Задать вопрос

  
02 Октябрь 2012

Юрий спрашивает:
Церковь должна нести веру, ну или стараться ее нести, причем бесплатно, а на дверях весят расценки и все книги и утварь за деньги? Поэтому я как большинство считаю, что церковь ...далее оскорбительное слово.

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, насчет большинства это вы преувеличили. А разве Церковь не несет Веру?! Ваши утверждения безосновательны. Просто вы не читали Священное Писание:
"Всяк труждающийся достоин пропитания" (Мф 10:10),
"Священник питается от алтаря", "Не заграждай уста волу молотящему" (Вт. 25,4).
Как же иначе? Забросить паству и идти подрабатывать на завод? Благодать - она конечно бесценна и деньги жертвуют не за благодать, а священнику за труды. Он - живой человек и у него есть семья. Христиане, во-первых, призваны служить и обеспечивать свои семьи (1 Тимофея 5:8: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного), и, во-вторых, - делиться с нуждающимися, особенно с нуждающимися братьями и сестрами по вере (2 Коринфянам 8:13-15: Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка; Галатам 6:6-10: Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем). Бог установил особую заповедь для своих людей — отдавать десятину и Господь Иисус Христос не отменял этого закона.
Слово «десятина» упоминается 32 раза в Ветхом Завете, из них 17 в Пятикнижии. Например, в книге Левит мы читаем: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Лев. 27:30). Десятина — это «святыня», т. е. отделенная от общего для особой цели часть, и принадлежала она только Господу. Христиане в первые годы формирования и становления ранней церкви, отдавали десятину в своих поместных общинах. Влиятельный отец ранней Церкви Ириней расценивал десятину как минимальный стандарт пожертвований в христианской общине. Двумя веками позже блаж. Августин также признал десятину за основной стандарт жертвенности. Он утверждал, что десятина — это уплата задолженности, и кто не хочет отдавать десятину, тот виновен в воровстве у Бога. Кто же хочет получить награду, пусть уплачивает десятину и из девяноста оставшихся процентов отдает милостыню нуждающимся. В свою очередь блаж. Иероним говорил, что не отдающий десятины обманывает Бога. Суммируя предыдущие высказывания, мы можем утверждать, что Церковь в целом, по крайней мере, в первые 400 лет своей истории, признавала практику десятины и расценивала ее как минимальный стандарт пожертвования. Сейчас Божественное установление о десятине практически никто не выполняет.
На что жить Церкви? Это за границей есть церковный налог, ксендзам государство платит зарплату. Есть примеры недостойного поведения некоторых священников, но они единичны. Вы сами многим помогаете бескорыстно? Или вам денежки "падают" с Небес? Может вы уверены, что священнослужители состоят на госслужбе? Может вы бескорыстно жертвуете церкви на служение десятину и считаете, что уж вас-то должны обслуживать бесплатно? Подойдите к любому священнику и скажите: я хочу венчаться (креститься, причаститься, исповедоваться, освятить машину и т.д.), но за это не заплачу ни копейки. И священник исполнит для вас Таинство, хотя может быть и поставит вас в конец очереди ради тех, кто действительно беден.
Деньги от пожертвований идут на детские дома, на нищих, больных, строительство храмов, зарплаты работникам и т.д.
Некоторые спрашивают, а какой же смысл имеет "перечень цен"? А это не перечень цен. Даже на многих "прайс - листах" так и написано: сумма пожертвования. Хочешь жертвуй, хочешь нет. Откуда взялись цифры? Это практически рассчитанные величины, ниже которых если пожертвования опустятся, приход разорится. Опыт показывает, что совестливые люди жертвуют всегда. Подайте пример, устройтесь хотя бы на пару лет в храм на работу, но без зарплаты, т.к. храмы по вашим соображениям не могут заниматься "коммерческой деятельностью". А жену и детей своих кормите травой-лебедой.

01 Октябрь 2012

Алина спрашивает:
Здравствуйте, отец Александр. 29 апреля 2012 года Вы венчали нас с мужем. Недавно (21 августа) у нас родилась дочка София и мы хотели бы, чтобы именно Вы покрестили её. Подскажите, пожалуйста, как нам выбрать день для крещения? Можно выбрать любую дату или может быть Вы могли бы посоветовать подходящий день для крещения Софии, если Вас не затруднит.
Благодарю Вас!

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Алина. Поздравляем вас с рождением дочери. Напишите на электронную почту храма.

