Царебожники!!!

Статьи - ПсевдоПРАВОСЛАВИЕ

Кто такие царебожники? Особенности вероучения и деятельности Т.Гроян 

Икона "царебожников"

Среди множества современных тоталитарных сект определённую нишу занимают псевдоправославные секты, паразитирующие на авторитете Православной Церкви, безграничном доверии верующих ко всему, что идёт от Церкви и готовности их вложить все силы своей души в дело спасения. Как правило, такие движения обладают рядом характерных признаков, в той или иной степени повторяющихся в каждом из них. Среди таких групп нет абсолютного единства, так как некоторые из этих признаков противоречат друг другу. Не все общины, братства, приходы, объединённые этим движением, являются сформированными тоталитарными сектами, но все они искажают учение Православной Церкви, создают нездоровый фон и тенденции к расколу. А любое уклонение в вере чревато ересью и погибелью души.

Большинство из псевдоправославных сект – это ультраправые монархические движения, получившие от о. Даниила Сысоева наименование «царебожников».

Ересь царебожия – это учение, последователи которого исповедуют ключевую роль царя как посредника между Богом и людьми, прямого проводника воли Божией, обладающего непогрешимостью в делах правления. Согласно этому учению, каждый православный царь является видимой главой Церкви, избранным ходатаем за народ и несёт особое служение «удерживающего» (2Фес 2:7) мир от антихриста. Особая роль в этой доктрине уделяется св. царю Николаю II – он является «искупителем России», повторившим подвиг Христа, Его искупительную жертву. Также царебожники исповедуют близкий конец света и скорое пришествие антихриста (по некоторым учениям, он уже родился). Признаками апостасии служат введение ИНН, штрих-кодов, новых паспортов, УЭК, любых электронных баз данных и удостоверений личности, которые трактуются ими как «печать антихриста», либо то, что готовит сознание людей к принятию печати – «предпечать».

Неотъемлемой частью учения служит исповедание святости и особого служения Ивана Грозного как «первого помазанного царя» и Григория Распутина как «пророка» и «друга последнего царя».

Таким типичным сектантским проповедником является Татьяна Гроян («схимонахиня Николая»), активно формирующая у своих последователей псевдоправославное мировоззрение, ориентированное на царебожнические идеи: искупительную роль св. царя Николая II , святость Ивана Грозного и Григория Распутина.

Келейничество у прот. Николая Гурьянова

Т.Гроян известна тем, что она была келейницей старца прот. Николая Гурьянова, что, по её мнению, даёт ей право свои спорные идеи приписывать старцу, тем самым несоизмеримо повышая их авторитетность. Кроме неё и её единомышленницы Валентины Полищук («схимонахини Иоанны») других келейников у о. Николая не было, поэтому она считает себя человеком, лучше всех его знающим, сподвижницей старца, единственно верным его биографом и хранительницей его наследия. Противоцерковная деятельность Т.Гроян начинается со времени келейничества у о.Николая. Сначала на острове появилась Валентина Полищук. У о.Николая не было раньше келейниц, и Валентина стала готовить еду, передавать записки, затем переселилась в дом старца помогать по хозяйству, постепенно взяла на себя всё управление домом, незаметно оттеснив близких к о.Николаю людей. Впоследствии, когда он уже не мог выйти к посетителям, выходила вместо него и «пророчествовала», обычно обличала в грехах, указывая на бесов в телевизоре, компьютере, и т.п., даже писала ответы от себя на записки вместо старца. Проводивший журналистское расследование И. Вязовский пишет: «С появлением Валентины постоянно стали возникать на острове какая-то смута, неурядицы, искушения. И батюшке говорили: "Батюшка, ну, уберите ее!" А он отвечал: "Много бед она может принести. Уж лучше я потерплю!" И терпел до самой смерти».

В середине 90-х гг. в окружении о.Николая появилась Татьяна Гроян, очень быстро сошлась с Валентиной как с близкой по духу, осталась в доме старца «младшей келейницей» и постепенно стала лидером. Из биографических данных до этого периода про Гроян лишь известно с её слов, что она закончила филологический факультет МГУ и работала переводчицей с португальского. Со временем, келейничество у о.Николая вылилось не в послушание ему, не в борьбу со страстями методом отсечения своей воли, а в эксплуатацию авторитета старца по продвижению своих псевдоправославных идей.

