Воспоминается:
- Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа.
Великая Пятница – последний день земной жизни Спасителя. В этот день мы вспоминаем самые трагические события в человеческой истории — издевательства, истязания и страшную казнь, которую претерпевает Спаситель.
Страстная пятница – самый скорбный день в году для всех верующих, ведь именно в этот день был распят Иисус Христос.
Все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества. Свершилось то, зачем Иисус Христос пришел на землю: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Произошедшее на Голгофе касается грехов всего человечества.
События, происходившие в ночь с четверга на пятницу, относят как к четвергу, так и к пятнице. Считается, что события Великой Пятницы уместнее указывать с момента выхода Христа из сионской горницы.
Евангелия повествуют о том, как после Тайной вечери Иисус с учениками отправился в Гефсиманский сад у Елеонской горы. Учеников одолевает сон, а Христос проводит часть ночи в молитвенном подвиге до кровавого пота. Христос предвидел все заранее, Он знал, что Иуда Искариот уже ведёт вооруженную толпу для ареста.
Иуда уже получил деньги (30 сребреников) за предательство Спасителя и сказал стражникам, что они должны арестовать того, кого он поцелует. Приблизившись к своему Учителю, Иуда обнял Христа и приветствовал Его поцелуем: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22:47) – укорил Христос Иуду. Петр отсекает ухо рабу первосвященника, но Иисус его исцеляет. Воины берут Христа под стражу, а Его ученики в этот момент разбегаются.
После ареста Иисуса отвели в дом Анны, тестя первосвященника, Каиафы. Там его допросили без особого результата и отправили связанным к первосвященнику Каиафе, где собрался Синедрион. Ночной допрос у первосвященника Каиафы, сопровождался издевательствами и избиением. Однако смертный приговор был уже вынесен заранее – Иисуса Христа обвиняют в богохульстве, оставалось лишь формально соблюсти процедуру. Однако для казни требовалось разрешение римского наместника, Понтия Пилата, и Христа повели к нему.
Утром в пятницу арестовавшие Иисуса иудейские первосвященники привели Его к прокуратору Понтию Пилату (префекту, главе римской администрации Иудеи, назаначенного Римом). Не желая разбираться с абсурдными претензиями, которые предъявляли Христу первосвященники, и услышав, что Он галилеянин, Пилат отправил Иисуса к правителю Галилеи Ироду Антипе, но тот, после допроса, избиения и унижения, отослал Его обратно к Пилату.
Первоначально Пилат предпринял несколько попыток отпустить Иисуса, называемого Христом... ибо знал, что предали Его из зависти (Мф 27:17-18). Вдобавок он занервничал, узнав, что Иисус называл Себя Сыном Божиим (Ин 19:7-8). Пилат пытался избавить Христа от казни: по его приказу солдаты подвергли Спасителя бичеванию, после чего прокуратор хотел отпустить Его, сказав, что наказание исполнено. Понимая, что на Христе нет никакой вины и что Он уже достаточно пострадал, Пилат предложил ради праздника отпустить Его. Однако первосвященники успели подговорить народ — толпа, собравшаяся перед резиденцией Пилата, под предводительством священников, требовала смертной казни и в один голос кричала: «Распни, распни Его!». Пилат, опасаясь бунта в неспокойном Иерусалиме, уступил. В знак того, что он снимает с себя ответственность, римский прокуратор умыл руки и со словами: «Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф.27:24), предал Его мучительной смерти через распятие. А народ закричал: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф.27:25).
Для Христа избрали самую тяжелую и мучительную казнь – распятие на кресте. Так римляне казнили только преступников, мятежников и беглых рабов. Но перед самой казнью осужденных подвергали дополнительным избиениям и пыткам.
Спаситель был распят на горе Голгофе рядом с Иерусалимом и скончался к вечеру пятницы.
Иисус несет свой крест с помощью Симона Киренского на Голгофу.
Христа привели на место, называемое Голгофа, – «лобное место». Его распяли на кресте между двумя разбойниками.
Иисус распят: «Это был третий час» (Мк. 15:25). Для еврейского народа начало дня приходилось на 6:00.
Солдаты делят одежду Иисуса. (Мф.27:35; Мк.15:24; Лк.23:34; Ин.19:23-24)
Солдаты издеваются над Иисусом: «Он не может спасти Себя. Сойди оттуда, Сын Божий» (Мф.27:36-43; Мк.15:29-32; Лк.23:35-38).
Иисус говорит с висящими рядом на кресте разбойниками. Покаявшийся разбойник просит Иисуса вспомнить его, и Иисус обещает: «Сегодня ты будешь со Мной в раю».
Иисус, увидев у подножия Креста Свою Матерь, поручает ее заботе стоящего рядом ученика – по преданию Иоанну Богослову, автору Евангелия, в котором упоминается это событие. Своей матери Марии и Иоанну Иисус говорит: «Женщина, вот твой сын… Иоанн, вот твоя мать».
Иисус мучился на кресте 6 часов. В течение его последних трех часов на кресте, с полудня до 15:00, на всю землю опустилась трехчасовая тьма: «Когда наступил шестой час, по всей земле была тьма до часа девятого». (Мф.27:45; Мк.15:33).
Произошло землетрясение, гробницы разверзлись, и завеса в Храме была разорвана сверху донизу. (Мф.27:51-54; Мк.15:38; Лк.23:45; Мф. 27:46-50; Мк.15:33-37; Лк.23:35-38; Ин.19:29)
Христос умер около 3 часа дня (15:00). «В девятый час Иисус закричал: “Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил?”. «Иисус сказал: “Совершилось”, и испустил дух». (Мф.27:46; Мк.15:34-39; Лк.23:46; Ин.19:30)
После этого, до наступления ночи, солдаты вонзили копье между ребер Иисуса, чтобы убедиться, что Он мертв.
Затем двое из тайных учеников Христа и члены Синедриона – Иосиф Аримафейский (тайный последователь Иисуса, который не согласился с его осуждением, отправился к Пилату просить тело Иисуса) и Никодим (принес смесь специй и помог обернуть тело Иисуса) – сняли тело Христа, обвили его погребальной плащаницей и похоронили в находящемся неподалеку от Голгофы новом склепе, высеченном в скале. Вход в пещеру завалили огромным камнем.
Утром: Царские Часы, Изобразительные
Днем: Вечерня и Малое Повечерие. Вынос Плащаницы
Вечером: Утреня (Утреня Великой субботы). Чин погребения
В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.
Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека:
Утреня Великой пятницы служится накануне, в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.
Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую Пятницу Страстной седмицы.
В третий час дня Страстной Пятницы, в час смерти Иисуса Христа на кресте, совершается «Вынос Плащаницы» (обычно служба начинается в 14.00). Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма. На середину Плащаницы кладут Евангелие.
В пятницу вечером служится Утреня Великой Субботы с Чином погребения. По окончании чина погребения Плащаницу возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы. Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.
Страстная Пятница - это день строгого поста, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. Это день самого строгого поста в году.
В некоторых церквах после Вечерни, при свечах, как бы от лица Его Матери — читается умилительный и горестный канон «Плач Богородицы».
Страстная неделя, Великий Пяток (пятница) - пятый день самой важной для христианина недели в году. Каждый день Страстной седмицы мы вспоминаем особые по величию и важности события из последних дней земного пути Спасителя. Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми.
Пятая часть документального цикла, в которой мы расскажем о ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЕ:
Ссылки по теме:
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ИИСУСА
|