ИСПОВЕДЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА

Таинства - ИСПОВЕДЬ

ИСПОВЕДЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА

Зачем нужна исповедь? Почему без священника нельзя получить прощение? Этот вопрос практически в 100% случаев встает перед человеком, который пытается жить церковной жизнью. Задаются им и те, кто смотрит на Церковь извне, часто недоумевая: «Зачем мне исповедываться, что это даст? Я знаю все свои плохие поступки и мысли и всегда могу их высказать перед Богом в душе. Мне посредник не нужен».

ЧТО ТАКОЕ ИСПОВЕДЬ?

ИСПОВЕДЬ – это ТАИНСТВО, в котором верующий исповедует свои грехи Богу при посредничестве и свидетельстве священника и через священника получает прощение и разрешение исповеданных грехов от Самого Бога.  

Исповедь - одно из 7 христианских Таинств. Оно установлено Самим Иисусом Христом (см. Ин. 20:21-23; Мф. 16:19; Мф. 18:18).

Цель Исповеди – отпущение грехов и примирение человека с Богом и Церковью.

Необходимое условие Исповеди – искреннее сердечное раскаяние, твердое намерение исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним грехам, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Надо обвинять только себя и не осуждать других, не искать себе оправданий. Недостаточно только осознать свою греховность - с ней нужно бороться.

Покаяние, без сомнения, является основой духовной жизни. Предтеча и Креститель Господень Иоанн начал свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Без покаяния невозможно приблизиться к Богу и победить свои греховные наклонности.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ИСПОВЕДЬЮ И ПОКАЯНИЕМ?

ПОКАЯНИЕ есть глубокое сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. Это процесс изменения человека, который совершается в душе в течение длительного времени.

Покаяние — по-гречески «метанойа» — буквально означает «перемена ума», «перемена мыслей». Это некое переосмысление человеком того, что ранее он считал для себя допустимым и важным, и вдруг обнаружил, что эти его вчерашние ценности на самом деле оказались грязью и мерзостью, уродующей жизнь ему самому и другим людям.

Но покаяние - это не только осознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях, и не только раскаяние, - но оно есть ещё и воля к исправлению, желание и твердое намерение, решимость бороться с дурными склонностями, грехом и страстями, полное обращение своей души от тьмы к свету, к Богу. Но оставить грех, вошедший в привычку, бывает очень нелегко. И тогда человек обращается к Богу с просьбой о помощи.

Покаяние – не просто раскаяние. Раскаяние - это лишь сожаление о своих грехах, греховных поступках или мысленных наклонностях и стремление их более не совершать (если это поступки) или уничтожить (если это наклонности). Но раскаяние не означает победу над грехом, а лишь осознание его. Затем должна начаться борьба за его избавление.

Так, например, Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, что предал кровь неповинную и бросил 30 сребренников на пол, но к Господу не пошел и не покаялся. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил попросить прощения у Господа. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех.

Признаками истинного покаяния следует считать ощущение душевной боли от содеянного греха, отвращение к нему, словесное исповедание без самооправдания, решимость и желание избавиться от него, таинственное преображение человека, сопровождаемое напряжением всего естества и очищением души до самых глубоких недр ее, и в итоге – чувство облегчения, радости и мира.

Исповедь - это важнейшая часть покаяния. Это не только признание наличия греха в собственной жизни. На исповеди мы получаем прощение и благословение на исправление своей жизни.

ЗАЧЕМ НУЖНА ИСПОВЕДЬ? ЧТО ОНА ДАЁТ?

Человеку тяжело осознавать свою греховность, в которой его обличает голос совести. С грузом плохих мыслей и поступков тяжело, невозможно жить (можно вспомнить, что известнейших мировых злодеев мучили кошмары). Простое осознание грехов может оказаться безвыходным тупиком и довести до полного отчаяния, если мы не найдем в себе силы покаяться.

Исповедь - это важнейшая часть покаяния, поскольку на исповеди мы получаем прощение и благословение на исправление своей жизни.

Называя грех вслух, проговаривая его, мы как бы ОБЛИЧАЕМ этот грех при свидетеле, называя его, мы можем властвовать над ним. Так было когда Адам называл имена животным. Да и в нашей жизни мирской практике, человек называя свое преступление перед свидетелем, как бы осуждает это преступление сам, признает его и имеет право, как на осуждение, так и на оправдание... Но всегда это добровольное признание - есть ОСНОВАНИЕ для снижение меры наказания. Называя грех, мы как бы "вытаскиваем" его из глубин нашей больной души, на Свет Божий и тем самым, мы можем УПРАВЛЯТЬ своим "лечением".

