ТОЛКОВАНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ

   
Рождение Иисуса Христа Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 32-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов

Святая Церковь призывает нас накануне Великого Поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, — Закхей — «маленького роста» не только физически, и ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы. Как выйти из толпы? Надо решиться на поступок. Этот поступок — «не быть как все, когда все — толпа». Но этого недостаточно.

 
   
Рождение Иисуса Христа Толкование воскресного Евангелия.
Неделя по Богоявлении

Протоиерей Александр Шаргунов

В Неделю по Богоявлении звучит краткое Евангелие от Матфея о том, как Христос приходит в Галилею, когда узнает, что Иоанн Предтеча взят и заключен в темницу. Начинается общественное служение Господа роду человеческому, и мы слышим первую Его проповедь.

 
   
Рождение Иисуса Христа Толкование Евангелия.
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Протоиерей Александр Шаргунов

Прежде чем выйти сразиться со смертью, Христос приходит креститься, то есть погрузиться в воду, омыться от нечистоты у Иоанна. От какой нечистоты? От той, за которую Он висит среди разбойников, «землю на водах Повесивый», от той, которая во мне и в тебе, и во всех, и даже в самом чистом из рожденных женами — Иоанне. И ужасается Иоанн, говоря: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? «Оставь теперь, — отвечает Господь, — не мешай Мне, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

 
   
Рождение Иисуса Христа Толкование воскресного Евангелия.
Неделя пред Богоявлением.

Протоиерей Александр Шаргунов

В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает о том, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа». Начало Евангелия от Марка – Крещение Господне.

 
   
Рождение Иисуса Христа Толкование воскресного Евангелия.
Неделя по Рождестве Христовом.

Протоиерей Александр Шаргунов

Иудейский царь Ирод, обманутый волхвами, замышляет убийство Богомладенца. И Христос в вечер Рождества становится изгнанником. Историки говорят, что Ироду в это время было около семидесяти лет, так что Младенец, только что родившийся, не мог представлять для него как для царя какой-либо опасности. Это злодеяние было совершено чисто по внушению человеконенавистника диавола, распаляющего его гордостью и жестокостью. Перед нами — предтеча антихриста. Поразительно, что он убивает всех младенцев в возрасте двух лет и ниже. Богомладенцу, по всей видимости, не было тогда и года. Однако Ирод убивает всех детей до двух лет, чтобы не упустить Христа. Он убивает младенцев не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, являя безумие зла.

 
   
Рождение Иисуса Христа Толкование Евангелия.
Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Протоиерей Александр Шаргунов

Рождество Христово — абсолютно непостижимая тайна, свободный дар благодати Божией. Никакие, самые великие и самые благородные человеческие усилия не могут заставить Бога сойти с небес. Мы можем только принять Его как благодать, предлагаемую Им. Рождество Христово было от Духа Святого и Марии Девы. Учение о девственном рождении Спасителя — Богооткровенная истина. Дух Святой, сотворивший мир, теперь творит Спасителя мира. Творец мира, веявший над водами и утверждавший жизнь на заре утра творения, Тот, Кто действовал в творении первого человека, совершает чудо всех веков, которое называется Воплощением. Бог, сотворивший человека из ничего, создавший жену из мужа без участия жены и мужа, сейчас творит Иисуса из Назарета без участия мужа. Святость этих слов постигается только действием в нас Святого Духа, совершившего тайну Воплощения.

 
   
Рождение Иисуса Христа Толкование Евангелия.
Царские часы навечерия Рождества Христова

