Алексей Троценко спрашивает:
Здравствуйте. Скажите пожалуйста. С какого года у Вас служит отец Константин? Я у Вас крестился. Теперь хочу узнать, он ли меня крестил. Так как я не помню лица. Подскажите пожалуйста. Спаси Бог.
Админ отвечает:
Прот. Константин служит в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах с 1987 г.
Юлия спрашивает:
Здравствуйте, отец Александр.
Спасибо за Ваши ответы на вопросы, хотелось бы тоже спросить о том, что беспокоит.
Недавно исповедалась и причастилась в первый раз в жизни. Слава Богу, на душе стало легко и светло! Но вот какой возник вопрос. Готовилась к исповеди долго, вспоминала жизнь, грехи; мучительно было это, поняла сколько грешила, сколько дурного делала. После исповеди все равно сохранилась привычка копаться в памяти, вспоминать, кого обидела, кому причиняла зло, даже невольно.. И получается, что внутри все равно ругаю себя за разные проступки, большие и малые. Вот о чем хочу спросить: надо ли исповедывать те грехи, которые вспоминаешь из прошлого? И насколько подробно надо рассказывать на исповеди о грехах настоящего? Ведь каждый день что-то делаешь греховное, и я не понимаю (простите если это глупый вопрос), о каких проступках надо рассказывать на исповеди. Ведь понимаю, что постоянно грешу - в течение дня и осуждаю невольно кого-то мысленно, и раздражение появляется на любимых и близких, и во время молитв отвлекаюсь. Столько всего накапливается.. Обо всем надо стараться рассказать? Или о самом главном, с тем, чем душе справиться тяжело?
Простите за глупый возможно вопрос.
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Юлия. Да, надо исповедывать те грехи, которые вспоминаете из прошлого. Что касается подробности. Надо просто назвать свой грех (наприм.-осуждение) без подробностей, без обстоятельств, без упоминания третьих лиц. Подробности согрешения можно назвать духовнику, когда он исповедает вас в отдельном порядке и у него есть время на это. Посмотрите, мы уже разбирали вопрос об исповеди и откровении помыслов. Вот, что говорит об исповеди о. Александр Ельчанинов: "Исповедь не есть беседа о недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и менее всего — не "благочестивый обычай". Исповедь — горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для святости. Раскаянность — уже степень святости, и бесчувственность, неверие — положение вне святыни, вне Бога"... Несомненно, первым действием (перед исповедью- примеч.) будет испытание сердца. Для этого и положены дни подготовки к таинству (говение). "Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности — действительно, есть дар Божий", говорит о. Иоанн Кронштадтский. Обычно, люди неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их "гнусности". "Ничего особенного", "как у всех", "только мелкие грехи" — "не украл, не убил" — таково обычное начало исповеди у многих... исповедь есть подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например, "грешен против 7-й заповеди")..."
Что касается копания в себе. Как и в любом деле здесь должна быть мера, иначе можно заработать душевную болезнь. Опять приведу о. Александра Ельчанинова: "При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца; ставши на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. В таких случаях надо временно оставить испытание своей души и, посадивши себя на простую и питательную духовную диету, молитвой и добрыми делами упростить и прояснить свою душу.
Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и записать даже свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи. Иначе — приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце."