01 Октябрь 2012

Елена спрашивает:
Здравствуйте! подскажите пожалуйста возможно ли у вас покрестить ребенка если крестный папа иностранец-некрещенный? Крестная мать-крещенная православная. Отец ребенка настаивает именно на этом крестном отце и другого не хочет.
Спасибо

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Елена. Ребенка покрестить можно, но надо выбрать другого крестного, т.к. некрещеный не может быть восприемником. Может быть этот иностранец верующий и согласится покреститься? В моей практике такие случаи были.
Спаси Господи.

01 Октябрь 2012

ника спрашивает:
Здравствуйте, Отец Александр. Подскажите, пожалуйста, можно ли у вас пройти собеседование и получить свидетельство стать крестной матерью малышу. Дело в том, что родители ребеночка хотят покрестить его в Богородском храме, а там необходимо предварительно пройти собеседование, либо принести из любого другого храма свидетельство о прохождении . Спасибо Вам . Всего вам доброго.

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Ника. Надо подойти к отцу настоятелю и если он благословит, проведем собеседование и выдадим вам такое свидетельство.

28 Сентябрь 2012

Виктор спрашивает:
Большое спасибо за ответ,отец Александр.Я был прямо в растерянности одни говорят Виктор Дамасский другие Виктор Халкидонский.Огромное спасибо.Извините за беспокойство.

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Виктор. Сегодня 29 сентября. Поздравляем вас с днем Ангела, желаем хорошего настроения и душевного спасения.

27 Сентябрь 2012

Виктор спрашивает:
Здравствуйте,отец Александр.Могу узнать у Вас имя ангела хранителя по дате рождения. 13.09.1954г

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Виктор. Да, у каждого из нас есть ангел хранитель и имя его нам неизвестно. Кроме того у каждого христианина есть небесный покровитель, святой в честь которого мы названы. День Ангела у вас завтра, 29 сентября. Ваш небесный покровитель мученик Виктор Халкидонский.

26 Сентябрь 2012

Юлия спрашивает:
Здравствуйте, отец Александр. Что можно сделать, если меня прокляла женщина в метро (за то что я ей не уступила место)? Я регулярно хожу в храм, исповедуюсь и причащаюсь каждый пост.

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Юлия. Женщину эту уже не найти, чтобы по христиански принести извинения. Поэтому остается только покаяться в своем грехе на исповеди и все. Кстати, мы уже разбирали подобный вопрос более подробно.

26 Сентябрь 2012

Ася спрашивает:
Большое спасибо за ответ, отец Александр!
Конечно, в сокровищнице Духа Святого для каждого есть своя самая важная драгоценность, и Вы мне привели эти примеры. Еще раз - большое спасибо!

о.Александр отвечает:
Во славу Божию, Ася. Сначала я хотел сделать свой комментарий к приведенным мною ниже высказываниям о смысле жизни, но я посчитал, что и так все понятно. Видимо это все же необходимо. Вы говорите: «... в сокровищнице Духа Святого для каждого есть своя самая важная драгоценность...»,- но это не так. Преп. Серафим, старец Паисий и архимандрит Георгий рассуждая о смысле жизни говорят об одном и том же, только разными словами- «обожение», это и есть «стяжание Духа Святого», это и есть «спасение души». В учебном пособии по Основному богословию говорится, что термин «обожение» «...наиболее точно и полно выражает существо святости и конечной цели человеческой жизни. Обожение есть то стяжание Духа Святого, преображающее христианина, о котором говорит преподобный Серафим Саровский и в котором Дух Божий часто очевидно для окружающих, действовал в святых чудесами, прозрениями, различными знамениями».

25 Сентябрь 2012

Людмила спрашивает:
Отец Александр!Не могу непоблагодарить Вас за ответ на вопрос о смысле жизни,не я его задала,но прочитала ответ с огромным интересом!Спаси Господи! Доброго здравия Вам!

25 Сентябрь 2012

Ася спрашивает:
Добрый вечер, отец Александр.
Не дает покоя один случай.
Как-то раз один человек спросил меня, в чем смысл жизни? И как его найти? Сам он воспитывался в хорошей добропорядочной семье, однако никакого полноценного образа этого самого смысла у него, к сожалению, так и не сложилось. Не могу сказать, что у меня сложился такой образ очень отчетливо, поэтому нуждаюсь в Вашем ответе вдвойне. Советовать ему - себе брать грех на душу, только собью с верного пути. Я не знаю, как правильно обьяснить. Одно неверное слово - и человек тебя уже не слышит. В храм ему трудно пойти, да и нельзя заставлять. Но я вижу, что он на грани, и я просто обязана ему помочь! А как - не знаю и прошу подсказать.
И еще один вопрос.
Люди разных верований будут ли равны перед Богом, если жизнь они свою вели благочистиво и не причиняли никому вреда?
Спасибо за ответ!

