В своем Первом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет: «Иудеи требуют чудес» (1 Кор. 1:22). Иудеи требовали неких сверхъестественных знаков – воскресения мертвых, исцеления бесноватых, которые смогли бы заставить их поверить в проповедь о Кресте. Они искали этих чудес, не замечая тех великих знаков, которые Бог уже являл им в прошлом всякий раз, когда они оказывались в опасности. Конечно, тем знаком, который они требовали, был крест. Его предзнаменования, с одной стороны, проходят через весь Ветхий Завет, с другой – он всегда находился рядом с ними, спасая народ Божий от гибели и исчезновения.
В Ветхом Завете мы можем найти множество аллюзий на символ Честного Креста. Ниже мы упомянем о шести подобных предзнаменованиях.
Важнейшим этапом в воздвижении Креста в истории израильского народа является тот символ, который Моисей начертил своим жезлом, разделив воды Красного моря по повелению Бога, чтобы преследуемые египтянами израильтяне смогли пересечь его и спастись. Впоследствии Моисей объединяет их, чтобы они смогли вновь занять прежнее положение (Исх. 14:1–31). В память об этом событии церковные гимны, посвященные Воздвижению Честного Креста, воспевают: «Крест начертав Моисей впрямо жезлом, Чермное пресече Израилю пешеходящу» (Ирмос 1-ой песни канона утрени).
По дороге израильтян в Рефидим Моисей дважды начертал крестное знамение. Сначала он ударил жезлом о скалу, и из нее пошла вода, в результате чего народ утолил свою жажду. Затем Моисей распростер свои руки с жезлом к небу, чтобы помолиться и укрепить израильский народ в борьбе против Амаликитян (Исх. 17:1–16). Согласно святому Григорию Паламе (P.G. 133–136), именно знак Креста поддержал израильских воинов и помог им победить. По мнению Феодорита Кирского, помимо символа Креста был явлен и символ распятого Господа (P.G. 80, 260–261).
Моисей открывает родник в скале
В другой раз Моисей изобразил этот святой знак, когда вел израильский народ в Эдом. Здесь израильтяне утратили смелость и веру в Бога, поэтому Бог послал смертоносных ядовитых змей, которые кусали израильтян и в результате многие из них погибли. Когда израильтяне покаялись, Господь приказал Моисею изготовить медного змея и установить его на деревянном брусе, и сказал, что каждый, кто взглянет на этого змея, исцелится (Чис. 21:4–9). Хотя библейский текст не дает нам подробного описания того, каким образом был установлен медный змей, святой Григорий Палама представляет нам более ясную картину, объясняя, что Моисей воздвиг змея на наклонной поверхности на вертикально поставленном деревянном брусе, в результате чего был образован крест (P.G. 133–136). Кроме того, сам Иисус в повествовании Евангелия от Матфея, пророчески говоря о своей крестной смерти, сравнивает ее с воздвижением медного змея в пустыне: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14).
Рубенс. Моисей и Бронзовый Змей
Знак креста спас от смерти и пророков Ветхого Завета – Даниила и трех отроков. Три отрока, Анания, Азария и Мисаил, и пророк Даниил действовали в Вавилоне в период его пленения. Три отрока были помещены в огненную печь и спаслись, благодаря чудесному Божественному вмешательству (Дан. 3:23). Пророк Даниил был спасен подобным образом, когда был брошен в ров со львами (Дан. 6:16-23).
Три отрока в раскаленной печи
Конечно, и в этих случаях библейский текст не воссоздает полную картину спасения трех отроков. Однако этот недостаток восполняют творения Андрея, епископа Критского, который пишет, что сначала три отрока, а затем и пророк Даниил воздевали руки к небу, сложив их крестообразно (P.G. 97, 1040–1041). Это предание сохраняет и церковная гимнография. В частности, в Крестопоклонное воскресение в одном из песнопений мы находим следующие слова: «Руце в ров верженый львов, иногда великий во пророцех, крестообразно простер Даниил, неврежден от сих снеди спасеся» (катавасия 8-ой песни канона утрени).
Святой пророк Даниил во рву со львами
В Ветхом завете существуют пророчества не только относительно Креста Христова, но и таких событий как Рождество, Страсти и Воскресение Христа. Однако именно Крест Христов является тем орудием, с помощью которого Христос прославился, сокрушил воинствующего врага, победил смерть и Своим Воскресением даровал людям новую жизнь, свободную от оков смерти и тления.
Несмотря на то, что в ветхозаветные времена крест являлся символом проклятия и смерти, и, согласно с провозглашениями Второзакония, всякий, погибший на древе, считался проклятым (Втор. 21:23), Христос Своим Распятием, сделал крест символом победы над смертью, знаком славы и величия. Крест перестал быть атрибутом униженности, убожества и проклятия, став выражением святости, благословения, чести, славы и благородства.
Но каким образом произошла эта существенная перемена, это чудо и преображение? Конечно, причиной тому стало вочеловечение Сына и Слова Божия, в котором «Слово стало плотию» (Ин. 1:14), и Его Распятие, когда Он «умер за нас» (Рим. 5:8), «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), избавив нас «от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).
Крест и Воскресение Христа открыли нам двери в Рай, упразднив пламенный меч, преграждающий путь к древу жизни (Быт. 3:24). Если мы обратимся к гимнографии праздника Крестопоклонения, мы увидим множество похвал Кресту Христову, называющих его стражем райских врат, победой царей, похвалой иереев, опорой верующих, хранителем мира, славой и гордостью Церкви, великой славой христиан, любимой проповедью Апостолов, венцом мучеников, драгоценным украшением пророков – похвал, которые возносятся и на Крестопоклонной неделе Великого Поста.
Феодорос Рокас, богослов.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
|