Надо исповедоваться во всех своих грехах, а не только в крупных. Поскольку некоторые прихожане частенько забывают исповедовать все согрешения, приведу строгие слова Пролога: "Относительно таинства покаяния Церковь между прочим делает такое определение: кто скрывает на исповеди свои грехи, тот не только не получает прощения в них, но и удваивает их. "Аще ли что скрыеши от мене", говорит пред исповедью духовник кающемуся: "сугуб грех имаши". Казалось бы, что такое грозное определение Церкви должно бы побудить всех христиан к тому, чтобы быть им на исповеди откровенными и приступать к оной не с чувством лжеправедности фарисейской, а с чувством мытаря разбойника благоразумного. Но, однако, и доселе, часто видим, что одни из-за ложного стыда, другие по маловерию, третьи по гордости, четвертые по наущению дьявольскому, - одним словом, многие не перестают скрывать свои грехи и чрез это отходят от исповеди без истинного мира в совести, без Божественного глагола прощения в душе. Чем же побудить таковых к откровенности? Чем отнять от них ложный стыд, маловерие, гордость? Чем сделать их истинно кающимися? Постараемся сделать это нижеприводимым словом св. Златоуста. Дай Бог, чтобы скрывающие на исповеди свои грехи им убедились в неправоте своей и образумились. Вот что говорит вселенский учитель: "исповедайте свои грехи, ибо исповеданием струпы душевные исцеляются. И как рана телесная исцеляется только тогда, когда показана будет врачу, - утаиваемая же от него все большую и большую приносит человеку заразу, в конце же концов - смерть; так и грехи, утаиваемые на исповеди, и тело и душу умерщвляют и радость творят дьяволу. Чистосердечное исповедание грехов есть великое добро, а сокрытие их есть радость сатане... Он заставляет скрывать на исповеди грехи не только простеца, но и человека книжного, говоря ему, что он наедине может исповедать Богу грехи свои. Ты же, христианин, не принимай этой мысли дьявольской и не медли исповедаться в грехах своих, чтобы получить прощение и в сем веке, и в будущем"..." (Слово святого Иоанна Златоустого о исповедании грехов. Пролог Сен. 30).
Мария спрашивает:
Здравствуйте, батюшка!
Мой вопрос может показаться Вам странным, но для христианского миропонимания мне очень важно попытаться понять, существуют ли на свете абсолютно плохие и абсолютно хорошие люди? Выскажите, пожалуйста, по этому поводу свое мнение. Заранее благодарна.
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Мария. Ответ очевиден - нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей. Ведь "никто же благ, токмо един Бог" ( Марк. 10, 18). И "Бог никого не предопределяет к погибели, а только к благодати" ( Еф. 1:4 и след.; Рим. 8:28 и след.).
Светлана спрашивает:
Здравствуйте уважаемый Отец Александр. У меня к Вам вопрос, в моей жизни сложилась такая ситуация, 3 года назад я вышла замуж, родилась у нас дочка(мы ее уже крестили), но к сожалению через два года после брака муж от нас ушел, с ребенком почти не общается, вернуться в семью не хочет. Полтора года я молилась что бы он к нам вернулся, любила его очень крепко, но к сожалению он так и не вернулся. Сейчас отпустила его, насильно мил не будешь. А у самой в душе все переворачивается, и без него тяжело и вернуть его нет возможности. Он уже сказал что не любит меня. Скажите как же быть. Уже два года я совершенно одна с ребенком, а так тяжело, так хочеться чтоб рядом был мужчина, друг, помощник. Одной женщине нельзя оставаться. Но на моем пути сейчас нет мужчины хорошего, который бы принял меня с дочкой и полюбил нас, и с мужем сохранить отношения так и не получиться. Скажите как быть. Как помолиться Богу чтоб он услышал мои молитвы, чтоб дал мне хорошего мужчину и дочке моей хорошего папу.
Благославите нас на доброе дело.
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Светлана. Да, больней всего когда предает родной и любимый человек. Сочувствую вам. Вы правы - одной оставаться не стоит. Нужно искать хорошего, верующего спутника жизни. Светлана, чтобы Господь услышал вашу молитву, надо стараться вести духовную жизнь, почаще исповедуйтесь и причащайтесь. Молитесь со вниманием и от всего сердца. Можно молиться и по молитвослову и своими словами. Благословляю вас на сие доброе дело. Помоги Господи!
Елена спрашивает:
Здравствуйте, о. Александр! Благодарю Вас за ответы на вопросы, которые я периодически задаю Вам! Еще один вопрос появился. Что означает "исполнился Духом Святым"? В Священном Писании не один раз читаем об этом. Исполнение Духом Святым бывает однократно или периодически? Это дается только избранным или духовной жизнью, подвигами достигается и мирянами?
о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Елена. "По учению ап. Павла, признаки обитания в нас Святого Духа суть правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14,17).
