У меня такая проблема. Я стараюсь причащаться как можно чаще, но каждый раз не знаю, что говорить священнику на исповеди. Каких-то серьезных грехов со времени предыдущей исповеди я совершить не успела. А в сотый раз повторять один и тот же «стандартный» набор грехов мне уже неловко. Ну что проку на каждой исповеди повторять как попугай: «Согрешила гордостью, тщеславием, сребролюбием…» Я ведь уже давно поняла, что с этими грехами мне придется бороться всю оставшуюся жизнь. А покаянного чувства в душе при такой исповеди нет. Получается замкнутый круг: чтобы чаще причащаться, приходится исповедоваться формально, а чтобы исповедь была наполнена сокрушением сердца, приходится реже причащаться.
Ольга, менеджер
Отвечает протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужская область:
Полагаю, описанный Вами «замкнутый круг» можно очень легко разомкнуть, если внимательнее следить за своим внутренним миром, за движениями своего ума и сердца. К сожалению, сегодня мы очень мало внимания уделяем этому важнейшему делу. А ведь каждый из нас ежедневно совершает множество мелких грехов, в которых наша совесть обличает нас тут же, от которых душа начинает болеть. Нужно только научиться слышать эти обличения, не заглушать эту боль самооправданием. И тогда на исповеди Вам уже не придется говорить о какой-то безликой и абстрактной гордости или тщеславии. Вместо этого Вы сможете сказать совершенно определенно: «Согрешила тем, что пренебрежительно разговаривала с уборщицей в офисе, обидела ее этим». Или: «Согрешила тем, что перебивала коллег на совещании, желая покрасоваться своей эрудицией». Ведь грех не бывает абстрактным. За каждым из них стоит вполне конкретная ситуация, люди, наши поступки. И на исповеди нужно хотя и кратко, но все же проговаривать именно тот грех, в котором ты сейчас каешься, а не просто назвать общее определение грехов подобного рода. Думаю, при таком подходе к исповеди Вы сможете каяться в своих грехах вполне искренне, с сокрушенным сердцем. И чем чаще, тем лучше.
Журнал «Фома»