В последние годы жизни о.Николая стали происходить странные вещи. Вокруг его дома вырос двухметровый забор с постоянно запертой калиткой, появились два охранника, закрылись наглухо окна и ставни, почти прекратился доступ к нему духовных чад. Заправлявшие всем келейницы всё это мотивировали заботами о здоровье и требованиями безопасности: «"Здесь могут его убить!" – "Кого, батюшку!?" – "Да! Сатанисты ходят!"» . Допускались лишь единомышленники Гроян и Полищук, а также звёзды кино и эстрады и очень богатые люди. Сам старец воспринимал это положение как Крест, который ему Бог послал. Он его задолго предсказывал своей духовной дочери В.А. Писаревой: «Батюшка все мне, бывало, говорил: "Посадют меня, Валентинушка, в тюрьму на три года"» . Когда доведённый до отчаяния народ собрался выгонять келейниц (в ту пору среди них доминировала В.Полищук) при помощи милиции и местного начальства, то о.Николай не дал это сделать: «пришел к главе сельсовета, при свидетелях встал на колени перед Полетаевым: "Не трогай Валентинушку. Она мне Богом послана". Из уважения к одинокому батюшке, проведшему на острове больше сорока лет, прислужницу оставили. Что значит – Богом послана, в помощь или во испытание, никто разбираться не стал».

О.Николай принял «заключение» от своих келейниц смиренно, всех просил ничего не трогать, не менять в его жизни, «на предложение освободить батюшку от отягощающего его общения он тихо отвечал: "Не нужно. Это – мой крест"».

Добившись изоляции старца от внешнего мира, Гроян стала проводить в жизнь свою политику. Выпросив у о.Николая благословение, Т.Гроян стала собирать материал для канонизации Григория Распутина, на прославление которого на Поместном Соборе 2000 года очень надеялась (немало писала также и про Ивана Грозного, но основной её темой был Распутин). Поставила в доме самочинные иконы Ивана Грозного и Григория Распутина, на фоне которых старца часто фотографировали, а из паломников в дом стала допускать, в основном, монархистов-царебожников, создавая видимость широкого народного почитания псевдосвятых. Единомышленники Гроян снимали также фильмы, где благодаря мастерству видеомонтажа создавали видимость того, что инициатива почитания Распутина идёт от старца. На эту проблему обратил внимание режиссёр Игорь Вязовский: «Нам предлагают, основываясь на документальных кадрах видеофильмов «Слово Истины» и «Человек Божий», убедиться, что о.Николай благословляет Татьяну Гроян на написание книги о Распутине, а тем паче "духовно руководит" этим процессом! Нет на пленке такого места! Есть кадры, где Татьяна Гроян говорит: "Батюшка, вот книга о Григории Распутине... Давайте, я вам ее почитаю". Она ... взяв для подтверждения святости Распутина какой-нибудь факт из его жизни, приводит как бы во утверждение его множество высказываний святых отцов. И создается впечатление, что все они, в том числе о.Иоанн Кронштадтский, только и говорят, что о святости Распутина. Читает же Татьяна Гроян о.Николаю то место, где говорится об убийстве Распутина. Батюшка, который жалел даже маленькое насекомое, а тем паче человека, крестится, переживает и повторяет: "Спаси его, Господи!"»

Деятельность после кончины прот. Николая Гурьянова

После кончины старца в 2002 году оказалось, что его келейницы приняли монашеский постриг, как они утверждали, «по благословению о.Николая», хотя этого пострига никто не видел и ни к какому монастырю они не были приписаны. Через некоторое время эти «монахини» оказались уже в схиме, правда, образа жизни при этом не меняли. Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий неоднократно утверждал, что эти постриги ложные. Да и странно видеть «схимницу», постоянно пишущую, выступающую и спорящую. Зато «духовный статус» Гроян, несомненно, повысился: келейница-мирянка – это по хозяйству, а келейница-схимонахиня – это, должно быть, сподвижница и сотаинница, унаследовавшая благодатные дары Батюшки. Однако Т.Гроян ничему у о.Николая не научилась, так как никогда не была ему послушницей, и смирение, по-видимому, для неё осталось понятием теоретическим.

В истории Церкви существует много прецедентов, когда прельщённые люди ради тщеславия набиваются задним числом в ближайшие ученики святым после их кончины, порождая этим много искушений в Церкви. Один из самых ярких примеров – «прохожий человек», саровский послушник Иван Толстошеев (впоследствии иеромонах Иоасаф). Выдавая себя за самого близкого ученика преп. Серафима Саровского, которому тот якобы доверил попечение о сестричествах, Толстошеев все свои планы выдавал за волю старца, вызвав «Дивеевскую смуту». Таковы же были «иоанниты», утверждавшие, что они наследуют дух св. прав. Иоанна Кронштадтского. Этого не избежала и память о.Николая Гурьянова.

