Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверг 20-й седмицы по Пятидесятнице

(Флп.3:1–8; Лк. 9:7-11)

Евангелие святого апостола Луки, глава 9, стихи 7-11:

7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

Послание апостола Павла к Филиппийцам, Глава 3, стихи 1 - 8:

1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 9:7-11) Лк.9:7. Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал: Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;

Лк.9:8. другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.

Ирод сей был малый, сын великого Ирода, избившего младенцев. Тот был царь, а этот — «четвертовластник». Он «недоумевал», кто бы такой был Иисус.

Лк.9:9. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.

Впрочем, «Иоанна, — говорит, — я обезглавил», и потому если он воскрес из мертвых, то я, увидев его, узнаю; «и искал случая увидеть» Иисуса. Смотри: евреи полагают воскресение мертвых в жизни плотской, в яствах и питиях. Ошибочно они думают, ибо воскресение не в пище и питии или в жизни плотской, но воскресшие живут так, как Ангелы Божии.

Лк.9:10. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.

Иисус, имея намерение совершить чудо над хлебами, уходит в пустое место, чтобы кто-нибудь не вздумал сказать, что хлебы принесены были из города, вблизи находящегося.

Лк.9:11. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

Приняв народ, Он учил и исцелял, чтобы ты познал, что целомудрие наше разделяется на слово и дело и что как не должно говорить того, что неудобоисполнимо, так не должно делать того, о чем нелепо говорить.

Толковая Библия А.П.Лопухина. Толкование на на Послание Святого Апостола Павла к Филиппийцам (Флп.3:1-8)

Апостол предостерегает читателей от увлечения учением иудействующих (1–11).

Флп.3:1. Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.

Заключая предшествующий отдел послания призывом радоваться о Господе, Апостол переходит теперь к новому обстоятельству, которое возбуждало в нем большие опасения, именно к возможности появления среди филиппийцев иудействующих лжеучителей. Резкими чертами характеризует он их приемы пропаганды иудейства и, в противовес им, изображает, как сам он относится к иудейству и его преимуществам. Именно он отрекся от всех мечтаний иудейства и всецело стремится к тому, чтобы быть во Христе.

Этот стих составляет заключение к предыдущей главе. Апостол подробно сказал о Тимофее и Епафродите (Флп. 2:19–30). Прибытие к филиппийцам последнего должно возбудить в них радость (Флп. 2:29). В отношении к остальному, чего не коснулся Апостол («впрочем» – правильнее: в отношении к прочему – τά λοιπόν) они также должны радоваться. Апостол если не говорит подробно об этом «прочем», то не потому, чтобы ему не хотелось: он с радостью может несколько раз писать о том же самом («о том же» – τά αύτα), и знает, что это будет полезно («назидательно») для читателей, потому что призыв к радости должен их ободрить. Но – такова невысказанная мысль, составляющая переход к следующему отделу – ему теперь нужно поговорить о явлениях нерадостных, изменить тон своей речи…

Флп.3:2. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,

Флп.3:3. потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,

Филиппийцам угрожает серьезная опасность от иудействующих лжеучитетелей. Они должны поэтому быть очень осторожны (Апостол три раза повторяет слово: «берегитесь»). Апостол не стесняется при этом в выборе обличительных выражений для характеристики этих лжеучителей. Он называет их «псами», в том смысле, что все их стремления нечисты по существу, несмотря на видимую свою святость: пес считался у евреев нечистым животным (Ис 66:3; Мф 7:6). Они – «злые делатели» – точнее: «дурные работники» на ниве Божией, потому что вредят Евангелию, вводя в сознание верующих новую, неправильную, мысль о необходимости соблюдать, кроме евангельских предписаний, и требования закона Моисеева. Наконец – они «обрезание» – правильнее: «уродство, простое искалечивание или искалеченные» (ή κατατομή, а настоящее обрезание называется ή περιτομή). Β самом деле, обрезание, которого требовали иудействующие, утратило уже свой первоначальный символический смысл и превратилось в простую бессмысленную операцию. Истинное обрезание теперь представляют собой христиане: они служат Богу не плотию, а духом, к чему, собственно, призывало и ветхозаветное обрезание, надеются на Господа Иисуса Христа, а не на то, что они обрезаны по плоти и имеют какие-нибудь другие плотские преимущества (о них см. ниже в Флп.3:5–6).

Флп.3:4. хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

Флп.3:5. обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

Флп.3:6. по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.

