ОЧИЩЕНИЕ СОВЕСТИ

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении

Совесть есть внутренний мздовоздаятель за все дела и поступки человека. Своим происхождением она обязана Самому Богу и является Его голосом, вопиющим внутри человека и удерживающим его от греховных действий. Когда все силы души склоняются ко греху. В этот критический момент одна совесть остается верной своему долгу и стремится удержать человека от падения. Преследующие постоянно человека муки совести по своей лютости бывают несравненно тяжелее не только телесных болезней, но даже всех бедствий, причиняемых извне. Под тяжестью этих внутренних мучений человек весьма часто теряет духовное равновесие и таким образом приходит в страшное и мучительное отчаяние, а иногда даже оканчивает жизнь самоубийством. Самым лучшим средством, успокаивающим совесть и умилостивляющим Бога, является истинное покаяние, которое примиряет человека с Богом и возвращает ему утраченное через грех блаженство.

 
   
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ БЕЗГРЕШНЫМ

Журнал ФОМА

Когда человек только приходит в храм, впервые приступает к исповеди, он может беседовать со священником чуть ли не часами: ему есть о чем спросить и есть что сказать. Но проходит время, и христианин уже не очень понимает, что сказать на исповеди. Повторять ли одни и те же грехи? Каяться ли в дурных мыслях? А если ничего за собой не чувствуешь, это повод не исповедоваться? Известный духовник, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, протоиерей Игорь Фомин о христианах-одиночках и их проблемах с исповедью.

 
   
О «МНОГОГЛАГОЛАНИИ» И ДРУГИХ ОШИБКАХ ИСПОВЕДИ

Протоиерей Владимир Пучков

Малопонятными словами и пафосными фразами очень легко маскируется реальный грех.Произнося их, не так стыдишься и не в столь неприглядном свете предстаёшь. А уж если разок-другой пожёстче себя обругать, с непременным пафосом, конечно, например, «согрешил похотливым невоздержанием». Добавить с десяток общих фраз – «согрешил нарушением заповедей», «обетов крещения не сохранил» – и заполнить оставшееся время словесным мусором вроде «разноядения» и «не себя осуждения», то выйдет целая поэма в прозе. Покаяния, правда, во всём этом – кот наплакал. Зато отметились, «галочку» поставили в проделанной работе, отчитались и покрасовались в придачу.

 
   
НУ И КАКИЕ У МЕНЯ ГРЕХИ? В ЧЁМ МНЕ КАЯТЬСЯ?

Азбука Веры

«А в чём мне каяться? Я никого не убивал, не развратничал, не воровал. Живу как все нормальной жизнью. В чём мне каяться?» Человек, который ведет себя «хорошо», не всегда означает «хороший человек». Многие, думая о своей «хорошести» сравнивают себя с неправедными людьми. И на их фоне в собственных глазах они выглядят чуть ли не святыми. А себя надо сравнивать с Христом. В свете Его святости мы бы увидели, сколько еще у нас грязи в душе. Церковь не делит людей на «хороших» и «плохих». Церковь не называет человека «хорошим», она помогает ему увидеть в себе зло – грех – и подвигает его к раскаянию.

 
   
ПОЧЕМУ ДЕТИ ИСПОВЕДУЮТСЯ С 7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА?

Иерей Андрей Чиженко

Согласно правилам Православной Церкви, ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста. Иными словами, уже с семилетнего возраста Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве Покаяния. Дети и подростки, воспитанные своими родителями в христианской вере, по православной традиции после семи лет приходят на исповедь, чинопоследование которой ничем не отличается от обычного, однако при ее проведении следует учитывать возраст исповедника.

 
   
РАСШИРЕННЫЙ СПИСОК ГРЕХОВ, или КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ(+ВИДЕО)

Протоиерей Андрей Ткачев

Грех познаётся не от того, что мы берём книжку и изучаем разные проявления греха в человеческой жизни. Вернее, он может так познаваться, но не будет оплакан, определён как враг. Грех познаётся только под действием благодати.

 
   
СОВЕСТЬ ОЧИЩАЕТСЯ СТЫДОМ, или ГДЕ НАЙТИ РЕЦЕПТ ПОКАЯНИЯ

протоиерей Павел Великанов

Зачем Церковь заставляет каяться и все время чувствовать себя ничтожеством или чудовищем? Исповедь и покаяние — в чем разница? Можно ли увидеть плод покаяния?

 
   
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЮ?

Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

 
   
Первая исповедь. Взгляд священника

Протоиерей Дионисий

Эту статью хочу посвятить проблеме первой исповеди. Большинство воцерковляющихся взрослых людей рано или поздно встают перед духовной потребностью исповедовать свои грехи, которые накопились у них за годы сознательной жизни. В связи с этим возникают многочисленные «технические» вопросы, а многие не могут перебороть свой стыд и страх перед ней и перед священником. Чтобы развеять сомнения, страхи и ответить на большую часть вопросов, стоит для начала рассказать об исповеди в общем, для чего она нужна, для чего на исповеди необходимо рассказывать о своих грехах священнику и почему нельзя обойтись без нее.

 
   
ПЛАКАТЬ С ПЛАЧУЩИМИ: о Церкви, первой исповеди и «злых» бабушках

Журнал «Русский пионер»

«Злые старушки» — это плохо, и в идеале этого быть не должно. Но идущему в Церковь следует понимать, к кому и зачем он туда идет. К Христу. За спасением. А иначе незачем в Церковь идти...

 
   
Почему мы согрешаем одними и теми же грехами?

Протоиерей Валериан Кречетов

Бывает ли так, что священник говорит: «Прощаю и разрешаю», а Господь говорит: «А Я не прощаю и не разрешаю»? Да, так бывает. И, видимо, очень часто. Святые отцы говорят об этом так: «Тогда, когда человек не оставляет грехи». Т.е., мы называем что-то на исповеди - и продолжаем это делать. Назвали - и продолжаем делать...Если первый раз ты, может, сделал, не задумываясь, то потом ты уже говоришь, что это нехорошо - и делаешь. Значит, уже сознательно делаешь. И грех становится еще тяжелее. Человек уже привыкает к этому. Ему кажется, что это всё проходит, - на самом деле это не так. Увы, не проходит. Увы, это накапливается. И вот это самое страшное. Самое страшное, что мы не исправляемся.

 
   
Архимандрит Клеопа (Илие). Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

Православие.ru

О том, кто может приступать ко Святому Причащению и что для это делать: нужно ли поститься, исповедоваться и молиться особым образом, рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие).

 
   
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

Беседа с одним из старейших насельников Свято-Троицкой Лавры, смотрителем Патриарших покоев архимандритом Илией (Рейзмиром)

«Испокон веков, со Вселенских соборов, от святых отцов — Василия Великого, Иоанна Златоуста — всегда было так: покаянная исповедь перед причащением Святых Христовых Тайн. Без исповеди нельзя приступать к великому этому Таинству.»

 
   
Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

Николай Каверин, Благодатный Огонь

В последнее время все чаще слышатся мнения, будто бы современная практика частной Исповеди ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда возникнет внутренняя потребность, перед причащением Св. Таин очиститься от прегрешений и поститься не обязательно, а причащаться нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма. Звучат призывы никак не связывать в церковной практике совершение Таинств исповеди и Причащения.Обычно так считают священнослужители либеральных взглядов. Подобное модернистское «благочестие» не соответствует богослужебной практике Русской Православной Церкви и разрушительно по своим последствиям, т.к. приводит к обмiрщению церковной жизни.

 
   
«Подлинное покаяние совершается только однажды»

Доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ

Есть люди, которые всю жизнь ходят на исповедь — и ни разу по-настоящему не каялись. А есть люди, которые не умеют исповедоваться, но их покаяние настоящее. Покаяние не имеет настоящей ценности, если в нем нет религиозного осознания вины. Религиозное покаяние состоит в понимании и переживании того, что Бог есть все, а ты ничто.

 
   
СИЛА ПОКАЯНИЯ

Профессор А.И.Осипов

Святой Иоанн Лествичник говорит, что мы не будем судимы за то, что не творили чудес, или за то, что не достигли небесных видений; но будем судимы о том, что не плакали непрестанно о нашей отлученности от Бога.

 
   
СЛОВО ОБ ИСПОВЕДИ

Исповедь - важнейшая часть покаяния. Хорошая исповедь бывает у тех, кто действительно хочет расстаться с грехами. Это желание в нас, к сожалению, не всегда проявляется в нас с одинаковой силой. Плач о грехах заповедан нам Господом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Но они утешатся не потому, что одних слез достаточно для покаяния. Истинный плач о грехах непременно научит разрешатися словом. Но если мы плачем, а о грехах толком сказать ничего не можем — это не исповедь. Тогда нужно вернуться домой, хорошо все обдумать и снова прийти, твердо помня грехи или записав их.