В.Полищук вскоре скончалась, а «схимонахиня Николая» Гроян, вооружённая, по её словам, великим ангельским образом, развила бурную деятельность. Она стала сотрудничать с газетой «Жизнь вечная» и её главным редактором Вадимом Кузнецовым, руководителем секты «Братство Царя-Искупителя» , с журналом «Русский Вестник», писать по толстой книге в год, гастролировать с выступлениями вместе с Жанной Бичевской. Теперь у Т.Гроян поставлены две главные цели, соединённые в одну – канонизация Григория Распутина и канонизация старца Николая Гурьянова. Соединённые, так как, по словам Гроян, «Божие призвание батюшки Николая – восстановить церковную память оклеветанного святого. Вернуть его имени благородное достоинство, возвысить личность Григория на должную духовную высоту, ослепительно чистую и ясную».

Особенности вероучения и деятельности Т.Гроян

Никто из царебожников не проходит мимо Ивана Грозного. «Святость первого русского царя» – необходимый элемент царебожнического догмата о божественности царской власти. По словам архимандрита Макария (Веретенникова), историка, специалиста по XVI веку: «сегодня личность Ивана Грозного переживает необычайное мифологическое переосмысление. Причем это не стихийный, а вполне организованный процесс».

Непосредственное участие в этом процессе приняла и Т.Гроян. Она продемонстрировала о.Николаю в фотографиях «известные изображения Царя Иоанна Васильевича с нимбом (в Соборах Московского Кремля, в Грановитой палате, в Новоспасском монастыре, в алтарной части Успенского Собора Свияжского Успенского Пресвятой Богородицы мужского монастыря, и т.д.)», опустив тот факт, что на нимбах не было надписи, что царь Иоанн – святой, как положено по канонам православной иконописи (утверждённых в его царствование на Стоглаве), так изображали и византийских императоров, не исключая и еретиков. Прочитала о.Николаю «житие» Ивана Грозного, написанное «без грязной клеветы» про тиранию, блуд, семерых жён, убийства святых и своего сына, отношение к Церкви и т.д. Старец, привыкший видеть только хорошее, поверил тому, что «Он уже причислен Церковию к лику святых, местночтимый Кремлевский святой». За высоким забором у о.Николая, по словам проф. протод. Андрея Кураева, «возможности проверить эту информацию не было. Не было у него возможности рыться в архивах, расспрашивать историков, и поэтому получилось так, что он... стал в этом смысле заложником людей, окружавших его и фильтровавших поступавшую к нему информацию».

Царебожничество является крайним, искажённым вариантом цезарепапизма, причём насаждающимся «снизу». Русские «правые» монархисты очень громко борются с западными инославными конфессиями, особенно с католицизмом, но при этом часто впадают в те же ошибки. Так, вершиной идей папизма является «Диктат папы» Григория VII , где в п.23 сказано: «Римский папа, если он был избран в соответствии с канонами, с учетом заслуг Святого Петра, несомненно, станет святым». Из царебожной логики вытекает подобный догмат: каждый законный православный царь – святой (по факту своей власти и защиты Православия). Уже готовы иконы и службы почти всем царям династии Романовых.

Наиболее бурную деятельность Т.Гроян развила по канонизации Григория Распутина, в среде царебожников она явилась одним из главных инициаторов прославления и одним из самых плодовитых писателей, пропагандирующих эту идею. Это стало для нее идеей фикс, смыслом жизни, навязчивым неврозом, которым ей удалось заразить и многих других.

По ее мнению, Бог, желая спасения России, послал ей в помощь царю Николаю II святого пророка Григория Нового, и Россия оставалась жива, пока жил пророк, и погибла, когда пророка отвергла и «злые силы» его убили. За убийство понесла наказание, несёт до сих пор и будет нести, пока не покается, то есть не прославит Григория во святых. Таким образом, падение монархии после гибели Распутина провозглашается фатальным.

Личность Григория Распутина крайне противоречива, в ней есть признаки и духовного человека, и великого грешника. Как следствие, кто-то однозначно оценивает его как святого, а кто-то как колдуна и лжепророка. Большинство иерархов Церкви из числа его современников рассматривали его жизнь иначе: «Для служителей Церкви Г. Распутин прежде всего – трагическая фигура, падший богоискатель, в котором "боролись два начала и низшее возобладало над высшим"» – одарённый человек, призванный к высокой жизни, которому нужно было пройти до конца школу послушания, и не выдержавшему искушений. Его падение не было бы таким глубоким, если бы он не стал оправдывать греха: «в записках проступает его критическое отношение к духовенству, равно как и его легкое и терпимое отношение к греху, как к тому явлению, без которого спасение невозможно. В духе пресловутой народной мудрости "Не согрешишь, не покаешься", порой представляется, что ревнители канонизации Распутина добиваются церковной санкции на грех. Во всяком случае, образ "старца Распутина" глубоко чужероден тому, что Церковь традиционно почитает в святых». Царебожники очень надеялись, что на Поместном Соборе 2000 года Г. Распутин, как «царский друг», как «духоносный старец», как убиенный «врагами Православия» будет прославлен с Царскими страстотерпцами, однако вышло наоборот.