о.Александр отвечает:
Здравствуйте, Ася. Вы задали очень серьезные вопросы.
Преп. Серафим Саровский отвечает и на первый ваш вопрос и на второй: «Истинная же цель жизни нашей Христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа...
Писание говорит: "Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть". И как видим из последовательности священного повествования, этот "делаяй правду" до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился Ангел Господень во время молитвы его и сказал: "Пошли в Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой".

Вот как на вопрос о смысле жизни отвечал старец Паисий Святогорец: «В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, который есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять
следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда...»

А вот, как на этот вопрос более подробно отвечает архимандрит Георгий, игумен обители св. Георгия на горе Афон: «Смысл человеческой жизни открывается с первых же страниц Священного Писания, где бытописатель говорит, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. В этом познаётся великая любовь к человеку Триединого Бога. Он не захотел, чтобы человек был просто тварью, наделённой определёнными дарованиями, определёнными качествами, определённым превосходством над прочим творением, и только; Он пожелал, чтобы человек был богом по Благодати.
Внешне человек кажется лишь биологическим существом, подобным всему живущему на земле, сродным животным. И он, конечно, животное - но при этом он, по словам св. Григория Богослова, "поставлен отдельно от всего творения, будучи единственной тварью, которая способна сделаться богом" (Проповедь на Святое Богоявление, МРС 36, 324,13).
Сотворение по Своему образу было таким дарованием, которым Бог наделил только человека, и больше никого из всего видимого творения, так что он стал образом Самого Бога. Этот дар включал в себя: разум, совесть, свободную волю, творчество, любовь и вожделение совершенства и Бога, личное самосознание и всё, что поставляет человека над остальным видимым творением, делая его личностью. Другими словами, всё то, что делает человека личностью, даровано ему по образу Божию.
Получив образ, человек призван стяжать подобие, достичь обожения. Творец, Бог по природе, зовёт его стать богом по благодати.
Бог по Своему образу наделил его всеми дарованиями, чтобы он мог восходить на высоту и при их помощи достигать подобия своему Создателю и Богу: чтобы быть с Ним не во внешних, понимаемых лишь в категориях нравственности, отношениях, а в глубоком личном единении.
Дерзкой может показаться даже сама мысль, что цель нашей жизни заключается в том, чтобы стать богами по благодати, И однако ни Священное Писание, ни Отцы Церкви не скрывают от нас этой цели,
Но многие - вне Церкви и даже внутри её - остаются равнодушными. Они полагают свою цель, в лучшем случае, в нравственном исправлении, чтобы стать лучшими людьми. Но не эту цель указывают нам Евангелие, Церковное Предание и Святые Отцы. Мало только усовершать себя, становиться совестливее, справедливее, целомудреннее, мудрее. Всё это, безусловно, необходимо, но не в этом глубочайший смысл нашей жизни, та конечная цель, для которой наш Творец создал нас. А в чём же? В единении с Богом, в обожении, как истинном единении; не нравственно-внешнем и не сентиментально-надуманном.
Святоотеческая антропология так высоко ставит человека, что если мы сравним с Православной традицией отношение к человеку в других философских, социальных и психологических системах, мы удивимся, насколько они мелочны, до какой степени не отвечают они великой человеческой тоске по чему-то подлинному.
Поскольку человек призван к осуществлению в себе подобия Божия, буквально созданный для того, чтобы стать богом, то, уклоняясь с пути обожения, он естественно чувствует пустоту внутри, будто что-то не так. Он не наслаждается глубоким счастьем, даже если ему удаётся заполнить эту внутреннюю пустоту чем-то ещё. Он может "заморозить" себя, погрузившись в мир собственных иллюзий, но и тогда он останется таким же маленьким и ограниченным; и его мелочный мирок поработит его и станет ему тюрьмой. В этой тюрьме он устроит всё так, чтобы почти никогда не иметь тишины, не оставаться наедине с собой. С помощью шума, эмоционального напряжения, телевидения и радио, информации обо всём чём угодно - а иногда при помощи наркотиков - человек отчаянно старается забыть, не думать, не беспокоиться, не вспоминать: что он сбился с пути, ушёл далеко от цели.
Но ничто не в силах дать полного умиротворения несчастному современному человеку, доколе не найдёт он что-то иное, большее в своей жизни, что-то подлинно исполненное красоты и творческой силы».

