Статьи - БОГОСЛОВИЕ

О СПОСОБЕ ТВОРЕНИЯ ДУШ БОГОМ

Откуда у человека душа? Богословские рассуждения профессора КДА архимандрита Сильвестра (Стойчева).  

Сотворение мира. Гравюра. Шнорр фон Карольсфельд Юлиус

В Книге Бытие повествуется о сотворении одушевленного человека Адама, в отношении же душ потомков первых людей вопрос о происхождении душ решался неоднозначно. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в самом Откровении по данной теме прямых указаний не имеется. Святыми отцами и христианскими авторами было высказано несколько предположений о происхождении душ человеческих.

Принято говорить о трех теориях происхождения душ: 1. Души предсуществуют по отношению к телу. 2. Души происходят от родителей (традуционизм). 3. Души творятся Богом (креационизм).

О предсуществовании душ впервые высказался Ориген. В богословской системе Оригена учение о происхождении душ зиждется на его представлениях, согласно которым часть сотворенных Богом чистых духов охладела в своей любви к Богу. Отпав, они стали душами, нуждающимися в разных телах для дальнейшего существования.

Учение о предсуществовании, как и ряд других пунктов оригеновского учения, было осуждено Вселенским Собором: «Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, а потом пресытились божественным созерцанием и обратились к худшему и потому охладели в любви к Богу, отчего и были названы душами и в наказание посланы в тела, да будет анафема» (Деяния Вселенских Соборов). Сторонников этой теории среди церковных авторов не имелось.

Традуционизм – теория о том, что души передаются от родителей. Это мнение разделяли Тертуллиан и др.

Согласно Тертуллиану, традуционизм носит специфические черты: у души, как и у тела, есть свое семя, которое передается одновременно с плотским семенем.

Сильными сторонами традуционизма являются возможность логичного объяснения передачи первородного греха, а также схожесть родителей и детей. Прямых библейских текстов, указывающих на эту концепцию, практически нет.

Среди аргументов, которые выдвигались против традуционализма в древности, отметим два. Первый: родители, как существа смертные, не могут быть причиной того, что является бессмертным (душа). Второй сводится к утверждению о противоречии традуционализма простоте и неделимости души. Есть и ряд других неясностей в этой теории. Например, от кого именно из родителей передается душа? Как души от родителей крещеных все-таки подпадают под первородный грех?

Креационизм – теория о том, что Бог творит каждую душу. Креационизм разделяли Лактанций, свт. Кирилл Александрийский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит Киррский, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Григорий Палама и др.

Библейским основанием данной концепции служит выражение «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7) и ряд других текстов.

В определенном смысле эта теория получает подтверждение в рамках христологии, так как очевидно, что душа Иисуса Христа, как и его плоть, получила начало в результате бессемянного зачатия, а значит, механизм передачи души, предполагаемый традуционизмом, явно не работает.  Однако, ответ на это возражение может быть найдет в учение о Христе как Новом Адаме. То есть допустимо говорить, что Христос как новый Адам получает душу по образу Ветхого Адама (Быт.2:7).

У креационизма есть ряд недостатков: остается неясным способ творения душ Богом, механизм передачи первородного греха, согласование с библейским рассказом о том, что Бог прекратил творить «и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). 

Некоторые авторы считают, что грех передаётся от тела душе, и, таким образом, души, созданные Богом, также становятся причастными прародительской порче. Однако подобное рассуждение неубедительно. Получается, что Бог творит души, обрекая их на причастность греху. В этом смысле традуционистская концепция выглядит с точки зрения теодицеи куда более привлекательной.

Относительно последнего аргумента сторонники креационизма полагали, что данный библейский текст следует понимать как прекращение творения новых видов бытия, но не как прекращения творения в принципе. Блж. Иероним пишет: «Бог ежедневно творит души, ибо Его желание есть уже само действие, и Он не перестает быть Творцом, что составляет церковную точку зрения, соответствующую словам Спасителя: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5:17)». Также блж. Иероним, отвечая на антикреационистский аргумент, согласно которому, если зачатие произошло в результате блуда или прелюбодеяния, то творение души Богом ставится в зависимость от греховного деяния людей, пишет: «…Рождение от прелюбодеяния – вина не того, кто родится, но того, кто рождает».

Тем не менее именно креационизм в вопросе о происхождении души стал доминирующим среди большинства православных авторов. Так, еп. Сильвестр (Малеванский) в своем труде явно склоняется в пользу креационизма. Выдающийся догматист митр. Макарий (Булгаков) предлагает взгляд, объединяющий креационизм и традуционизм, и говорит, что души творятся Богом, но из душ родителей. Многие современные догматисты следуют этой синтезирующей обе теории тенденции митр. Макария.

Необходимо отметить, что общим изъяном для всех теорий является рассмотрение души как чего-то отдельного от тела, хотя следует исходить из изначального факта целостности человеческого существа.  

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Православная Жизнь