|
||
Молитва, будучи дыханием души, есть важнейшее дело в христианской жизни. Если молитва есть – значит, человек – духовно жив, а если ее нет, значит, мертв.
Стоять перед иконами и класть поклоны – это еще не молитва, а только атрибуты её. Равным образом и чтение молитвы, будь то по памяти или по книге, – не молитва еще, а только орудие молитвы или пособие к ее начатию. Главное в молитве – это возникновение в нашем сердце благоговейных чувств к Богу: чувства сыновней преданности, благодарности, покаяния, покорности воле Божией, желания славить Его – и подобных чувств. Поэтому вся наша забота должна быть направлена на то, чтобы во время молитвы эти чувства наполняли нас и чтобы наше сердце не было сухо. Когда наше сердце устремлено к Богу, то исполняемое нами молитвословие (т.е. молитвенное правило: чтение вечерних или утренних молитв) становится молитвой, а когда нет – то это еще не молитва.
Молитву – устремление нашего сердца к Богу – нужно возбудить и укрепить, нужно воспитать в себе молитвенный дух.
Первый способ к этому есть наше молитвословие, совершаемое чтением или слушанием молитв, написанных в молитвеннике. Внимательно читай или слушай молитвословие, и непременно возбудишь и укрепишь в твоем сердце восхождение к Богу, то есть войдешь в молитвенный дух. В молитвах святых отцов (напечатанных в молитвенниках и других церковных книгах) движется великая молитвенная сила, и кто со всем вниманием и усердием вникает в них, тот в силу закона взаимодействия непременно вкусит молитвенной силы по мере сближения своего настроения с содержанием этих молитв. Чтобы сделать свое молитвословие действенным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание читаемых молитв.
Вот три самых простых приема, как достичь этого:
• Не приступай к молитве без должного приготовления.
• Совершай её не кое-как, а со вниманием и чувством.
• После окончания молитвы не спеши переходить к обычным занятиям.
Приготовление к молитве: Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного или посиди и потрудись за это время отрезвить свою мысль, освободив ее от всех посторонних дел и забот. Затем подумай, Кто Тот, к Кому ты собираешься обратиться в молитве, а кто ты, обращающийся к Нему, – и возбуди в душе своей соответственное тому настроение смирения и благоговейного страха Божия. Здесь – начало молитвы, а доброе начало – половина дела.
Само совершение молитвы: Подготовившись так: стань перед иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие. Читай не спеша, вникая в каждое слово и доводя его до сердца. Иными словами, понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. Сопровождай это крестными знамениями с поклонами. В этом все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. Читая, например: "Очисти мя от всякия скверны" – почувствуй свою оскверненность, пожелай чистоты и с полной надеждой проси её у Господа. Читая: "Да будет воля Твоя" – и в сердце своем совершенно предай свою участь Господу, с полной готовностью благодушно встретить всё, что, Он пошлет тебе. Читаешь: "И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим" – и в душе своей прости всех, огорчивших тебя.
Если так будешь действовать при каждой фразе молитвы, то ты будешь правильно совершать молитвословие. При этом вот еще о чем порадей:
• Первое, назначь себе известное молитвенное правило – небольшое, чтобы при обычных делах исполнять его неспешно.
• Второе, в свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы заранее знать при каком слове, какие мысли и чувства нужно возбудить в душе, дабы во время молитвы было все легко понимать и чувствовать.
• Третье, если твоя летучая мысль во время молитвы начнет отбегать на другие предметы, напрягайся и сохраняй внимание, возвращая свою мысль к предмету молитвы. Опять мысль отбегает, опять возврати её. Повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с пониманием и чувством. Этим ты отучишь себя от рассеянности на молитве.
• Четвертое, если какое слово молитвы сильно подействует на душу, то остановись на нем и не читай далее. Остановись и со вниманием и чувством, и производимым этим словом помыслами напитай им свою душу; держись этого состояния, пока оно само не пройдет. Это знак, что молитвенный дух начинает внедряться в тебя. Такое состояние есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа.
