всяк себе: почто сатана исполняет мое сердце лгать в лицо Богу? Очи Его светлее солнца видят в сокровенных тайниках сердца; ни ночь, ни море, ни подземелье не укрывают от Него. Помни это, и потому устраивай свое внутреннее и внешнее, хоть и невидное, поведение. Если бы Всевидящий был чужд для нас, – можно бы еще равнодушно относиться к Его всеведению; а то Он же и Судия, и суд Свой, в силу всеведения, произносит нередко прежде, чем чаем. Может быть, там у Него уже положено тотчас произнести суд и над нами, когда только мы еще думаем укрыться с своими грехами в темной лжи: «Не видит Бог!».

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Ин.5:30–6:2)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь говорит: «Суд Мой праведен». Суды Его поистине праведны, ибо они направляются мудростью и любовью Отца. «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу». Господь оставляет Свое собственное свидетельство о Себе: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно». Хотя оно непогрешимо истинно, вы не примете его. И Господь предлагает им иные свидетельства о том, что Он послан от Бога. Прежде всего, Отец свидетельствует о Нем. «Есть другой, свидетельствующий о Мне», — говорит Христос. И Он имеет в виду Бога Отца. Печать, которую Отец положил на Его посланничестве, истинна. Он свидетельствует о Своем благоволении ко Мне — не только гласом с небес, но знамениями Своего присутствия со Мной. «Я знаю, — говорит Христос, — что Его свидетельство обо Мне истинно».

Кроме того, Иоанн Креститель свидетельствовал о Христе. «Он не был свет, — слышим мы в Пасхальную ночь, — но был послан, чтобы свидетельствовать о свете». Свидетельство Иоанна было торжественным и публичным свидетельством. Вы посылали священников и левитов к Иоанну, и это дало ему возможность открыть им то, что ему надлежало сказать. Это было истинное свидетельство. «Он засвидетельствовал о истине». И Господь говорит, что Он Сам имеет свидетельство больше Иоаннова. «Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство». Господь не нуждается в человеческих свидетельствах, все Свое величие и истину Он носит с Собой. Для чего же Он ссылается на свидетельство Иоанново? «Я говорю это для того, чтобы вы спаслись». Ради этого спасения Он и говорит Свое слово — не для того, чтобы спасти Свою жизнь, но чтобы спасти души других. Господь желает и ищет спасения даже Своих врагов и гонителей.

Они почитали Иоанна, но никогда не следовали его наставлениям. И, в конце концов, заключили его в темницу. Если бы подлинным было их почитание Крестителя, они бы с радостью приняли Христа. Сами дела Христовы свидетельствуют о Нем. «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня», — говорит Он. Дела Христовы — вся Его жизнь и все Его служение. Все то дело, о котором Он сказал, умирая на Кресте: «Совершилось». Божественная чистота, сила и благодать сияла в Его делах, свидетельствуя с избытком, что Он послан от Бога. Как же случилось, что иудеи и их духовные вожди не приняли — в большинстве своем — Христа, если Сам Бог засвидетельствовал о Нем? Это произошло, потому что им неведомы были Божественное откровение и воля Его: «Вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его никогда не видели» — ни на Иордане, ни на Фаворе. Их незнание Бога было истинной причиной отвержения ими Сына Божия. «И не имеете слова Его, пребывающего в вас». Слова Божия не было в них, Оно не властвовало над их душами, а только звучало у них в ушах. Если бы пребывало слово Божие в них, они бы с радостью приняли Христа. Многие слышат слово Божие и впечатляются этим словом на некоторое время, но оно не пребывает в них. Почему? «Потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал».

«Исследуйте Писания», — говорит Господь. Прочтите всю Библию, сравните одни тексты с другими, старайтесь проникнуть в их целостность и глубину. Нам вспоминается слово преподобного Серафима Саровского: «Кто возьмет на себя труд с молитвой прочитать все Писание, Бог просветит ум такого человека истинным разумением». Всякий, кто ищет Христа, должен исследовать Писание. Можно, оказывается, знать наизусть все Писание, как это было с фарисеями, и не видеть главного. Целью этого исследование должна быть действительно вечная жизнь. В том состоит жизнь вечная, да знают Бога и посланного Им Иисуса Христа. Все Писание, в том числе Ветхий Завет, свидетельствуют о Христе, и через них Бог свидетельствует о Нем. Христос — сокровище, сокрытое на поле Писаний, вода, навеки утоляющая жажду среди пустыни жизни, говорят святые отцы. У Христа — вечная жизнь. Единственная причина, по которой грешники умирают, — то, что они не хотят придти ко Христу. Отвечая на клевету, будто Он ищет собственной славы, призывая всех придти к Нему, Христос говорит, что Он не ищет славы от человеков. Вместо славы и чести Он претерпевает поношение и бесчестие от людей.

