Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью.
Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время.
Все дни Страстной седмицы называются Великими. Каждый день во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом и усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. В эти три дня Евангелие читается на всех службах и прочитываются все четыре Евангелия.
Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.
Воспоминается:
- Иосиф, проданный в Египет за двадцать сребреников;
- проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима.
Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя.
Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия, была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.
Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24:14-22).
Воспоминается:
- Притча о десяти девах и талантах;
- Притча пророчество о Страшном суде.
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24:1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21:46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11:18), слушал Его с услаждением (Мк. 12:37).
На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.
Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40). В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.
Воспоминается:
- Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса;
- предательство Иуды.
Этот день - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26:6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, - некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная в те времена для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
В церковной службе Великой среды прославляется жена «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды (Мф. 26:6-16).
В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.
Воспоминается:
- Тайная Вечеря,
- Умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним,
- Молитва Спасителя в саду Гефсиманском,
- Предательство Иуды.
В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.
Великий Четверг — день установления Господом таинства Евхаристии. Поэтому, по традиции, все православные христиане, по возможности, оставляют все свои дела, чтобы причаститься в это утро Святых Христовых Тайн.
В четверг вечером служится Утреня Страстной Пятницы - в храмах читаются так называемые Двенадцать Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.
А на вечерней службе, все верующие со свечами в руках, стоя в темноте храма, слушают чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.
В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.
Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека:
Утреня Великой пятницы служится накануне, в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.
Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую Пятницу Страстной седмицы.
В третий час дня Страстной Пятницы, в час смерти Иисуса Христа на кресте, совершается «Вынос Плащаницы» (обычно служба начинается в 14.00). Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма. На середину Плащаницы кладут Евангелие.
В пятницу вечером служится Утреня Великой Субботы с Чином погребения. По окончании чина погребения Плащаницу возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы. Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.
Страстная Пятница - это день строгого поста, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. Это день самого строгого поста в году.
В некоторых церквах после Вечерни, при свечах, как бы от лица Его Матери — читается умилительный и горестный канон «Плач Богородицы».
Воспоминание:
- Пребывание Господа телом во гробе,
- Сошествие душою во ад,
- Пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом.
Великая суббота — время тишины и покоя, когда совершается тайна божественного воскресения. Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.
Грех Адама искорежил человеческую природу и сделал ее смертной. Смерть - следствие греха. Соответственно, область, в которую попадали души всех умерших, оказалась во власти зла. До сошествия Христа во ад, туда попадали даже души праведных. Воплотившись, Бог исцелил всю человеческую природу, приобщив ее к божественной. Став сопричастником смерти, Он освободил от тления и самую последнюю трагическую область бытия человека. Приняв смерть, Христос, как всякий человек, сошел душой в ад, но, как Бог, разрушил эту твердыню смерти. Сатана, великий обманщик, сам обманулся, не узнав Того, Кто пришел в этот день в его царство.
Первая служба Великой субботы – Утреня с чином Погребения Плащаницы совершается вечером в пятницу. Она начинается с пения «Бог Господь...», тропаря «Благообразный Иосиф...» и тропарей. Поется погребальное пение. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою», написанный инокиней Кассией. Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробу».
После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя «Трисвятую песнь», под колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу - совершается шествие с плащаницей вокруг храма — чин погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождени «Жизни мира» в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Многократное пение «Аллилуиа» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектении и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции.
В Великую Субботу утром совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.
Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо - все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.
Вечерня Великой Субботы служится вместе с Литургией св. Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью.
В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов - вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем зажигаются все паникадила и ударяют в колокол. Близится святое Воскресение Христово…
В лекции рассмотрены следующие вопросы:
В лекции рассмотрены следующие вопросы:
Ссылки по теме:
ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ИИСУСА
|