Что делать после молитвы: Когда закончишь молиться, не спеши переходить к своим занятиям, но, хоть немного, постой и подумай: что ты почувствовал, и к чему это тебя обязывает, и сохраняй особенно то, что на тебя крепко подействовало. Само свойство молитвы таково, что если хорошо помолишься, то не захочешь скоро приниматься за обычные дела, ибо кто вкусит сладкого, не захочет горького. Вкушение же молитвенной сладости есть цель молитвословия, которым воспитывается молитвенный дух.
Следуя этим простым правилам, скоро увидишь плоды молитвенного труда. Всякое молитвословие оставляет благодатный след в душе; продолжение его в том же порядке углубляет этот след, а терпение в молитвенном труде привьет и молитвенный дух.
Вот первые шаги воспитания в себе молитвенного духа! Для него-то и установлено молитвенное правило. Но это еще не конечная цель, а только начало в молитвенной науке. Надобно идти далее.
Привыкнув умом и сердцем обращаться к Богу с помощью молитвенников, необходимо затем пытаться делать и свои собственные обращения к Богу. Надо дойти до того, чтобы душа сама, так сказать, своей речью вступала в молитвенную беседу с Господом, сама возносилась к Нему и Ему себя открывала и исповедовала, что в ней есть и чего она желает. И этому надо учить свою душу.
Что же надо делать, чтобы преуспеть в этой науке? К этому, во-первых, приводит навык молиться по молитвеннику с благоговением, вниманием и чувством. Ибо из сердца, исполненного святых чувств посредством молитвословий, само собой начнет исторгаться своя молитва к Богу. Но есть и особые способы, ведущие к должному успеху в молитве.
Первый способ обучения души частому обращению к Богу – это богомыслие, или благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях: размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благодати и слове Божием, о святых Таинствах, о Царстве Небесном. Размышление на эти темы непременно исполнит твою душу благоговейным чувством к Богу, – оно прямо устремляет к Богу все существо человека и потому есть самое прямое средство к тому, чтобы приучить свою душу возноситься к Богу. Окончив молитвословие, особенно утром, сядь и начни размышлять – ныне об одном, завтра о другом Божием свойстве и действии, и производи в душе соответственное тому расположение. Говори со святителем Димитрием Ростовским: "Приди, святое богомыслие, и погрузимся в размышление о великих делах Божиих," – это растрогает сердце, и душа начнет изливаться в молитве. Труда здесь мало, а плода много. Нужны только желание и решимость. Например, начни размышлять о благости Божией, – увидишь, что ты окружен Божиими милостями и телесно, и духовно, – и падешь перед Богом в излиянии чувств благодарности. Начни размышлять о Божием вездесущии и поймешь, что ты всюду перед Богом, и Бог перед тобой. Тогда ты не сможешь не исполниться благоговейным страхом. Подумай о правде Божией и уверишься, что ни одно плохое дело не останется без наказания. Тогда ты непременно решишь очистить все свои грехи сердечным сокрушением перед Богом и покаянием. Стань размышлять о Божием всеведении, и познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия. Тогда ты непременно положишь быть строгим к себе и внимательным во всем, чтобы как-нибудь не оскорбить всевидящего Господа.
Второй способ обучения души частому обращению к Богу приходит от направленности всякого дела, большого или малого, во славу Божию. Ибо, если положим себе за правило, по заповеди Апостола (1 Кор. 10:31), все творить, даже есть и пить, во славу Божию, то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и не просто вспомним, но и станем опасаться, как бы каким-либо недостойным поступком не огорчить Бога. Это заставит нас обращаться к Господу со страхом и молитвенно просить о помощи и вразумлении. А так как мы почти непрестанно что-нибудь делаем, то и будем постоянно молитвенно обращаться к Нему и, следовательно, почти непрестанно будем проходить науку молитвенного обращения к Богу. Так мы опытно научимся почаще, в продолжение всего дня, обращаться к Богу.