Чтобы его убеждение сторониться от иудействующих было более действенно, Апостол изображает свое собственное отношение к закону и к иудейству вообще со всеми его преимуществами. Он сам имел все, чем хвалятся или будут хвалиться перед филиппийцами иудействующие. Обрезание он принял в узаконенное время («в восьмой день» по рождении), происходил он от рода Израилева, а не от каких-нибудь идумеев, принадлежал к колену Вениаминову, которое «пребыло верным союзником колена Иудова и вместе с ним блюло надежду Израилеву – храм, все чины его и все обетования» (еп. Феофан ), и был евреем из евреев, т. е. настоящим, чистокровным евреем, происходившим из рода, в котором не происходило смешения с иноплеменниками. Это все, так сказать, стояло вне зависимости от Павла. Что касается его личных услуг иудейству, то они были также велики. Во-первых, он держался учения фарисейского, которое у иудеев считалось наиболее правильным (Деян 26:5); во-вторых, он преследовал Церковь Христову, что свидетельствовало о его ревности к иудейской религии (ср. Гал 1:14), и в-третьих, был «непорочен» или безупречен в отношении к предписаниям, касающимся праведности, т. е. исполнял все обряды закона.

Флп.3:7. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

Однако Апостол признал для себя чистым вредом (ζημίαν – по-русск. пер. неточно: «тщетою») все, что прежде ему представлялось преимуществом. Так изменился его взгляд оттого, что он уверовал во Христа («ради Христа»). В самом деле, вредны были для него, как для христианина, все эти его преимущества; они мешали ему проникнуться тем настроением, какое было и во Христе Иисусе (Флп.2:5).

Флп.3:8. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа

Апостол это признание повторяет по отношению к настоящему времени. И теперь, уже обратившись в христианство, Апостол считает познание, ясное разумение Господа Иисуса Христа, Которого он называет «своим» по особой любви к Нему, гораздо высшим, чем те прежние свои иудейские преимущества, которыми он прежде услаждался и которые теперь считает просто сором, который следует выбрасывать из жилища. Он хочет только «приобрести Христа», т. е. усвоить себе Христа вполне, сделать Его своим внутренним достоянием, что достигается путем продолжительного христианского саморазвития.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 9:7-11). Услышав о делах Христа Спасителя, Ирод говорил: «Иоанна я обезглавил; кто же Этот?» (Лк.9:9) – и пожелал видеть Его. Желал видеть и искал случая к тому, но не удостоился, потому что искал не для веры и спасения, а из пустого любопытства. Пытливость – щекотание ума; не истина дорога ей, а новость и особенно эффектная. Оттого она нередко не довольствуется самою истиною, а среди нее ищет чего-либо особенного, а выдумав это особенное, она на нем и останавливается и других привлекает к тому. Истина тут становится назади, а впереди стоит своя выдумка. В наши дни такова замашка немецкого ума. 

Немцы помешались на том, чтобы выдумывать. Всю область истины Божией, как туманом, закрыли своими выдумками. Возьмите хоть догматы, хоть нравоучение, хоть историю, хоть слово Божие – все так загромождено выдумками, что до истины Божией и не доберешься. А между тем, они их интересуют, и тех, кто одного с ними настроения. 

Истина Божия проста; гордому ли уму заниматься ею? Он лучше свое выдумает. Это эффектно, хоть пусто и слабо, как сеть паутинная. Что это так, просмотрите нынешние теории мироздания: они походят на бред сонного или опьяненного. А уж как кажутся хороши изобретателям! Сколько тратится на это сил и времени – и все понапрасну! Дело совершилось просто: «рече, и быша; повеле, и создашася» (Пс.32:9). Лучше этого решения никто не придумает.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ 
(Лк. 9:7-11)

Протоиерей Александр Шаргунов

Перед нами — озадаченность и гнев Ирода четвертовластника, услышавшего, что делает Христос и ученики Его. То, что Христос сообщает Свою силу посланным во имя Его, — было потрясающим и убедительным доказательством, что Он Мессия. Он не только может Сам совершать чудеса, но другим дает власть также совершать чудеса, и это более всего содействует распространению Его славы. Как прочтем мы в Книге Деяний апостолов: «Их узнавали, что они были с Иисусом» (Деян. 4:13). Когда весь народ видит, что такие люди исцеляют больных и одержимых бесами, это что-то значит! Это — угроза Ироду, его власти.