«Знаю вас, — говорит Господь, — вы не имеете в себе любви к Богу». Все изучили книжники и фарисеи, и сделали своей профессией религию, но не имеют любви к Богу. Бог приемлет от нас любовь, а не что-то иное. Христос видит нас сквозь нашу внешнюю видимость. Он знает нас лучше, чем мы знаем себя. Мы можем обманывать себя, но мы не можем обмануть Его. «Я пришел во имя Отца Моего, — говорит Господь, — и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». Во имя свое приходят лжепророки и «человек беззакония», антихрист придет во имя свое. Праведно будет со стороны милостивого Бога попустить быть обманутыми ложью тем, кто не принимает истины. Те, кто нарочно закрывает глаза на свет, будут блуждать во тьме, без конца гоняясь за призрачными светами. Господь говорит, что к этому приводит их гордыня и тщеславие, и неверие. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога не ищете?» Человеколюбие и любовь к мирской славе — великое препятствие для веры во Христа. Как могут они веровать, если вся их забота — показать себя, а не найти истину.

И, наконец, последним, кого Господь призывает в свидетели — Моисей. Для иудеев — Моисей, а для язычников — их совесть. «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем; есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете». Христос пришел в мир Заступником, а не Обвинителем, Примирителем Бога и человека. Вместо того чтобы обвинять Своих распинателей пред Отцом Небесным, Он молится: «Отче, прости им, не знают, что творят». Моисей свидетельствовал о Христе и о учении Его. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, — говорит Господь, — потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» У иудеев закон Моисеев, а у язычников — закон совести и правды, написанный в их сердцах. Если вы не верите этим писаниям, как поверите вы словам Христа? Если вы не верите тому, что Моисей говорил о Христе, если вы не хотите следовать закону совести и правды, как поверите вы Христу и Его спасительному служению?

Господь заграждает уста неверия. И в ответ людям остается только либо еще более ожесточить свои сердца, как это делают фарисеи. Либо со множеством народа, влекомого Его великими чудесами, следовать за Ним до Креста Его и Воскресения, до вечного спасения.

***

Протоиерей Павел Великанов

Сегодняшний евангельский отрывок можно вполне назвать апологией, или защитой Иисуса: Он стремится донести до сознания возмущённых иудеев, что Он – не самозванец, а Тот, Кого Сам Бог направил к ним. И здесь мы слышим несколько важных утверждений.

Первое – то, что об Иисусе как Небесном Посланнике свидетельствует Его Небесный Отец через те чудесные дела, которые совершаются руками Иисуса. Если бы Спаситель пытался тем или иным образом навязывать Себя окружающими – вполне справедливо было бы упрекнуть Его в том, что Он ищет своей славы, что Он – обманщик, лишь только использующий образ Мессии – но им не является. Предупреждая этот вопрос, Иисус сразу говорит: Я ничего вам прямо говорить не буду: смотрите, что Я делаю, как Я живу – и на основании этого делайте свой собственный вывод – Мессия ли я, или нет.

Второе – это свидетельство Иоанна Предтечи об Иисусе как Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира. Эти пророческие слова Иоанна были хорошо известны окружающим. Спаситель спрашивает иудеев: почему, если вы доверяли Иоанну – и он для вас был пусть и небольшим, но светильником – вы не хотите верить тому, что он говорил обо Мне? Не потому ли – плавно подводит их Иисус к очень болезненной теме – что вы просто не хотите принимать Меня, потому что боитесь выйти из привычной колеи своего шаблонного мышления? Вы живёте совсем не по-Божьему, а по своим прихотям, а вера и религиозность – не более чем мишура, маскировка вашего прогнившего нутра?

И третий момент – это отсылка на Писание. Для ветхозаветного иудаизма было естественным всё происходящее сверять с текстом Торы. Это приводило неизбежно к множеству противоречий в толкованиях – именно разные подходы к прочтению Писанию и были камнем преткновения между разными партиями в иудаизме, между фарисеями, саддукеями, ессеями. Но Спаситель не собирается поддерживать ту или иную партию: он призывает посмотреть на Писание в целом и увидеть, что его главный смысл – вовсе не в тех или иных обрядах, церемониях или даже мудрых мыслях. Красной нитью сквозь весь Танах идет мысль о Мессии, предвкушение Его прихода, острая нужда в Нём как Спасителе. Это – а не что-то другое – и есть центр Писания.

И последние слова Иисуса – звучат как вызов. Моисей для иудеев – знаковая фигура. Сказать, что он будет не их защитником, а, напротив, обвинителем – очень смелый поступок. Это то же самое, что сказать профессору филологии, что ему сначала надо алфавит выучить, прежде чем учёные статьи писать. Это утверждение глубоко ошибочного прочтения Писания в самых основах, свидетельство о искажении в истоке. Слышать такое людям, абсолютно уверенным в своем исключительно точном понимании Бога – просто невыносимо.

Да, сегодняшняя речь для слуха иудеев – очень болезненная. И у каждого из них – выбор: либо принять эту боль и сделать её результативной, выводящей из привычного состояния в новые горизонты – либо пугливо спрятаться. Хорошо бы и нам, когда неожиданно что-то в жизни начинает резко изменяться, не пытаться удерживать уже минувшее былое – но учиться доверяться нашему Небесному Отцу целиком, без остатка!

