Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. (1Кор. 3:18)
«Юродивый», картина Павла Сведомского
В церковной практике подвизания существует такое специфическое явление как юродство.
Юродивый (слав. глупый, безумный) - человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость. Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно.
Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, т.е. состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Чтобы избежать почитания, он надевает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого по форме часто нарочитое, иной раз провокационное, неадекватное. Юродство — не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.
В Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский (†1303), который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Микола Cвят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий (†1552), ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного. Святая Ксения Петербуржская (†ок.1803) - была юродивой, 45 лет бродившей по Петербургской стороне в одежде покойного мужа под его же именем.
Целью "безумных" действий юродивых было привлечь внимание окружающих и побудить народ к покаянию и обращению. Они прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей. Их "безумие" соответствует той переоценке ценностей, которая была совершена Христом и многократно описана в Евангелии (особенно Мф. 18:4; 20:16; Мк. 9:35; 10:44; Лк. 14:11). Безумие здесь понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом.
Религиозный подвиг юродства состоит в отвержении мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:
Как еще более сильный призыв звучит утверждение святого апостола Павла: «Бог избрал немудрое мира» (1Кор. 1:27).
Вспомним девятую заповедь блаженств: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). Юродивые Христа ради стремятся достичь именно такого положения (во всех его деталях), которое описано в этих словах.
По словам святителя Афанасия Александрийского: «Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю».
Ссылки по теме:
Святая блаженная КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ (†ок.1803)
Блаженная ПЕЛАГЕЯ ДИВЕЕВСКАЯ (†1884)
|