Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

2-я Неделя ВЕЛИКОГО ПОСТА, святителя Григория Паламы

(Евр.1:10–2:3; Мк.2:1–12)

Исцеление расслабленного в Капернауме

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Неделя 2-я Великого поста. Неделя святителя Григория Паламы

Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».

Евангелие святого апостола Марка, глава 2, стихи 1 - 13:

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 1, стих 10 - Глава 2, стих 3:

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

12 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
13 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 2:1-13) Мк.2:1. Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
Мк.2:2. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
Мк.2:3. И пришли к нему с расслабленным, которого несли четверо;
Мк.2:4. и не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Мк.2:5. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

По восшествии Господа в Капернаум, многие, услышав, что Он в дому, собирались в надежде удобного доступа к Нему. При сем вера мужей, принесших расслабленного, была столь велика, что они проломали кровлю дома и спустили его. Поэтому и Господь подает ему исцеление, видя веру сих принесших или веру самого расслабленного. Ибо и он сам не позволил бы взять себя, если бы не веровал, что исцелится. Впрочем, Господь часто исцелял ради веры одного приносящего, хотя приносимый не был верующим, и напротив, часто же врачевал ради веры приносимого, хотя приносящие не веровали. Прежде всего отпускает Он грехи болящему, а потом врачует болезнь потому, что труднейшие болезни большей частью происходят от грехов, как и в Евангелии от Иоанна Господь производит от грехов же болезнь одного расслабленного. Этот упоминаемый у Иоанна расслабленный есть не один и тот же с упоминаемым ныне; напротив, это два разных человека. Ибо упоминаемый у Иоанна не имел человека помогающего, а нынешний имеет четырех; первый был у купели овчей, а этот – в дому; тот – в Иерусалиме, а сей – в Капернауме. Можно найти и другие между ними различия. Но должно сказать, что упоминаемый у Матфея (Мф.9:2–7) и здесь, у Марка, есть один и тот же.

Мк.2:6. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
Мк.2:7. что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Мк.2:8. Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
Мк.2:9. Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
Мк.2:10. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному:
Мк.2:11. тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Мк.2:12. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Фарисеи обвиняли Господа в богохульстве за то, что он отпускал грехи, так как это принадлежит одному Богу. Но Господь дал им и другое знамение Божества Своего – знание сердца их: потому что одному Богу известно сердце каждого, как и пророк говорит: «Ты один знаешь сердце всех» (3Цар.8:39; 2Пар.6:30). Между тем фарисеи, хотя и было Господом открыто, что у них в сердце, остаются бесчувственными, и знающему сердца их не уступают того, чтобы Он мог врачевать и грехи. Тогда Господь чрез исцеление тела удостоверяет в том, что Он исцелил и душу, то есть посредством явного утверждает сокровенное и посредством легчайшего – труднейшее, хотя это казалось им иначе. Ибо фарисеи исцеление тела, как действие видимое, почитали труднейшим, а врачевание души, как невидимое, – легчайшим, и рассуждали как бы так: вот обманщик, который отклоняет от себя исцеление тела, как дело очевидное, и врачует невидимую душу, говоря: «прощаются тебе грехи». Если б Он в самом деле мог исцелить, то, наверное, исцелил бы тело, а не стал бы прибегать к невидимому. Поэтому Спаситель, показывая им, что Он может совершить то и другое, говорит: что легче уврачевать, душу или тело? Без сомнения, тело; но вам кажется напротив. Итак, Я исцелю тело, что на самом деле легко, а только вам кажется трудным, и тем уверю вас в исцелении души, что действительно трудно, и кажется легким потому только, что невидимо и необличаемо. Тогда говорит расслабленному: «встань, возьми постель твою», дабы таким образом более уверить в действительности чуда, что оно было не мечтательное, а вместе показать, что Он не только исцелил болящего, но и дал ему силу. Так поступает Господь и с душевными немощами: не только освобождает нас от грехов, но и подает нам силу для исполнения заповедей, Итак, и я, расслабленный, могу исцелиться. Ибо и ныне есть Христос в Капернауме, в доме утешения, то есть в Церкви, которая есть дом Утешителя. Я расслабленный, потому что силы души моей недейственны и недвижны во благо; но когда четыре евангелиста возьмут и принесут меня к Господу, тогда услышу слово Его: «чадо!» Ибо я делаюсь сыном Божиим чрез исполнение заповедей, и мне отпустятся грехи. Но как принесут меня к Иисусу? – Проломавши кров. Что же кров? Ум как верх существа нашего. На этом крове много земли и черепицы, то есть земных дел; но когда все это будет сброшено, когда будет разломана и освобождена от тяжести сила ума, когда потом спущусь вниз, то есть смирюсь (я не должен возноситься вследствие облегчения ума моего, но по облегчении обязан ниспуститься, то есть смириться), тогда исцелюсь и возьму одр мой, то есть тело, возбуждая оное к исполнению заповедей. Ибо не только должно восстать от греха и познать свой грех, но и взять одр, то есть тело, для делания добра. Тогда можем достигнуть и созерцания, так что все помыслы в нас скажут: «никогда ничего такого мы не видали», то есть никогда не имели такого разумения, как ныне, исцелясь от расслабления. Кто очищен от грехов, тот поистине видит.