Протоиерей Александр Шаргунов

Царские часы — богослужение, состоящее из чтения псалмов, пророческих и апостольских посланий и Евангелий и пения тропарей и стихир. На 1-м часе вещаются пророчества о Божестве и вечном царстве Спасителя; в паремии 1-го часа содержится пророчество Михея о Вифлееме, как о месте рождения вечного Царя правды и мира; в Апостоле говорится о несравненном величии и превосходстве Сына Божия пред Ангелами; Евангелие повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа от Духа Свята и Марии Девы. На 3-м часе: содержится пророчественная песнь Давида о грядущем спасении всех народов и служении Богу истинному и о будущей славе Сиона; в паремии словами пророка Иеремии вещается, что Спаситель есть «Бог наш»; Апостол вещает об усыновлении нашем Богу «верою о Христе Иисусе»; Евангелие благовествует о путешествии Иосифа и Марии, по случаю народной переписи, из Назарета в Вифлеем и о преестественном здесь рождении Спасителя. На 6-м часе: содержатся пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю, как Богу; в паремии возвещается пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила; в Апостоле содержится прославление божественной вечной славы Спасителя, как Сына Божия; Евангелие благовествует о поклонении волхвов новорожденному Царю Иудейскому. На 9-м часе: возвещается пророчество Давида о Божестве, вечном священстве и царстве Иисуса Христа; в паремии читается пророчество Исаии также о Божестве, вечном царстве и пророческом и священническом служении Спасителя; в Апостоле читается об истинном вочеловечении Спасителя, а в Евангелии – об удалении в Египет и о возвращении в Назарет Иосифа и Девы Марии с Иисусом Христом.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 30-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией слышим мы книгу родства Иисуса Христа. Это родословная всего человечества в лице избранных его и каждого из нас. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля: Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая идет до вавилонского пленения, которое было позором нации и крушением ее, третья — до Иисуса Христа, Который спасает народ Свой от рабства и гибели.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 26-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тайне благодарения. Десять прокаженных исцелились. И один из них возвращается воздать славу Богу и принести Ему благодарение. Это общая духовная проказа — неблагодарность Богу и людям. И, очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти. Бог ищет нашего благодарения Ему не потому, что Он в этом нуждается, а потому что в этом нуждаемся мы, потому что через благодарение мы можем подлинно приобщиться Ему и всему, что есть у Него.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 25-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

За две недели до Рождества Христова в Церкви читается Евангелие о званных на пир. В притче Хозяин этого пира – Бог, приглашенные на пир – иудеи. Этот пир, то есть Царство Божие, отвергнут иудеями. Люди предпочли свое земное, естественное, понятное всем, – всему остальному. Но люди эти, говорит Господь, вовек не вкусят Царствия Божия. Они оказались только зваными, но отвергнутыми Господом, потому что не отозвались на то, что Господь совершил для человека. Неидущие на пир Господень неизбежно идут на пир Иродов, где совершается убийство величайшего праведника...

