Небольшое по объему послание апостола Павла к христианам древнего города Эфеса во всей полноте раскрывает для нас экклесиологию апостола. Экклесиология — учение о Церкви. По-гречески слово «Церковь» так и звучит — «экклесия» и буквально означает «собрание». Конечно, апостол Павел пишет о Церкви и в других посланиях, но именно в Послании к Ефесянам он изображает Церковь как мистическое Тело Христово.
Послание к Ефесянам начинается с обращения к находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе (Еф. 1:1) и пожелания благодати и мира от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (ср: Еф. 1:2). Важно то, что святыми апостол называет своих адресатов, то есть живых людей, в том числе не так давно обратившихся в христианство. Мы, современные православные христиане, привыкли употреблять слово «святые» только в отношении прославленных Церковью почивших подвижников благочестия. Иными словами, для нас святые — это те, кого изображают на иконах. Часто можно услышать выражение: «Мы-то не святые…». А вот апостол Павел считал святыми всех христиан. Точно так же — «святые» — он мог бы обратиться и к нам. Первоначальное значение слова «святой» — отделенный, выделенный Богом. Сам Бог назвал израильский народ царством священников и народом святым (Исх. 19:6). Но ведь мы знаем, что израильтяне не раз отступали от Бога, нарушали Его заповеди. Разве святые могли бы так поступить? Как же тогда понять слова Писания?
Дело в том, что святость и безгрешность — совсем не одно и то же. Абсолютно безгрешен только Бог. И только Бог абсолютно свят. Мы становимся святыми, приобщаясь к святости Бога, получая освящение. Так, израильский народ получил освящение через завет, который он должен был хранить. И если в ветхозаветные времена только один народ был выделен Богом как народ святой, то теперь народ Божий — это все уверовавшие во Христа. Апостол пишет: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:3–4). Бог избрал нас для святости и дал нам возможность приобщиться к Своей святости. Поэтому апостол и называет адресатов своего послания святыми. Сам Бог освятил верующих в Него, отделил от среды тех, кто еще не познал Бога и пребывает в неведении и грехе. Бог не просто выделил, но усыновил нас Себе чрез Иисуса Христа (ср.: Еф. 1:5). Усыновление совершилось через искупление нас Кровью Христа и прощение грехов (ср: Еф. 1:7). В этом состояла тайна воли Божией, чтобы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1:10).
Эти слова должны стать постоянным напоминанием для всех нас. Мы — дети Бога-Отца, искупленные Кровью Сына Божия, Господа Иисуса Христа, освященные благодатью Божией. Наша жизнь должна стать явлением святости, данной нам Богом. Поэтому апостол молится о ефесянах (и о всех нас), чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца, чтобы они познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых (Еф. 1:17–18). Явление силы, благодати и святости Бога происходит в Церкви, так как Церковь есть Тело Христово, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:23). Церковь — это полнота Христа, Который наполняет Собою все. Входя в Церковь, становясь частью Церкви, мы приобщаемся к полноте Христа, ко всей полноте освящающего действия Божия. Можно сказать иначе: становимся святыми.
Обращение ко Христу, по мысли апостола Павла, становится своеобразным водоразделом человеческой жизни. Ведь мы были мертвы по преступлениям и грехам, в которых некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (ср.: Еф. 2:1–2). Князь, господствующий в воздухе, — дьявол, сатана. Но как понять эти слова? Ведь в предыдущей главе апостол назвал Христа Главою всего небесного и земного. Здесь апостол Павел говорит о том, что до обращения ко Христу люди были во власти дьявола, влиянием и вредоносным дыханием которого была омрачена вся жизнь человека. Поэтому мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева (Еф. 2:3). Дьявол и теперь продолжает действовать в тех, кто противится Богу.
Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф. 2:4–5). Христос умирает за нас и воскресает, чтобы все мы получили новую, освященную Богом жизнь. Мы благодатью спасены (Еф. 2:5). Смерть и воскресение Христово делают нас соучастниками в вечной жизни Бога. Поэтому апостол пишет, что Бог воскресил нас и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф. 2:6–7). Мы не просто избавляемся от смерти в грехах и получаем жизнь. Дарованная нам жизнь — вечное пребывание во славе Бога. Апостол еще раз повторяет: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Все это потому, что мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10).
Когда-то язычники были далеки от Бога и от завета, данного израильскому народу. Но Христос сделал из обоих одно и разрушил стоявшую посреди преграду, упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2:14–16). Двое, из которых Христос составил нового человека, — это два разных народа: народ израильский и народ язычников. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает израильтян и язычников с двумя статуями — серебряной и оловянной. Расплавив эти статуи, Господь образовал новую статую — золотую, то есть объединил во Христе и тех, и других. Поэтому и все мы имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф. 2:18). Христос же становится для всех нас краеугольным камнем (основанием), на котором, как пишет апостол, все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2:21–22).
Апостол Павел называет самого себя узником Иисуса Христа за язычников (Еф. 3:1). Слово «узник» несет здесь положительный смысл: апостол покорился Христу, словно узник, чтобы полностью отдаться служению проповеди среди язычников. Ведь теперь великая тайна Божия, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования (Еф. 3:5–6). Действительно, непостижим путь домостроительства Божия. Язычники, не знавшие заповедей и завета, жившие по законам страстей, вдруг становятся наследниками славы Божией во Христе. Смерть и воскресение Христово совершаются для всех. Апостол молится, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3:18–19).
Третья глава завершается славословием Богу — Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3:20–21). Апостол воздает славу Богу, совершившему во Христе спасение всех нас. Эти слова напоминают молитву. Можно сказать, что три первые главы — ровно половина Послания к ефесянам — и есть молитва. Апостол описывает дело спасения, прославляя премудрость и любовь Господа, преодолевшего разделение и объединившего всех в единой Церкви.
