ПРИЧАСТИЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК К НЕМУ ГОТОВИТЬСЯ?

Памятка христианину

Причастие — самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Сам Господь Иисус Христос говорил, что жизнь вечную будут иметь только те, кто станет вкушать Его плоть и пить Его кровь. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой и покаянием, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением. Для того, чтобы Причастие не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд обязательных условий: пребывание на вечернем богослужении накануне причастия, 3-дневный пост, чтение 3-х канонов, чтение Последования ко Святому Причащению утром перед литургией и исповедь.

 
   
ДОСТОЙНО ПРИЧАСТИТЬСЯ

Священник Валерий Духанин

Что значит достойно или недостойно причаститься Святых Таин? Достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой его святости, а мерой раскаяния в своих грехах и мерой видения себя как недостойного грешника. Важно иметь страх Божий, то есть ощущать величие Святыни, по сравнению с которой мы все крайне ничтожны и нечисты. Важно помнить, что мы никогда не станем полностью достойны Святых Таин, поскольку никогда не обретем совершенной перед Богом чистоты. Однако это не значит, что ввиду нашего недостоинства нужно надолго откладывать участие в Святом Причащении.

 
   
ИСКУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЧАСТИЕМ

Священник Валерий Духанин

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

 
   
«ОБ УЧАСТИИ ВЕРНЫХ В ЕВХАРИСТИИ». КРАТКИЙ ОБЗОР

Журнал «ФОМА»

Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, проходившее Храме Христа Спасителя в Москве 2 и 3 февраля 2015 года, утвердило документ «ОБ УЧАСТИИ ВЕРНЫХ В ЕВХАРИСТИИ». Этот документ несомненно является одним из важнейших церковных постановлений за последние годы. Он касается самого главного содержания духовной жизни, имеет отношение ко всем без исключения членам Церкви и окажет огромное влияние на дальнейшее формирование современной церковной жизни. Предлагаем обзор основных положений этого текста.

 
   
ГЛАВНОЕ - НЕ КАК ЧАСТО, А НАСКОЛЬКО ТЫ ГОТОВ...

Игумен Нектарий (Морозов)

Обсуждение современной практики исповеди и Причастия и ее изменения в различных церковных изданиях, в православном сегменте Интернета то затухает, то вспыхивает с новой силой. Высказываются самые различные точки зрения, доводы, в качестве аргументов приводятся свидетельства о богослужебной жизни Древней Церкви, цитаты из святых отцов, ссылки на личный опыт и многое, многое другое. Очевидно, что проблема не исчерпывается ответом на вопрос: «Как часто надо причащаться и обязательно ли перед этим каждый раз исповедоваться?». Проблема уходит корнями не столько в глубь веков, сколько в болезни и немощи современного христианства, которым она, кажется, в первую очередь своей остротой и обязана. Не претендуя на всесторонний разбор темы, на ее исчерпывающий анализ, мы хотели бы выделить и обсудить всего лишь один ее аспект, а именно — как должно готовиться к принятию Святых Христовых Таин.

 
   
Как готовиться ко Святому Причащению

Священник Павел Гумеров

На вопрос, как правильно подготовиться к великому Таинству причащения Святых Христовых Таин, отвечает священник Павел Гумеров.

 
   
Запивка после Причастия, или Зачем Причастие запивают?

По причащении Святых Христовых Таин причастник целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (т.н. теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию. Традиция запивки после причастия имеет такое же древнее происхождение, как и само причастие.

 
   
ИСТИННЫ ЛИ КРОВЬ И ТЕЛО ХРИСТОВЫ В ЧАШЕ НА ЛИТУРГИИ?