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 24-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Слово Божие напоминает нам о необходимости молитвы. Христос в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но вместе с верующими людьми Он приходит и в церковь. Не потому что имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, — такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди». Об этом сегодняшнее Евангелие.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 23-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Берегитесь любостяжания — говорит сегодня всем людям Христос — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нем. Счастье человека не зависит от богатства. Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что ее потребности невозможно удовлетворить ничем материальным. Да и жизнь тела не заключается в том, чтобы иметь материальное изобилие. Можно жить весело и легко, довольствуясь малым. Как говорит Писание, лучше блюдо с зеленью и со святой любовью, чем роскошный пир с ненавистью.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы призываемся сегодня понять, почему Христос говорит законнику-богослову, то есть всем нам, знающим то же, что и он знает, и вдруг понявшим, что на самом деле этого совсем недостаточно (ни священник, ни левит не оказались ближними по отношению к раненому человеку, а близким к нему оказался этот самарянин): «Иди и ты поступай так же». То есть заповедь о любви к Богу и к человеку, самая главная заповедь, может стать для нас идолом, золотым тельцом — да простит нас Господь! — когда мы поклоняемся ей и в то же время пальцем ни пошевелим, чтобы исполнить ее на деле.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 21-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы слышим Евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Как кровоточивая женщина в сегодняшнем Евангелии была неисцельно больна, точно также грехи наши неисцелимы никакими человеческими средствами. Никто, ни один человек, не может освободить нас от греха. Есть только один Господь Иисус Христос, способный исцелить человека от болезни греха и спасти его. Он единый Врач душ и телес наших, Спаситель грешников.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 20-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что сила бесовская может быть очень большой, она может угрожать существованию каждого человека и всего человечества. Чтобы не думал кто-нибудь, что если он живет без Бога, то как-нибудь сам справится с жизнью. Как только человек оказывается без Бога, он оказывается с диаволом. А до какой степени эта власть бесовская простирается, мы видим на примере Гадаринского бесноватого и всей страны, в которой находится этот несчастный.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Притча о богаче и о нищем Лазаре. Господь показывает нам очень яркими, понятными каждому картинами, жизнь человеческую на земле, как она может быть лишена, по-видимости, всяких скорбей, и как она может проходить в сплошных страданиях.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос говорит, что Церковь Божия подобна сеятелю, сеющему семя на cвоем поле. Земледелец бросил семя в землю. На этом его работа закончилась, его задача завершена. Он не думает больше о земле, он возвращается к своим каждодневным делам. Пшеница поднимается без его вмешательства, без его заботы. Земля плодоносит сама собой. В отсутствии заботы земледельца сокрыт для нас важный урок. Царство Божие растет, подобно земной жатве. Никогда надежды земледельца не бывают постыжены. И даже самые неурожайные годы не могут отменить закона сеяния и жатвы. Точно так же надежда на Царство Божие приведет человечество к благословенному урожаю.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы слышим об исцелении сына Наинской вдовы. У врат города Наин, расположенного неподалеку от города Капернаума, Господь, идя со множеством народа, всегда сопровождающего Его, встречает другой людской поток — похоронную процессию. Он видит женщину, которая пребывает в страшном горе, потому что недавно она потеряла своего мужа, а теперь хоронит единственного сына. Мы должны увидеть в смерти другого человека то, что Христос видит в смерти сына вдовы Наинской. Господь смерть называет сном. И подобно тому, как мы не пугаемся, когда видим спящего человека, потому что знаем, что он проснется снова, так и не должны мы безмерно ужасаться, видя умершего человека, потому что смерть — это только сон.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 17-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня Господь утешает нас материнской верой женщины, которая принадлежала к хананеям — нечестивому роду, изгнанному Богом из Обетованной земли, чтобы освободить место для иудеев — избранного народа.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 17-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня Христос говорит нам в Евангелии о любви к врагам – о том, что это является главным и единственным признаком того, что мы Христовы. Мы понимаем, как велика эта заповедь, как опасно ее исказить. Две опасности существуют в мире. Одна опасность – нелюбви, не только к врагам, но и к близким своим – из-за умножения беззакония в мире все более охладевает любовь. И другая опасность – ложно понимать заповедь Христову о любви. Святые отцы говорят, что сколько в мире существует лжеучений об истине Христовой, столько существует и ложных учений о любви, потому что любовь и истина нераздельны.

 
   
Слово на праздник.
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Протоиерей Александр Шаргунов

Покров Божией Матери — праздник, который почитается в русском православном народе, почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. И это действительно так. Потому что тайна, открываемая этим праздником, — тайна Креста Христова.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны – они куплены Его Кровью. Одного таланта достаточно, чтобы жить на это богатство всю жизнь и целую вечность. Но этот талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом – говорит нам сегодня Господь – можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 15-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

В этом Евангелии нам говорится о тайне любви, об ответственности нашей в употреблении святых слов. Таких, как слово «любовь».Христос не противопоставляет любовь закону, но показывает, какая величайшая заповедь сокрыта внутри закона, какое сокровище хранится в его глубине. Весь закон и пророки, говорит Он, утверждаются на этих двух заповедях. Это значит, что все Писание лишается смысла – все заповеди – если нет в них любви, по крайней мере, устремленности к любви.

 
   