***

Священник Стефан Домусчи

Кому-то может показаться удивительным, но Богу действительно не всё равно, что происходит с его творением. Более того даже после того как люди согрешили Он не оставил их и не оставил своего замысла, поэтому всю историю можно рассматривать как историю спасения.

В лице Христа мы видим Того, Кто возвещает людям истину о Боге, Боге любящем но и справедливом. О Боге, который готов сделать все для исцеления и спасения нашей жизни, но не готов делать нас счастливыми насильно. Именно поэтому одних Христос утешает и приободряет, но тех, чье сердце закрыто для Бога, тех, кто давно сделал ставку на успешную жизнь в истории, в мире здесь и сейчас, Он обличает, хотя вместе с этим обличением, все же уговаривает их поверить в Него.

Такое желание спасти даже тех, кто восстает против тебя и буквально желает твоей смерти, удивительно. В сегодняшнем чтении мы видим как Он говорит о Себе, как приводит разные свидетельства и показывает на очевидных примерах истинное положение вещей. Но они не принимают Его. Он напоминает им об Иоанне, который свидетельствовал об истине, который был светильник горящий и светящийся, то есть горел верой и освещал своей верой и своими словами путь остальным людям. Но иудеям хотелось чтобы он был простым морализатором, чтобы он лишь поддержал их стиль жизни. Конечно, они не ждали от него проповеди новой жизни, нового учения, им был не нужен тот, кто будоражит народ, призови к покаянию, к смирению, к честности и пусть все будет как прежде. И сегодня мир не готов, чтобы Церковь призывала людей к Царствию Небесному. Воспитывать добрых и смиренных, – пожалуйста, но не смейте говорить об относительной ценности этой жизни и этого мира.

Далее Христос говорит, что дела, которые Он творит – так же свидетельствуют о Нем. И в этих делах внимательный взгляд увидит волю Отца Небесного, Его промысел и Его спасительное действие. Но, как известно, человеческий взгляд избирателен, он видит то, что хочет видеть и слышит то что хочет слышать. Поэтому люди, которые стояли перед Христом и считали себя «профессиональными верующими» на самом деле не слышат Отца и не видят Его, потому что не хотят принять Его Сына.

Читая сегодняшний отрывок каждый может увидеть множество путей, которыми Бог призывает к Себе людей. Вот призыв святого, вот дела и чудеса, вот свидетельство собственной традиции… Все это помогает и поддерживает человека на пути, но только тогда, когда он желает идти.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О первой лжи (Деян.5:1-11)

Протоиерей Вячеслав Резников

Чем ярче свет, тем гуще тени; и кому больше дано, с того больше и спросится. Много было предателей, но страшнее всех Иуда, потому что был в сонме учеников, вокруг Солнца правды. И грехи первых христиан кажутся особенно уродливыми на фоне святости всей общины: «У множества» «уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех них. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:32-35).

И вдруг — этот случай с Ананией и Сапфирой. Они тоже продали имение, тоже принесли и положили к ногам Апостолов деньги. Но принесли не все, а только часть, сказав при этом, что принесли все. Апостол Петр обличил Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен». Та же участь постигла и его жену, которая пришла позже и повторила то же. Если Всемилостивый Господь так сурово поступил, значит, тут произошло действительно нечто из ряда вон выходящее; значит, здесь начиналось то, что надо было пресечь самым решительным образом.

А начиналась здесь ложь.

Бог вечен. Он всегда есть. А ложь, это как раз то, чего нет. Солгать человеку, это — низко. Но солгать Богу, Всеведущему и Всеблагому, пытаться подсунуть Ему пустоту вместо своего сердца, пытаться вставить в возводимую стену Церкви пустой камень, призрак камня?!

Господь умертвил Ананию и Сапфиру, не дав им раскрыть рта. Кто решился солгать Святому Духу, тот будет оправдываться до конца, прилагая ложь ко лжи, и так — неудержимый поток лжи хлынет в Церковь. Господь сразу пресек это в назидание всем.

Этот единственный в своем роде пример показывает, насколько Христовой Церкви чужда ложь во всех ее видах: как притворство, как мнительность и подозрительность, как лицемерие, как ханжество, как все, что имеет лишь вид благочестия, но не имеет его силы.

Этот пример живо показывает, какой смертоносный меч готовит себе лжец.

Преподобный Дорофей пишет, что «нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом». Ложь чужда Богу. В Писании сказано, что ложь от лукавого, и что он ложь есть и отец лжи (Ин.8:44). Вот, отцом лжи назван диавол, а истина есть Бог, ибо Он Сам говорит: «Аз есмь путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). Видите, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью: очевидно с лукавым. Итак, если мы поистине хотим спастись, то мы должны всеми силами охранять себя от всякой лжи, чтобы она не отлучила нас от истины и жизни.

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 28 апреля

Читаем Апостол. 28 апреля

Мульткалендарь. 28 апреля
Апостол от 70-ти Аристарх, Пуд и Трофим

Мученик Савва Готфский

Этот день в истории. 28 апреля