В Таинстве Покаяния Бог ждет не того, чтобы нас осудить или унизить, а чтобы нас простить. Обвинитель человека - дьявол, он припоминает нам о наших грехах, чтобы мы потеряли сон и усомнились и в себе самих, и в смысле нашей жизни, и в Боге.

Не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней. Не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Все совсем не так, однако Он, как попечительный Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения.

«А в чём мне каяться? Я никого не убивал, не развратничал, не воровал. Живу как все нормальной жизнью. В чём мне каяться?»

Все люди больны. Нет ни одного, кто был бы духовно здоров. Каждый грех – это болезнь.

Труднее всего осознает свою нечистоту человек горделивый. Таковые не видят своего греха и пребывают в постоянном самообольщении и превозношении ума. Они довольны собой и редко заглядывают в глубину своей совести.

Многие, думая о своей «хорошести» сравнивают себя с неправедными людьми. И на их фоне в собственных глазах они выглядят чуть ли не святыми. А себя надо сравнивать с Христом. В свете Его святости мы бы увидели, сколько еще у нас грязи в душе. Как говорят Святые Отцы, обычно все грешники считают себя святыми, а святые — грешниками.

«Человек, который ведет себя хорошо», не всегда означает «хороший человек». У Пророка Исаии написано: «… вся праведность наша – как запачканная одежда… » (Ис. 64:6)

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7).

ЗАЧЕМ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ СВЯЩЕННИКУ?

Многие невоцерковленные люди говорят: «Я знаю все свои плохие поступки и мысли и всегда могу их высказать перед Богом в душе. Мне посредник не нужен».

У многих людей часто возникает вопрос – почему нельзя каяться напрямую Богу, без участия священника или какого-либо иного посредника или свидетеля, чтобы получить прощение и разрешение от грехов? Безусловно, каяться мы можем и должны не только на исповеди, но и при каждой удобной возможности – сразу по осознании греха, и на ежедневной вечерней молитве (в молитвослове есть специальная молитва). Ведь грех – это духовная зараза, которая, будучи принятой в душу и сердце, начинает разрушать все вокруг себя. Грех имеет свойство накапливаться, поэтому нераскаянный грех подобен снежному кому, катящемуся с горы, он нарастает и превращается в лавину, которую практически ничто не может остановить на пути. И только искреннее покаяние способно разрушить сети греха и избавить сердце и душу от его пагубного влияния. Однако, отпущение грехов можно получить только на исповеди. Так происходит вовсе не от того, что «попы так придумали», а потому, что Господь так установил. Само по себе священство – это богоустановленный институт, получивший свое начало еще во времена Ветхого Завета. Новозаветный священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Эта власть «вязать и решить» перешла от апостолов к их преемникам – епископам и священникам. Священник имеет особую благодать от Бога, которая действует в нем независимо от его личностных качеств. Эту благодать он получает в Таинстве священства.

Таинство Исповеди установлено Господом Иисусом Христом, который после Своего воскресения явился святым апостолам и сказал им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи - отпустятся, а и имже держите - держатся. Таким образом, Христос дал своим ученикам власть вязать и решить грехи и через преемственность рукоположений эта власть сохраняется в Православной Церкви у священников и епископов. 

 

Когда человек остается один на один с собой, он начинает ПРИДУМЫВАТЬ себе, что он говорит именно с Богом. На самом деле мысли его направлены в иную сторону. Так уже было и не раз. Это путь еретиков, которые считают, что рядом с ними Господь. Однако это совсем не так - рядом с ними дух зла! Об этом хорошо знают монахи отшельники. Они описывали, как случалось им искуситься на видения сатанинские, которые принимали вид ангелов и даже Самого Христа. Вот и мы, находясь во грехе, видим ближних к нам духов зла. Мы молимся Богу, а слышим иногда совсем иное.
Потому то и необходимо каждому покаяние в ТАИНСТВЕ!

Для покаяния нужен не посредник, а свидетель покаяния. Священник - только свидетель, который участвует в ТАИНСТВЕ, где вы исповедуете свои грехи Господу, который и создал Церковь для этого. Совершитель Таинств – Бог, совершающий их руками священнослужителей.

