Воспоминается:
- Умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним,
- Тайная Вечеря,
- Молитва Спасителя в саду Гефсиманском,
- Предательство Иуды.
Великий Четверг — последний день перед арестом Спасителя и день установления Господом Таинства Евхаристии, или Причастия Тела и Крови Христовых. В этот день все христиане стараются причаститься, приобщившись не только Господу, но и той, первой, Тайной Вечере.
Омовение Христом ног своим ученикам — событие перед Тайной Вечерей, характеризующее крайнее смирение Иисуса Христа и братскую любовь к Его ученикам. На Востоке в древности данный обряд был обычаем гостеприимства.
Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна (Ин.13:3-17). Согласно его рассказу, в начале Тайной Вечери:
«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».
Тайная Вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа накануне ветхозаветной Пасхи со своими двенадцатью ближайшими учениками. Иисус знал, что его ищут — поэтому вечеря и названа Тайной. Спасителю вместе с учениками пришлось прятаться от властей Иудеи, которые решили избавиться от Иисуса после его речей в Иерусалимском храме в Великий Вторник.
Об этом событии повествуют несколько Евангелий (Мф.26:17-30; Мк. 14:12-26; Лк. 22:7-39), а также 1-е Послание апостола Павла Коринфянам (1Кор.10:16 и 1Кор. 11:23-25).
В первый день опресноков Иисус отправил двух учеников, — апостолов Петра и Иоанна, в город (т.е. в Иерусалим), приготовить всё к празднованию Пасхи (пасхальную трапезу). А вечером Он собрал 12 своих учеников на трапезу по случаю предстоящей в субботу иудейской Пасхи.
Во время Тайной вечери Христос предсказал предательство одного из присутствующих учеников: «и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф.26:21). Ученики в ужасе стали спрашивать, кто из них предатель. Вопрос задал и Иуда, который и был предателем — накануне он сам пришел к представителям власти Иудеи и согласился помочь им за 30 сребреников. Иисус ответил на слова Иуды: «Ты это произнес…» Таким образом Спаситель дал ему еще один шанс, предоставив возможность во всем признаться и покаяться.
Затем Христос, благословив хлеб и вино, разделил трапезу со своими учениками: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26:26). Также Спаситель поступил с вином, предложив его своим ученикам со словами «сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28). Таинство, которое совершил Иисус, стало главным таинством христианской веры и получило название Еврастихия, что в переводе с греческого означает «благодарение».
Христос уже знал, что до праздника ветхозаветной Пасхи Он на земле не доживет: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф.26:29).
После Тайной вечере Иисус объявил своим ученикам, что они окажутся слишком слабы и не смогут его поддержать (Мф.26:31-35). Так и получилось. Двое из 12 ближайших учеников Христа предали его. Петр, который вскоре раскаялся в этом, и которого Спаситель простил и дал ему ключи от Рая. И Иуда Искариот, передавший Иисуса Христа в руки Синедриона и закончивший свою жизнь грехом самоубийства. Остальные же ученики убежали, как только Христа взяли под стражу.
После ужина, когда все легли спать, Спаситель отправился в Гефсиманский сад для молитвы. Там он трижды обращался к Богу, после чего его схватили вооруженные люди, которых привел Иуда.
Моление о чаше — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус Христос имел две воли — Божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (Гефсиманское моление было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе).
Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин.18:1).
Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса.
Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества.
Джотто ди Бондоне. Фреска «Поцелуй Иуды» (Капелла Скровеньи, Падуя, Италия, 1305 год)
Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды) — эпизод Евангелия, в котором Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его. Чтобы указать на Христа, он, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев, как выражение дружбы и любви. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса. Поцелуй Иуды — символ предательства.
Сцена поцелуя Иуды описана у всех евангелистов за исключением Иоанна, который только описывает сцену ареста.
«Поцелуй Иуды» стал идиомой, выражающей высшую степень коварства человека, а также символом предательства. В Православной церкви на литургии перед причастием читается молитва в которой верующие просят Бога сделать их причастниками своих Тайн и обещают: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».
Фото: Павел Белоус (http://fotokto.ru/)
В Великий Четверг совершается Литургия Василия Великого. Служба, которая совершается утром в Великий Четверг, состоит из чтения Часов, Изобразительных и Вечерни, совмещенной с Литургией Василия Великого.
После заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается обряд умовения ног, напоминающий о том, что Христос на Тайной вечери умыл ноги апостолам. На практике обряд совершается только в кафедральных соборах и некоторых монастырях (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам).
Великий Четверг — день установления Господом таинства Евхаристии. Поэтому, по традиции, в это утро, все православные христиане, по возможности, причащаются Святых Христовых Тайн.
В Великий Четверг освящают свежесваренное миро — особое ароматическое масло, которое используют в Таинстве Миропомазания и других христианских обрядах. В России этот обряд совершается патриархом в Богоявленском соборе в Москве. После его раздают по епархиям.
А в четверг вечером служится Утреня Страстной Пятницы - все верующие со свечами в руках, стоя в темноте храма (отсылка к 10 девам из притчи, которую Иисус рассказал в храме Иерусалима в Великий вторник), слушают так называемые Двенадцать Евангелий (по числу апостолов), то есть 12 евангельских отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.
По народным повериям в этот день принято мыть и украшать жилище, начинать готовить праздничные блюда на Пасху, красить яйца, печь куличи, купаться (отсюда происходит название «чистый четверг»).
«12 Евангелий Святых Страстей Христовых» — православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг). Состоит в последовательном чтении 12 отрывков из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.
Страстные Евангелия:
Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху.
Страстная неделя, Великий Четверг - четвертый день самой важной для христианина недели в году. Каждый день Страстной седмицы мы вспоминаем особые по величию и важности события из последних дней земного пути Спасителя. Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми.
Четвёртая часть документального цикла про Страстную седмицу Великого поста, в которой ведущий Андрей Мерзликин расскажет нам про ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:
Ссылки по теме:
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ИИСУСА
|