Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 14-й седмицы по Пятидесятнице

(1Кор.4:1–5; Мф.23:1–12)

Фарисеи

Евангелие святого апостола Матфея, глава 23, стихи 1-12:

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 4, стихи 1 - 5:

1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 23:1-12) Мф.23:1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
Мф.23:2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
Мф.23:3. итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают:

Когда Господь привел фарисеев в молчание и обнаружил их неисцельный недуг, тогда Он начинает говорить уже о них, о их жизни и поведении. Он наставляет слушателей не пренебрегать законными учителями, хотя бы те были и порочной жизни, Вместе с этим показывает Господь и то, что Он не только не противник закона Моисеева, а, напротив, хочет, чтобы требования сего закона исполнялись, хотя учители – люди недостойные. Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее – Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с «Моисеева седалища», то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему.

Мф.23:4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
Мф.23:5. всé же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих.

Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей выполнять мелочные и трудно выполнимые предписания закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они «не двигали и перстом своим», то есть ничего сами не делали, даже и не приближались к этим тяжким бременам. Когда учитель и сам делает то, чему учит, то он вместе с тем является и учеником: несет бремя наряду с научаемыми. Но когда учитель, налагая на ученика бремя, сам не действует, то он этим самым еще более отягощает бремя для ученика, своим бездействием показывая невозможность исполнить, что он говорит. Итак, Господь обличает фарисеев в том, что они не хотят принять участие в несении бремени, то есть не хотят сами действовать. Но, не делая добра, они в то же время притворяются делающими его. Так как и то, что они когда-либо делали, делали напоказ, то награда у них отнята. Что же они делают? Они «расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Это состояло в следующем. В законе было предписано: «навяжите... на руке вашей, и да будет непоколебимо пред очами вашими» (Втор.11:18). Согласно с этим иудеи вырезывали десять заповедей закона на двух хартиях, и одну из этих хартий прикрепляли к челу, а другую привешивали на правой руке. Воскрилиями же называлась вышивка из темно-красных или багряных нитей в виде узора, который устраивался на краях верхней одежды. Так делали фарисеи потому, что это предписано было в законе. Предписано же было для того, чтобы, видя это, иудеи не уклонились от заповедей Божиих. Но Бог хотел не такого буквального исполнения: нет, иметь хранилища значило исполнять заповеди; а красные нашивки предызображали, что мы, люди, должны быть некогда запечатлены кровью Христовою. Фарисеи же делали хранилища и воскрилия большие, чтобы для всех, кому оныя бросятся в глаза, показаться блюстителями закона.

Мф.23:6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
Мф.23:7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

Увы! Что говорит Господь! Подлежат осуждению за то уже только, что любят предвозлежания на пирах и председания в синагогах. Чего же достоин тот, кто сверх этого делает все дурное? «Любят председания в синагогах». Там, где фарисеи должны бы были и других учить смиренномудрию, там они проявляют свою порочность: все делают для славы и, делая с такими побуждениями, не стыдятся, а, напротив, хотят, чтобы их называли: равви, равви, то есть учители!

Мф.23:8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;
Мф.23:9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах;
Мф.23:10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.
Мф.23:11. Больший из вас да будет вам слуга:
Мф.23:12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: «отцом не называйте» не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф.23:11). Большинство измеряется по слову Господа не родом, не властию, не мерою способностей и способов, а умением устроять благо для других. Кто неутомимее и шире действует в этом роде, тот и больший. Как в семье набольший, становясь набольшим, берет к сердцу заботу о всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтоб всех упокоить, сделать так, чтоб всем было хорошо: так и в обществе христианском, хотящий быть набольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал. Лучше же: брось всякую мысль о большинстве, а прими сердечную заботу о том, чтобы сколько можно более послужить во благо окружающих тебя, и будешь больший пред очами Божьими, а может быть, и в сознании людей. Когда бы все набольшие сделали этот закон Христов законом своей совести, какое пошло бы тотчас благоденствие и довольство среди нас! Но то горе, что большинство скоро у нас обращается на служение себе и своим интересам и сопровождается всегда почти требованием послуг себе, вместо служения другим; совесть же успокаивается исправностью ведения официальных дел. Оттого много набольших, а благо не спеется среди нас, и все добрые учреждения не приносят того добра, какое от них ожидается.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.23:1–12)

Протоиерей Александр Шаргунов

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, – говорит Господь, – итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Никого не обличает столь сурово Христос, как этих книжников и фарисеев. Тем не менее, они были идолами и любимцами народа, который говорил, что из двух людей, идущих на небо, один должен быть фарисей. Мы не должны обманываться громкими и могущественными именами, званием и положением кого бы то ни было. Даже ученики Христовы нуждаются в этом предупреждении – не соблазняться пышностью мира.