Если в предыдущих посланиях апостол так или иначе затрагивал частные проблемы своих адресатов — обличал, увещевал, благодарил, то здесь он обращается к Церкви как к полноте Тела Христова. И хотя послание написано для Церкви древнего Эфеса, оно по смыслу приближается к соборным посланиям, которые рассматривались в предыдущих статьях данного цикла.
Вторая часть Послания святого апостола Павла к Ефесянам содержит наставления в христианской жизни. По сути, апостол говорит о том, какими должны быть ученики Христовы.
Автор послания, обращаясь к эфесским христианам, восклицает: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1–3). То есть прежде всего христиане должны сохранять единство. Затем апостол объясняет, что именно он понимает под единством христиан: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4–6). Прежде всего, христиане — одно целое, единое тело и единый дух, то есть единая Церковь, Тело Христово. Христиане живут одной надеждой — на будущее блаженство и пребывание в славе Божией. Единство проявляется также в одной спасающей вере в одного Господа. Существует только один путь вхождения в Церковь — единое Тело Христово — это крещение. Только в таком единстве христиане могут приобщиться к одному Богу и Отцу всех. В то же время каждому из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4:7).
Благодать дана верующим Господом Иисусом Христом, который «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:8–10). Этими словами апостол объясняет то, что совершил Господь Иисус Христос: Он сошел к нам, стал человеком, приняв саму смерть и пройдя до глубин преисподней, чтобы затем вознести нас превыше всего, то есть дать нам славу и благодать, которая превосходит все земные ценности и блага. Это очень важный момент. Господь дает нам благодатные дары. Не мы «зарабатываем» их, а Спаситель дает их — даром. Поэтому не нужно спорить о том, чей дар выше. Не случайно автор послания далее говорит: «Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11–12). Хотя в Церкви и существуют разные служения, все они имеют одну цель — созидание Тела Христова. Каждое служение, по слову апостола, совершается в Церкви и для Церкви, а не для достижения славы среди людей, поэтому никто не должен превозноситься своим даром. Все же мы вместе посредством различных служений должны прийти в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). Апостол Павел использует образ взросления человека: если раньше мы могли быть подобны младенцам, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4:14), то теперь мы должны возрастать в истинной любви ко Христу, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4:16).
Завершив наставления о единстве верующих во Христе, апостол пишет о том, что христиане должны измениться и не быть такими, какими были до обращения к Господу: «Говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:17–19). Христианам необходимо «обновиться духом ума (…) и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:23–24). Христианин не может остаться прежним. Все, что было в нас греховного и распутного, нужно оставить за церковным порогом: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:28–32). Автор послания призывает: «подражайте Богу (…) и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:1–2).
Помня о принесенной за нас жертве Христовой, мы должны стремиться только к Богу. Апостол еще раз напоминает, что «никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). Если раньше мы были тьма, то теперь — свет в Господе, поэтому должны поступать, как чада света, помня, что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5:8–9).
Что это значит — поступать как чада света? Ответ очень прост: не быть нерассудительными, но познавать, что есть воля Божия, не упиваться вином, от которого бывает распутство; но исполняться Духом, назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (…) благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повиноваться друг другу в страхе Божием (ср.: Еф. 5:17–21).
Апостол Павел ярко живописует картину того, как все сказанное может воплощаться в отношениях между женами и мужьями, детьми и родителями, рабами и господами. Апостол пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть [глава] жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:22–23). Слово повиноваться нужно понимать в контексте всего сказанного прежде. Апостол пишет о новом идеале человеческих отношений: жена должна повиноваться мужу, не как рабыня повинуется господину, а как Церковь повинуется Христу, то есть как Тело повинуется Главе. Мужья, в свою очередь, обязаны любить своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5:25). Любовь Христа к Церкви — жертвенная любовь. Христос отдал Самого Себя, Свою жизнь — за жизнь Церкви. Именно такой любовью муж должен любить жену. Затем апостол добавляет, что «должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:28–29). Любовь мужа к жене и повиновение жены мужу апостол связывает с общим единством христиан: «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30). Семейная жизнь есть наиболее яркое проявление как христианского, так и просто человеческого единства: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:31). Апостол Павел перенес образ единства Церкви на семейные отношения. Что это означает? Во-первых, каждая христианская семья становится малой Церковью, малым примером проявления единства верующих в любви ко Христу и смиренного повиновения друг другу. Во-вторых, Церковь Христова — это семья для всех уверовавших, где все мы должны повиноваться Христу, предавшему Себя за нас.
Продолжая наставления, автор послания обращается к детям и родителям. «Дети, — пишет апостол, — повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Еф. 6:1). Родителям же он заповедует, в свою очередь, не раздражать своих детей и воспитывать их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4). А рабов и господ призывает к взаимной любви. Состоятельный христианин, владеющий рабами, должен быть терпелив (не будем забывать, что в древности господин мог распоряжаться рабом как угодно, вплоть до лишения жизни), помня, что над всеми есть единый Господь — Иисус Христос. Рабы же должны служить господам искренне и с любовью, так же как мы служим Господу.
Апостол заканчивает свое послание общим призывом, показывая, что все христиане, вне зависимости от пола, звания и положения, призваны в этой жизни к одному: «Облечься во всеоружие Божие, чтобы стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (ср.: Еф. 6:11–12). Далее используется образ воина, готового к битве — именно такими воинами, но только в духовном смысле, должны быть все мы: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14–17). В завершение автор послания вновь возвращается к теме единства: все мы разные в обычной жизни, но имеем одну цель — пребывание в любви друг к другу. Потому что все мы — воины Христовы.
Газета «Православная вера» № 8 (532)
Священник Василий Куценко
|