Разные толки порождали дела Христовы и учеников Его в народе: «одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес». Ирод — в растерянности. Он готов согласиться с теми, кто говорил, что Иоанн вернулся к жизни. «Что мне делать? — спрашивает он себя. — Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое?» «Может быть, Он пришел продолжить дело Иоанна, или хочет отомстить за Иоаннову смерть?» Все, кто противится Богу, будут видеть себя во все более и более затруднительном положении. «И искал увидеть Его». Почему же он тотчас же не отправился ко Христу, чтобы увидеть Его? Он желал Его увидеть, но нигде в Евангелии мы не найдем упоминания, что Ирод когда-либо встретил Христа. Он увидит Христа только когда Господа приведут на его двор на беззаконное судилище.

«Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали». Для распространения благой вести Господь Сам ходил по всей земле иудейской, но Он мог быть одновременно только в одном месте, и потому посылает Своих двенадцать учеников с проповедью Царства Божия. Для утверждения истинности их слова Он дал им власть совершать чудеса. И теперь, возвратившись, они дают отчет о своем служении. «И Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою». Как никогда Господу надо было побыть с ними наедине. «Но народ, узнав, пошел за Ним». И Господь принимает народ, являя Свое Божественное сострадание к людям.

Большинство из нас возмутились бы подобным вторжением в наше с таким трудом обретенное уединение. Встретиться после долгой разлуки для сокровенной беседы с самыми близкими друзьями и внезапно увидеть толпы народа, шумно врывающегося со своими требованиями! Порой мы бываем слишком заняты, чтобы кто-то нас беспокоил, но для Господа нужды других людей — всегда превыше всего. Этому Он хочет научить Своих учеников. Где ревность по благочестию, там извинительна некоторая грубость. Так друзья расслабленного, не имея возможности войти в дом, где находился Христос, поскольку давка в дверях была особенно сильной, разбирают крышу. И Господь являет нам пример снисхождения и сострадания к таким людям.

«И Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Мы не знаем, что говорил им Господь. Мы знаем только — о чем Он говорил. Он говорил им о Царствии Божием. Но что Он говорил относительно Царства Божия? Здесь, по крайней мере, это не сказано. Но то, что происходит одновременно с Его проповедью, показывает нам, как Он говорил. «Требовавших исцеления Он исцелял». Может быть, Он говорил им, что Царство Божие — это исцеление от всех болезней. И от самой ужасной, которой болен весь род человеческий, — от смерти.

Господь исцелил требовавших исцеления. Эти слова открывают многое. Все нуждаются в исцелении, которое приносит Христос. Но слишком многие замкнуты в своем маленьком человеческом мирке, и не задумываются, что они грешны и смертны. Они ничем не болеют, они «хорошо себя чувствуют». Но Христос пришел не к здоровым, не к праведникам, но к больным и грешным (Лк. 5:31). И дар спасения предлагается тем, кто нуждается в нем. Сознаем ли мы, насколько этот дар нам необходим? «Если бы ты знала дар Божий! — говорит каждой душе человеческой Господь. — Твою жажду не может утолить никакая вода из всех земных колодцев».

***

Протоиерей Павел Великанов

Ключевое слово сегодняшнего чтения – это недоумение, состояние растерянности, отсутствия понимания, где же выход из сложившейся ситуации. Обилие чудес, совершаемых Иисусом, и с каждым днём Его растущая слава как проповедника и яркой личности, рождают смущение не только в сердце четвертовластника Ирода, но и многих других – как именитых, так и безвестных современников.

Казалось бы, чему тут смущаться? Мало ли какие появляются харизматичные личности – тем более, что для Иудеи, жившей предвкушением скорого явления Мессии, это было нормой: каждый год кто-нибудь да и объявлял себя долгожданным Мессией, собирал вокруг себя  людей, побуждая их к открытию мессианской эры и выступлению против оккупантов. В чем же причина этого смущения, которое охватило Ирода настолько, что он – при всей своей практически безграничной власти в Иудее – не видел никакого иного выхода, кроме как лично встретиться с этим загадочным Иисусом и лицом к лицу понять, Кто же это на самом деле?

То, что это смущение было свойственно не только внешним, поверхностно знакомым с Иисусом людям, но даже и самым ближайшим ученикам, следует из прощальных слов, сказанных Спасителем на Тайной Вечери: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте», «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается!» (Ин. 14:1, 14:27). Откуда же у самих учеников появлялось это смущение, не поддаваться которому так настойчиво убеждает Христос?

