Учение о царе-искупителе — бытующее в части православного сообщества убеждение в особой священной роли расстрелянного царя Николая II, сакральном значении его убийства и необходимости «всенародного покаяния» за это. Сторонники таких взглядов утверждают, что Николай II является «царём-искупителем», «искупителем греха неверности cвоего народа». Учение имеет и эсхатологическую сторону, в частности, оно касается особой роли России, русского народа и русского царя-искупителя, как «царя-победителя», в грядущих судьбах мира.
Распространители таких идей весьма часто являются русскими националистами и монархистами.
Их противники прямо именуют это явление царебожием или цареискупительной ересью. Рядом церковных деятелей, в частности, о.Даниилом (Сысоевым), отмечалось, что такие взгляды имеют явные признаки ереси, сектантства внутри церкви или даже раскола.
Часть последователей царебожия объединены в неканоническую «Царскую православную церковь» (ЦПЦ), возникшую в 2008 году на основе «Братства Царя Искупителя», возглавляемого Вадимом Кузнецовым. «Святейший Правительственный Синод» ЦПЦ возглавляет под именем епископа Алексия (Иванникова) бывший протоиерей РПЦ (МП) Александр Иванников, изверженный из сана в 2010 году.
Активной проповедью царебожия занимается известная исполнительница песен Жанна Бичевская. Бичевская (в роли ведущей) и Кузнецов был активными участниками передач «От сердца к сердцу» радиостанции «Голос России», где систематически проповедовали о царе-искупителе. Прочитанный Кузнецовым цикл радиолекций был озаглавлен «O Христоподобном подвиге Святого Царя Николая».
Кроме того, как активные проповедники идей, упоминаются Диомид (Дзюбан), Петр (Кучер), Питирим (Волочков).
По мнению противников, «царебожие» напрямую смыкается с иными сомнительными взглядами, бытующими в части православного сообщества, например, почитанием неканонических икон, неприятием страховых полисов, ИНН, верой в существование заговора евреев, стремлением к канонизации Распутина, Иоанна Грозного, а также певца Игоря Талькова. Критиками усматривается тесная связь с учением секты хлыстов, вплоть до мнения о том, что данные взгляды есть разновидность хлыстовства.
Кроме того, для сторонников учения характерно особое почитание Богородицы в ущерб почитанию Христа, в том числе, путём создания и распространения её неканонических, с точки зрения традиционной православной иконографии, образов, например, «Воскрешающая Русь» или «Образ Пресвятыя Богородицы Дары Дающая». Сторонники учения часто превозносят «народное благочестие», которое полагают выше учения «официальной Церкви».
Псевдоикона «Воскрешающая Русь»
Икона Пресвятой Богородицы Дары Дающая
Идею «царя-искупителя» и попытки введения новых обрядов, с ней связанных, прямо осудил патриарх Алексий II.
Сторонники идеи «царя-искупителя» придают очень большое значение соборной клятве, принесённой на Земском соборе 1613 года при призвании на царство дома Романовых.
Царебожники полагают, что русский «народ-богоносец» принёс нерушимую перед Богом присягу дому Романовых и монархическому строю, как таковому. По их мнению, свержение самодержавия и последующая за этим казнь Николая II в 1918 году есть ужасная измена клятве и страшный, погибельный для России и русского народа «соборный грех», который требует особого всенародного покаяния, как если бы народ отверг самого Христа. В то же самое время, сама смерть невиновного в измене царя уподобляется крестной смерти Христа (а сам царь — Христу), и полагается, что сам царь своей кровью искупил свой неверный народ от «соборного греха» и его тяжёлых последствий. Бедствия России в XX веке и современное, не лучшее положение вещей, воспринимаются как кара Божья ныне живущим за отступничество предшествующих поколений от царя лично, династии, наконец — монархии, как таковой. Такое отступничество, фактически, приравнивается к богоотступничеству и даже к непростительной хуле на Святого Духа. Монархическое и имперское прошлое страны при этом идеализируются.
Существуют сочиненные царебожниками тексты молитв и служебные тексты (тропари, кондаки, акафисты), в которых к Николаю II обращаются как к «искупителю греха измены русского народа», «непорочному агнцу», «альфа и омега». Изготавливаются неканонические иконы, может употребляться особый Символ Веры с упоминанием веры в самодержавие. Прославления царя как святого считается совершенно необходимым, а прославление именно как страстотерпца полагается явно недостаточным. При этом отсутствие горячей поддержки со стороны современного духовенства и властей, а тем более противодействие, могут рассматриваться как верные признаки отпадения клира и мирян от подлинного (в понимании царебожников) православия, происки сатаны на погибель русских или влияние мирового заговора.