Православие.инфо

Во время Тайной Вечери, взяв в руки хлеб и подавая его ученикам, Господь произнес слова: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26. См. также: Мк. 14:22. Лк. 22:19); затем, когда полагалось испить последнюю чашу, над которой также должно было произноситься традиционное благословение, Иисус Христос, взяв чашу, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27–28. См. также: Мк. 14:23-24. Лк. 22:20). Эти же слова произносит священник каждый раз на Литургии во время Евхаристического; и вино с хлебом, неизведанным чудесным образом, становятся Телом и Кровью Христа. Однако у многих все-таки возникает сомнение: «А истинны ли эти Дары? Или нам просто так говорят, чтобы мы укрепились в вере?»

 
   
Архимандрит Клеопа (Илие). Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

Православие.ru

О том, кто может приступать ко Святому Причащению и что для это делать: нужно ли поститься, исповедоваться и молиться особым образом, рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие).

 
   
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

Беседа с одним из старейших насельников Свято-Троицкой Лавры, смотрителем Патриарших покоев архимандритом Илией (Рейзмиром)

«Испокон веков, со Вселенских соборов, от святых отцов — Василия Великого, Иоанна Златоуста — всегда было так: покаянная исповедь перед причащением Святых Христовых Тайн. Без исповеди нельзя приступать к великому этому Таинству.»

 
   
Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

Николай Каверин, Благодатный Огонь

В последнее время все чаще слышатся мнения, будто бы современная практика частной Исповеди ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда возникнет внутренняя потребность, перед причащением Св. Таин очиститься от прегрешений и поститься не обязательно, а причащаться нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма. Звучат призывы никак не связывать в церковной практике совершение Таинств исповеди и Причащения.Обычно так считают священнослужители либеральных взглядов. Подобное модернистское «благочестие» не соответствует богослужебной практике Русской Православной Церкви и разрушительно по своим последствиям, т.к. приводит к обмiрщению церковной жизни.

 
   
Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться?

На основе статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской «нечистоте»

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…». На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды. Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

 
   
Причастие: что это такое и как подготовиться?

протоиерей Андрей Дудченко

Причастие — самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Сам Господь Иисус Христос говорил, что жизнь вечную будут иметь только те, кто станет вкушать Его плоть и пить Его кровь. Каким образом подготовить себя к этому великому Таинству, чтобы принять его во исцеление души и тела, и пойдет речь в этой небольшой статье.

 
   
Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии

иеромонах Кирилл (Зинковский)

В публикуемом исследовании кандидата богословия иеромонаха Кирилла (Зинковского) предлагается анализ учения святого праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии. Исследование основывается на дневниковых записях святого, включая те, которые стали доступны совсем недавно. Особое внимание в статье уделяется аспекту евхаристического учения святого Иоанна, касающемуся природы литургических хлеба и вина.

 
   
ТАИНСТВО РАДОСТИ

Журнал "ФОМА"

Причастие. Кто-то годами не решается к нему приступить, кого-то останавливает сложная подготовка, кто-то считает его не более обязательным, чем «купание» в проруби на Крещение, кто-то решается причаститься только в период тяжелой болезни или при приближении смерти... А тем временем это то, ради чего существует земная Церковь. О Причастии, или Евхаристии, центре и средоточии христианской жизни, вопросах и недоумениях, возникающих вокруг этого Таинства, мы говорим с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым), председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

 
   
СПАСЕНИЕ ОТ НЕЛЮБВИ

Что такое причащение и зачем оно нужно. Христос на Тайной Вечере дал христианам очень важное установление — совершать Таинство причащения. Что же это такое, и почему без этого Таинства христиане не мыслят своей жизни?

 
   
ВЫДУМАЛИ ЛИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ?

Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрей

Почти каждый день в православных храмах совершается главное богослужение Церкви — Литургия. Более того, православные утверждают, что христианам недостаточно просто читать Библию и следовать учению Христа, им нужно регулярно причащаться за Литургией. Что же это такое — причащение? Некий обряд, придуманный в Средние века и не имеющий отношения к Библии, как считают некоторые? Вовсе нет. Таинство причащения — в самом центре Нового Завета; в некотором смысле оно и есть Новый Завет между Богом и человеком.

 


 


Назад к списку