Сошествие Святого Духа на апостолов
В Священном Писании важна каждая йота (маленькая буква), каждая запятая. Все в Библии не просто так. Все имеет свое значение. И если нам что-то кажется непонятным, то мы просто пока не смогли этого понять, оно еще не открылось нам.
Тот, кто с верою, благоговением и страхом Божиим регулярно читает Священное Писание, знает, что каждый раз в нем открывается что-то новое, очень глубокое и нужное именно для тебя. Потому что это действительно Книга Жизни, данная нам Господом для нашего спасения. Евангелие – это путь к нашему спасению.
Поэтому вспомним следующее. В Новом Завете два раза описано видимое схождение Святого Духа. Один раз во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Тогда Святой Дух сошел в виде голубя. Другой раз в виде огненных языков на Пресвятую Богородицу и апостолов в день Пятидесятницы. Конечно, Богом форма Своего сошествия была избрана не случайно.
В виде голубя (чистой небесной птицы мира) Святой Дух сошел потому, что нужно было показать людям, что именно Иисус Христос, воспитанный в семье назаретского плотника святого Иосифа, является Сыном Бога Отца, Сошедшим с Неба для спасения людей, что Он ожидаемый человечеством Мессия.
В виде огненных языков Святой Дух сошел на Пресвятую Богородицу и апостолов, ведь Господь указывал на сущность дара, сообщенного Деве Марии (а, как известно, Пречистая тоже несла апостольское послушание) и апостолам. Сущность дара заключалась в том, чтобы идти в языки (народы) и проповедовать Святое Евангелие, обращать народы в христианство, рукополагать епископов, священников, диаконов, утверждать Церкви Божии. Здесь одновременно мы видим символику языка как народа и языка как инструмента слова, того главного рода деяний, которое предстояло совершить святым апостолам.
О том, что они получили дар от Бога говорить языками других народов для облегчения евангельской проповеди, мы читаем в Деяниях Святых Апостолов, во второй главе. После схождения Святого Духа на апостолов они сразу начали говорить языками других народов, о чем свидетельствуют евреи из рассеяния, бывшие свидетелями вышеупомянутого чуда: «Дивляхуся же вси и чудяхуся, глаголющу друг ко другу: не се ли, вси сии суть глаголющии галилеане; и како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся, парфяне и мидяне и еламите, и живущии в Месопотамии…» (Деян. 2:8–11).
Но дар языков (в богословской литературе «глоссалия» – греческое двухсоставное слово, состоящее из слов «язык» и «говорю» – «говорение языком) имел еще одно качество, о котором упоминает святой первоверховный апостол Павел…
«Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1 Кор. 14:4).
«Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор. 14:2).
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими…» (1 Кор. 13:1).
Т. е. святой апостол Павел упоминает о некоем ангельском языке, небесной глоссалии, которая давалась христианам первых веков как Дар Святого Духа.
Этот дар не имеет ничего общего с тем, что происходит сейчас в так называемых пятидесятнических религиозных движениях, а именно говорение бессмыслицы, разгорячении крови и эмоций, пены у рта, конвульсий, похожих на эпилептический припадок и прочего. Святые отцы пишут, что дар иных языков (в данном конкретном случае ангельского языка) не горячил кровь. Он был словно бы прохладен, совершенно не туманил голову, не пьянил. Человек оставался в сознании и в мирном устроении духа без каких-либо конвульсий и пены у рта. Это не шаманское камлание и не пляска весталок, где у человека бесом отбирается его воля. Это общение по доброй воле в свободе и истине с Богом, открытие Господом человеку духовной реальности, без какого-либо порабощения его личности и, как следствия этого порабощения, повреждения духовной, психической и телесной жизни человека.
К IV веку дар говорения и на языках других народов, и на ангельском языке исчез. Понятно почему. Церковь победила язычество. Она стала центром жизни для миллионов людей, фундаментом государств и народов. Апостолы свою миссию выполнили. Наступает новая эпоха в жизни Церкви, которая в церковной истории называется Эпохой Вселенских Соборов. Начинается эпоха открытия догматов – богооткровенных истин, на которых строится православное вероучение.
Догматы – тоже дар Святого Духа, Который щедро излился в день Пятидесятницы на Пресвятую Богородицу и апостолов и продолжает изливаться на нас и по сей день, соделывая и нас живыми храмами Бога Живого.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ
священник Андрей Чиженко
|