Виктор спрашивает:
Здравствуйте,отец Александр.Могу узнать у Вас имя ангела хранителя по дате рождения. 13.09.1954г
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Виктор. Да, у каждого из нас есть ангел хранитель и имя его нам неизвестно. Кроме того у каждого христианина есть небесный покровитель, святой в честь которого мы названы. День Ангела у вас завтра, 29 сентября. Ваш небесный покровитель мученик Виктор Халкидонский.
Юлия спрашивает:
Здравствуйте, отец Александр. Что можно сделать, если меня прокляла женщина в метро (за то что я ей не уступила место)? Я регулярно хожу в храм, исповедуюсь и причащаюсь каждый пост.
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Юлия. Женщину эту уже не найти, чтобы по христиански принести извинения. Поэтому остается только покаяться в своем грехе на исповеди и все. Кстати, мы уже разбирали подобный вопрос более подробно.
Ася спрашивает:
Большое спасибо за ответ, отец Александр!
Конечно, в сокровищнице Духа Святого для каждого есть своя самая важная драгоценность, и Вы мне привели эти примеры. Еще раз - большое спасибо!
о.Александр отвечает:
Во славу Божию, Ася. Сначала я хотел сделать свой комментарий к приведенным мною ниже высказываниям о смысле жизни, но я посчитал, что и так все понятно. Видимо это все же необходимо. Вы говорите: «... в сокровищнице Духа Святого для каждого есть своя самая важная драгоценность...»,- но это не так. Преп. Серафим, старец Паисий и архимандрит Георгий рассуждая о смысле жизни говорят об одном и том же, только разными словами- «обожение», это и есть «стяжание Духа Святого», это и есть «спасение души». В учебном пособии по Основному богословию говорится, что термин «обожение» «...наиболее точно и полно выражает существо святости и конечной цели человеческой жизни. Обожение есть то стяжание Духа Святого, преображающее христианина, о котором говорит преподобный Серафим Саровский и в котором Дух Божий часто очевидно для окружающих, действовал в святых чудесами, прозрениями, различными знамениями».
Людмила спрашивает:
Отец Александр!Не могу непоблагодарить Вас за ответ на вопрос о смысле жизни,не я его задала,но прочитала ответ с огромным интересом!Спаси Господи! Доброго здравия Вам!
Ася спрашивает:
Добрый вечер, отец Александр.
Не дает покоя один случай.
Как-то раз один человек спросил меня, в чем смысл жизни? И как его найти? Сам он воспитывался в хорошей добропорядочной семье, однако никакого полноценного образа этого самого смысла у него, к сожалению, так и не сложилось. Не могу сказать, что у меня сложился такой образ очень отчетливо, поэтому нуждаюсь в Вашем ответе вдвойне. Советовать ему - себе брать грех на душу, только собью с верного пути. Я не знаю, как правильно обьяснить. Одно неверное слово - и человек тебя уже не слышит. В храм ему трудно пойти, да и нельзя заставлять. Но я вижу, что он на грани, и я просто обязана ему помочь! А как - не знаю и прошу подсказать.
И еще один вопрос.
Люди разных верований будут ли равны перед Богом, если жизнь они свою вели благочистиво и не причиняли никому вреда?
Спасибо за ответ!
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Ася. Вы задали очень серьезные вопросы.
Преп. Серафим Саровский отвечает и на первый ваш вопрос и на второй: «Истинная же цель жизни нашей Христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа...
Писание говорит: "Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть". И как видим из последовательности священного повествования, этот "делаяй правду" до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился Ангел Господень во время молитвы его и сказал: "Пошли в Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой".
Вот как на вопрос о смысле жизни отвечал старец Паисий Святогорец: «В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, который есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять
следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда...»
А вот, как на этот вопрос более подробно отвечает архимандрит Георгий, игумен обители св. Георгия на горе Афон: «Смысл человеческой жизни открывается с первых же страниц Священного Писания, где бытописатель говорит, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. В этом познаётся великая любовь к человеку Триединого Бога. Он не захотел, чтобы человек был просто тварью, наделённой определёнными дарованиями, определёнными качествами, определённым превосходством над прочим творением, и только; Он пожелал, чтобы человек был богом по Благодати.
Внешне человек кажется лишь биологическим существом, подобным всему живущему на земле, сродным животным. И он, конечно, животное - но при этом он, по словам св. Григория Богослова, "поставлен отдельно от всего творения, будучи единственной тварью, которая способна сделаться богом" (Проповедь на Святое Богоявление, МРС 36, 324,13).
Сотворение по Своему образу было таким дарованием, которым Бог наделил только человека, и больше никого из всего видимого творения, так что он стал образом Самого Бога. Этот дар включал в себя: разум, совесть, свободную волю, творчество, любовь и вожделение совершенства и Бога, личное самосознание и всё, что поставляет человека над остальным видимым творением, делая его личностью. Другими словами, всё то, что делает человека личностью, даровано ему по образу Божию.