Окружение Распутина было признано псевдоправославной тоталитарной сектой, со всеми соответствующими признаками. Сам Григорий Распутин – ярко выраженный тоталитарный лидер, заставляющий верить в себя и подчиняться себе, требующий к себе отношения, как минимум, благоговейного, а в пределе – божественного поклонения. Харизматической одарённости ему было не занимать, он был способен обаять кого угодно: от мужика до царя и архиереев. Жизнь его окутана мифами, которые в наше время дополнительно множатся.

Свой метод Распутин заимствовал у хлыстов, в чьих сектах он пребывал раньше, в его окружении совершались радения. Современное расследование, связанное с попыткой его канонизации, заключило, что сочинения Распутина говорят «о приверженности их автора духовным настроениям и религиозным установкам, распространенным среди "народного" сектантства мистическо-харизматического толка». У хлыстов же он перенял и способность к мимикрии под Православие. Если проанализировать «Житие опытного странника» Г.Распутина, то в нём все отзывы о священстве отрицательные и уничижительные, при этом параллельно внушается снисходительное отношение к нему. Организация его почитателей была очень сплочённой, особенно обоготворяющий его «внутренний круг», самой известной представительницей которого была фрейлина А.Вырубова. Почитающий его за пророка «внешний круг» был необычайно широк, туда входила и царица Александра, и в какой-то степени сам Государь, члены двора, министры, даже архиереи. О количественном росте секты и её жёстком структурировании Распутину не было необходимости заботиться. Получив высочайшую протекцию и «взяв в оборот» царскую семью, он получил власть гораздо большую, чем кто-либо из сектантов в России во все времена. Для внешних он был православный «старец», к которому верующие в него обращались по всем духовным вопросам. К «старцу Григорию» приходили как к «Божьему человеку», яркому представителю народного благочестия, имевшему живую православную веру, а попадали в оккультную хлыстовскую «альтернативную церковь», главой которой был Распутин.

Прикрытие именем о. Николая Гурьянова

Таким образом, современные царебожники, прославляя «старца Григория», проявляют все усилия, чтобы канонизировать в Церкви сектантский образ мышления и сектантскую деятельность. Т.Гроян здесь чаще всего привлекает свой излюбленный приём: засняв несколько раз о.Николая Гурьянова на фото и видео с самочинной иконой Распутина в руках, она теперь его выставляет инициатором и главным идеологом канонизации, а себя – смиренной послушницей и исполнительницей воли старца. Т.Гроян все свои доводы за прославление Г.Распутина приписывает ему, причём наблюдается прямая закономерность: чем бездоказательнее довод, тем больше о.Николай о нём «говорит». Получается фабрика по производству мифов.

Так, в радиопередаче Ж. Бичевской "схимонахиня" Николая рассказала слушателям "таинственную" историю, поведанную ей якобы о. Николаем Гурьяновым. Императрица Александра Феодоровна отказалась исповедоваться у духовника Царской семьи епископа Феофана Полтавского из-за "навета" на "старца Григория". После этого батюшка поведал, что после этого Царская семья стала исповедоваться... у "старца Григория". Григорий Распутин был священником, имел священный сан. Он иеромонахом был. Григория Ефимовича Распутина, который был пострижен в монашество на Афоне, рукоположил во священники епископ Варнава Тобольский (Накропин)», (получивший кафедру по протекции Распутина). И не имеет никакого значения, что нет ни документов, ни свидетельств – это старец сказал, а значит, ему Бог открыл. Однако об этом ни документов, ни свидетельств современников нет, а «устное церковное предание» датируется концом ХХ века.Только почему-то другим людям о.Николай говорил противоположные вещи: «однажды его спросили о почитании Распутина, приближенного к царской семье. Батюшка ответил вопросом на вопрос: А тебе что, мало двенадцати томов святого Димитрия Ростовского?» (Воспоминания о старце протоиерее Николае (Гурьянове). (Сост. Г.П.Чинякова), М., 2003. С.37-38).

Реально сочувствие к Г.Распутину о.Николай проявлял только в связи с его гибелью, потому что всех жалел: «активистка жаловалась о. Николаю, что на могиле Распутина кто-то написал: "здесь лежит собака". "Ну что ж, собаку тоже жалко" » – отозвался батюшка» (Воспоминания о старце протоиерее Николае (Гурьянове). (Сост. Г.П.Чинякова), М., 2003. С.37-38). Как подметил о.Андрей Кураев: «В жизни человека такого склада, как отец Николай, осталось лишь одно чувство – любовь».

