Вспоминается:
В Великую Среду вспоминают предательство Иуды — одно из самых скорбных событий в христианской истории. Память об этом побудила христиан сделать среду постным днем. Церковь Великую Среду отмечает наравне со Страстной Пятницей (днем распятия и смерти Спасителя), поскольку очень велики были скорбь и ужас в отношении содеянного преступления.
Великая Среда на Страстной неделе имеет особый смысл — это последний день перед тем, как Иисуса Христа схватили, судили и распяли.
О событиях Великой среды рассказывает 26-я глава Евангелия от Матфея. Она начинается со слов Иисуса, который предупредил своих учеников: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26:2). О реакции учеников на слова Иисуса не сказано ничего.
В то же время у первосвященника Каиафы собрались первосвященники и книжники и старейшины народа. На совете они решили «взять Иисуса хитростью и убить» (Мф. 26:4). Сошлись на том, что казнить Христа надо как можно скорее, но только не в праздник иудейской Пасхи, чтобы избежать возможного мятежа возмущенной толпы (Мф. 26:3-5).
Ночь на среду Господь провел в Вифании, расположенной восточнее Иерусалима, на южном склоне Елеонской горы, в доме Симона прокаженного. В Евангелии от Матфея сказано, что, когда он отдыхал там, к нему подошла женщина, которая вылила ему на голову миро — драгоценное благовонное масло. В те времена миром помазывали или царских особ, или людей перед похоронами. Миро действительно было очень дорогим составом; Иоанн уточняет, что оно стоило 300 динариев — почти годовую плату поденщика (Ин 12:5). Поистине это было дорогим свидетельством любви. Женщиной, возлившей драгоценное миро на голову Иисуса, была Мария (Ин.12:3), а первым, кто вознегодовал по этому поводу, был Иуда Искариот (Ин.12:4). Ученики Иисуса тоже возмутились тому, что женщина без причины пролила драгоценное масло, ведь его можно было продать и раздать деньги нищим (Мф.26:6−9). Однако Иисус отпускает женщине грехи и объясняет ученикам, что она сделала доброе дело, подготовив Его тело к погребению. Христос отметил, что поступок грешницы запомнят на долгие века (Мф.26:10−13).
Великодушный поступок Марии был подготовкою Христа к погребению (Мф 26:12). Господь не раз уже говорил ученикам о приближении Своей смерти (к примеру, Мф.16:21; Мф.17:22; Мф.20:18), но они, по-видимому, просто не верили этому. А вот Мария поверила и совершила то, что совершила, во свидетельство своей преданности Ему. Возможно, именно этот поступок Марии и одобрение его Иисусом подтолкнули Иуду к его предательскому акту. Ибо сразу после этого он отправился к первосвященникам с предложением выдать Иисуса.
Господь был предан одним из ближайших учеников. Иуда был вроде «казначея» апостольской общины; он носил денежный ящик, куда опускали монеты все желавшие отблагодарить Иисуса, и подворовывал из него. Иуда Искариот, три с половиной года бывший рядом со Христом, видевший многочисленные чудеса, которые Тот творил, и даже сам исцелявший больных и изгонявший бесов именем Иисуса, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему 30 сребреников (сумма, достаточная в те времена для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима); и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:14–16).
Случай представился на следующую же ночь. Искариот привел вооруженных иудеев в Гефсиманский сад, где отдыхали апостолы. Он приветствовал Иисуса поцелуем, благодаря чему заговорщики опознали и схватили Сына Божьего. Позднее, узнав о страшном приговоре для Христа, Иуда раскаялся. Он вернул деньги первосвященникам, а затем, не вынеся тяжести греха, свел счеты с жизнью.6:6-16).
В Великую Среду последний раз за Великий Пост совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Утром: Часы (3-й, 6-й, 9-й часы), Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
Вечером: Великое Повечерие
В Великую Среду (как и Великие Понедельник и Вторник) Часы совершаются по образцу великопостных - с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина.
На каждом часе читается Евангелие от Иоанна. На 6-м часе читаются первые главы пророка Иезекииля. В Великую среду прочитывается отрывок Иез. 2:3-10 и Иез. 3:1-3.
На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.
После Литургии Преждеосвященных Даров священнослужители выходят на солею. Перед Царскими вратами совершаются последние поклоны с молитвой Ефрема Сирина. С этого момента земные поклоны в храме до самого дня Пятидесятницы (праздник Святой Троицы) запрещаются. Исключение – поклоны перед Плащаницей, полотном, на котором изображен почивший Христос. Запрет на великие поклоны означает, что Иисус искупил земные грехи людей. Ведь поклон в храме — символ греховного ниспадения души.
Страстная неделя, Великая Среда - третий день самой важной для христианина недели в году. Каждый день Страстной седмицы мы вспоминаем особые по величию и важности события из последних дней земного пути Спасителя. Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми. О каких же событиях повествует нам Священное Писание в Великую Среду Страстной Седмицы?
Третья часть документального цикла, в которой мы расскажем о ВЕЛИКОЙ СРЕДЕ. Это поворотный день в истории Страстной седмицы:
Ссылки по теме:
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ИИСУСА
|