Мк.2:13. И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.

По совершении чуда над прокаженным Господь уходил к морю, вероятно, ища уединения, но народ снова стекается к Нему. Познай же, что по той мере, как ты станешь избегать славы, она будет гоняться за тобой; а ежели ты будешь гоняться за ней, она убежит от тебя. Вот и Господь только что удалился к морю, как народ опять бежит вслед за Ним.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6).

И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы – отпадшие от Бога и за то подгневны. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла. Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства – крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения – вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь – и внутреннюю и внешнюю – во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.2:1–12)

Протоиерей Александр Шаргунов

Это Евангелие возвещает нам то, что происходит с нами сегодня. Господь – в доме Петра в Капернауме, и от Его присутствия этот дом становится домом Господним. И мы тоже сейчас находимся в доме Господнем. Господь – в центре собравшихся, и Он говорит слово. Множество народа внутри, и мы – среди них, и множество вовне, – все, как у нас, на большие праздники. И внезапно мы видим четырех человек, несущих расслабленного ко Господу. Эти четыре человека и этот больной – тоже мы.

Повествование о главном событии – очень коротко. Нам ничего не сказано об этих четверых. Кроме того, что, оказавшись перед невозможностью стать перед Христом, они поднимаются по наружной лестнице на крышу дома, разбирают кровлю и спускают постель, на которой лежал расслабленный, к ногам Господа. И тотчас же – в этом заключается суть события – «Иисус, видя веру их», оставляет грехи этому человеку.

Происходит нечто совершенно новое. Мы – в самом начале Евангелия от Марка. В первой главе мы узнаем о многих исцелениях. Господь начинает Свое служение спасения многими чудесами, они – знамение того, что любовь Божественная входит в жизнь человеческую. «Врач душ и телес наших» исцеляет больных, одержимых, прокаженных и возвещает всем слово истины. Но никому еще до сих пор не возвещал Он о прощении грехов. И вот сегодня, с удивлением глядя на этих четверых, Он впервые «оставляет грехи». Почему? Потому что Он поражен верой этих людей.

Именно на это мы должны обратить внимание, в особенности, Великим Постом. Наш грех – рана, более глубокая, чем все наши временные болезни и наше старение. Он – наша смерть, от него исходит всякое разделение и ненависть, он заключает нас во ад нашего одиночества. Хуже любой проказы он обезображивает нас, запечатленных чудесным образом Отца в Сыне.

Потому Тот, Кто носит в Себе славу Отца, стал Сыном Человеческим, знающим изнутри все несчастье человека. Так именуя Себя, Он совершает чудеса уже не как пророки, которые исцеляли больных во имя силы Божией, но действуя Тем, что Он есть. Ибо Он – Бог, Тот, Кто один только может прощать грехи, и Тот, Кто, став человеком, – стал «Агнцем, вземлющим грех мира» (Ин. 1:29). Но мы должны уразуметь, что именно вера четверых и расслабленного открывает в сердце Господа прощение – то есть избыточествующий дар Духа Святого, который и есть оставление – упразднение – грехов. Вера пробивает кровли всех наших домов, освобождая нас от плена греха и отделенности от Господа. Она дает нам сойти туда, куда сошел Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, – в глубины нашего сердца. Вера поставляет нас пред Господом, и соединяет нас с Его Божественной Личностью, образом Которой каждый из нас является. Она открывает нас сиянию Его всемогущей любви. Дух Святой исцеляет нас, вводит нас в общение с Собою, возрождает по подобию Возлюбленного Сына Божия.

В этот день в Капернауме Христос впервые являет Себя как Бог. Поистине, только Бог может прощать грехи, потому что только Бог может даровать нам общение, разрушенное грехом. Только Бог – «река жизни» (Откр. 22:1), могучая как любовь, которую наш грех останавливает и иссушает. Дар Духа Святого – «источник, текущий в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Предавая Свою жизнь за нас, Христос разрушает грех и смерть и посылает нам от Отца Животворящего Духа.