Большое затруднение вызвал у Т.Гроян факт порицания Г.Распутина канонизированными святыми, близко его знавшими. Здесь уже просто слова о.Николая недостаточно, пришлось в его уста вложить длинную «богооткровенную» историю со множеством явлений святых о том, как была не права прпмч. Елизавета Феодоровна, враждуя с Распутиным и ссорясь с сестрой и Государем из-за него, это «было свидетельством серьезного помрачения души, слепотой к истине...», Елизавета Феодоровна «пребывала в прелести», а потом «в грехе вражды и косвенной причастности к убийству человека Божия Григория Ефимовича Распутина она покаялась... Глубоко раскаялась во время мученической кончины в Алапаевской шахте» (Схимонахиня Николая. Царский Китеж. М., 2012. С.434).

Несмотря на всё «очищение образа старца Григория Ефимовича» от «лжи, грязи и наветов», церковного прославления нет и не предвидится. Причём это не происки архиереев-чиновников, не козни «злых сил, ополчившихся на Православную Россию», просто он – не святой, и нет самого главного, что необходимо для прославления святого: «несмотря на искусственно подогреваемый в течение нескольких лет некоторыми периодическими изданиями ажиотаж вокруг возможной канонизации "оклеветанного старца"... почитание Г.Распутина среди православного духовенства и церковного народа отсутствует».

Особенности вероучения царебожников на примере учения Т.Гроян

Все православные христиане, наверное, будут согласны с тем, что причиной всех бедствий России в ХХ веке является грех богоотступничества. Убийство св. царя Николая II и царской семьи – одно из следствий этого греха, наряду с переворотом, репрессиями, гонениями, и т.д.

Царебожническое учение начинается с главной подмены: первопричиной безбожия и всех остальных последствий выставляется грех цареубийства. Но как бы ни оценивали величие личности Николая II , отвержение Бога всё равно гораздо хуже, чем отвержение царя, потому что он – человек. Принявший такое нелогичное, перевёрнутое учение, все остальные подмены этой доктрины принимает за истину. Это учение подпирается учением о царе как особом образе Божием, через которого подданные получают божественную благодать, но оно не основано ни на Св. Писании, ни на Предании, то есть представляет собой ересь.

В среде царебожников единства не существует, так как все они по-разному представляют свой идеал. Разделяют их вопросы о происхождении будущего царя (будет избран на соборе или «явится»; будет из Романовых, или новой династии?), об отношении к Русской Православной Церкви (есть в ней спасение или нет, пока остаться в ней или пора отделяться?) и т.д.

Противоречивы между собой и два основополагающих царебожнических «догмата»: о грехопадении и искуплении России.

Первый – о нарушении соборной клятвы 1613 года на верность дому Романовых, отчего над Россией тяготит проклятие. Т.Гроян, как всегда, отнесла его формулировку к речам старца: «Батюшка Николай, как и все духоносные отцы, видел причину духовной болезни России в Соборном грехе измены Богу и Его Помазаннику-Царю из Рода Романовых – в грехе клятвопреступления Благочестивого Соборного Обета 1613 года» (Схимонахиня Николая. О Богоустановленности Царской Самодержавной власти).

Второй «догмат» о том, что св. царь Николай II своей жертвой искупил грехи России, и в первую очередь, «соборный грех», за что должен именоваться «искупителем», и ещё, с точки зрения царебожников, дополнил жертву Христа.

С богословской точки зрения, эти учения – ересь, так как невозможно за потомков клясться (и за предков каяться), а Искупитель в Церкви один – Господь Иисус Христос. Кроме того, как призыв к действию, можно рассматривать лишь одно из двух этих учений, но не оба сразу. Если грех русского народа уже искуплен, то зачем в нём каяться? А если не искуплен – нельзя назвать св. Николая II «искупителем России». И всё же царебожники, как правило, заявляют оба этих довода. Не является исключением и Т.Гроян. С одной стороны, она пишет, что царь – искупитель, цитирует известную фальшивку, «пророчества Авеля»: «Он искупитель будет, искупит Собой народ свой – Безкровной Жертве подобно. И предан будет... как некогда Сын Божий на пропятие...» (Гроян Т.И. Мученик за Христа и за Царя. Человек Божий Григорий. Молитвенник за Святую Русь и Ея Пресветлаго Отрока. М., 2001. С.262) , с другой, «еще один предсмертный завет нам Батюшки – "Чин Соборного покаяния в грехах русского народа"» (Схимонахиня Николая. Царский Архиерей. М., 2004. С.33).