А) Одно из отличительных действий Святого Духа, по которому можно заключать о присутствии Его в человеке, есть правда, или старание человека всегда и во всем действовать справедливо. Такую правду имеющий в себе Духа Святого показывает и в отношении к Богу, и в отношении к самому себе. Бога как величайшего Благодетеля и Отца любвеобильного он по справедливости любит всем сердцем и всею душою; как Существо всевысочайшее и совершеннейшее - чтит с глубочайшим благоговением; как Творца, Промыслителя и Судию - слушает со всею благопокорностью и поэтому старается в точности исполнять все заповеди Его. И заповеди Божий, исполнением которых иные так тяготятся, для него не только тяжки не суть (1 Ин. 5, 3), но еще составляют благое и легкое иго (Мф. 11, 30).
В отношении к ближним имеющий в себе Духа Святого показывает правду тем, что не только не делает им малейшей обиды ни делом, ни словом, но даже и в мыслях своих не желает им ничего худого, а всегда поступает с ними справедливо, стараясь воздавать, по заповеди апостола, всем должная: емуже (убо) урок, урок: (а) емуже дань, дань: (а) емуже страх, страх: (и) емуже честь, честь (Рим. 13, 7).
Имеющий Духа Святого и в отношении к себе самому действует со строгой правдою, именно: он не мудрствует о себе, по выражению апостола, паче, еже подобает мудрствовати (Рим. 12, 3), т.е. не преувеличивает своих достоинств и не гордится, не надмевается пред другими; он ни в чем не позволяет себе кривды, а потому никогда не лукавит, не лжет и не обманывает, но всегда говорит сущую правду, и слова праздного, а тем паче гнилого, вредного и соблазнительного, не исходит из уст его (Мф. 5, 37; 12, 36. Еф. 4, 29).
Б) С такою правдою в человеке, исполненном Духа Святого, соединяется мир. Это мир совершенный - тройственный: мир с Богом, с ближними и с самим собою. Исполненный Духа Святого не только не враждует против Бога намеренно, не оскорбляет Его кощунством, суемудрием, святотатством и отпадением от Церкви Его, как то делают люди нечестивые, но всемерно остерегается всего, что может прогневать Господа, и старается делать только то, что может, что приятно для Него.
Исполненный Духа Святого имеет мир и с ближними: ибо не только сам он никогда не враждует против них ни словом, ни делом, но еще заботится о том, чтобы и они не имели неприязни к нему, а потому делает все возможное с его стороны, чтобы только сохранить мир с ними. Наконец, исполненный Духа Святого имеет глубокий мир с собою; ибо совесть его не беспокоит его ни за какие худые дела, порочные страсти не волнуют его, зависть не мучит его; если же он когда согрешит в чем-нибудь, то тотчас раскаивается пред Богом, старается загладить содеянное им зло и, твердо веруя в благость Господа и очистительную силу излиянной за нас крови Спасителя, утешает себя мыслью, что Бог простит его согрешения, и потому бывает спокоен в душе своей.
В) Вместе с миром Святой Дух изливает в сердце верующего радость (Рим. 15,13). Но это не такая радость, какую имеют смеющиеся ныне; она не плотская, а духовная. И во-первых, исполненный Духа Святого радуется о Господе, созерцая неизреченные Его совершенства, которые, каждое в отдельности и все в совокупности, составляют неизглаголанную красоту; во-вторых, радуется он о спасении своем, живо представляя себе ту бездну греха и мучения, из которой избавил его Господь по великой Своей милости; наконец, радуется он воображая те великие блага, которые уготовал Бог любящим Его, и которых он надеется вкусить некогда в Царстве Небесном; ибо сущий в нем залог Духа Святого уверяет его, что он посильно подвизался подвигом добрым и поэтому соблюдается для него на небе венец правды, егоже воздаст ему Господь в день судный (2 Тим. 4, 7-8).
Вот какова правда, каков мир и какая радость бывает в верующих, исполненных Духа Святого. Теперь обратим, братие, внимание на самих себя, заглянем в сердца свои и посмотрим: находится ли в них драгоценный залог Духа Святого.
Преп. Антоний Великий
- Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить Того великого и огненного Духа, Которого получил я. Если хотите Его получить так, чтобы Он пребыл в вас, принесите прежде труды телесные и смирение сердца и, восторгая помышления свои на небо день и ночь, взыщите с правотою сердца Духа Сего огненного, и Он дастся вам. Сим образом получил Его Илия Фесвитянин и Елисей с прочими пророками. Кто возделывает себя этим возделыванием, тому дается Дух Сей навсегда и навеки. Пребудьте в молитвах с преболезненным исканием от всех сердец ваших и дастся вам, ибо Дух Тот обитает в правых сердцах. И Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны и будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царствии" ("ДОБРОТОЛЮБИЕ, избранное для мирян" - М. Изд. Сретенского мон-ря, 2001 г.).