Третий способ обучения души молитве есть частое, в продолжение дня, взывание из сердца к Богу краткими обращениями – судя по нуждам души и текущим делам. Начинаешь ли что-либо, говори: "Господи, благослови!" Кончаешь ли дело, говори с чувством благодарности: "Слава Тебе, Господи." Если загорится в тебе какая-нибудь страсть, припади в сердце к Богу со словами: "Спаси меня, Господи, погибаю!" Находит ли тьма смущающих помышлений, взывай: "Изведи из темницы душу мою!" Влечет ли грех к неправым делам, молись: "Настави меня, Господи, на путь," или: "Не даждь во смятение ноги моея." Подавляют ли грехи тебя и приводят в отчаяние, воскликни с мытарем: "Боже, милостив буди мне, грешному!" – И так во всяком случае. Или просто повторяй: "Господи, помилуй!" , "Владычице Богородице, спаси меня!", "Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити меня!" Или другими подобными словами взывай – только почаще, стараясь, чтобы они исходили от сердца, как бы выжатые из него. Когда будем так делать, тогда будут совершаться у нас частые восхождения из сердца к Богу, частые обращения к Нему, частая молитва, и это сообщит нам навык умного собеседования с Богом.
Итак, кроме молитвенного правила, существуют еще три способа, вводящие в молитвенный дух. Это:
• посвящать утром несколько времени на богомыслие,
• всякое дело обращать во славу Божию
• и почаще взывать к Богу краткими обращениями.
Когда утром хорошо поразмыслим на духовную тему, то эти святые мысли расположат нас и в течение всего дня вспоминать о Боге. Эти мысли, в свою очередь, будут располагать каждое наше действие, внутреннее и внешнее, направлять к славе Божией. При этом душа придет в такое расположение, что из нее часто будут исходить краткие молитвенные воззвания к Богу. Эти три – богомыслие, творение всего во славу Божию и частые воззвания к Нему – являются самыми действенными способами развития умной и сердечной молитвы. Кто будет упражняться в них, тот скоро приобретет навык восходить в своем сердце к Господу. Так, отрываясь от земли, душа начнет входить в свойственную ей область горнего мира: в этой жизни – сердечно и мысленно, а в той – и существенно сподобится пребывать перед лицом Бога.
Молитве надо учиться. Надо приобрести навык к молитвенным оборотам мыслей и к движениям чувств, – не только, чтобы вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное настроение.
Чтобы это успешно получилось надо:
• Первое: никогда не читайте с поспешностью, а как будто нараспев, растянуто. В древности, когда все молитвы брались из псалмов, они не читались, а пелись.
• Второе: вникайте во всякое слово и не только мысль понимайте сознательно, но возбуждайте и соответствующее чувство.
• Третье: чтобы присечь желание читать поспешно, положите себе за правило вычитывать не то или другое, а простоять на молитве определенное время, скажем, четверть часа, полчаса... сколько обычно выстаиваете. И не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, а как пришло время, если нет охоты стоять далее, то и переставайте читать.
• Четвертое: расположив себя так, на часы не посматривайте, а становитесь, чтобы стоять без конца: тогда мысль не будет забегать вперед...
• Пятое: чтобы помочь движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы вашего правила и перечувствуйте их, чтобы, когда станете читать на правиле, вы бы знали наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.
• Шестое: никогда не читайте положенные молитвы подряд, а всегда прерывайте своеличной молитвой с поклонами. Как только придет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны... Это последнее правило самое нужное и необходимое для воспитания молитвенного духа... Если какое-нибудь чувство будет очень сильным, вы с ним оставайтесь и кладите поклоны, а читаемо оставьте... так до конца положенного времени.
Молитвы творите не только утром и вечером, но, если будет возможность, и в любое время дня, и кладите по несколько поклонов.
