Статьи - СЕКТЫ и ЕРЕСИ

О причинах возникновения сект в России

Следовало бы довольствоваться тем, чтобы искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Св. Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ" (Св. Иларий, кн. 2, § 2, 0 Св. Троице).

В настоящее же время под сектой разумеется такое отделившееся от единства Русской Православной Церкви, ее учения и обрядов религиозное общество, которое имеет особое, отличное от нее учение, богослужение и устройство и живет отдельной, самостоятельной жизнью, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свои религиозные идеалы.

Причины и условия происхождения и развития русского сектантства

Вопрос о происхождении сектантства давно уже волнует русскую мысль.

Причинами возникновений сект служат: гордость и высокомерие, дающие в результате "духовную прелесть", самоволие в вере и самочиние в деле спасения, греховная воля приводят к патологическому состоянию сердца человека, как источника чувствований. Гордость, как стремление человека стать выше какого бы то ни было стеснения и ограничения и быть абсолютно свободным деятелем в мире, приводит в результате к теоретическому устранению Бога и поставлению на Его место человека, т.е. к самообожению, а на дальнейшей ступени - к пантеизму. Гордый, самообольщенный человек считает излишним в деле спасения какие бы то ни было посредства, - у него есть свои средства спасения: свою плоть он может обуздать радениями, оскоплением, постом, веригами и, восходя от совершенства к совершенству, достигнуть сам собою безгрешности и святости. Отсюда, естественно, что Церковь, которая будто бы порабощает дух человека и полагает границы его свободной воле, не нужна, таинства - тоже, потому что Дух Святой всегда пребывает в нем, иерархия - излишня, потому что каждый сам - священник, царь и пророк; не нужны св. храмы,иконы, кресты, посты и уставы церковные, не нужны и Св. Предание, Священное Писание, если и нужно, то толковать его может каждый по своему личному разумению.

Освобождая себя таким образом от всяких стеснений в деле веры и спасения, самообольщенный, гордый от сознания своих "необычайных" достоинств человек впадает в состояние духовной прелести и считает себя то святым, безгрешным, о чем объявляет даже публично, то признает в себе пророчество и даже божеское достоинство, не стесняясь в то же время творить разные мерзости. Все это такие черты, которые ясно показывают, что сектантство - явление болезненное, патологическое, одностороннее, а все секты - не что иное, как глубоко-греховные человеческие заблуждения.

Основной причиной распространения ересей и сект является религиозное неведение многих русских людей. Несмотря на свою религиозность, многие из православных русских людей, особенно из простонародья, издавна отличаются крайним невежеством в религиозных вопросах, суеверием; почти незнакомы с Св.Писанием и Св.Преданием, святоотеческой литературой и проч. Не имея правильных понятий о вере, эти русские люди не в силах, конечно, самостоятельно разобраться в религиозных вопросах, между тем им сильно хочется уяснить себе истину в деле веры и нравственности. Поэтому более вдумчивые из них в поисках этой истины нередко заходили "на путь ложных мечтаний и в дебри разных лжеучений". Другие увлекались мнимыми подвижниками, лжепророками и учителями какой-нибудь новой веры, в которой как-будто находили ответы на запросы своей души, шли за новоявленными учителями.

Недовольство многих состоянием православной Русской Церкви также немало содействовало как появлению, так и распространению сект в России. В жизни Православной Русской Церкви существовало и существует немало разного рода недостатков, которые всегда вызывают недовольство в среде православных. Так, небрежное, чисто формальное отправление богослуженья и разных треб, отсутствие учительства, нетрезвая жизнь, вымогательство за требы вызывали и вызывают недовольство духовенством со стороны пасомых, возбуждает недоверие к нему и делают более восприимчивыми к проповеди лжеучителей.

Разделение сект

Сектоведы делят все секты внутри Правосланой Церкви на рационалистические (лат. рацио - разум) и мистические.

Те секты, которые единственным источником вероучения признают Св.Писание, но в то же время в толковании его допускают полную свободу, произвол и греховное насилие, руководствуясь исключительно личным пониманием, и ставят человеческий разум (рацио) в деле веры выше авторитета Церкви, не придают должного значения церковной внешности и тайнодействиям, отвергают иерархию, почитание св. икон, мощей, крестное знамение, посты и т.д. называют рационалистическими (баптисты, духоборы, молокане, иеговисты, адвентисты, толстовцы и др.)

Те же секты, которые признают начало внутреннего озарения, верят в непосредственное, таинственное единение человека с Богом, через воплощение в нем Божества, называются мистическими (хлысты, скопцы и др.).