Одним из источников, используемых царебожниками, является так называемое «Пророчество Авеля» (опубликованный в Харбине в 1931 году текст сомнительного происхождения), где царь прямо назван искупителем, принявшим по измене народа терновый венец, и уподоблен непорочному агнцу. Уподобление царя Николая Христу распространяется и на сами обстоятельства его отречения и расстрела, так, станция Дно уподобляется Гефсимании, а подвал дома Ипатьева — Голгофе. Подобно Христу, царь Николай, в конце мира, проявит себя как «царь-победитель».
С конца 1990-х годов, ежегодно, в дни, приуроченные к годовщинам рождения «царя-мученика Николая» некоторыми представителями клира (в частности, архимандритом Петром (Кучером)), в Тайнинском (Московская область), у памятника Николаю II работы скульптора Вячеслава Клыкова, совершается особый «Чин покаяния в грехах русского народа». Само место, с. Тайнинское, считается особо подходящим для этого «чина», так как через это село проходил путь Михаила Романова в Москву в 1613 году, здесь же, якобы, располагался путевой дворец. Всё это, по мнению организаторов, придает совершенно особый, уникальный, сакральный смысл этому месту как месту покаяния в нарушении клятвы 1613 года, и именно поэтому «чин» проводится именно там.
Рассуждения критиков данных взглядов сводятся к следующему ключевому аргументу: совершенно недопустимо и крайне кощунственно полагать искупителем грешных людей кого-то, кроме Христа. Покойный о. Даниил Сысоев, суммируя полемику, утверждал следующее:
«Это кощунственное учение о «царе-искупителе» в корне противоречит Новому Завету и учению Вселенской Церкви, на V Вселенском Соборе осудившей ересь Оригена, говорившего о возможности повторного Искупления (хотя этот еретик и не зашёл так далеко, как современные монархисты, ибо он приписывал второе распятие не человеку, а самому Господу Иисусу). Отметим, кстати, что понятие «царь-искупитель» полностью противоречит учению о «не искупленном русским народом грехе цареубийства» (…). Учение о «царе-искупителе» является не просто хлыстовской ересью, но и откровенной хулой на Господа нашего Иисуса Христа — Единственного Искупителя рода человеческого, в том числе и русского народа. Данное учение подпадает под анафематствование недели Православия, осуждающее тех, кто не признает кровь Христову единственным средством оправдания.»
Критики опираются на места Священного Писания, явно говорящих о совершенно исключительной роли Христа (и только Христа) в искуплении грешников, в частности, Евр.7:24-25, Евр.9:11-12, Евр.12:24–28, 1Тим.2:5-6. Критики упоминают прецеденты из церковной истории, в частности, борьбу c учениями Маркиона, Оригена, манихеев, так или иначе искажавшими роль Христа в искуплении, и позднейшие учения, в частности, взгляды ряда течений старообрядцев на царя и антихриста. Отмечается много черт оккультного характера. Даниил Сысоев полагает, что корни учения — в хлыстовстве, так как именно у хлыстов наблюдается приписывание лидерам свойств, присущих только Христу. Сысоев утверждает, что есть прямая связь учения с послереволюционными сектами хлыстов-николаевцев, считавших царя Николая воплощением Бога Отца.
Кроме того, критики обращают внимание на очевидную логическую нестыковку: учение утверждает, что совершенно конкретный «соборный грех» искуплен царём, и, в то же самое время, этот же самый грех в полной мере тяготеет над народом и требует неотложного покаяния в нём.
При этом критиками не умаляется роль царя Николая как вполне достойного человека, христианина и страстотерпца, говорится лишь о полной неправомерности взгляда на него, как на «искупителя», и требований изменить чин канонизации со страстотерпца на что-то иное.
Проведение «Чина покаяния» («мытищинского чина») было осуждено священноначалием РПЦ в лице патриарха Алексия II в 2007 году. Патриарх отметил, что священнослужители действуют без благословения или даже вопреки воле священноначалия, и указал на несомненную душевредность «чина».
|