Статьи - БОГОСЛОВИЕ

ПОЧЕМУ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ С 17-Й СЕДМИЦЫ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ СМЕЩЕНЫ?

Началом круга чтений недельных Евангелий за Литургией является день святой Пасхи. Т.е. годичный круг богослужений, и в частности литургийных евангельских чтений, начинается от Дня Пасхи и простирается до следующей Пасхи. За этот период должно быть прочитано 50 рядовых зачал.

Но на самом деле мы знаем, что Пасха есть праздник переходящий, и каждая следующая Пасха то уходит (восходит) от предыдущей за пределы ее годовщины, то приближается к ней (снижается), предваряя эту годовщину, и пасхальные годы поэтому бывают то длиннее (расширяясь до 55 седмиц), то короче (сжимаясь до 50). В разные годы количество дней от одной Пасхи до следующей бывает неодинаковым. Т.е. в продолжение одного календарного года может быть две Пасхи. Поэтому устав определяет: Пасха внутрь (если в течение гражданского года бывает две Пасхи) и вне Пасха (когда в один гражданский год бывает одна Пасха).

Если бывает Пасха вне, то для некоторых недель может не доставать рядовых зачал. В этих случаях бывает отступка — возвращение пред Неделею мытаря и фарисея назад к прежде читанным рядовым зачалам по прочтении всех назначенных евангельских чтений 32-х недель после Пятидесятницы.

В те годы, когда бывает Пасха внутрь, в церковном году число недель не соответствует назначенным рядовым зачалам. Их оказывается больше. Тогда они оказываются непрочитанными в этом году.

Чтение Евангелия от Луки начинается после 17-й недели с понедельника 18-й седмицы. Так, например, в 2006 году 18 сентября (1 октября) в 16-ю неделю на Литургии согласно уставу чтений недельных Евангелий было прочитано 105-е зачало Евангелия от Матфея (Мф. 25:14–30). В следующую неделю 25 сентября (8 октября) за воскресной Литургией согласно порядку недельных чтений должно было читаться 62-е зачало Евангелия от Матфея (Мф. 15:21–28) о чудесном исцелении дочери жены хананейской, но оно было опущено. Вместо него читалось Евангелие от Луки (Лк. 5:1-11) о чудесном улове рыб и призвании к апостольскому служению Петра, Иоанна и Иакова. Поэтому произошло расхождение на одну неделю, которое будет сохраняться и в дальнейшем.

иеромонах Иов (Гумеров)