В какую бы сторону ни делали акцент царебожники, главное следствие всех их учений в том, что пока в России нет царя, Церковь – ущербна, недостаточна. Такую позицию Т.Гроян приписывает и о.Николаю: «Ныне Церковь и Россия недугуют. Суть болезни, – сокрушался Батюшка, – в том, что мы лишены сугубой укрепляющей Благодати, изливающейся на Священную Главу Помазанника Божия, а через Него – подданным, на всю Россию» (Схимонахиня Николая. Царственная Птица взывает к Богу. М., 2009. С.23). А так как Церковь не имеет политической власти (т.е., монархисты ещё не дождались царя и не пришли к власти), то ещё и несвободна, зависима, и от этого впадает в ереси (напр.: «сергианства», «экуменизма», и т.д.): «При политическом режиме "либерально-демократического президента"... свобода ли это или вынужденное состояние церковной власти, которую заставляют искажать все больше и больше не только каноническое, но и свое догматическое лицо?!» (Схимонахиня Николая. Царский Китеж. М., 2012. С.24). Царь – ключевая фигура в Церкви, её истинная глава, следовательно, спасение в нынешней, «обезглавленной» Церкви сможет получить лишь тот, кто все силы отдаёт подготовке к приходу её «главы», канонизируя всех усопших царей и готовя массовое сознание к приходу будущего монарха. Однако правила жизни в монархическом обществе предполагают, что надо всегда соблюдать заповедь: «Начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:5), а у ультраправых монархистов часто проявляются революционные тенденции. Как заметил о.Андрей Кураев, «у этих людей уже сформировались диссидентские привычки, привычка бунтовать. Их листовки и газеты, проповеди и шепотки капля за каплей учат не доверять церковной иерархии» (Кураев Андрей, диак. Григорий Распутин как знамя русской реформации / Царь Иван Васильевич: Грозный или святой? Аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. М., 2004 С.40), они и царём недовольны будут. Но сейчас они заявляют своё упование, которое можно выразить таким образом: грядущий царь должен прийти и разрешить все проблемы в Церкви и государстве. Т.Гроян этот катехизис сформулировала так: «Вопрос о Православном Царе-Помазаннике, осуществляющем в симфонии с Церковию крестное служение "Удерживающего" мировое зло и приход антихриста, в наши дни имеет огромное значение. Ныне мы расколоты и разобщены как никогда. Истинно верующие ждут Православного Царя как верного и крепкого Защитника Церковного Корабля – "внешнего Епископа Церкви", способного объединить здоровые силы всех Поместных Церквей и очистить Вселенскую Церковь от отступников и ересей» (Схимонахиня Николая. Царь грядет... М., 2011. С.3).

Т.Гроян в процессе формирования общественного мнения в этом вопросе от имени о.Николая «открывает всем глаза», что царская власть – единственно правильная, единственно богоустановленная форма правления (вопреки 1Цар 2:5-22), без понимания этой истины все становятся безбожниками и предателями: «И самое горькое: не вскрыта главная причина, приведшая к отступничеству от Православного Царя и преданию Его на поругание и заклание – усвоение ложного учения о Самодержавной власти, о симфонии властей и о месте Царя в Церкви» (Схимонахиня Николая. Царь грядет... М., 2011. С.17).

Вся нелогичность и натянутость псевдоправославных тезисов покрывается их мистичностью, во всех их течениях и группировках куда ни посмотришь – сплошные миро- (слёзо-, крово-) точения, чудеса, видения, явления и откровения.

В том, что о.Николай Гурьянов – святой человек, и вопрос о его прославлении – лишь дело времени, уверены, пожалуй, все православные. Любая канонизация начинается со сбора материалов о жизни подвижника, и, как правило, этим занимаются близкие святому люди, более всего его видевшие (если с момента кончины прошло не так много времени), его самые преданные духовные чада. В отношении старца о.Николая на эту роль, безусловно, претендует Т.Гроян, нимало не сомневаясь в своём призвании. Тенденциозность «жития» старца, выходящего из-под пера Т.Гроян, она объясняет особым положением, которое она с Валентиной Полещук занимала в жизни о.Николая, в отличие от всех остальных: «Главное, что мы с Батюшкой единомышленники и содержим его слово». Им одним он и «открывал великие тайны», умалчивая их от тех, кто жил по его советам и наставлениям десятки лет. Тем не открывал, потому что они не «настоящие сподвижники», они недостойны: «С некоторыми, видя их окамененные сердца, он просто молчал, не отвечая ни на один вопрос». Однако, в отличие от действительно близких по духу учеников Святых, не знающая ни смирения, ни внутренней жизни старца Т.Гроян амбициозно пытается собрать заведомо искажённый материал к канонизации и соединяет этот процесс с проповедью своих идей (ради которых всё и затевалось), приписываемых о.Николаю. Ещё при жизни старца и в первые месяцы по кончине она перессорилась с большинством его духовных чад, и в результате отвергает их свидетельства как недостоверные.