Можно возразить: «А зачем мне свидетель? Мне и свидетель не нужен!» Но так можно договориться и о том, что для веры в Бога и Церковь не нужна. На это Святые Отцы говорили: «Кому Церковь – не Мать, тому Бог – не Отец». Как же можно христианину верить в Бога и спасаться без помощи Церкви, когда главный предмет веры – это Тайная Вечеря Христа, совершаемая внутри храма? «Приимите, вкусите – сие есть тело Мое…», – обращается Господь к ученикам и Своим последователям. Если Вы верите Христу, Богу, но не приступаете к Святой Чаше, то Вы лишь думаете об угождении Богу, а на самом деле еще находитесь на распутье. Разве вы сможете дома совершить Евхаристию и сами причаститься?

Можно провести аналогию между грехом и болезнью. Грех - это болезнь, прежде всего, нравственная, по духовному закону она соединяется с телесным началом человека, поскольку человек это единое существо. Но разве в лечении болезни «не нужен посредник» - доктор? Плачевные последствия самолечения общеизвестны. Когда человек болен, он обращается к врачу. Больной должен озвучить свою болезнь сам, а иначе врач и не подойдет к нему - разве не так? Так и священник во время исповеди выступает в роли врача наших греховных болезней, а церковь называется «врачебницей духовной». Исповедь можно сравнить с операцией. В теле больного обнаружена опухоль, единственный путь спасения – вырезать ее. Больной сам добровольно идет на операцию, как бы распинает себя, дабы ланцетом врача удалена была опухоль. Так вот и в таинстве исповеди через руки и уста священника действует Сам Христос. Божественной Своей благодатью он врачует искренне кающуюся верующую душу.

Можно просить Господа и дома простить грехи сразу, после их совершения. И если ваше покаяние будет искренним, то Господь вам поможет. Но вспомните, как Иисус Христос, исцелив отсылает к священнику: «Посмотрев на него строго, Господь тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому не говори ничего; но пойди, покажись священнику» (Мк. 1:43). Почему так? Для свидетельства!

Осуждать себя мы можем и должны без всякого священника, но ПРОСТИТЬ себя никто из нас не властен, ибо простить может только Тот, перед Которым мы согрешили — Бог. Ради этого Он и поставил избранных Им свидетелей — Апостолов, затем священников, на плечах своих носящих благодатный дар самого Христа: свидетельствовать именем Господа о разрешении и прощении грехов, молиться о возрождении кающейся личности.

Не священник прощает грехи. Прощает грехи Бог. Священник является только посредником между вами и Богом. И без этого посредника, который скажет: «Бог простил тебя», который это засвидетельствует и в день исповеди, и на Страшном суде, невозможно получить прощения грехов. Невозможно об этом точно знать.

Священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние. Сам Христос дал власть священнослужителям отпускать грехи и свидетельствовать о покаянии. После своего Воскресения Иисус Христос, явившись Апостолам, дал им власть прощать грехи: «...Как послал меня Отец, так и Я посылаю вас...примите Духа Святого... Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:20-23). В апостольской преемственности этот дар сохраняется в Церкви («от онех же и на ны другдругоприимательно пришедше» - как сказано в разрешительной молитве). Власть прощения грехов в Церкви вручена епископам, преемникам Апостолов. Они, в свою очередь, дают эту власть священникам, те же используют ее в таинстве Покаяния и Исповеди.

Церковь не делит людей на «хороших» и «плохих»: ей Христос не велел это делать. Церковь не называет человека «хорошим», она помогает ему увидеть в себе зло – грех – и подвигает его к раскаянию.

Несомненно, в боязни покаяния в присутствии священника присутствует и элемент гордости, желание скрыть от окружающих отрицательные стороны своей личности. А такая черта нашего характера, как самооправдание, разве не заставляет нас приуменьшать значение своих ошибок, объяснять их причину неумолимыми обстоятельствами, а не нравственным падением? Человеку бывает очень стыдно обнаружить перед священником плохие мысли и поступки.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ?

Распространенной ошибкой многих христиан является порочная практика вспоминать о своих грехах стоя в очереди на исповедь. Подготовка к исповеди должна начинаться задолго до таинства. В течение нескольких дней готовящийся к исповеди должен проанализировать свою жизнь, вспомнить все дела, мысли, поступки, которые смущают его душу.

Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает.

Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.

Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.

Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение — медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.

Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.

Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень — гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.

После того, как названы грехи, священник покроет голову епитрахилью (часть облачения, длинная вышивая полоса), прочитает специальную молитву. Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки, выслушать наставления, если они будут.

При подготовке к исповеди нужно в первую очередь вспомнить и зафиксировать те греховные поступки и расположения, которые осознаются «сами собой». Следует хорошо пересмотреть отношения с близкими. В случае отсутствия явного греха (ссор, недоразумений, обид, гнева) могут быть грехи невыявленные: злорадство, зависть, равнодушие, лукавство, корыстно-притворная любезность и т.д.

