Толкование воскресного Евангелия. Неделя 21-я по Пятидесятнице.

Лк., 8:5-15

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потóм приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Христос говорит, что Церковь Божия подобна сеятелю, сеющему семя на cвоем поле. Земледелец бросил семя в землю. На этом его работа закончилась, его задача завершена. Он не думает больше о земле, он возвращается к своим каждодневным делам. Пшеница поднимается без его вмешательства, без его заботы. Земля плодоносит сама собой. В отсутствии заботы земледельца сокрыт для нас важный урок. Царство Божие растет, подобно земной жатве. Никогда надежды земледельца не бывают постыжены. И даже самые неурожайные годы не могут отменить закона сеяния и жатвы. Точно так же надежда на Царство Божие приведет человечество к благословенному урожаю. Христос дает нам уверенность, которая наполняет Его душу, чтобы мы не сомневались в успехе Его благовестия. Не следует торопить последний решающий час. Он придет уверенно, свободно и неизбежно. Тот, Кто доныне делает, уготовляет его в тайне Своего Промысла. Господь мог бы повторить эту притчу Своим ученикам Иакову и Иоанну, когда они просили, чтобы огонь сошел с неба на отвергших Его самарян. Внешняя сила и принуждение не содействуют установлению Царства Божия.

Несмотря на возрастающее зло и закон инерции, который, кажется, подрывает дело Божие, имеющие очи видеть узнают величие неодолимой Божией силы, возводящей творение к своему Творцу. Раз укоренившись в добром выборе, там, где совершается рост Царства — в мире, в нас и через нас (все это тождественно), мы обретем надежду и одновременно избавимся от ненужных забот. Эта надежда соединяется с радостью и миром, которые есть плоды Духа Святого. Эта радостная надежда — надежда Христова. Победа Его слова несомненна, несмотря на как будто очевидное торжество тьмы, окружающей нас: не зажигают светильника, чтобы ставить его под сосудом.

Эту надежду разделяет апостол Павел и все великие святые, все великие верующие. Апостол Павел — учитель доверия Богу. Дух пораженчества не соответствует богословию спасения: Тот, Кто избрал нас, — сама сила и верность. Если Он избрал нас, Он будет идти до конца Своего дара, Он прославит нас. Надежда и доверие распространяются и на временную жизнь. Бог дает расцвести цветам и вырасти полевой траве. Он питает птиц. Как Он будет равнодушен к нашей жизни плоти? «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28). Отсутствию заботы естественно сопутствует доверие Богу. В конце концов, уверенность в победе Церкви, в нашей святости, в успехе наших трудов, какими бы они ни были, — не наше дело, это дело Бога. Довольно для нас просто исполнять наше христианское служение.

 Протоиерей Александр Шаргунов

 
 
 

Назад к списку