Отличительной особенностью жизнеописания о.Николая «от Гроян» является назойливое настаивание на том, что он был тайным монахом и епископом, принявшим схиму. Никто от старца таких вещей не слыхал, и никаких документов об этом не сохранилось, кроме фотографии, где о.Николай снялся в монашеском клобуке с намёткой посреди двух иподиаконов митр. Сергия (Воскресенского), что доказательством его архиерейства служить никак не может. Даже если предположить, что это могло быть: например, он рукоположился от митр. Сергия (Воскресенского), отлучённого от Церкви в 1943 г. за приветствие Гитлеру, что сделало рукоположение недействительным и крайне опасным со стороны НКВД, то зачем же создавать вокруг этого ажиотаж? По этому поводу о.Андрей Кураев писал: «В принципе, вопрос о том, был или нет схимником протоиерей Николай, был он тайным епископом или нет, для нашего отношения к памяти отца Николая не имеет особого значения. Но когда такого рода сообщения попадают в атмосферу кружка Жанны Бичевской или "Русского вестника" и "Руси Православной" , они становятся еще одним ядрышком, которое бьет по твердыне церковного канонического сознания».

Сам о.Николай был категорически против таких копаний в его жизни, тем более людьми, действующими методами журналистов «жёлтой» прессы, которым нужны «жареные» новости. «Некоторые удивляются, почему Батюшка не открыл всем свой епископский сан и почему Бог утаивал его звание... Старец Николай говорил: "Что касается моей внутренней жизни — жизни моей души и келлии — это далеко не всем можно знать. Я хочу, чтобы все ушло со мной "… » (Схимонахиня Николая. Царский Архиерей. М., 2004. С.1).

Раскольническая деятельность Т.Гроян

Цель Т.Гроян – повернуть весь корабль Церкви в сторону своего учения. Но история показывает, что когда в церковной среде возникает сомнительное учение, вся Церковь отторгает его, и за ним идёт только какая-либо её часть, откалываясь от остальных. Так возникает раскол. Если раскол не врачуется, то рано или поздно (или сразу) раскольники начинают резко обособлять себя от остальных, тогда раскол превращается в секту (или, чаще, в секты, когда раскол дробится).

Раскольнические тенденции можно рассмотреть как два аспекта: это доказательство своего пути как истинного, богооткровенного и спасительного, и подрыв доверия к Церкви.

Что касается возвеличивания своего учения, то Т.Гроян полностью паразитирует на авторитете о.Николая, без которого её и слушать бы никто не стал.

Второй аспект раскольнической деятельности – дискредитация Церкви – чаще бывает громче, эффектнее и разнообразнее. В учении Т.Гроян критика Церкви находится пока в латентном состоянии, но всё же просматривается: «И как прежде, на Моисеевом седалище воссели книжники и фарисеи...» (Схимонахиня Николая. Царственная Птица взывает к Богу. М., 2009. С.639) – повторяет она постулат Л.Толстого. Гроян рассказывает о неком «откровении», из которого выходит, что священноначалие якобы знает, что Грозный и Распутин – святые, а прот. Николай – на самом деле схиеп. Нектарий, но из корыстных побуждений скрывают истину. Неоднократно пойманная на фальсификации слов старца, она обвиняет всех оппонентов в законничестве и фарисействе, а все сомнения в подлинности слов о.Николая переводит в плоскость недоверия к старцу.

Т.Гроян ставит перед собой задачу доказать православным, что её учение (о «Царе-искупителе», о святости Ивана Грозного и Г.Распутина и о «схиепископе Нектарии») унаследовано от о.Николая Гурьянова. Соблазнённых и уверовавших в это она привлекает к активной раскольнической деятельности: организация ежегодных Николаевских чтений, распространение литературы, написание и распространение неканонических икон, «паломнические поездки» на могилу старца, молебны с неканоническими акафистами, а также излюбленный метод всех псевдоправославных сектантов – устроение крестных ходов. Крестные ходы с молебнами устраиваются дважды в год на острове и напоминают большую политическую манифестацию, проходящую вопреки воле церковных и гражданских властей: «Псковская епархия упорно и последовательно запрещает все эти годы не только молиться ему /старцу/, но и праздновать торжественно и с любовию его память. Уничтожают святые иконы и запрещают акафисты, рвут и сжигают книги, "не санкционированные" епископом, отгоняют от могилы людей в дни памяти подвижника, разгоняют крестные ходы...».