Не так давно благодаря новейшим исследованиям в области нейрофизиологии приоткрылась одна из неожиданных сторон деятельности человеческого мозга. Хотим мы этого или не хотим, но наш мозг постоянно ищет определённости и предсказуемости. Причина этого вполне понятна: как и всё живое, мозг предпочитает экономить свои энергетические ресурсы – ведь всё запутанное и неопределенное надо потрудиться распутать и обозначить, а непредсказуемость ещё более энергозатратная – потому что рождает тревогу, а то и страх перед неизвестностью. Это состояние крайне дискомфортное, и человек ищет любые возможности, чтобы из него выйти.

Если вдумчиво почитать описание земной жизни Спасителя, как она изложена евангелистами, несложно заметить: Он не вписывается ни в какие стереотипы, привычные рамки или шаблоны поведения. Любая притча, рассказанная Им – всегда с неожиданной развязкой. Любое исцеление – с неоднозначным контекстом. Как только кто-нибудь из окружающих делал для себя вывод – а, ну да, теперь понятно, это точно пророк! – Спаситель тотчас разрушал эту казалось бы выстраданную оценку. Сердца учеников ликуют, когда Иисус наконец-то торжественно входит в Иерусалим в сопровождении толп народа –  они уже предвкушает, вот, сейчас начнётся: а Он, оказывается, в тот же день и уходит из него, так и не подняв народное восстание. И такие эпизоды в Евангелии – на каждой странице. И самое главное – когде ученики видят Иисуса висящим на Кресте в предсмертных муках – они уже вообще ничего не понимают, их смущение доходит до предела. Им становится совсем плохо.

Какой же выход из этого состояния смущения, когда  нас начинают одолевать помыслы, непредсказуемость будущего гнетёт, а неопределённость настоящего просто добивает? Ответ даёт Сам Спаситель: веруйте! Откройте двери души для веры как формы любви, вверенности, полной преданности в руки любящего и любимого Отца Небесного! Совершите этот поистине рискованный и очень мужественный прыжок веры в неизвестность – и почувствуйте всем своим естеством, что вы – не провалились в пропасть бездонной пустоты, но Кто-то вас крепко держит на своей могущественной – и по-человечески тёплой – ладони!

***

Священник Стефан Домусчи

Не секрет, что к религиозным идеям можно относиться по-разному. Не только в советские годы, но и сегодня, можно увидеть в храме людей, которые заходят держа руки за спиной, рассматривают иконы и фрески, могут поинтересоваться историей и особенностями архитектуры храма, но при этом вряд ли заинтересуются вопросами веры… Входя в храм как в здание, они не готовы войти в Церковь, и относятся к ней как к культурному артефакту. Она интересует их в той же мере, в какой нас интересует прялка в старой избе, народный костюм на участнике этнографическго ансамбля и прочие явления старины. Иногда, такие люди задают вопросы о Боге или каком-то аспекте жизни в Церкви, но независимо от буквального смысла того, о чем они говорят, зачастую интонационно вопрос звучит одинаково: «Неужели вы в это верите?».

И все же, не стоит представлять духовный мир таких людей как примитивный. Если люди не говорят на вашем языке или не считают возможным для себя ориентироваться в поиске истины только на ваши ощущения – это не значит, что их духовный мир хуже. Все способности, и  к вере, и к нравственному подвигу, и к добрым делам. Все это есть в каждом человеке. И все же, наша жизнь складывается настолько по-разному, что посмотри мы на нее беспристрастно, мы увидим, что очень многое из того, что у нас есть, дано нам не потому что мы лучше или более приспособлены к вере. Наше воспитание, душевная организация, встречи по жизни с теми или иными людьми,  – все это от нас почти не зависит. Исходя из этого, многие церковные авторы говорили о том, что Бог будет судить нас учитывая обстоятельства, в которых мы жили.

И в то же время, несмотря ни различные жизненные позиции, несмотря на то, что исходные положения у всех разные, никто не сможет сказать что в его жизни не было ситуации, в которой он не делал бы сознательного выбора, перед лицом собственной совести, перед лицом пусть и неведомого пока Бога.

В чтении, которое мы услышали сегодня, Ирод, глава Галиллеи услышал весть об Иисусе. Если взять все евангельские упоминания о нем, он окажется человеком, хотя и безнравственным, но не лишенным некоторой склонности к рефлексии и внутренним переживаниям. Именно так ведут себя многие современные люди. Будучи воспитанными в полу-религиозном духе, они не находят в себе сил, чтобы победить грех, но иногда задумываются о вечном. Но какова цена этой задумчивости, если человек внутренне понимает, что не хочет идти к Богу?