Когда дела не позволяют полностью совершить молитвенное правило, то сократите его, а спешить никогда не нужно. Бог всюду есть. Встав, поблагодарите Его и своими словами испросите у Него благословения на труды – несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как, а всегда с великим благоговением. Ему не нужны ни наши поклоны, ни многословные молитвы... Краткий, но сильный вопль из сердца – вот что доходит к Нему! А это всегда можно сделать.
Молитвенное правило можно себе и самому составить. Заучите напечатанные в молитвенники молитвы и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте свою молитву; чем меньше будете зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов и, когда идете куда-либо или что-то делаете, а голова не занята, читайте их... Это – ваше беседа с Богом. Правило существует для руководства им, а не для рабского выполнения.
Всячески надо избегать формальности и механизма в молитве. Пусть это всегда будет делом обдуманного, свободного решения, и совершайте его с сознанием и чувством, а не кое-как. При надобности надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей?... Можно, например, когда нет времени, прочитать утром и вечером на память только положенные молитвы. Допустимо даже и не все читать, а только несколько из них. Или совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинной сердечной молитвой. С правилом нужно обращаться свободно и быть господином правила, а не рабом. Рабом же быть только Бога, обязанным каждую минуту своей жизни посвящать Ему.
Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы. Молитва есть внутреннее дело, а молитвенное правило – внешнее. Но как без тела человек не полный человек, так и без молитвенного правила молитва не полна. То и другое надо иметь и по силе исполнять. Неотложный закон: внутренне молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Сочетание этих трех элементов молитвы составляет молитвенное правило.
И тут руководителем должно быть благоразумие. Когда, где, сколько стоять на молитве, и какие употреблять молитвы, – это всякий может определить по своим обстоятельствам: увеличить ли, уменьшить ли, передвинуть ли время и место... Главное, все направлять к тому, чтобы как следует совершать внутреннюю молитву. Относительно же внутренней молитвы, надо стараться непрестанно молиться.
Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении – это значит обращать свою мысль и чувство к Богу. Мысль о Боге – о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все держит в Своей власти. Чувство к Богу – страх Божий, любовь к Нему, ревностное желание во всем угождать Ему одному и избегать всего неугодного Ему, а главное – беспрекословное предание себя Его святой воле и принятие всего, случающегося с нами, как от руки Его непосредственно приходящего. Чувство к Богу можно иметь при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах – если оно не ищется только еще, но уже водружено в сердце.
Мысль может отвлекаться на разные предметы, но и тут возможен навык не отступать от Бога, а заниматься всем, сознавая при этом присутствие Божие. Всю заботу надо направить на эти два предмета: мысли и чувство к Богу. Когда они есть, есть и молитва, хоть и без слов. Утреннее молитвословие для того и установлено, чтобы водрузить в сознании и сердце эти две вещи, а потом с ними выходить на все свои дальнейшие дела. Если утром положите это в душе, то и помолитесь как следует, даже если и не прочтете все написанные молитвы.
Положим, что вы утром настроились так и начали дела. С первого шага начнутся впечатления от дел, вещей и лиц, отвлекающих душу от Бога. Как быть? Надо обновлять мысль и чувство внутренним обращением ума и сердца к Богу. А для этого надо привыкнуть к коротенькой молитвочке и повторять ее как можно чаще. Любая короткая молитва ведет к этому. Самая лучшая из всех молитв – это к Господу Спасителю: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" Надо потрудиться привыкнуть к ней и не оставлять её. Укоренившись, она будет непрестанным двигателем и предстоянием Богу мыслью и чувством. Вот вам вся программа молитвенного дела.
Начинающим надо прежде всего научиться молиться, как следует, готовым молитвам, чтобы они усвоили себе мысли, чувства и молитвенные фразы. Ибо слово, обращаемое к Богу, должно быть благолепным. Когда учащийся молитве достаточно в этом преуспел, тогда пусть молится не только чужими, но и своими словами.
Образец коротеньких обращений к Богу можно найти в 24-х молитовках святителя Иоанна Златоуста, находящихся в конце вечерних молитв. Можно подбирать и другие коротенькие молитвы из псалмов, церковных молитв или даже самому составлять их.