Мы можем предощущать вечную жизнь всякий раз, когда самое малое движение веры животворит наше сердце. Оно дается нам всегда Духом Святым, но если мы принимаем его, происходит, если можно так выразиться, наше схождение ко Христу, Который обновляет нас в глубинах нашего естества, чтобы иметь общение с нами. Как говорит апостол Павел, верою мы оправданы и спасены.

Все начинается с этого дара. Но мы должны идти дальше. Если мы уже можем жить верою, то это потому, что более чем четыре человека принесли нас к ногам любящего нас Господа. Может быть, это были наши родители, которые со дня нашего крещения приводили нас к Нему. И многие другие – те, кто молился за нас. И всегда, и прежде всех, – Всесвятая Пречистая Матерь Божия несет нас верно к Сыну Своему и Господу, чтобы поставить нас пред Ним. Наконец, великое множество святых, которых мы узнаем в свете Царства, куда, дерзаем верить, мы войдем их любовью и заступничеством. И будем вечно благодарить их, удивляясь силе веры Церкви. Дух Святой непрестанно дает ее нам, но – через тех, кто несет нас ко Господу Иисусу Христу.

В этом общении святых мы должны, наконец, узнать, что мы тоже призваны действовать как эти четверо из сегодняшнего Евангелия. Кто в этом народе, окружающем нас, не расслабленный? Кто способен сам нести себя к единому Спасителю? Мы должны понести их к Нему. Если нам дано веровать и жить верою, без конца быть прощаемыми и оживотворяемыми Господом, в свою очередь, мы должны нести в наших сердцах этих людей, среди которых нет ни одного безымянного, предавая их Христову милосердию. Мы ответственны за других. Вера рождает веру.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

митрополита Сурожского Антония

В течение теперь уже истекших подготовительных недель к Великому Посту словами Христа, образами евангельскими Церковь призывала нас глубоко вглядеться в нашу собственную душу и в нашу жизнь: что нужно в ней изменить, в чем нужно покаяться.

Теперь наступила новая пора: время Великого Поста. В течение наступающих и сегодня уже наступившей недели мы будем слышать не о себе самих, а о том, что благодать Божия совершила над людьми, которые сумели покаяться, которые сумели обратиться всей мыслью, всей душой, всем порывом души к Богу, – что над ними совершил Господь! Один за другим будут проходить образы святых...

Но сегодня, почти на грани этих двух времен – подготовительных недель и Поста – стоит образ святителя Григория Паламы. И то, что он говорит нам, – такое важное, такое значительное, что на этом надо остановиться, потому что только из того, что он говорит нам, мы можем понять ту славу, то величие, ту действительно Божественную красоту, которую мы видим во святых.

Сердцевина учения святителя Григория Паламы заключается в том, что благодать не есть какой-то тварный дар, который Бог нам дает, вместе с тем оставаясь Сам иным по отношению к этому дару. На основании опыта всей Православной Церкви, ее святых, ее подвижников и, особенно, тех афонских святых и подвижников, среди которых он жил, он учил, что благодать – это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Божественной природе, делая нас через это приобщение богами по приобщенности.
Думая, что благодать является только даром Божиим, но не Самим Богом, Который Себя нам отдает, западные богословы утверждали как бы непроходимость пропасти между Богом и человеком, творением и Творцом. Как бы ни были драгоценны Божественные дары, они остаются тварными, и они нас с Богом не могут соединить иначе как любовью и благодарностью. Но нет! Опыт Церкви нам говорит, что благодать – это Сам Бог, Себя нам отдающий, и что, принимая благодать, мы делаемся, по приобщению, участниками Божественной природы...

Когда будут теперь проходить перед нами образы святых, будем помнить, что они – не только люди, которые были озарены умом, очищены в сердце, а что это люди, которые приняли Бога в себя, как железо может быть пронизано огнем, и которые стали уже на земле видением того, к чему призвана вся тварь, когда Бог будет всем во всех.

Будем поэтому радоваться величию нашего призвания, будем радоваться о том, что мы призваны поистине приобщиться Богу, но будем также помнить, что случиться это может, если мы совершим подвиг веры, останемся Богу верными, станем подвижниками, по образу древних подвижников, которые сумели отдать кровь и принять Дух. Да даст нам Господь и вдохновение, и силы, и желание – и даст Он нам и плоды. Аминь.

Церковный календарь. 24 марта

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 24 марта

Читаем Апостол. 24 марта

Мульткалендарь. 24 марта. Святитель Григорий Палама

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский

Этот день в истории. 24 марта