Статьи - БОГОСЛОВИЕ

ОБРАЗ БОЖИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Образ Божий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность, способность творчества и др.

Образ Божий – не безличный отпечаток в нас Божественного начала, а сокровенная, Богосозданная основа нашей духовной личности, не нуждающаяся в преображении и требующая свободной творческой реализации.

Духовно-творческую реализацию возможностей, предначертанных Образом Божиим, отцы и учителя Церкви связывают с понятием «подобие Божие», означающим свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству.

Образ Божий дает человеку возможность обо́жения, но требуется свободная воля человеческой личности, чтобы через синергию свободы и благодати, при решающей роли благодати, реализовалась эта возможность.

Образ и подобие Божии в человеке – сходство первозданного человека со своим Первообразом – Богом.

Понятия «образ» и «подобие» неразделимы, но по преимуществу под образом Божиим понимается сходство самого существа человека с Существом Божиим (духовность и бессмертность души, разум, дар слова, свобода воли), а под подобием Божиим – сходство в самых оттенках образа и его качествах (премудрость, любовь, благость, чистота, постоянство в доброе и др.), насколько это возможно для человека.

С грехопадением человек утратил черты богоподобия, оставаясь искаженным образом Божиим.

С целью восстановить падшего человека, обо́жить его, т.е. соединением с ним соделать его богом по благодати, пришел на землю Спаситель Иисус Христос. Принятие или непринятие Его и достижение подобия Божия предоставлено свободной воле (черта образа Божия) человека – неприкосновенной и ненарушимой даже Самим Творцом.

Некоторые Отцы Церкви отличают «образ» от «подобия», отмечая, что образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (Иоанн Дамаскин).

Все свои способности человек должен реализовать в «возделывании» мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.

Максим Исповедник говорит в своих писаниях, что человек принадлежит двум мирам: с одной стороны, он взят из земли, то есть является как бы последним звеном земного творчества Божия, но, с другой стороны, Бог вдохнул в него жизнь – причем не просто животную жизнь, но то дыхание жизни, как говорится в Библии, которое его делает способным познать Бога, полюбить Его, прислушиваться к Нему, входить в гармонию с Ним.

И вот потому что человек был создан таким, он может все земное приобщить к духовному, и в конечном итоге – к небесному и Божественному. Это задача человечества.

Из книги — «О православии»