Толкование Евангелия.
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодняшний праздник — величайшее торжество нашей Церкви, почти как Пасха. Поклонение Кресту — это Пасха. Во всех храмах из алтарей износится драгоценный Крест Христов, украшенный цветами. И на всех храмах, как бы вновь воздвиженные, сияют кресты над мятущимся миром. Сегодня все верные хранят пост, как в Великую Пятницу. Смерть Христа на Кресте — явление Божественной, самоотдающей любви и победоносное возвращение к Отцу, Который послал Его спасти мир. Его последнее «Совершилось!» — возглас торжества, преобразующий Крест в Престол Божий. Он умирает, чтобы смерть наша стала победой. Крест Христов — непобедимая победа, которая уже совершилась. И от того, как мы относимся к Кресту Христову, зависит не только то, что будет с нами на земле, но и в вечности.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 14-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня в Евангелии Спаситель говорит о том, что Царство Божие подобно царю, который решил устроить брачный пир своему сыну и созывает на этот праздник гостей. Приглашенные не испытывают желания идти на пир царя. Они даже не проявляют никакого интереса к этому пиру. Святые отцы говорят нам, что эта притча – о духовном пире. Посмотрите, как сегодня люди живут, что их волнует, к чему они стремятся. Что передают по телевидению, по радио, что пишут в газетах. О чем сами люди, встречаясь друг с другом, беседуют. Когда речь идет о деньгах, о блуде, который теперь называется любовью, о политике, путешествиях, моде, спорте – они внимательно слушают. А заговорите с ними о жизни будущей, о Страшном последнем Суде, о рае и аде – на их лицах появляется скука. Одни из них откровенно зевают, а иные просто со злобою и с насмешкою встречают такие речи.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 13-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Эта притча Господня – о злых виноградарях - касается не одного только Ветхого Завета. Вся Церковь наша – виноградник Господень. Каждая душа человеческая, говорят святые отцы, это своего рода виноградник. И подобно тому, как хозяин винограда в притче не получил ни одной кисти виноградной, точно также Бог очень часто не получает духовных плодов от многих людей, которых Он любит. Что за опустошение над нашей землей прошло в недавние годы? Сам диавол иссушил почти весь виноградник. И Господь предупреждает, что будет горшее. Сын Человеческий, говорит Он, придя, найдет ли хоть одну виноградину на земле?

 
   
Слово на праздник.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня весь христианский мир торжественно и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери. Хотя и кажется, что празднуемое событие печально, исполнено слез, потому что здесь мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена ныне в одежды торжества, радуется и ликует и нас к тому призывает. Почему же мы сегодня, в день Успения Божией Матери, должны радоваться? – Потому, что одно уже слово «успение» показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенная. Это был сон, за которым скоро последовало радостное пробуждение.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 12-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы слышим историю о богатом юноше, о печали человека, который побоялся полагаться только на Бога. Все есть у этого богатого человека, одного ему недостает – благодати. Не напоминает ли он многих из нас, все соблюдающих, хранящих уставы Церкви, честно проходящих свой жизненный путь со строгостью, иногда, может быть, даже чрезмерной по отношению к себе? Нельзя заработать вечную жизнь никаким трудом, никакими подвигами, никто не может победить смерть и грех, стать «причастником Божественного естества» и храмом Духа Святого. И, тем не менее, как часто мы уподобляемся одной корреспондентке святителя Игнатия Брянчанинова, которая недоумевает, почему она, столь тщательно готовясь к исповеди, стараясь жить строго и внимательно, назвала все свои грехи, в том числе самые мелкие, а вышла из храма пустой, без радости.

 
   
Толкование Евангелия.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Протоиерей Александр Шаргунов

В событии Преображения Христос хочет возвести троих Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна к такому духовному переживанию, которое придает смысл всей их жизни, прошлой, настоящей и будущей. Христос взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и показал им изнутри тайну Своего служения. Это чрезвычайное откровение, которое невозможно вместить. Однако то, что им дано было предощутить, — истина: Христос — исполнение обетования, данного Богом их отцам, Моисею и Илии. Да, Он — Сын Возлюбленный в Котором Бог положил всю Свою любовь.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 11-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Притча о жестоком заимодавце. Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость – выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись – не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости – требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 10-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Когда апостолы подошли к народу, ко Христу приблизился человек и пал перед Ним на колени. «Господи! – сказал этот человек, – помилуй сына моего. Он беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду». Этот человек в Евангелии, разочарован в своих ожиданиях, что ученики Христовы помогут ему. «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» – говорит он. Христос дал власть Своим ученикам, Церкви, изгонять бесов. И ученики Его успешно делали это. Но теперь – бессильны.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 9-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос идет по водам, являя Свою державную власть над всеми стихиями. Нам не дано спрашивать, как Он это делает. Достаточно видеть Его Божественную силу. Мы видим, как бесстрашно Господь идет по водам, когда неистовствует буря. Он – спокоен, Он – весь в Божием мире, в вере – то есть, в доверии любви Отца Небесного. Это Его путь ко Кресту, Он идет навстречу опасности, которая угрожает нам. Он идет сразиться со смертью, чтобы дать нам жизнь и избавить нас от всякого страха. И Петр пошел, чтобы быть там, где Господь, по воде. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав тонуть, закричал: «Господи, спаси меня!»