Получив образ, человек призван стяжать подобие, достичь обожения. Творец, Бог по природе, зовёт его стать богом по благодати.
Бог по Своему образу наделил его всеми дарованиями, чтобы он мог восходить на высоту и при их помощи достигать подобия своему Создателю и Богу: чтобы быть с Ним не во внешних, понимаемых лишь в категориях нравственности, отношениях, а в глубоком личном единении.
Дерзкой может показаться даже сама мысль, что цель нашей жизни заключается в том, чтобы стать богами по благодати, И однако ни Священное Писание, ни Отцы Церкви не скрывают от нас этой цели,
Но многие - вне Церкви и даже внутри её - остаются равнодушными. Они полагают свою цель, в лучшем случае, в нравственном исправлении, чтобы стать лучшими людьми. Но не эту цель указывают нам Евангелие, Церковное Предание и Святые Отцы. Мало только усовершать себя, становиться совестливее, справедливее, целомудреннее, мудрее. Всё это, безусловно, необходимо, но не в этом глубочайший смысл нашей жизни, та конечная цель, для которой наш Творец создал нас. А в чём же? В единении с Богом, в обожении, как истинном единении; не нравственно-внешнем и не сентиментально-надуманном.
Святоотеческая антропология так высоко ставит человека, что если мы сравним с Православной традицией отношение к человеку в других философских, социальных и психологических системах, мы удивимся, насколько они мелочны, до какой степени не отвечают они великой человеческой тоске по чему-то подлинному.
Поскольку человек призван к осуществлению в себе подобия Божия, буквально созданный для того, чтобы стать богом, то, уклоняясь с пути обожения, он естественно чувствует пустоту внутри, будто что-то не так. Он не наслаждается глубоким счастьем, даже если ему удаётся заполнить эту внутреннюю пустоту чем-то ещё. Он может "заморозить" себя, погрузившись в мир собственных иллюзий, но и тогда он останется таким же маленьким и ограниченным; и его мелочный мирок поработит его и станет ему тюрьмой. В этой тюрьме он устроит всё так, чтобы почти никогда не иметь тишины, не оставаться наедине с собой. С помощью шума, эмоционального напряжения, телевидения и радио, информации обо всём чём угодно - а иногда при помощи наркотиков - человек отчаянно старается забыть, не думать, не беспокоиться, не вспоминать: что он сбился с пути, ушёл далеко от цели.
Но ничто не в силах дать полного умиротворения несчастному современному человеку, доколе не найдёт он что-то иное, большее в своей жизни, что-то подлинно исполненное красоты и творческой силы».
Хорошо отвечает на второй ваш вопрос свящ. Константин Пархоменко: «...более панорамный и учитывающий общее направление православной мысли взгляд на этот вопрос все же позволяет дать иной ответ. А именно: язычники могут спастись благодаря исполнению Закона Божьего, написанного в их сердцах. Таким же образом могут быть спасены и люди, которые жили в знающей о христианстве стране, но из-за политики богоборческого режима не смогли стать членами Церкви.
Выше уже приводились слова свт. Григория Богослова о некрещеных. Я повторю их: «Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха». (Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С.543.)
А кто-то, кстати, не принявший во время земной жизни Таинство Крещения, попав в иной мир, увидит, что он на самом деле… крещен. Так, во всяком случае считает св. Николай Кавасила: «Случалось, что получали совершенство и в сем лике (т.е. в лике христиан. – прот. К.П.) многие еще не омывшиеся, которых, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених церкви. Многим посылал он облако с небеси и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно. Ибо как лишение Христово восполняют члены церкви (Кол.1:24), Павел или иной кто подобный ему, так нет ничего странного, если лишение Церкви восполнит Глава Церкви. Ибо если бывает нечто, в чем члены, по-видимому, помогают главе, насколько справедливее, чтобы самая Глава приложила то, чего недостает членам? Это так и бывает» (Семь слов о жизни во Христе. 2).
Так что, по слову св. Николая, кстати, одного из самых выдающихся православных богословов (не одного из, а лучшего из лучших), кое-кто, оказавшись в мире ином, попадет в объятия Христа, так как окажется, что его приобщение к Богу и усовершение совершено особым таинственным образом».
Привожу так же некоторые мысли проф. А.И.Осипова относительно спасения вне Церкви: «...вот что пишет Григорий Богослов о тех, кто не принял Крещение. Правда речь там идет о детях, если не ошибаюсь, но в любом случае это интересно: «Не принявшие Крещение не будут у праведного Судьи не прославлены, не наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы». Что значит: не прославлены, не наказаны? Потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы. Он там не объясняет, что он подразумевает под этим вот состоянием: не прославлены и не наказаны. Видимо вполне возможно, поскольку совершенно очевидно, что состояний принципиальных два: или быть в Богом или во тьме кромешной, быть кроме Бога.