Хорошо отвечает на второй ваш вопрос свящ. Константин Пархоменко: «...более панорамный и учитывающий общее направление православной мысли взгляд на этот вопрос все же позволяет дать иной ответ. А именно: язычники могут спастись благодаря исполнению Закона Божьего, написанного в их сердцах. Таким же образом могут быть спасены и люди, которые жили в знающей о христианстве стране, но из-за политики богоборческого режима не смогли стать членами Церкви.
Выше уже приводились слова свт. Григория Богослова о некрещеных. Я повторю их: «Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха». (Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С.543.)
А кто-то, кстати, не принявший во время земной жизни Таинство Крещения, попав в иной мир, увидит, что он на самом деле… крещен. Так, во всяком случае считает св. Николай Кавасила: «Случалось, что получали совершенство и в сем лике (т.е. в лике христиан. – прот. К.П.) многие еще не омывшиеся, которых, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених церкви. Многим посылал он облако с небеси и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно. Ибо как лишение Христово восполняют члены церкви (Кол.1:24), Павел или иной кто подобный ему, так нет ничего странного, если лишение Церкви восполнит Глава Церкви. Ибо если бывает нечто, в чем члены, по-видимому, помогают главе, насколько справедливее, чтобы самая Глава приложила то, чего недостает членам? Это так и бывает» (Семь слов о жизни во Христе. 2).
Так что, по слову св. Николая, кстати, одного из самых выдающихся православных богословов (не одного из, а лучшего из лучших), кое-кто, оказавшись в мире ином, попадет в объятия Христа, так как окажется, что его приобщение к Богу и усовершение совершено особым таинственным образом».

Привожу так же некоторые мысли проф. А.И.Осипова относительно спасения вне Церкви: «...вот что пишет Григорий Богослов о тех, кто не принял Крещение. Правда речь там идет о детях, если не ошибаюсь, но в любом случае это интересно: «Не принявшие Крещение не будут у праведного Судьи не прославлены, не наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы». Что значит: не прославлены, не наказаны? Потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы. Он там не объясняет, что он подразумевает под этим вот состоянием: не прославлены и не наказаны. Видимо вполне возможно, поскольку совершенно очевидно, что состояний принципиальных два: или быть в Богом или во тьме кромешной, быть кроме Бога.
Видимо речь идет о том что и самом Царстве Божием будет ина слава солнцу, ина луне, ина звездам. И вот здесь, может быть будет какая-нибудь ступень низшая или ступень, которая для Царства Божия без такого прославления, в котором будут находиться люди, достигшие высоких ступеней духовного совершенства. Очень возможно, что речь идет об этом. Но он сам не объясняет. Но по крайней мере для нас важен факт, что оказывается их вовсе не ожидает вечная мука, как говорит блаженный Августин, их совсем не ожидает погибель.
А святой Иоанн Златоуст говорит например, что язычники виновны в том, что не хотели, слушаться собственных философов. И осудили Сократа, Анаксагора, Пифагорейцев там и других (том 5 1899 г. изд. Санкт- Петербург стр. 773). Ну даже у Серафима Саровского мы находим высказывания такого рода: «Как и в еврейском народе, и в язычниках, не ведущих Господа, все таки сохранилось ведение Божие. В данном случае под ведением Божиим, как вообще в религиозной терминологии, подразумевается то, о чем апостол Павел пишет в посланиях к римлянам, т.е. то ведение, которое делает людей причастными Богу, т.е. имеющих соответствующую жизнь. Тот кто ведает Бога, тот и ведет себя соответственно. Т.е. те, которые могут и способны наследовать спасение.
Вот святитель Феофан (Говоров) например, прямо пишет: «Бог нелицемерен и будет судить всякого по тому закону, который он сознавал для себя обязательным». Прямо пишет, черным по белому. Это в толковании на апостола Павла к римлянам.
Есть известное высказывание старца Нектария Оптинского, который является местнопрославленным: «Простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий как умеет волю его, спасется, а тот кто зная о христианстве, идет индусским мистическим путем, нет». Зная о христианстве предпочесть ему индусский путь – это знаете, уже прямое отступление, которое нельзя объяснить его неведением. Уж слишком разительное отличие одного от другого».