Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, как правильно молиться. Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву.
Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.
Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.
Во всяком деле важно начало. Как бегун перед стартом принимает специальную позу и замирает в ожидании начала забега, так и мы должны собрать силы своей души перед началом молитвы. Неправильный старт грозит спортсмену провалом состязаний. Отсутствие должного внимания к подготовке к молитве предполагает большую вероятность того, что через несколько минут мы забудем, чем занимаемся, и в то время, как глаза и уста наши будут произносить слова молитвы, мысли наши будут блуждать далеко от сути происходящего.
В молитвослове перед началом утренних молитв дается указание: «встав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, поставляя себя пред Всевидящим Богом, и, сотворив крестное знамение, говори: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. После этого немного помедли, пока все чувства твои утихнут и мысли твои оставят все земное: и тогда начинай молиться».
Итак, первое, что следует сделать, приступая к более или менее продолжительной молитве, – это подготовиться к ней. Начиная любое серьезное дело, мы некоторое время готовимся к нему: обдумываем план действий, собираем все необходимое для его выполнения. Тем более мы должны подготовить себя к разговору с Богом. Мы должны заставить свой ум оторваться на время молитвы от всего, чем он постоянно занят, и сосредоточиться только на молитве. Мы должны постараться внести некоторые порядок и спокойствие в тот хаос, в котором нередко находятся наши мысли и чувства. Чтобы добиться тишины и спокойствия в нашей душе, без которых невозможно встретиться с Богом, нам и предлагается постоять некоторое время молча и попытаться осознать тот факт, что Господь всегда находится рядом с нами и в данный момент Он тоже обращен к нам. Митрополит Сурожский Антоний советует: встаньте спокойно, закройте глаза. Представьте себе, почувствуйте, что Господь смотрит на вас. Осознайте величие и торжественность этого момента. Подумайте и о своем недостоинстве. И, наконец, почувствуйте огромную любовь, с которой Господь обращен к вам. Не нужно торопиться. Пускай все эти чувства постепенно найдут отклик в нашем сердце, и тогда можно постоять перед Богом, переживая одновременно и чувство благоговения, и осознание своего недостоинства, и любовь Божию. И тогда уже можно приступать к дальнейшей молитве. Можно побыть в состоянии молчаливого предстояния Богу и подольше. Это уже полноценная молитва, а потому не надо бояться напрасно потратить время, отнять его от молитвы. Но вот если мы чувствуем, что дольше удерживать внимание становится сложно, то следует перейти к основной части молитвы.
Теперь рассмотрим некоторые правила, которые должен знать начинающий молиться человек. Эти правила выработаны как результат опыта молитвы многих и многих святых. Следуя им, человек может избежать многих сложностей и опасностей, подстерегающих его на этом непростом пути.
Прежде всего, следует всегда помнить, что наша молитва должна быть бесстрастной. Или, если выразить это другими словами: молитва ни в коем случае не должна быть чувственной и эмоциональной. Святые отцы много внимания уделяли строению человеческого естества. Они выделяли три составляющие нашего существа: дух, душу и тело. В Грехопадении эти составляющие утратили надлежащую им иерархию, ту иерархию, при которой дух главенствовал и управлял всем нашим существом; тело и душа (под которой святые отцы разумели как раз чувства, эмоции) оказались во власти греха и стали бесконтрольно действовать в естестве человека. Теперь наша задача – восстановить правильное состояние и положение всех составляющих человеческого существа, но, пока исцеление не достигнуто, мы не можем доверять своим чувствам, так как вместо того, чтобы отражать движения духа, они зачастую оказываются движимы.
Поэтому мы должны остерегаться доверять чувствам и позволять им брать на себя руководящую роль в молитве. Мы должны стараться молиться умом, а чувства будут сами собой задействованы по мере продвижения в молитве и исцеления их. Для этого Церковь предлагает с предельным вниманием вдумываться в слова молитвы, то есть, молиться только умом. Ни в коем случае нельзя искусственно возгревать и культивировать в себе никакие эмоциональные состояния, пускай это даже такие прекрасные чувства, как любовь к Богу, раскаяние в своих грехах и т.п. Более того, людям с эмоционально развитым душевным складом необходимо свои эмоции обуздывать. Такая молитва может показаться сухой и слишком «головной» но это сохранит ее от опасности быть направленной по ложному пути. Если сделать упор на чувства, то они выйдут в нашей молитве на первый план и заслонят собой духовный аспект молитвы. Дух, вместо того чтобы главенствовать, окажется вытесненным на периферию.