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 8-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Церковь призывает нас сегодня увидеть, что жизнь чудесна. Пять хлебов и две рыбы. Какой же тайне Царства Божия научил Господь этим чудом апостолов и всю Церковь? Когда в мире нужда, и у нас самих очень мало, мы должны давать другим из этого малого. Это есть лучший способ получить большее. Для этого нужно все принести Христу. Здесь – Божий ответ на все времена: на то, что, на самом деле, означают экономические проблемы, над разрешением которых бьется человечество.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 7-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодняшнее Евангелие – об исцелении двух слепых и немого. Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 6-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодняшнее Евангелие – о прощении грехов и об исцелении. Мы видим, что Господь совершает чудо исцеления тогда, когда люди приходят к Нему и являют настоящую веру. У друзей расслабленного вера была крепкая. Они верят, что Господь может исцелить, и что Он больше всего на свете хочет исцелить всех, кто болен какою угодно болезнью. Вера их смиренная. Хотя этот человек, в параличе находящийся, сам ни шага не может сделать, чтобы придти ко Христу, они не просят, чтобы Господь к ним пришел, а сами смиренно приносят своего больного друга к Нему.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 5-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

В сегодняшнем Евангелии Господь показывает нам, до чего может дойти человек, когда он живет так, как ему хочется, без Бога. И до чего может дойти все человечество, если все будет продолжаться так, как происходит сейчас.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 4-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Священное Писание учит нас, что всякая власть установлена Богом. Противящийся власти противится Самому Богу и навлекает на себя гнев Божий. То есть независимо от того, кто находится у власти, христиане призываются к послушанию этой власти как Божиему установлению. И неважно, сознательно или бессознательно действует власть в исполнении этой Божественной функции – хранении мира от хаоса – христиане призваны помогать ей в этом очень важном служении. Даже если у власти Нерон – гонитель христианской Церкви.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 3-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы должны научиться доверять Богу. Научиться простым детским взором видеть все пути истории, все, что происходит в нашей судьбе. Чем больше мы будем доверять Господу, искать Царства Его и правды Его, тем больше у нас надежды, что все устроится с нашим Отечеством, потому что Сам Господь примет тогда участие в нашей нужде. Мы должны искать не просто Царства Небесного, но и правды Его. То есть не просто все исполнять, ходить на богослужения, а выйдя из церкви, заниматься своими делами. Оттого, что мы не ищем правды Божией, мы лишаемся дара доверчивости Господу.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых в земле Российской просиявших

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь призывает братьев: Симона Петра и Андрея, Иакова и Иоанна на служение. Кого избирает Господь Своими самыми первыми учениками на земле? Он избирает тех, кто были учениками Предтечи и Крестителя Иоанна – учителя покаяния. Те, чья жизнь направлена к покаянию, легко открываются к вере Христовой. Поэтому если главные учители покаяния – стыд и совесть – будут потеряны в нашем народе, то люди никогда не смогут следовать за Христом.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос принимает быть всех Его последователями на одном-единственном условии: чтобы они были готовы принять крест и страдания. С самого начала, призывая апостолов, Он говорил, что они недостойны Его, если не хотят расстаться со всем ради Него.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
День Святой Троицы. Пятидесятница.