Господи, не лиши мене Небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя всякаго неведенiя, и забвения, и малодушiя, и окамененнаго нечувствiя. Господи, избави мя от всякаго искушенiя. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотенiе. Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое Святое. Господи Iисусе Христе, напиши мя, раба Твоего, в книзе животней и даруй ми конец благiй. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
Господи, в покаянии приими мя. Господи, не остави мене. Господи, не введи мене в напасть. Господи, даждь ми мысль благу. Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление. Господи, даждь ми помысл исповеданiя грехов моих. Господи, даждь ми смиренiе, целомудрiе и послушанiе. Господи, даждь ми терпенiе, великодушiе и кротость. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышленiя и творити во всем волю Твою. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякiя иныя неподобныя вещи. Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.
Что же сказать еще о молитве? – Есть молитва, которую человек сам творит, а есть молитва, которую Бог дает молящемуся. Кто не знал первой? Должна быть вам известна и последняя, хоть бы в начальной стадии. Поначалу, когда человек приступает ко Господу, первым его делом должна быть молитва. Начинает он ходить в церковь и дома молится по молитвеннику и без него. Но мысли всё разбегаются, и он никак не может с ними справиться. Впрочем, чем больше он трудится в молитве, тем больше его мысли уравновешиваются, и молитва становится чище.
Однако ж атмосфера души не очищается, пока в ней не затеплится духовный огонек. Этот огонек есть дело благодати Божией, но не особенной, а общей всем. Он появляется вследствие известной меры чистоты во всем нравственном строе человека ищущего. Когда этот огонек затеплится и в сердце образуется постоянная теплота, тогда бурление помыслов останавливается. Бывает с душой то, что с женой кровоточивой: "Течение крови у нее остановилось" (Лк. 8:44). В этом состоянии молитва, более или менее, делается непрестанной. Посредницей ей служит молитва Иисусова. И это есть предел, до которого может доходить молитва, самим человеком творимая.
Далее, в этом состоянии, дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит молитвенный дух и увлекает внутрь сердца, – все одно, как если бы кто взял другого за руку и своей силой увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана посторонней силой и держится охотно внутри, пока над ней веет нашедший Дух. Знаю две степени такого нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение, может рассуждать и управлять собой, может даже, если захочет, нарушить это состояние.
У святых отцов, и особенно у святого Исаака Сирианина, указывается и другая степень подаваемой свыше, или находящей, молитвы. Тут тоже находит молитвенный дух, но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собой или разорить свое состояние. Такое состояние упоминается в Отечнике, где рассказывается, как некто стал на молитву перед вечерней трапезой, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг, в иных – поднятием от земли. Святой апостол Павел в этом состоянии был взят в рай.
Вы пишите: "Я стал хуже молиться по молитвенникам". – Это не ущерб: хоть и никогда не берите молитвенника в руки. Молитвенник – это, например, как французский разговорник. Заучиваете разговоры, пока не научитесь свободно выражаться, а когда привыкнете говорить, разговоры забываются. Так и молитвенник нужен, пока сама душа не начнет молиться, а потом его можно отложить. Когда же своя молитва не идет, тогда чтобы расшевелить ее, хорошо молиться печатными молитвами.
Состояния прелести бояться нечего. Оно случается с возгордившимися, которые, как только пришла теплота в сердце, думают, что они уже достигли верх совершенства. А тут ведь только начало, и то – непрочное, ибо и теплота, и умиротворение сердца бывают и естественные, как результат сердечного внимания. А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока естественное будет заменено благодатным. Никогда не надо почитать себя достигшим чего-либо, а всегда видеть себя нищим, нагим, слепым и никуда не годным.