Но деление это условно, т.к. большая часть так называемых рационалистических сект заключает в себе очень много элементов мистических и наоборот - в мистических сектах есть элементы рационализма, причем в некоторых сектах те и другие крайне смешаны.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИИ ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

Церковь Божия - едина. Единство Церкви является одним из основных догматов в христианском вероучения. Эта догматическая истина, полностью основанная на Священном Писании, выражена в Никео-Цареградском Символе веры: Верую... во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь". Иисус Христос основал на земле одну Церковь, в Которой, по предвечному определению Отца Небесного, предложено спасение всему человеческому роду: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф. 16,18), - Господь говорит об одной Церкви, а не о многих. Изображая Церковь в притчах. Он также говорит об одном стаде под водительством единого Пастыря-Христа и об одном овчем дворе: "...будет едино стадо и един пастырь" (Ин. 10,16), об одной виноградной лозе: "Будите во Мне и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе..." (Ин. 15,4); об одном Царстве Божием на земле (Мф. 13,24-50). Христос установил одно крещение и одно причащение. Единство в Нем верующих составляло предмет Его последней молитвы, известной под именем первосвященнической, в которой Он молился не только о непосредственных Своих учениках и апостолах, но и о всех Своих последователях всех времен и народов: "Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы..." (Ин. 17,11), но "не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их (апостолов) ради в Мя. Да вси едино будут: "якоже Ты. Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут..." (Ии. 17, 20-21).

Об отделяющихся от св. Церкви свв. Отцы учат: "Всякий отделяющийся от Церкви, - говорит св. Ириней, - чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Неимеющий матерью Церкви, не может иметь Отцом своим Бога... Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями" (Ирин. "О единстве Церкви Христовой").

Блаженный Августин: "Всяк отделяющийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойны похвалы, за то одно беззаконие, что отвергая от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем"1 (Письмо 152).

Блаженный Иероним Стридонский: "Следует твердо держаться той Церкви, которая, будучи основана Апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышишь где-нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, <...>, знай, что то не Церковь Христова, а синагога антихриста" (ч. 4, стр. 92).

Признаки истинной Церкви

Все увеличивающееся количество сект и раскольнических течений затрудняет для некоторых вопрос, что из себя представляет истинная Церковь и существует ли вообще в наше время единая истинная Церковь. Может быть, думают некоторые, первоначальная апостольская Церковь постепенно раздробилась, и существующие теперь церкви обладают лишь осколками ее бывшего духовного богатства — благодати и истины. Такое мнение о Церкви вытекают из непонимания центральной истины учения Христова — о спасении человека.При чтении Евангелия и апостольских посланий, становится очевидным, что по мысли Спасителя люди призываются спасать свои души не в одиночку и разрозненно, но совместно, составляя единое, благодатное Царство добра.

Книга Деяний святых апостолов повествует о возникновении Церкви в Иерусалиме, когда на пятидесятый день после Воскресения Спасителя, Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов. С того дня вера христианская стала быстро распространяться в разных частях общинной Римской империи. По мере ее распространения, в городах и селах стали возникать христианские общины — церкви. Однако, они себя считали органически принадлежащими к единой, святой, соборной и апостольской Церкви. Их объединяли единая вера и единый источник освящения, почерпаемый в благодатных таинствах (крещения, причащения и возложения рук — рукоположения). Поначалу эти священные действия совершали сами апостолы. Однако, в скором времени явилась нужда в помощниках, и апостолы из членов христианских общин выбирали достойных кандидатов, которых рукополагали в епископы, пресвитеры и диаконы. Апостолы вменяли епископам в обязанность следить за чистотой христианского учения, учить верующих благочестиво жить и рукополагать себе помощников в лице новых епископов, священников и диаконов. Так, Церковь на протяжении многих веков, подобно дереву, постоянно росла и распространялась по разным странам, обогащаясь духовным опытом, религиозной литературой, богослужебными молитвами и песнопениями, но всегда сохраняя сущность истинной Церкви Христовой.

Но Евангелия и апостольские послания появились не сразу. В течение многих десятилетий после возникновения Церкви источником наставления было не Писание, а устная проповедь, самими апостолами названная Преданием (1 Кор. 11: 16 и 15:2, 2 Фес.2: 15 и 3: 6, 1 Тим. 6: 20). Предание — это единая вероучительная традиция. В церкви оно всегда имело решающее значение в вопросе, что правильно, а что нет.

Когда где-либо возникало уклонение от чистоты апостольского учения, нечто, несогласное с апостольской традицией, — будь то в вопросах веры, совершения таинств или управления — оно признавалось ложным, еретическим и отвергалось.

Таким образом, Церковь — это единая духовная семья, несущая с апостольских времен истинное учение, одни таинства и непрерывное преемство благодати, переходящее от епископа к епископу. Для преемников апостолов не подлежало сомнению, что Церковь совершенно необходима для спасения. Она хранит и возвещает чистое учение Христово, она освящает верующих и ведет их к спасению.

Истинная Церковь должна содержать неповрежденным чистое христианское учение, проповедованное апостолами. Истинная Церковь должна быть та, которая ни в чем не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства.

Глухов И.А.

Отрывок из Конспекта по сектоведению, 4 кл МДС