Согласно Евангелию от Марка, Господь испустил дух, «возгласив громко» (Мк. 15:37). И сразу после этого, «сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39). Как возможно такое, что человек начинает верить в Божественность Господа, только лишь услышав его предсмертный возглас?
Чтобы понять значение этого великого возгласа умирающего Христа, мы должны принять во внимание следующие факты: распинаемые, особенно после нескольких часов на кресте, испытывают огромную усталость. Это происходит из-за потери крови, постоянной сильной боли и, главным образом, из-за положения рук, на которых держится основная часть веса тела, в то время как другую его часть с большим трудом удерживают ноги. Это положение тела не позволяет грудной клетке с легкостью расширяться и сужаться, в результате чего нормальное дыхание затрудняется.
Когда распинаемый уставал и не мог больше поддерживать тело с помощью ног, наступала смерть от удушья. Поэтому в Евангелии от Иоанна сказано, что римские воины ломали ноги двух разбойников, распинаемых вместе с Христом, чтобы ускорить их смерть и вовремя успеть снять их тела с крестов. Таким образом, их висящие тела не оскорбляли бы святость следующего дня – субботы, на которую выпало празднование Пасхи.
И поскольку распинаемому было непросто даже дышать, гораздо сложнее ему было разговаривать. Соответственно, издать громкий крик, особенно в час смерти, с медицинской точки зрения, было невозможным.
Мы можем с уверенностью сказать, что римский сотник был свидетелем и других распятий, поскольку смерть на кресте была в ту эпоху привычным приговором, который римские власти выносили преступникам, не являющимся гражданами Рима. Соответственно, исполнение таких приговоров брали на себя римские солдаты.
Кроме того, на основе всего вышесказанного мы можем быть уверены, что сотник впервые видел распинаемого и изможденного человека, который, прилагая огромные усилия, чтобы дышать, тем не менее, перед смертью издает громогласный крик, словно побеждая естественные законы. О громком возгласе Христа рассказывается в Евангелии от Марка, а также в двух других Евангелиях. Этот факт свидетельствует о силе и власти Христа даже в тот момент, когда можно подумать, что Он находится в состоянии крайнего уничижения и слабости. Смерть Господа знаменует собой не поражение, а триумф. Это завершение Его миссии, решающий момент в осуществлении спасения человеческого рода.
До признания сотника в Евангелии от Марка Христос не именовался Сыном Божьим. Единственное исключение евангелист делает лишь в начале своего повествования. Также об этом говорят демоны устами одержимых, поскольку, будучи мыслящими существами, они знают, кем на самом деле является Иисус.
Кроме того, Сам Христос принимает имя «Сын Божий» во время допроса, проводимого великим первосвященником. Это, в свою очередь, явилось предлогом для объявления смертного приговора за богохульство. Однако евангелист Марк не говорит нам ни об одном человеке, за исключением сотника, который бы осознал и произнес вслух такие великие слова. Даже апостол Петр, согласно Евангелию от Марка, признавая, что Иисус является Христом, не дополнял эту фразу словами «Сын Божий», как это происходит в более известном варианте Евангелия от Матфея.
Конечно, тот факт, что в Евангелии от Марка есть только один человек, очевидно признающий Божественность Христа, не является случайным. Разумеется, сотник не называет Иисуса «Сыном Единого Бога», а лишь «Сыном Божьим» из-за языческих воззрений эпохи, в соответствии с которыми каждый человек, обладающий незаурядными способностями и силой, мог быть прозван «божественным», отчего признавалось и его божественное происхождение.
Кроме того, известно, что в древнегреческой и римской религиях существовало немало мифов о людях с предполагаемо божественным происхождением: Геракл, Асклепий, Ахилл и даже Александр Великий, Август, Аполлон Тианский и др.
Однако независимо от того, что имел в виду сотник, христианин, читающий Евангелие, понимает, что римский офицер, пусть и не сознавая этого, говорит слова истины и признает Божественность Христа. Это признание знаменует открытие Евангелия для язычников, представленных здесь в лице сотника, которые с готовностью примут христологический догмат Церкви, в отличие от иудеев, которые на протяжении всего Евангелия от Марка, равно как и других трех Евангелий, продолжают отвергать Христа.
Х. Караколис
Перевод с новогреческого: редакция издания “Пемптусия”
|