Протоиерей Александр Шаргунов

Только тогда, когда люди познали Иисуса Христа, они по-настоящему познали Духа Святого. И до этого сила Его действовала в пророках и угодниках Божиих, но только в Пятидесятницу Дух Святой явился как Личность, как Ипостась Пресвятой Троицы. Отныне Дух Святой дает постоянное присутствие с нами Воскресшего Христа. И молитва Царю Небесному, как и молитва Господня «Отче наш» становится нашей постоянной молитвой.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня Господь в Своей первосвященнической молитве говорит, что «Я и Отец одно», и обращаясь к Отцу Небесному, что «все Мое – Твое». Господь в Своей беседе с учениками говорит о том, что Он молится о всех верных, чтобы они были сохранены в истине и истиной были освящены.

 
   
Толкование Евангелия.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Протоиерей Александр Шаргунов

Еще сегодня утром мы прощались с Пасхой, и светлая радость пасхального праздника срастворялась печалью, потому что мы прощались с Воскресшим Христом. Однако Святая Церковь знает, что Пасха Господня продолжается и Господь пребывает с нами до скончания века всей радостью, всей силой Своего Воскресения.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 6-я по Пасхе, о слепорожденном.

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Протоиерей Александр Шаргунов

В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Спаситель пришел к колодцу Иакова, чтобы встретить там женщину-самарянку. Господь, беседуя с женщиной, подводит ее к мысли, что она нуждается в Спасителе. Она действительно начинает понимать, что теперь она может обрести через Господа то, что явится для нее самым драгоценным в жизни.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодняшнее Евангелие – об исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение 38 лет. Это было в Овчей купели, в Вифезде, что значит «дом милосердия».

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Протоиерей Александр Шаргунов

Второе воскресенье после Светлой седмицы – память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца. Мы знаем, что Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Протоиерей Александр Шаргунов

«Почему сомнения входят в сердца ваши? Это не призрак, это Я. Не бойтесь, посмотрите на руки Мои и ноги, осяжите Меня – дух ни плоти, ни кости не имеет, как Меня видите имеющим».

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

Протоиерей Александр Шаргунов

В Пасху Господню на всех языках человеческих и ангельских звучит Евангелие от Иоанна, которое мы будем слышать в течение сорока дней, до отдания праздника Пасхи и до Пятидесятницы. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

 
   
Толкование Евангелия.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Протоиерей Александр Шаргунов

Иудеи получили, что хотели. Они увидели Христа мертвым, и они знают, что Он положен во гробе. И теперь они могут приступать к своему празднику. Но наш праздник иной. Не якоже иудеи празднуем — не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины. Ибо Христос — Пасха наша — за нас пожреся.

 
   
Толкование Евангелия.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Протоиерей Александр Шаргунов

«Совершилось!» Это последнее слово Христа на Кресте, крик Человека, Который исполнил Свое дело. Христос в сражении Своем со адом и смертью выходит победителем. Из этого мрака, который окружает Его, Он вступает в славу света. Он умирает, чтобы смерть наша стала победой. Но путь к этой победе, как свидетельствует Церковь, не бывает легким.

 
   
Толкование Евангелия.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Протоиерей Александр Шаргунов

Великий Четверг с пасхальной трапезой и предательством Иуды являет самую великую тайну любви и тайну нашей свободы — вырваться из объятий света и уйти в ночь. Тайну самой великой любви являет Христос, новый Адам, предлагая нам в Евхаристии не плоть, соединенную со смертью, но Свое Тело и Кровь, всегда оживотворяемые Святым Духом.

 
   
Толкование Евангелия.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Протоиерей Александр Шаргунов

Воскрешение Лазаря было вершиной всех великих Христовых дел. Множество народа обращается ко Господу с верою, и потому еще больше разгорается ненависть к Нему иудейских властей. Они ищут убить не только Подателя жизни, но и того, кто является живым свидетелем Его силы.

 
   
Толкование Евангелия.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Протоиерей Александр Шаргунов

Накануне Своих Крестных Страданий Господь говорит о кончине мира и о последнем Страшном Суде. «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех».

