ДУХОВНАЯ БОРЬБА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Старец Ефрем Филофейский (перевод с греческого)

Святой Великий Пост – это период молитвы, период покаяния, слез, преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни. Издавна христиане, а особенно монахи, уделяли большое внимание этому духовному этапу и считали его священным, ибо этот период предполагает как духовную, так и телесную борьбу. Это борьба воздержания в пище, борьба всенощного бдения, борьба очищения и борьба духовных обязанностей, которых намного больше, чем в остальное время. Происходит духовное перестроение человека. Особенно большое внимание следует уделять самоукорению в противовес осуждению брата, ибо без любви к ближнему нашему мы не сможем продвинуться ни на один шаг на пути к духовному очищению. Если не следить за мыслями, за словами и за своим сердцем, воздержание в еде не принесет пользы. Любовь к Богу и к брату есть две великие добродетели, на которых зиждется все духовное здание, если же их нет, то и все остальные добродетели остаются без основания.

 
   
ЧТО ТАКОЕ ИСТИННЫЙ ПОСТ? Советы, данные… Ангелом

Рассказ священика Константина Пархоменко

Есть такая книга, относящаяся к первохристианскому времени, которая называется «ПАСТЫРЬ». Ее автора зовут Ерм. Ерм – совершенно реальная историческая личность, благочестивый христианин, обратившийся ко Христу от прежней жизни, наполненной развлечениями и потаканиями греховной жизни. Господь посылает к Ерму Ангела, который беседует с нашим героем. Порой Ангел переносит Ерма в иную, Небесную, реальность и кое-что показывает ему из того мира. Часто просто показывает ему какие-то видения и комментирует их, порой просто беседует. На основе этих бесед и видений Ерм написал книгу.

 
   
КТО ЕСТЬ КТО В КАНОНЕ АНДРЕЯ КРИТСКОГО?

Сайт Горловской и Славянской Епархии

Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?

 
   
КАНОН СВ.АНДРЕЯ КРИТСКОГО

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. Чтение канона в начале Великого поста помогает христианину молитвенно настроится на предстоящий постнический подвиг. Пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

 
   
ОБЩИЕ АСКЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ «ВЕЛИКОГО КАНОНА» (О Покаянном каноне св.Андрея Критского)

Епископ Вениамин (Милов) (1889–1955)

«Великий покаянный Канон» содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы великого поста. Нить мыслей св. Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает в Каноне всякого человека бегать зла, ревновать вседушевно о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния. Речь св. Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает самые окаменелые, черствые сердца и никому не попускает отчаиваться в спасении. Каждое слово богодухновенного Канона источает какую-то сладость благодатного чувства и в лаконизме выражения содержит широту мыслей.

 
   
Дни Богослужения Православной Церкви. Первая седмица Великого поста.

Протоиерей Г. С. Дебольский (1901 г.)

В богослужении первой седмицы Церковь произносит священные песнопения св. Андрея Критского, Иосифа и Феодора Студитов и постановила также назидать верующих чтениями сочинений св. Ефрема Сирина, св. Иоанна Лествичника и других. Первая седмица св. Четыредесятницы называется зарей воздержания, неделей чистой. В эту неделю Церковь убеждает чад своих выйти из того греховного состояния, в которое невоздержанием прародителей ниспал весь род человеческий и утратил рай и которое каждый из нас умножает сам своими грехами

 
   
ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).Великий пост установлен главным образом в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и постившегося там, а также сорокадневного поста Моисея и Илии.

 
   
С ЧЕМ СВЯЗАНА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Великий пост имеет определенную продолжительность. С каким событием это связано? Почему именно столько дней необходимо его соблюдать для верующих?

 
   
КАК УСТРОЕН ВЕЛИКИЙ ПОСТ?

Журнал "Нескучный сад"

Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести. Чтобы разобраться в структуре Великого поста, нужно понять, сколько в нем воскресений. В Посту их шесть, а седьмое воскресенье — Пасха. Строго говоря, Великий пост длится шесть недель (седмиц). Страстная седмица — это уже "пасхальный пост", совершенно отдельный и самостоятельный, богослужения которого совершаются по особой схеме.

 
   
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней. Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных неурядиц, рассеянности, лености и прочего.

 
 
   
ПОСТ — ТРУД НА ГРАНИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ?

Игумен Нектарий (Морозов)

Близится Великий пост. Кто-то преступает к нему впервые, у кого-то за плечами многолетний опыт. И в том и в другом случае человек не застрахован от ошибок в деле прохождения великопостного подвига. О самых распространенных из них и о том, как их избежать, размышляет настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).

 
   
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ

Иоил Франгакос, митрополит Эдессы, Пеллы и Алмопии

Великий пост – это подражание жизни Христа. После Крещения Он удалился в пустыню, где “постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал” (Мф. 4:2). Христос был совершенным человеком и не имел никаких греховных стремлений. Своей жизнью Он дал нам пример для подражания. И этот аскетический пример мы всегда должны держать в памяти, чтобы достигнуть главной своей цели – единения с Богом. Христос в этот период претерпевал и искушения дьявола, и во время этих искушений “Ангелы служили Ему” (Мк. 1:13). Период искушений Господа также может многому научить нас.

 
   
АКАДЕМИЯ ПЕЧОРСКИХ СТАРЦЕВ

Журнал «Монастырский вестник»

Оказывается, иной раз разглядеть мир небесный удобнее из глубины пещеры. В окружении десятков погребенных подвижников и простых мирян, чьи тела не источают запаха тления, – и воздух кругом чист и свеж, – в приятной прохладе, в темноте подземелья как-то естественно даются человеку мысли о том, что прах он и в прах возвратится. В пещерах Псково-Печерского монастыря ум становится яснее, взгляд глубже, сердце покойнее.

