Статьи - БОГОСЛОВИЕ

КАК РАССКАЗЫВАТЬ ЛЮДЯМ О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ?

Каждый год в праздник светлого Воскресения Христова храмы наполняются людьми, пришедшими разделить торжество этого радостного события. В особенности же на праздник Пасхи в храмы приходит много людей нецерковных, некоторые – в первый раз. О том, как говорить им о чуде Воскресшего Бога и о смысле Христова Воскресения рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

– Отец Олег, скажите, как говорить о Христе на Пасху и в течение всей Светлой седмицы, на что обращать внимание людей в этот светлый праздник?

– Когда Христос воскрес из мертвых, то позже апостолу Павлу это дало основание сказать, что Христос «…предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). И очень важно людям объяснить, что чудо Христова Воскресения заключается именно в этом – «воскрес для оправдания нашего».

Некоторые ошибочно думают, что смысл христианской Пасхи состоит в том, что мы воскреснем, поскольку Христос воскрес. Но это не так. Дело в том, что Бог создал человека, уже наделив его бессмертной душой (Быт. 2:7; Еккл. 12:7 и т.д.). И когда человек умирает, он «обречен» на воскресение. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10).

Святые отцы и говорили, что есть люди, которым лучше не воскреснуть, чем воскреснуть, оказаться на Страшном суде и потом вечно мучиться в аду. В каком же смысле тогда апостол Павел говорит, что Христово воскресение есть оправдание наше, т.е. что мы оправдываемся Его воскресением? Здесь имеется в виду, что когда Христос умер на кресте, его враги и друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву или нет. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына, и Сам Сын силой ипостасного Божества в Духе Святом восстал из гроба, то это и стало свидетельством о том, что жертва за наши грехи и преступления принята. Вот в каком смысле Христово Воскресение есть оправдание наше. Христос не только умер, но и воскрес. Творец нас всех и  «…спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).

А апостол Павел и пишет: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15:17). Но! Вера наша не тщетна, потому что мы верим в Воскресение Христово, а это значит, что мы веруем и в то, что наши грехи искуплены и прощены. И когда Бог совершает чудо воскресения Сына Своего, Сын восстает как Бог из гроба в Духе Святом. Это свидетельствует о Божием прощении, поэтому чудо Христова Воскресения должно быть источником умиротворения. И мы с надеждой переживаем праздник, ведь во Христе мы получаем от Бога не прощение, не милость, а нечто несравненно большее – то, что называется оправданием. Оправдание – это юридический термин, он означает, что человек никогда не был виновен. Вот это и есть чудо христианской веры! Мы верим, что Бог предоставляет нам возможность в Сыне Его начинать жизнь сначала, с белого листа. Пророк Исайя говорит об этом: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю, если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:18).

Очень важно людям объяснять, что это не просто какой-то «праздник весны», как некоторые по-своему это понимают; что это не просто чудо Воскресения. Ведь чудо на самом деле заключается не в том, что Спаситель воскрес, но в том, что Он умер. Бог и является подлинным источником жизни, «ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян. 17:28). Чудесным же и непостижимым является то, как Он мог умереть. Христос и умирает, потому что берет на себя грехи всего мира, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». (Кол. 2:14).

Чудо Христова Воскресения – это Божественная победа над смертью, и, прежде всего, над смертью вечной, духовной. Очень важно таким сотериологическим содержанием наполнять беседы на Пасхальной неделе, чтобы люди понимали, что Воскресение Христа совершилось не так, как умер и воскрес египетский бог Осирис. Нет, но совершилось чудо Божия прощения – все, что делал Христос, Он делал «нас ради человек и нашего ради спасения» (Символ Веры). Каждое событие в жизни Спасителя было ради нас. Это не языческое представление о богах, где они демонстрируют свое преимущество перед людьми. Наш Бог христианский «…уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6–8), «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15), и в Себе Самом Он совершает чудо нашего воскресения, твоего и моего. И вот так мы должны переживать этот праздник.

– Что ответить человеку, не имеющему еще опыт церковной жизни, на вопрос о том, как ему почувствовать радость Христова Воскресения?

– Любой человек несет на себе пятно греха, он чувствует это, причем не только религиозный, но и нерелигиозный человек – чувствует то пятно греха, которое лежит на совести. И опытно сталкиваясь с чудом Христова Воскресения, которое совершается для оправдания нашего, человек может пережить прощение в своей жизни. Ведь «Он есть умилостивление за грехи наши (т.е. уверовавших в Него – О.С.), и не только за наши, но и за грехи всего мира (т.е. и всех остальных людей – О.С.)» (1 Иоан. 2:2). Но воспользоваться чудом Божьего оправдания может тот, кто отвечает согласием на него – а это значит уверовать в чудо Христова Воскресения, как сказано в Послании к римлянам: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9).Осознать чудо Божия оправдания в день Христова Воскресения – уже есть начало пути спасения.

– Чем особенны службы Светлой седмицы и почему прихожанам не стоит их пропускать?

– В духе по-праздничному стремительной службы Светлой седмицы есть возможность литургически вновь и вновь переживать событие Воскресения как радостное событие. И настоящее торжество должно носить именно литургический характер.

– То есть службы Светлой седмицы можно назвать продолжением Пасхи?

– На самом деле Пасха у нас продолжается круглый год, ведь у нас каждый седьмой день недели называется «ВОСКРЕСНЫМ». Просто в дни Светлой седмицы и в сам день Пасхи мы более осязаемо переживаем торжество Христова Воскресения, а значит и оправдания нашего! «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». (Рим. 3:24).

Протоиерей Олег Стеняев 

Беседовал Андрей Головач

Сретенская Духовная Семинария