 
   
Толкование Евангелия.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Протоиерей Александр Шаргунов

Страстная седмица, Великий Понедельник начинается с притчи о бесплодной смоковнице. Бесплодная смоковница, на которой нет ничего кроме листьев, — выражение предельного бесплодия всего творения, которое не может в этот час ничего предложить своему Творцу. Мир создан для человека, и все в нем совершается ради человека. И речь в этом событии-притче идет, конечно же, о человеке. В первую очередь о тех, от кого Господь вправе был ожидать плодов. Господь обличает внешнюю видимость веры.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 6-я Великого поста, ваий. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня последнее воскресенье накануне седмицы, предваряющей Страстную седмицу — Страданий Христовых. Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слезы не могут омыть их. Прощение — непостижимый дар бесконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносит покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И еще нечто совершенно неожиданное: кто пришел к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости.

 
   
Рождение Иисуса Христа Толкование Евангелия.
ЛАЗАРЕВА СУББОТА

Протоиерей Александр Шаргунов

Великий пост заканчивается Лазаревой Субботой. Никогда не кажется нам жизнь столь драгоценной, чем когда ей угрожает смерть. Господу предстоит пройти через смерть, но Он есть Воскресение и Жизнь, Он имеет власть над смертью. Воскрешением Лазаря, Господь являет знамение воскресения всех — всего человечества. Он имеет власть открыть все гробы и вывести оттуда живыми тех, от кого остался только прах. Он имеет власть разрушить все страхи отчаяния перед бессмысленностью человеческого существования, все системы на земле — религиозные, философские, политические, экономические, которые пытаются занять место Бога и заключить всех в темницу вечности. Ради этого воскресения Бог стал человеком, отрицаемым, отвергаемым, уничтожаемым — ради того, чтобы живые и мертвые узнали, что они призваны к жизни.

 
   
Толкование Евангелия.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Протоиерей Александр Шаргунов

Наш Пост близок к завершению, и сегодня Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Святой Великий пост есть средоточие нашей жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн нашего спасения, к которым мы приобщаемся через Божию Матерь. Церковь приносит Божией Матери похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Она приносит Пресвятой Богородице похвалу святой праведной Елисаветы — матери большего из всех рожденных женами, которая так же называет Ее Блаженной и Благословенной.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 5-я Великого поста Преподобной Марии Египетской

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня последнее воскресенье накануне седмицы, предваряющей Страстную седмицу — Страданий Христовых. Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слезы не могут омыть их. Прощение — непостижимый дар бесконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносит покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И еще нечто совершенно неожиданное: кто пришел к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости.

 
   
Толкование Евангелия.
Суббота Акафиста Похвала Пресвятой Богородицы

Протоиерей Александр Шаргунов

Наш Пост близок к завершению, и сегодня Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Святой Великий пост есть средоточие нашей жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн нашего спасения, к которым мы приобщаемся через Божию Матерь. Церковь приносит Божией Матери похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Она приносит Пресвятой Богородице похвалу святой праведной Елисаветы — матери большего из всех рожденных женами, которая так же называет Ее Блаженной и Благословенной.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 4-я Великого поста Преподобного Иоанна Лествичника.

Протоиерей Александр Шаргунов

После Крестопоклонной Недели — воскресенье преподобного Иоанна Лествичника. Пост достигает вершины. Лествица духовного восхождения — это ступени с земли на небо, берущие начало в вере и достигающие завершения в любви, вечном Царстве Христовом. У преподобного Иоанна Лествичника их тридцать, по числу лет Господа, когда Он принял крещение и вышел на служение людям, чтобы спасти всех Крестом. Мы должны подниматься по этим ступеням, прилагая все усилия, чтобы взойти на такую высоту, где мы сделаемся способными принять дар Креста Христова и Воскресения.

 
   
Толкование Евангелия.
Суббота 4-я Великого поста.

Протоиерей Александр Шаргунов

Этот рассказ об исцелении глухого косноязычного — о нас. Сколько таких глухих косноязычных в нашем мире! Сколько людей, лишенных слуха и осмысленного слова. Обратим внимание, как совершается исцеление. Может быть, кого-то из наших современников могут шокировать эти предельно простые действия Христа при исцелении — персты в уши и слюна на язык. Нельзя ли было придумать что-нибудь более изящное?

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 3-я Великого поста Крестопоклонная.