Анна спрашивает:
Здравствуйте! Я готовлюсь к причастию,хотела прийти во вторник,но в понедельник вечером нет богослужений в расписании,а ведь нужно быть на вечернем накануне причастия?
о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Анна. Вот поэтому у нас утром перед литургией и служится утреня. В тех храмах где есть вечерняя служба, она служится вечером. Поэтому достаточно утром прийти, поисповедоваться, помолиться на утрени и литургии и причаститься святых Христовых Тайн.
Николай спрашивает:
Здравствуйте отче! Подскажи пожалуйста как быть когда потерял деньги личные. ( имею ввиду заработанные често... вот когда находишь и теряешь, то не обидно.).Кто виноват в моей потере денег: судьба-злодейка? или это нечистая сила специально так сделала именно в пост? тогда почему Ангел-Хранитель не одёрнул или ещё как-то чтобы не потерялись деньги? Можете объяснить? Благодарю!
о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Николай. Отвечу вам пословицей - "на Бога надейся, а сам не плошай!"
Надежда спрашивает:
Отец Александр, спасибо Вам за ответ. Действительно, вопрос был задан не корректно. Правильно ли я Вас поняла : ангел хранитель не имеет имени - это просто ангел, приставляемый Богом к человеку. А Андрей Первозванный - это святой, имя кот. будет носить крещаемый?
о. Александр отвечает:
Во славу Божию. Да, ангел хранитель - это просто ангел, приставляемый Богом к человеку, но это совсем не значит, что у него нет имени. А ап. Андрей Первозванный - это святой, имя которого будет носить крещаемый, его небесный покровитель.
Юлия спрашивает:
Здравствуйте, отец Александр! Спасибо Вам за такие прекрасные ответы на вопросы, прочитала все до единого, увидела очень много важного и интересного для меня. У меня такая ситуация – к сожалению, ни разу с момента крещения (крестили меня в 3 года) не исповедовалась и не причащалась, хотя верую, иногда читаю молитвы, не снимая ношу крестик, собираемся венчаться в Вашем храме с мужем. Очень сильно хочу исправиться, хочу прийти к Богу всей душой!
Грехов за всю жизнь накопилось огромное количество, не хочется мешать другим, пришедшим на исповедь людям, задерживать их. Как лучше поступить? Может быть возможно провести генеральную исповедь? К ней нужно как-то особенно готовиться? Когда она проводится?
Хотела бы попасть именно к Вам на исповедь, Вы крестили моего сыночка, очень тронуло Ваше терпение и доброта.Скажите, пожалуйста, будете ли Вы на этой неделе или следующей неделе исповедовать и причащать и в какие именно дни?
Помогите, пожалуйста, советом я пока еще совсем не сведущая в церковных делах, а спросить не у кого…
Заранее спасибо Вам!
о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Юлия. Хорошо, что вы хотите исправиться и всей душой прийти к Богу. Да, возможно провести генеральную исповедь, для этого необходимо прийти на буднях. Как и перед любой исповедью надо постараться осознать свои грехи и надо иметь чувство покаяния. Лучше всего свои согрешения записать на листочке. Исповедую и причащаю завтра, а на следующей неделе со среды.
Надежда спрашивает:
Мы собираемся крестить ребенка в Вашем храме. В разделе "крещение" написано, что надо купить или принести икону святого, имя которого носит крещаемый и
рекомендуется также икона ангела хранителя. Мальчик родился в День рождения богородицы (21 сентября), назвали Андреем - в честь Андрея Первозванного, крестить должны 13 июля на именины Андрея Первозванного. Помогите, пожалуйста, исходя из выше написанного определиться с иконами. Спасибо
о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Надежда. Не совсем понятен ваш вопрос. Приносить икону небесного покровителя желательно, но не обязательно. Можете взять с собой и икону ап. Андрея Первозванного и икону ангела-хранителя (он изображается как юноша с крыльями).