В лучшем случае это станет препятствием к правильной молитве и совершенствованию в ней. Молитва станет чем-то вроде аутотренинга: она будет помогать человеку снять стресс, восстановить нормальное психическое состояние. При этом будут задействованы те же механизмы нашего организма, которые помогают снять нервное напряжение, к примеру, просмотром трогательного фильма или, наоборот, фильма ужасов. Накопившийся стресс находит выход, и человеку становится легче. Однако истинная молитва с этим не имеет ничего общего.
В худшем же случае человеку грозит серьезная опасность впасть в состояние психической экзальтации, а то и вовсе потерять душевное здоровье.
Такую неправильную и опасную молитву, основанную на чувственном напряжении, мы встречаем в различных сектах, нередко с этим можно столкнуться и в христианских конфессиях, у которых отрицается Предание. К сожалению, и в православных храмах можно встретить немало молящихся, которые находятся на этом неверном пути. Такие люди во время молитвы воздевают руки, раскачиваются, закатывают глаза, напрягают лицо, нервно осеняют себя крестным знамением, истерично подпевают священнослужителям или хору.
Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.
Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.
Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице. То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.
Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением. Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.
И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего. Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.
Учитывая все вышесказанное, заметим, что уже с самого начала молитвы, когда мы представляем себя стоящими перед Всевидящим Богом, мы не должны давать волю чувствам и впускать в сознание какие-либо образы. Соблазн представить себе Бога, наблюдающего за нами, должен быть непременно отвергнут. Во время такого предстояния мы осознаем, что Бог пребывает с нами невидимо, и постараемся глубже пережить эту реальность. Как можно сосредоточиться на том факте, что Бог рядом, если Он никак не проявляет себя? Это несложно. Духовная близость для нас на деле гораздо более важна, чем близость видимая и физически ощутимая. Иногда люди годами живут бок о бок, но вспоминают о существовании друг друга, только когда какие-то внешние события заставляют их это сделать. И, наоборот, любящие люди всегда помнят о существовании друг друга. Мать, когда у нее серьезно болеет ребенок, постоянно помнит о его присутствии. Она может готовить ребенку лекарства, отвернувшись от него, разговаривать с кем-нибудь или даже заниматься делами вне комнаты, где находится ее больной малыш, но, чем бы любящая мать ни занималась, она постоянно помнит о ребенке, она постоянно осознает его присутствие в доме. Попытаемся подобным образом помнить и о присутствии Божием. Такая память о Боге должна бы быть постоянным состоянием для нас. Но вначале нужно добиться памятования о Боге хотя бы во время молитвы.
Поскольку первый этап молитвенной жизни будет, прежде всего, упражнением для нашего ума, то естественным явлением будет и усталость ума от молитвы. Во время внимательной умной молитвы может даже появиться легкая боль в голове. То же самое происходит, когда с непривычки приходится достаточно долго заниматься интеллектуальным трудом, например, читать сложную научную книгу. Но ум при наличии должной настойчивости вскоре привыкает к нагрузке, и боль и напряжение в голове пропадают.