Необходимо уяснить свое отношение к воле Божией, выраженной в евангельских заповедях, и вообще к христианским добродетелям, например: а) заповеди, которые я люблю, хотя и не выполняю как положено; б) заповеди, которые мне внутренне непонятны; в) заповеди, которые мое сердце не принимает. Последнее особенно опасно, так как свидетельствует о внутреннем нежелании покаяния и оставления греха.

Можно обратить особенное внимание на свое поведение и внутреннее состояние во время болезней, скорбей, искушений, а также в благополучные периоды жизни. Хотя мы неповинны в предлагаемых душе бесами помыслах до тех пор, пока не согласимся на них, однако и помыслы эти нужно исповедовать, чтобы получить облегчение в сопротивлении таким нападениям.

Хорошо помогает припомнить грехи повествование о мытарствах. Мытарства - нечто вроде застав или таможен, которые встречают на своём пути души умерших людей, возносясь к престолу Небесного Судии. На каждом из этих мытарств востребуется отчёт в особенных грехах... Каждая страсть, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей... Таким образом, мытарства суть не что иное как частный суд, на котором припоминаются душе и беспристратно оцениваются все её дела и после которого определяется ей участь. Суд этот называется частным, в отличие от всеобщего, который будет совершён над всеми людьми при кончине мира, когда Сын Человеческий снова придёт на землю во Славе Своей...

КАК ПРОХОДИТ ИСПОВЕДЬ?

Это происходит следующим образом.

1. Священник читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния, побуждая исповедников к чистосердечному раскаянию.

2. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь.

3. Священник, приняв эту исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался.

Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

В Таинстве Исповеди самое главное – это чтение священником разрешительной молитвы над головой кающегося. В это время покаявшийся получает прощение грехов от Бога.

Это невероятная тайна. Только Бог может прощать грехи, и эту власть прощения грехов Бог дал Церкви. Церковь имеет действительную власть отпущения грехов, то есть, если священник, властью данной им Богом, прощает грехи, это значит, что все грехи кающегося прощены, их больше нет. Это великая тайна Божественного милосердия.

Господь Бог милостив, Он не хочет погибели грешника, и многих кающихся грешников прощал Он. Священник молит Бога простить все грехи тех, кто пришел к нему исповедоваться.

 

Священник имеет власть разрешить или не разрешить грехи.

 

Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь первым ввел туда покаявшегося разбойника.

Бог взирает не на множество и тяжесть грехов, а на усердие кающегося. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна. Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются.

Наложение епитрахили на каявшегося во время исповеди означает, что  к нему вернулась милость Божия.

Крест и Евангелие при исповеди означают, что  в момент исповеди присутствует Иисус Христос, который призывает в Евангелии  всех к покаянию, а  за наши грехи, как  известно, Иисус Христос пострадал на кресте.

***

Надо помнить, что:

- священник не действует от своего имени, но от лица Господа нашего Иисуса Христа, всегда присутствующего в Церкви.

- каются не священнику, а Богу, священник – свидетель, посредник, орудие, если можно сказать, при помощи которого Господь даёт разрешение грехов;

- священник и сам грешник, у него есть свои грехи, о которых он тоже  вздыхает в то время, когда слушает другого человека;

- истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом;

- открытое на исповеди останется тайной, а священник выслушивает   кающегося, как друг, как врач, он от всей души хочет помочь его исправлению; Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана. Кроме того, история Церкви знает примеры священников, которые предпочли принять мученическую смерть, чем выдать тайну исповеди. Тайна исповеди должна побуждать нас исповедоваться действительно искренне и без страха.

- Бога мы не обманем, потому во время исповеди надо быть искренним и честным;

- Бог прощает только искренне покаявшихся и верующих в Него;

- нельзя утаивать что-то на исповеди, даже если очень стыдно, всё равно надо сказать о грехах, иначе будет совершен ещё один грех – стараетесь что-то утаить от Бога и даже обмануть Его;

-  самое важное в Исповеди – не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

***

Господь Иисус Христос предвидел, что человеку будет трудно не грешить, потому установил Таинство Покаяния и Исповеди. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.

Многочисленные свидетельства реанимированных больных, вернувшихся «с того света» в наше время говорят о том, что всем нам придется дать ответ за каждую мелочь. Каждый грех человека как бы записывается бесами в их книги, а после смерти они представляют ему все грехи, как бы показывают, доказывают, что именно в аду место этого человека. А после Покаяния (Исповеди), все эти списки грехов стираются.