Кто же это такой? – говорит Ирод. Но для него это праздный интерес, он не собирается прекращать грех, чему свидетельством является смерть Иоанна Крестителя.

Ирод ищет увидеть Христа, но на этот праздный интерес Тот отвечает уходом в пустое место близ Вифсаиды. Неверующий Ирод не может встретиться со Христом не потому что он грешник, ведь Спаситель постоянно встречался с грешниками. Проблема Ирода в том, что внутренний выбор он уже сделал, и все поиски Христа – лишь праздное любопытство.

В то же время, в своей простоте, обычные люди идут за Христом и Он принимает их. Он не беседует о Царстве с пустословами, но лишь с теми, кто действительно ищет Его.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О любознательности
(Лк. 9:7-11)

Протоиерей Вячеслав Резников

Господь избрал двенадцать Апостолов, и еще при Своей земной жизни послал их «проповедовать Царствие Божие» (Лк.9:2). Он «дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней» (Лк.9:1), а по Матфею – еще и воскрешать мертвых (Мф.10:7). Немного позже Господь избрал «и других семьдесят учеников, и» тоже «послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк.10:1). Потом, возвратившись, они с радостью рассказывали о своих успехах: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк.10:17). Но заметим, что никто из евангелистов не приводит ни одного примера такой их деятельности. Очевидно, Божьим промыслом было устроено, что хотя они и наполнили чудесами всю ту землю, и хотя их было довольно много (двенадцать и семьдесят), но каким-то чудесным образом людям было ясно, что все это – дела одного человека, что все это «делал Иисус». И у царя Ирода сложилось такое же мнение, и он лишь «недоумевал, … кто же Этот, о Котором я слышу такое»?

Во-вторых, удивительна всеобщая вера народа в возможность воскресения мертвых, «ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес». Очевидно, слова великих пророков о грядущем воскресении прочно укоренились в сознании иудеев. «Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела!» (Ис.26:19). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2-3). Помнил, наверное, иудейский народ и, как Илия молитвой воскресил сына сарептской вдовы (3 Цар.17), и как воскрес мертвец, упавший случайно на кости пророка Елисея (4 Цар.13:21). И особенно, как видим, люди верили в бессмертие именно своих праведников и пророков, верили, что они где-то и как-то рядом, и могут в любой момент вернуться в эту жизнь.

Но особенно поражает третье. Несмотря на то, что дело Божье делалось так, что прославлялся только Иисус, несмотря на веру в воскресение мертвых, несмотря на почитание пророков, – иудеи упорно вопрошали: «Кто же Этот»? Они упорно не хотели увидеть в Нем Того, о Ком говорили пророки. В лучшем случае Его принимали лишь за одного из пророков, ныне воскресшего. Вот так, даже многое зная и во многое веруя, и даже зная наизусть всю Библию, можно не увидеть Того, на Кого она указывает и ради Кого написана. И это порой даже при видимой любознательности, при видимой заинтересованности. Ведь и царя Ирода очень занимала личность Иисуса из Назарета. Он «искал увидеть Его». Желание Ирода, в конце концов, исполнилось. В двадцать третьей главе евангелист Лука рассказывает, что, когда Понтий Пилат узнал, что Иисус «из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. И предлагал Ему многие вопросы»…

Один священник рассказывал, как случилось ему быть в одном доме по какому-то случаю. Ему были рады, задавали много вопросов, и священник ушел с чувством хорошо поработавшего сеятеля. Через год ему снова случилось быть в том же доме, и там оказалось то же общество. Все снова были очень рады ему, и стали задавать… те же самые вопросы. И Ирод ведь когда-то тоже «с удовольствием слушал» Иоанна Крестителя (Мк.6:20). Поэтому теперь Господь, зная «что в человеке» (Ин.2:25), «ничего не отвечал» ему… Так, иногда полезнее оставить человека наедине с его действительно серьезным вопросом, чем дать повод сказать очередную глупость в ответ на твое объяснение.

Церковный календарь. 23 октября 2025 года

Читаем Евангелие. 23 октября 2025 года

Читаем Апостол. 23 октября 2025 года

ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ. СВЯТОЙ ДНЯ

Мульткалендарь. 23 октября. Преподобный Амвросий Оптинский

День ангела. 23 октября

Этот день в истории. 23 октября