Жалуетесь на скудость молитвы. – Да ведь можно молиться и не стоя на молитве, ибо всякое возношение ума и сердца к Богу есть настоящая молитва. Если вы это делаете между делом, то и молитесь. Святитель Василий Великий вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решает так: они при всех своих делах всегда помышляли о Боге и жили в непрестанной преданности Ему. Это настроение духа было их непрестанной молитвой. Вот вам и пример. Как я вам прежде писал, что от деятельных людей нельзя требовать того же, что от сидящих дома праздно. Главной их заботой должно быть то, чтобы не допускать неправых чувств при делах, и всячески стараться все чувства посвящать Богу. Это посвящение потом превратится в молитву. Пишется, что кровь Авеля вопиет к Богу. Так и дела, Богу посвящаемые, вопиют к Нему. Один старец, когда ему принесли от кого-то нечто съестное, сказал: "Как это дурно пахнет!" А принесенное было по содержанию очень хорошим. Когда его спросили: "Как так?" Он разъяснил, что прислано не с хорошими чувствами и от нехорошего. Так всякое дело пропитывается теми чувствами, с какими совершается. И те, которые имеют очищенные чувства, ощущают то. Выходит, что как от хороших цветов исходит хороший запах, так и от дел, с хорошим расположением делаемых, исходит свое благоухание, которое восходит горе, как фимиам кадила.
Пишите о духовном охлаждении в деле молитвы. – Это большой ущерб! Потрудитесь встрепенуться. Хозяйственные дела извиняют только недолгое стояние на молитве, а оскудение внутренней молитвы – не извинительно. Господу угодно немного, но хоть немногое, но от сердца. Вознестись умом к Нему и с сокрушением сказать: "Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, помоги!" – есть молитвенный вопль. А если возродится и будет в сердце чувство к Богу, то это будет непрестанная молитва, без слов и без стояния на молитве совершаемая.
Беспокоит вашу совесть поспешное совершение молитвословий? – И праведно! Зачем врага слушаете? Это враг погоняет вас: "Скорей, поскорей..." От этого вы и никакого плода от молитвы не ощущаете. Но положите себе законом не спешить, но так произносить молитву, чтобы ни одного слова не произносилось без сознания смысла, а, по возможности, и чувства. Наложите на себя этот труд с решительностью главнокомандующего, чтобы отнюдь никакого не порождалось возражения против него. Враг внушает: то надо, и другое надо, а вы говорите себе: "Без тебя знаю, иди прочь..." И увидите тогда, как успешно пойдет молитва. А то у вас есть только молитвенное правило, а самой молитвы нет. Душу же питает одна молитва.
По часам сверяйте, сколько времени провели в молитве, которую читали не спеша, и увидите, что всего лишь несколько минут. А ущерб от поспешности большой.
Когда неожиданно приходит в голову недобрая мысль, то это вражья стрела. Враг пускает ее, желая отвлечь внимание от молитвы и занять ум чем-либо житейским. Если остановить внимание над этой мыслью, тогда враг начнет строить в голове разные истории, чтобы осквернить душу и разжечь в человеке какие-либо нехорошие страстные чувства. Поэтому тут закон один: поскорее отбросить помысел и возвратить внимание к молитве.
Все ли молитвы доходят до Господа? – Молитва никогда не пропадает даром, исполнит ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. Поэтому речь: "Вот и Богу молитесь, а что получили?" – бестолкова. Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо; ибо если бы исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукавого!
С незапамятной древности усердные христиане повторяли коротенькие обращения к Богу, чтобы пребывать в непрестанной молитве и разгонять праздное блуждание помыслов. Эти коротенькие молитовки были разные. Святой Кассиан говорил, что в Египте у всех такая: "Боже, в помощь мою вонми ми, Господи, помощи ми потщися". Святой Иоанникий непрестанно творил: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе". Еще некто: "Аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя".
Нет сомнения, что существовали и другие подобные молитовки. Со временем установилась и вошла в общее употребление молитва Иисусова: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Назначение её то же, что и других коротеньких молитв: держать ум обращенным к Богу. При этом надо помнить, что творение молитвы Иисусовой есть только орудие или труд, показывающий сильное желание души обрести Господа.