Протоиерей Александр Шаргунов

«Возьми крест свой», — говорит Господь. Речь идет о следовании за Господом до смерти. Это наша каждодневная жизнь. Но чтобы следовать за Ним, каждый призван взять свой крест, то есть отвергнуться себя. Мы понимаем, что это не просто противостояние скорбям или терпеливое перенесение их. Взять свой крест — значит коснуться самого корня страданий и смерти, в которых лежит наш мир.

 
   
Толкование Евангелия.
Суббота 3-я Великого поста.

Протоиерей Александр Шаргунов

Это Евангелие о призвании Левия, именуемого также Матфеем, и о трапезе Господа с грешниками. Мы видим знакомую картину начала служения Господа: берег озера, толпы народа, слово Господне, обращенное к ним. Все сходно с тем, как Господь призвал первых учеников (Мк. 1, 16—20). Но на этот раз тот, кто примет власть прощать грехи (Мк. 2, 10), — сам первый из грешников.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Протоиерей Александр Шаргунов

В день Торжества Православия мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар — самый великий, какой только может быть дан человеку, — исповедание истинной веры. Как оказались мы в Православной Церкви? На чьи молитвы о нас ответил так щедро Господь? Отозвался на наше желание понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, на наше самое глубокое желание достигнуть полноты бытия? Или, может быть, мы называем себя православными только потому что мы родились в православной семье, в некогда православной стране, где и сегодня большинство населения, согласно официальной статистике, называют себя православными?

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы живем в мире, где все делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповедь Божию и нравственный закон. Если не существует больше нравственного закона, не существует и греха. И непонятно, о каком прощении может идти речь. Чем углубленней человек живет духовной жизнью и, значит, чем больше он узнает, как страшен грех, тем сильнее нуждается он в прощении от Бога, от другого человека. И тем легче способен он сам простить.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ .

Протоиерей Александр Шаргунов

Тайна Страшного Суда — тайна общего воскресения, воскресения каждого из мертвых. И это дано нам всем — никто, ни один человек не лишен этого. Страшный Суд представляется многим отвлеченно-далеким, в то время как Господь — «близ, при дверех», и все происходит уже сейчас. Он одесную Бога Отца, и Он — там, где человек, в этом мире. Но этот мир перевернут, и эта перевернутость мира — не абстракция.

 
   
Толкование Евангелия.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Протоиерей Александр Шаргунов

Праздник Сретения Господня – встреча, для которой предназначен человек. С самого начала нам открывается чудо этой встречи. Молодость кажется единственным временем, когда можно быть счастливым, наслаждаться всеми радостями жизни. Но по мере того, как приближается старость, по мере того, как оставляют его силы, слабеют способности, приближается смерть, человек не может испытывать ничего, кроме растерянности, уныния, и страха. Но слово Божие говорит нам о том, что если внешний наш человек стареет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Бывает красота и величие старости, преображенной близостью к Богу. Чем ближе человек к смерти, тем ближе он к Богу.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ.

Протоиерей Александр Шаргунов

Притча о блудном сыне — о грехе и покаянии. Это рассказ об отношении человечества к Богу, народа к Царю, о том, как уходят сейчас от нас наши дети, и о том, как одно связано с другим. Заблудившийся сын — это прежде всего младший сын. Он требует у своего отца: «Отец, дай мне часть своего имения, то, что полагается мне по праву». Здесь уже начало всех бед.

 
   
Толкование воскресного Евангелия.
НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.

Протоиерей Александр Шаргунов

Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали.

 
   
Толкование Евангелия на Крещение Иисуса Христа

Б.И.Гладков

Зачем же безгрешный Иисус пришел к Иоанну креститься? Иисус Христос был не только Бог, но и Человек. Как Человек, Он должен был исполнить все, чего требовал от людей Бог, — примером Своим Он должен был показать другим, как надо относиться к Божиим повелениям. Вот почему, признавая, что Иоанн послан был от Бога крестить, Иисус, как Человек, исполнив ранее сего все заповеди Господни, начинает Свое служение исполнением последней ветхозаветной заповеди, только что возвещенной Богом через Иоанна.

 
   
Трудные места Евангелия: Хула на Духа

Андрей Десницкий

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфей 12:31-32).

 


 


Назад к списку