 
   
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ДУХОВНАЯ ПОЛЬЗА ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ?

Православие.ru

Псалтирь – собрание самых древних богослужебных текстов, которые остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет. Псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Псалтирь – книга Богооткровенная и включает в себя все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Сам Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения.

 
   
ПОЧЕМУ ДОМА ВАЖНО ЧИТАТЬ СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ И КАК ПРАВИЛЬНО ЭТО ДЕЛАТЬ?

Иерей Андрей Чиженко

Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней. Очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Также желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности.

 
   
ПОЧЕМУ АФОНСКИЕ МОНАХИ НЕ БОЛЕЮТ РАКОМ

По материалам Econet.ru

Сперва на этот удивительный факт обратили внимание лишь греческие медики, но вскоре к ним присоединились ученые со всего мира, и в результате серьезной научной работы, которая длится по сей день с 1962 года, было доказано, что монахи Афонского монастыря не болеют раком. И не просто не болеют, а никогда не болели. А данное заключение было получено в результате обследовании останков, чей возраст колеблется в промежутке тысячи лет.

 
   
ЧТОБЫ ЖИТЬ ДОЛГОЛЕТНО (Православный рецепт долголетия)

Правило от схиигумена Саввы (Остапенко)

И атеисты и верующие мечтают прожить долгую жизнь. Первые – чтобы подольше насладиться прелестями жизни, вторые – чтобы успеть очистить душу от страстей. Атеисты прибегают при этом к самым различным способам, например, к диетам, йоге или даже колдовству. Есть свои «секреты» долголетия и у православных. Вот в частности, что советовал великий старец схиигумен Савва.

 
   
КАК БЫТЬ, КОГДА ПЕРЕД НАМИ ВСТАЕТ СТРАДАНИЕ?

по митрополиту Антонию Сурожскому

Все мы неоднократно сталкивались со страданием, как своим, так и других людей — близких и дальних, с их бедами и горестями. Но, наверное, не каждый знал, как себя вести в такой ситуации, как терпеть боль самому или как проявить сострадание к другому человеку, чем помочь, что говорить, да и говорить ли вообще, а главное, откуда черпать на это силы?

 
   
ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ: ДОВЕРИТЬСЯ БОГУ

Журнал «Православие и современность»

Болеют люди любого возраста, начиная от самых маленьких. Тяжелая болезнь — это настоящее испытание: не только физическая боль, но и душевные переживания и для самого больного, и для его близких. Почему же люди болеют? Есть ли у болезней духовный смысл? Как страждущему найти духовную опору? Каким должно быть наше отношение к медицине? Какие способы излечения приемлемы, а какие для христианина недопустимы?

 
   
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ КОГДА ОСУЖДАЕШЬ?

Журнал ФОМА

Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждают люди друг друга отнюдь не за выдающиеся заслуги и добродетели, а за безнравственное поведение. Или, выражаясь языком христианской аскетики, — за грехи. Но разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания?

 
   
НУ И КАКИЕ У МЕНЯ ГРЕХИ? В ЧЁМ МНЕ КАЯТЬСЯ?

Азбука Веры

«А в чём мне каяться? Я никого не убивал, не развратничал, не воровал. Живу как все нормальной жизнью. В чём мне каяться?» Человек, который ведет себя «хорошо», не всегда означает «хороший человек». Многие, думая о своей «хорошести» сравнивают себя с неправедными людьми. И на их фоне в собственных глазах они выглядят чуть ли не святыми. А себя надо сравнивать с Христом. В свете Его святости мы бы увидели, сколько еще у нас грязи в душе. Церковь не делит людей на «хороших» и «плохих». Церковь не называет человека «хорошим», она помогает ему увидеть в себе зло – грех – и подвигает его к раскаянию.

 
   
МНИМОЕ СМИРЕНИЕ

Схиигумен Савва (Остапенко)

Мнимое смирение – это ложное, поддельное, напускное смирение. Мнимое смирение, выражающееся в словах самоуничижения перед людьми, является только рисовкой, маскирующей тщеславие и гордость. Страдающие мнимым смирением обычно говорят и очень часто повторяют, что они грешны, и даже выявляют некоторые свои погрешности как бы в доказательство своих слов о своей греховности. Однако, люди, обладающие мнимым смирением не выносят обличений и указаний на их недостатки. Они обиженно начинают спорить, оправдываться, раздражаться и сердиться на своих обличителей. Мания смиренности – это одна из разновидностей скрытой гордости.

 

РЕКОМЕНДУЕМ


Божественная литургия (Объяснение церковной службы) Всенощное бдение(Объяснение церковной службы)
Причастие: что это такое и как к нему готовиться?(памятка христианину) Что делать, если не понимаешь смысл слов молитв на богослужении?
Говорят, что... а на самом деле... О поклонах и крестном знамении
Зачем нужен духовник? Для чего духовник не нужен?
Иконы в доме. Как выбрать и куда поставить? Что делать, если нет сил молиться?
Практические советы о том, как правильно молиться... О молитве: краткий сборник советов и практических рекомендаций
Нужно ли прикладываться ко всем иконам в храме? Как провести день по-Божьи (Почаевский листок)
Что можно и что нельзя в церкви? (Правила поведения в Церкви) ЧТО ТАКОЕ «ГРЕХ»? (понятие первородного и личностного греха)