Однако в той же мере, в какой важно не жалеть себя и продолжать молитвенные упражнения, необходимо разумно подходить к этому делу. Святые учителя молитвы рекомендуют начинать с небольшого отрезка времени. Пусть это будет минут 15 - 20 для начала. Если же есть такая возможность, то самым полезным для правильного и по возможности быстрого приучения своего ума к молитве будет молиться понемногу, но несколько раз в день. Это идеальный образ молитвы для начинающего. Надо сказать, что чаще всего мы так и не переходим на следующий этап молитвы и так и остаемся всю жизнь начинающими, но такая практика молитвы наиболее полезна для нас. Она заставляет нас на протяжении дня возвращаться мыслями к Богу и в этом предвосхищает идеальное состояние непрестанной молитвы, когда человек находится в состоянии постоянного внимательного предстояния Богу. Поэтому для тех, кто считает это возможным для себя, идеально было бы, кроме утренней и вечерней молитвы по 20 минут, выделить еще несколько отрезков времени в день минут по 5-10. С помощью такой короткой, но частой молитвы ум легче всего научается собранности и вниманию. Эти принципы являются основополагающими в работе нашего ума, поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям детей с особенно рассеянным вниманием заниматься со своими чадами понемногу, но часто. Поскольку такие дети при всем желании могут собрать внимание максимум минут на пятнадцать, все оставшееся время будет просижено над уроками впустую. Хорошо, если наш ум приучен долго и внимательно заниматься делом. Если же нет, то, как и рассеянный ребенок, ум только первые десять-пятнадцать минут сможет следить за словами молитвы, затем устанет, и мы уже не сможем его собрать. Получится, что остальное время потрачено зря. Не привыкший к сосредоточению ум придется постепенно приучать к вниманию. Так мать заставляет своего непутевого сына снова и снова садиться за уроки, чтобы выполнить то, что другой мог бы сделать в один присест. И если мать имеет должные терпение и настойчивость в воспитании сына, то, рано или поздно, она добьется успехов. Ее ребенок сможет быстро и качественно выполнить домашнее задание, а свободное время его привыкший трудиться ум уже не захочет проводить в безделии. Тогда ребенок, к великой радости матери, с увлечением займется чем-нибудь интеллектуальным и в свободное время, которого у него появится теперь достаточно. Начиная молиться, мы чаще всего обнаруживаем, что ум наш ведет себя, как непослушный и ленивый ребенок. А потому наберемся терпения и, как разумная мать, будем давать ему небольшие посильные задания, возвращая его к молитве несколько раз в день.
В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными. Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.
Множество испытаний поджидает человека, готовящегося начать молитвенную жизнь. Среди первых – переусердствовать в пылу нахлынувшего вдохновения. Мудрая мать знает, что нельзя давать волю своему желанию научить ребенка заниматься сразу. Заставив его заниматься слишком долго, она не добьется ничего, кроме отвращения к учебе. Так тетива лука, натянутая чрезмерно, не сможет послать стрелу в нужном направлении, но порвется. Хорошо известный в психологии принцип маятника, который, качнувшись в одну сторону, на столько же откатывается и в противоположную, отец Александр Мень удачно применил к нашей духовной жизни. В духовной жизни, и в частности в деле молитвы, происходит то же самое. Святые отцы строго предупреждали: нельзя сразу с головой окунаться в подвижническую жизнь. Тут необходима умеренность и постепенность. Иначе после короткого периода полной отдачи себя духовным подвигам человек оказывается перед почти непреодолимым искушением все бросить и вернуться к прежней безрелигиозной жизни.
Чтобы не оказаться через какое-то время в положении маятника, качнувшегося в противоположную сторону, не будем брать на себя непосильные молитвенные подвиги. Самым правильным решением, которое поможет избежать перегибов в ту или иную сторону, будет распланировать свою молитвенную жизнь заранее. Кому-то это может показаться несколько приземленным решением, недостойным такого духовного предмета, как молитва. Но опыт двухтысячелетней молитвенной истории Церкви показывает, что это самое правильное решение. В молитвенной жизни меньше, чем в любом другом деле, следует ждать, когда появится желание. Распорядок и регулярность в деле молитвы соблюдать так же важно, как мы соблюдаем, к примеру, режим питания. Один раз забыли или не успели поесть – еще ничего, но если мы постоянно будем питаться когда и как придется, то вряд ли такое питание будет приносить должную пользу нашему организму, поддерживать его в необходимом тонусе.
Это художник может написать одну картину и потом сидеть и ждать, когда снова явится вдохновение. В молитвенной жизни совершенно недопустимо сидеть и ждать когда придет молитвенное состояние и душа сама запросится молиться. Как бы нам не оказаться в положении писателя, художника, поэта, у которого несколько, а то и всего одно произведение родилось за всю жизнь.
В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.
Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное время для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом. Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».
Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы.
священник Константин Пархоменко
|