 
   
ИСПОВЕДЬ ПО МЫТАРСТВАМ

Воздушные мытарства — препятствия, через которые должна пройти каждая душа на пути к престолу Божию для частного суда. По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (список поступков произнесения неправды на мытарстве лжи и т. п.), а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые — душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Душа человека, согрешившего, но раскаявшегося и исповедавшегося в данном грехе на мытарстве в этом грехе не истязуется. На мытарствах в обвинение души предъявляются неотпущенные, забытые грехи, поступки, о греховности которых человек не знал.

 
   
Таинство исповеди

Журнал Нескучный Сад

В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

 
   
О важном и несерьезном

протоиерей Андрей Дудченко

Недавно я был в гостях в одном соседнем приходе, и настоятель попросил помочь с исповедью. Как правило, основной контингент людей, подходящих к исповедальному аналою, один и тот же, грехи (точнее, грешки), которые при этом называют, - тоже практически не меняются из года в год, и священники банально устают. Устают выслушивать каждую неделю от одних и тех же людей одно и то же. А новый «гостевой» священник хорош во всех отношениях: и местным клирикам разгрузка, и прихожанам интересно: рассказать да послушать.

 
 
 
Как подготовиться к первой исповеди?

Священник Андрей Дудченко

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

 
 
 
Как не перепутать покаяние с исповедью?

Журнал "Фома"

Сегодня даже верующие люди нередко отождествляют покаяние с чинопоследованием исповеди, совершаемым в храме священником. Но это неправильное отождествление. Покаяние и исповедь не равны друг другу и находятся примерно в таком же соотношении, как понятия «мебель» и «стол». Можно ли сказать, что стол — это мебель? Конечно! Но вот обратное утверждение будет уже неверным, потому что мебелью мы называем не только стол, но и множество других нужных в хозяйстве предметов.

 
   
О Таинстве Исповеди

Прот. Владислав ЛЕВЧЕНКО

Священное предание Православной Церкви учит об исповеди, иначе называемой Таинством Покаяния, как об одном из семи Таинств, через которые нам подается благодать Святого Духа. Признаками истинного покаяния следует считать ощущение душевной боли от содеянного греха, отвращение к нему, словесное исповедание без самооправдания, решимость и желание избавиться от него, таинственное преображение человека, сопровождаемое напряжением всего естества и очищением души до самых глубоких недр ее, и в итоге – чувство облегчения, радости и мира.

 
   
ПИСЬМА ОБ ИСПОВЕДИ

журнал"Фома"

Исповеди не надо бояться. Ведь если чего не знает человек, то все видит Бог, Он ждет чистосердечного покаяния, посредством которого кающийся становится чист и светел. Приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце.

 
   
О ГРЕХЕ И ПОКАЯНИИ 

Иеромонах ИОВ (Гумеров)

Что такое грех и как с ним бороться? Почему, когда мы молимся, то просим у Бога помочь видеть свои грехи? Почему Бог вообще позволяет грешить человеку? Разве он не всемогущ? Рассказывает насельник московского Сретенского монастыря, кандидат философских наук и кандидат богословия, иеромонах Иов (Гумеров).

 
   
ИСПОВЕДЬ - НЕ РОМАН, А БОРЬБА

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ

Как рассказывать священнику про грехи? Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Стоит ли ждать после исповеди душевного облегчения? Эти неофитские вопросы часто остаются «больными» и для самых опытных прихожан. Многие из нас стесняются отвлекать священника по мелочам своими слишком «простыми вопросами».

 
   
Исповедь попугая

Ответы на вопросы

Я стараюсь причащаться как можно чаще, но каждый раз не знаю, что говорить священнику на исповеди. Каких-то серьезных грехов со времени предыдущей исповеди я совершить не успела. А в сотый раз повторять один и тот же «стандартный» набор грехов мне уже неловко. Ну что проку на каждой исповеди повторять как попугай: «Согрешила гордостью, тщеславием, сребролюбием…» Я ведь уже давно поняла, что с этими грехами мне придется бороться всю оставшуюся жизнь. А покаянного чувства в душе при такой исповеди нет.

 
   
7 ВОПРОСОВ ПРО ПЕРВУЮ ИСПОВЕДЬ

Епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН

Почему так много людей, называя себя православными, ничего не знают о духовной жизни? Почему количество православных в нашей стране растет, а любви не становится больше? Причина в том, что люди не знают или забыли о тех словах, которые Господь сказал однажды, но сказал для всех живущих на земле, для тех, кто еще будет жить: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4: 17). Что такое покаяние? С чего начать борьбу с грехом в себе?


Назад к списку