И в болезни, и в усталости молиться нужно.
Царство Божие силою берется. Это значит, что нужно работать над собой, понуждать себя. Зависит, конечно, и от состояния человека и от того, какое правило он читает. Если человек вообще не может читать по болезни – понятно. Но разве он не может сказать «Господи, помилуй»?!
Бог смотрит в сердце, а не на какую-то правильность. Если человек приходит уставший, молиться не может, но садится смотреть телевизор – это лукавство.
Ему тяжело молиться – он может в чем-то сократить свое келейное правило, читать его сидя. Даже лежа можно, если действительно настолько устал. Но такие вопросы оговариваются с духовником в индивидуальном порядке. Молиться можно хоть в подвешенном состоянии. Попросить у Бога прощения, что в таком положении молишься, поблагодарить Господа, что дал здоровье и достаток на сегодняшний день.
И еще по поводу усталости: мы не безгласные рабы, чтобы работать, пока не упадешь. Да, можно вымотаться до изнеможения. Но мы же умываемся, стелим себе постель, значит еще способны потрудиться, прежде чем лечь.
И если кажется, что сил нет совершить молитву, значит, надо себя заставлять. Уставший человек, глядя в телевизор или компьютер, не отдыхает – все равно он воспринимает какую-то информацию. Он трудится. Следовательно, разве не может произнести «Господи, помилуй», «Отче наш» или ту молитву, которую знает на память, и попросить у Бога прощения: «Ну не могу я больше – настолько устал»?!
Это больше самооправдание: мол, так утомился, что даже не в силе перекреститься. А пульт поднять и каналы клацать можешь?!
А когда человек так болен, что не может встать, можно читать хотя бы «Господи, помилуй», и Бог эту молитву также принимает, если она идет от сердца.
Любая молитва должна быть искренней. Можно сократить правило и лучше прочитать одну, но глубокую молитву, от сердца, чем читать десять, когда при этом язык говорит одно, а мысли гуляют в другом.
Если не заставлять себя молиться, происходит медленное расслабление человека. Раз попустил, два, три – и возникает привычка, жаление себя. Потом человек вроде и устает меньше и не болен уже, а читает молитв мало. Он уже привык к короткому правилу и не увеличивает нагрузку. Тут много всего пересекается – и лукавство, и расслабление, и попущение, и самооправдание, и саможаление, и привыкание к легкости. Бог видит, с каким сердцем мы подходим к молитве.
Протоиерей Сергий Навалихин
«Православная жизнь»
|