Фарисеи и книжники были учителями Закона. Много хороших мест занято плохими людьми. Но как говорится, не место красит человека, а человек место. Доброе и нужное служение не должно порицаться, оттого что порой оно попадает в руки недостойных служителей.

«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Истина не делается хуже, если ей научает нас тот, кто не живет по истине. Если Бог посылает нам здоровую пищу, как пророку Илии, не через ангелов, а через воронов, мы должны с благодарением принимать ее.

И Господь заповедует народу поступать, как они учат, но не поступать, как они поступают, помня об их закваске лицемерия. Самые неизвинительные из грешников – те, кто позволяет себе грехи, которые он осуждает в других, и даже худшие. Это предупреждение относится прежде всего к служителям Церкви. Ибо может ли быть большее лицемерие, чем внушать другим то, чему сам не веришь и чего сам не исполняешь? Быть великим на словах и ничего собой не представлять на деле? Они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям». Они не только требуют мелочного исполнения Закона, но навязывают собственные изобретения и предания – под угрозой строжайших епитимий. Они любят показать свою власть и учительство. «А сами не хотят и перстом двинуть их». Они питают свою гордость строгостью поучений, а сами ни в коей мере не связывают себя этой строгостью.

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Мы должны так делать добрые дела, чтобы те, кто видит их, могли прославить Бога. Но мы не должны трубить о наших добрых делах с тем, чтобы другие видели их и прославляли нас. Вид благочестия дает лицемеру возможность носить имя, будто он жив, но, отвергшись силы его, он мертв. Они «расширяют хранилища свои» – повязки на лбу и левой руке со словами Закона, чтобы все видели, что они святее, строже и ревностней, чем другие, относятся к Закону. «И увеличивают воскрилия одежд своих». Бог заповедал сынам Израилевым делать себе кисти с голубой нитью по краям одежд своих (Числ. 15:38) в напоминание о том, что они – избранный народ, и потому должны жить согласно этому избранничеству. Но фарисеи делали эти воскрилия большими, чем было принято, чтобы показать, что они благочестивее всех.

Всюду и везде им надо было заявить о своем превосходстве. Гордость была их любимым царствующим грехом. Господь описывает, как проявлялся этот грех. Во всех общественных местах – на пиршествах и в синагогах – они ждали приветствий и получали, услаждаясь сердцем, самые почетные председания. Прежде чем учить чему-то других, надо пойти научиться самому первому уроку в школе Христа – смирению.

И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Вместо того, чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол Иаков, – кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1–2). «А человек совершенный, – добавляет преподобный Силуан Афонский, – ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех – Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь – по дару Его – приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви.

«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены – разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог.

Несравненно больше всех наших различий в званиях и достоинстве – то, что мы все имеем общее в Боге: «Один у вас Отец, Который на небесах». Великие и малые, знаменитые и безвестные – мы все дети одного Отца. Кто не забывает этого, останется простым и скромным, какое бы высокое положение они ни занимал. Он будет помнить всегда, что есть только Один подлинно великий, перед Которым мы все – малы, и все наши различия, какими бы значительными они ни казались, исчезают. Кто хранит это в своем сердце, тот любое служение, данное ему Богом, будет нести как смиренное послушание. «Больший из вас да будет всем слуга». Поистине велики только те, кто в любом своем величии остаются служителями и ближними по отношению к ближним, их братьям. Служа многим, они становятся отцами для многих.

«Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет». Если Бог даст таким людям покаяние, они будут унижены в собственных глазах и ужаснутся своему состоянию. Если же не покаются, то рано или поздно будут унижены перед миром. «А кто унижает себя, тот возвысится». В этом мире смиренные будут приняты Богом и почтены мудрыми и благочестивыми людьми. И некоторые из них будут призваны к самому высокому служению. Ибо слава, говорят святые отцы, как тень бежит от того, кто ищет ее, и следует за теми, кто уклоняется от нее. В будущем мире те, кто унижает себя, сокрушаясь о своих грехах, возвысятся. Они взойдут к престолу Господню, чтобы наследовать Божию славу.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Какие мысли у нас возникают, когда мы слышим про слуг? Наверное, я буду недалёк от истины, если предположу, что слово «слуга» у нас ассоциируется прежде всего с унижением человека человеком. С трудом одного человека на обеспечение базовых потребностей другого. Мы буквально видим утолщённого лоснящегося хозяина, который праздно проводит время и слугу, который в это время обслуживает негу хозяина. Или же мы видим нервозную вечно недовольную даму с мигренью и ручной собачкой, дама эта кричит на свою служанку из-за плохо вымытой посуды или недостаточно ровно заправленной постели. В общем, картина не самая приятная. Нормальному современному человеку одинаково неприятно было бы оказаться как в положение измождённых преуспевших в борьбе за жизненные блага хозяев, так и в положении униженных слуг. Но когда в нашем сознании рисуется такая картина, мы забываем о самом важном свойстве слуг, свойстве, по которому их оценивают. Это свойство можно описать как умение приносить пользу. Именно об этом умении сегодня говорит нам Христос Спаситель. Можно перефразировать Его слова и сказать, что больший из вас пусть постарается быть как можно более полезным для других. Очевидно, что речь идёт не только о мытьё полов или же посуды. Речь идёт о чем-то значительно большем. Но это большее, безусловно, включает себя и бытовые мелочи, в том случае, если это необходимо. Впрочем, человек, который имеет стремление быть полезным для других, вряд ли станет размышлять о допустимых границах пользы. Заботливый отец семейства не только постарается позаботиться о том, чтобы его семья имела все необходимое, для него не превратится в проблему необходимость выполнить какую-то работу по дому. Решение внутренних конфликтов он тоже возьмёт на себя. Когда человек действительно становится большим для своих близких, его забота перестаёт иметь какие-либо границы, она переходит границы определённых сфер деятельности. Она становится всеобъемлющей. Такой человек не станет уподобляться детям, которые спорят между собой о том, чья очередь вытирать пыль и кого из них больше любят родители. Подобные споры — удел тех, кто ещё находится на стадии роста, кто ещё не достиг полной меры ответственности за себя и за своих близких. И, конечно, старший в семье не думает о своём статусе, он думает лишь о благе других, а не о себе самом. Именно к такому внутреннему устроению и призывает нас Христос Спаситель. Дай Бог, чтобы этот закон Христов, закон служения друг другу, стал нашим внутренним и всеобщим законом!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О учителях, наставниках и отцах
(1Кор.4:1–5; Мф.23:1–12)

Протоиерей Вячеслав Резников

Господь сказал: «не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцем себе на называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос».

Опираясь на этот текст, сектанты укоряют нас за то, что у нас принято священников называть «отцами». Но сектант, он и есть сектант: он видит усеченно, видит только непосредственно перед собой. А если бы они действительно хотели знать истину, то во-первых увидели бы, что здесь одинаково говорится как об отцах, так и об учителях и о наставниках. Они легко нашли бы в Писании, что этот видимый Христов запрет нарушается Его же Апостолами: «Иных Бог поставил в церкви… учителями» (1 Кор.12:28). «Повинуйтесь наставникам вашим» (Евр.13:17). Наконец, находим и такое: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Вспомним еще один текст из Апостола Павла: «…преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:14-15). Как, оказывается, все просто!

Дело в том, что свой запрет Господь положил по поводу фарисейской гордыни, когда они именно себя, как таковых, именовали и учителями, и наставниками, и отцами народа, и величались этим. А должно быть истинное отечество, наставничество, и учительство – во Христе: и учить не своему, а словам Христовым; и наставлять на жизнь во Христе; и рождать во Христе святым крещением и покаянием. Такой истинный учитель, наставник и отец всегда мыслит о себе с глубочайшим смирением. Он помнит слова Господни: «Больший из вас да будет вам слуга». «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Он и учит, что каждый должен разуметь подобных ему не иначе, «как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих». Он подчеркивает, что единственное, что требуется от домостроителей, – «чтобы каждый оказался верным». Он не ищет угождения людям, не ищет похвалы от них: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе». «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь: судия же мне Господь», – Которому он и служит, посланником Которого и является, как и Сам Господь был посланником Своего Отца.

Церковный календарь. 25 сентября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 25 сентября

Читаем Апостол. 25 сентября

Благая часть. 24 сентября

Мульткалендарь. 25 сентября. Преподобный Афанасий Серпуховской

Мульткалендарь. 25 сентября. Священномученик Автоном

День ангела. 25 сентября

Этот день в истории. 25 сентября

&nbsnbsp;