Творить Иисусову молитву полезно всем. Для монашествующих повторение её – обязательно. Стало быть, в самой молитве, творимой в благоговении, опасности нет. Однако опасным является то "художество" (т.е. технические приемы), которые некоторые придумали и прилагают к этой молитве. Некоторые, например, совершители молитвы Иисусовой кладут руку на стол и под пальцами собирают внимание – это является неуместной причудой. Или другая причуда: пальцами правой руки ударять по ладони левой и так собирать ум в молитве.
О "художественном" делании молитвы Иисусовой первым стал писать Григорий Синаит в 13 веке... Именно эти приемы некоторых ввергали в мечтательную прелесть, а иных, странно сказать, в постоянное похотное состояние. Поэтому эти приемы надо отсоветовать и запрещать со всей решительностью. Само же сладчайшее имя Господа в простоте сердца призывать, всем надо внушать и всех к тому располагать.
Дело молитвы разъяснить легко. Стань умом и сердцем перед лицом Господа и взывай к Нему: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!" Это будет молитвенный труд. Смотря по тому, как кто усердно будет трудиться, Господь, видя его усердие, даст ему духовную молитву, которая есть плод благодати Святого Духа. Вот и все, что следует сказать о молитве Иисусовой. Все же прочее, придумываемое, к делу не идет: это враг отвлекает от настоящей молитвы.
Итак, сущность молитвы состоит в сосредоточенном предстоянии Господу со взыванием к Нему в теплем, сердечном чувстве – будь то благодарения, покаяния или каком-либо другом. Когда же такого чувства нет, то и настоящей молитвы нет.
Чтобы научиться молитве, молитесь почаще и поусердней, и научитесь: ничего другого и не требуется. Если потрудитесь терпеливо, то со временем у вас появится и непрестанная молитва. Поставьте себе целью это искание и ищите. Господь близко. Имейте память Божию, и всегда старайтесь видеть перед собой Господа и держать себя с благоговением перед Ним.
Когда при молитве лезут посторонние мысли, надо отгонять их, опять лезут – опять отгонять... и всё так. Это и есть подвиг трезвения. Трудитесь над тем, чтобы сердце ваше было в подобающем религиозном настроении. Когда сердце в чувстве, суетные помыслы не беспокоят его.
Мы все начинали писать, занимаясь трудом писания и желанием писать исправно, так и молитве надо учиться трудом и постоянством. Сама молитва не придет, учиться ей надо. Тереть надо душу, и согреется. Когда придет теплота, тогда и мысли улягутся, и молитва станет чистой. Все от Божией благодати. Поэтому и надо молиться Господу, чтобы Он дал молитву.
Что касается молитвенного правила, то какое ни избери человек себе правило, всякое будет хорошо, коль скоро держит душу в благоговении пред Богом.
Хорошо навыкнуть в продолжение дня взывать ко Господу коротенькими молитвами? – Главная из них есть молитва Иисусова: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного." Заучите с пониманием и чувством 24 молитвы св. Иоанна Златоуста, и потом взывайте ими ко Господу. Моление краткими молитвами собирает внимание и просматривает все духовные нужды.
Не забудьте, что сила молитвы – это "дух сокрушен," т.е. когда сердце исполнено чувствами покаяние и смирения. Предайте себя в руки Божии, и Он не оставит вас. Молясь, не надо воображать ни Бога, ни Божией Матери, ни святых, ни ангелов, ни каких-либо других видений, а молиться в том убеждении, что Бог и святые Его слышат. Как слышат? – Что об этом рассуждать. Слышат, да и только! Если начать строить в уме разные образы, то возникнет опасность молиться мечте. Как мы можем строить образы того, чего не видели! Да и состояние святых в том духовном мире настолько отличается от всего знакомого нам, что все наши образы безнадежно обречены на фальсификацию и лживость. Поэтому надо привыкать молиться, не создавая себе никаких образов.