Видимо речь идет о том что и самом Царстве Божием будет ина слава солнцу, ина луне, ина звездам. И вот здесь, может быть будет какая-нибудь ступень низшая или ступень, которая для Царства Божия без такого прославления, в котором будут находиться люди, достигшие высоких ступеней духовного совершенства. Очень возможно, что речь идет об этом. Но он сам не объясняет. Но по крайней мере для нас важен факт, что оказывается их вовсе не ожидает вечная мука, как говорит блаженный Августин, их совсем не ожидает погибель.
А святой Иоанн Златоуст говорит например, что язычники виновны в том, что не хотели, слушаться собственных философов. И осудили Сократа, Анаксагора, Пифагорейцев там и других (том 5 1899 г. изд. Санкт- Петербург стр. 773). Ну даже у Серафима Саровского мы находим высказывания такого рода: «Как и в еврейском народе, и в язычниках, не ведущих Господа, все таки сохранилось ведение Божие. В данном случае под ведением Божиим, как вообще в религиозной терминологии, подразумевается то, о чем апостол Павел пишет в посланиях к римлянам, т.е. то ведение, которое делает людей причастными Богу, т.е. имеющих соответствующую жизнь. Тот кто ведает Бога, тот и ведет себя соответственно. Т.е. те, которые могут и способны наследовать спасение.
Вот святитель Феофан (Говоров) например, прямо пишет: «Бог нелицемерен и будет судить всякого по тому закону, который он сознавал для себя обязательным». Прямо пишет, черным по белому. Это в толковании на апостола Павла к римлянам.
Есть известное высказывание старца Нектария Оптинского, который является местнопрославленным: «Простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий как умеет волю его, спасется, а тот кто зная о христианстве, идет индусским мистическим путем, нет». Зная о христианстве предпочесть ему индусский путь – это знаете, уже прямое отступление, которое нельзя объяснить его неведением. Уж слишком разительное отличие одного от другого».
Екатерина спрашивает:
Отец Александр,
Подскажите, пожалуйста, я причащалась лет 6 назад. Сейчас готовлюсь к причащению, я кормящая мама, нужно ли мне поститься, если да то какие продукты исключить или все животного происхождения, и можно ли дома почитать каноны к причащению, и обязательно ли посетить вечернее богослужение. Я неделю назад исповедовалась, нужно ли нще перед причастием исповедаться? Заранее спасибо.
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Екатерина. Пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего священники все разрешают, что требуется, ведь цель поста не подорвать здоровье, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор, и ограничить прочие развлечения. Больше надо читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Правило ко святому Причащению обычно читается дома. По возможности посетите вечернее богослужение. Перед причастием обязательно нужно еще поисповедоваться.
Екатерина спрашивает:
Здравствуйте,о.Александр, скажите пожалуйста будут ли проходить крестины 30 сентября и что нужно чтобы покрестить ребенка?
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Екатерина. Да, крестины 30 сентября будут. Что необходимо для Таинства Крещения, вы можете узнать на этом сайте в разделе «Таинства».
Семен спрашивает:
30-летняя распутная женщина (пьющая и курящая, рождённая и сама от алкоголиков) совратила 20-летнего юношу. От этой блудной связи рождается ребёнок. Значит ли это, что Бог покровительствует блуду, т.к., ведь только Он даёт жизнь человеку? Или это кара семье юноши за что-то (нет предположений) содеянное его родителями.
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Семен. Все дело в том, что Бог создал нас свободными. Каждый из нас своей свободой распоряжается по разному. Кто-то спасается, а кто-то совращает юношей, а потом рождает от них детей. Мне кажется, что юноша в 20–ть лет должен знать последствия своих поступков, а незнание является карой для его сродников.
Людмила спрашивает:
Здравствуйте,отец Александр,мы бы хотели крестить нашего сына 29 сентября,ему будет ровно 40 дней.Скажите пожалуйста,возможно ли это?Что для этого нужно сделать?Может ли мать присутствовать на крещении?Возможно ли фотографировать таинство?Бесплатно ли можно крестить ребенка или нет?
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Людмила. Все ответы на ваши вопросы вы можете найти на этом сайте в разделе Таинства и в моих ответах на те вопросы, которые уже были.
Елена спрашивает:
Здравствуйте, мы с мужем хотели бы обвенчаться, он ранее не состоял в браке, а я была и была венчана но после развода бывший муж посылал запрос и нам прислали письмо о том что с нас сняты венцы брака. Могу ли я обвенчаться с настоящим мужем мужем?
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Елена. Вы пишите, что вам прислали письмо о том, что с вас сняты венцы брака. Такого просто не может быть, поскольку семейный союз заключается навсегда. Возможно вы имеете в виду письмо из Патриархии в котором вас (именно вас) благословляют на второй брак? В таком случае венчаться можно.