«Общество светлой памяти Праведного Старца Николая Псковоезерского»

Число последователей Т.Гроян небольшое, и, как правило, эти же люди участвуют в других монархических организациях, многие из них – в издательстве «Русский Вестник», где Гроян выпускает свои книги. Так как мероприятия, создаваемые ими, обычно массовые, с привлечением большого числа посторонних (потенциальных адептов), а также в них задействованы СМИ (книги, журналы, газеты и листовки, выпускаемые в издательствах «Жизнь вечная», «Русский Вестник», «Русская идея», множество интернет-сайтов), то создаётся иллюзия большого всеохватного движения: «Это очень небольшие группы, но очень шумные. За счет постоянного создания атмосферы скандала может создастся впечатление, что они выражают точку зрения многих» (Дворкин А.Л.Царь Иван Грозный и современное сектантство / Царь Иван Васильевич: Грозный или святой? Аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. М., 2004 С.45).

Организационно секта оформлена как «Общество светлой памяти Праведного Старца Николая Псковоезерского».

Объект вербовки Т.Гроян – православные, желающие почтить память старца прот. Николая Гурьянова, а также узнать о нём побольше. Основное вербовочное мероприятие – ежегодные Николаевские Чтения, устраиваемые в Москве в 20-х числах мая, куда приглашаются желающие пообщаться там с людьми, которые видели старца, слышали его слово.

Однако, несмотря на то что Чтения начинаются с воспоминаний об о.Николае, далее слушателям преподносятся его искажённые слова, биография, учение о Грозном и Распутине. Ранее Гроян действовала вместе с Ж. Бичевской, выступая в перерывах между её песнями по тому же рассчитанному сценарию: «Тема все та же: сначала воспоминания об о.Николае, а потом – мягкий переход к Распутину и царю Иоанну Грозному». По той же схеме выстроены и «паломничества» на остров к могиле о.Николая.

В секте Т.Гроян существуют если не прямые, то косвенные методы контролирования сознания. Попав под её влияние, человек должен отказаться если не от всего прошлого, то, по крайней мере, от канонического вероучения Церкви и своего понимания истории, а также от логического осмысления веры, потому что многие сектантские постулаты противоречат православному учению и подаются как результат «откровения». В большинстве псевдоправославных сект разделение сознания и воли происходит, в основном, за счёт «сугубого поста» и огромных молитвенных правил, а также страха перед адом и антихристом. В системе Т.Гроян этого нет, эффект частично достигается в результате отказа от логического осмысления веры. Зато всё восполняет тотальная индоктринация: человек узнаёт «истинно православное» учение от Гроян и её книг.

Подобные группы представляют собой серьёзную опасность для церковного единства и для каждого верующего в частности.

Для Т.Гроян характерно противопоставление себя и своих последователей остальной Церкви, которое описывается как «извечное противостояние двух типов духовной жизни: «внутреннее христианство» и «внешнее», «мытари» и «фарисеи». Любая критика «бедных келейниц» немедленно становится «клеветой» на о.Николая и далее – хулой на Православие. Это противопоставление рождает в последователях осознание элитарности и избранности.

Заключение

Рассмотренное в данной работе вероучение Т.Гроян является псевдоправославным сектантским царебожническим учением. В частности, её учение и деятельность по канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина не являются церковно обоснованными с точки зрения истории Церкви, агиологии и канонического права. Материалы, собранные Т.Гроян, наполнены вымыслами и опубликованы с замалчиванием фактов. Мотивацией к канонизациям является не прославление Церкви, а политические причины и раскольнические тенденции. Учение и деятельность Т.Гроян по канонизации прот. Николая Гурьянова в значительной степени сопряжены с ложью и подлогами в деталях его биографии, сделанных специально для реализации сектантской деятельности. Учение о «соборном грехе» и «Царе-искупителе» является ересью, упорно насаждаемой сектантами-царебожниками, в т.ч. Т.Гроян. Её книги являются псевдоправославной литературой. По определению Итогового документа секции «Православная журналистика» XI Рождественских образовательных чтений, «эти издания подтасовывают факты церковной истории, искажают основы православной веры и в конечном итоге формируют сектантское сознание».

Деятельность Т.Гроян можно охарактеризовать в целом как псевдоправославную. Большую опасность представляет псевдоцерковная литература, которую Т.Гроян постоянно пишет и выпускает. Она создаёт нездоровый фон, служит распространению псевдоправославных учений и используется в различных царебожнических сектах как дидактическая православная литература. Это рождает соблазн для православных христиан, особенно новоначальных, принять сектантское мировоззрение как учение Церкви.

Михаил Смирнов

Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Ссылки по теме: