Воспоминается:
- Притча о десяти девах и талантах;
- Притча пророчество о Страшном суде.
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании (пригороде Иерусалима), и во вторник утром опять пришел в храм Иерусалимский и много учил в храме и вне храма (Мф. 24:1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, искушали его вопросами (Мк. 11:27—33), хотели арестовать его и убить, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка (Мф. 21:46), восхищался Его учением (Мк. 11:18) и внимательно слушал его (Мк. 12:37).
Проповедь Христа. Художник Джеймс Тиссо
В этот день в Церкви читается целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом.
В этот день мы слышим притчи:
Все эти притчи Христа несут в себе главную мысль — нужно всегда быть готовыми ко встрече с Богом, быть милосердными, благодарными и благочестивыми, то есть духовно бодрствовать: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). Важно успеть покаяться при жизни, потому что потом уже не получится это сделать. Кроме того, не стоит пренебрегать дарами от Господа, то есть талантами.
Этот евангельский эпизод - один из ярких примеров борьбы против Иисуса со стороны религиозных учителей израильского народа. Она принимала разные формы: от прямой клеветы до сбора, как сейчас говорят, компрометирующих материалов. С этой целью иудеи и спросили Христа: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф. 22:17). Евангелие прямо говорит, что этот вопрос задали Христу вовсе не за тем, чтобы узнать мнение авторитетного Учителя. Задачей было "уловить Иисуса в слове".
Прежде чем ответить, Христос попросил показать Ему монету, которой платится подать императору. Ему принесли римский динарий. Глядя на нее, Христос спросил: «Чьи это изображение и надпись?» - «Кесаревы», - послышался ответ. На это Иисус и сказал Свои знаменитые слова: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). О реакции спрашивавших Евангелие говорит очень сдержанно:
«Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли». Но, по сути, это означало, что планы вопрошавших полностью провалились. А ведь они надеялись, что любым - и отрицательным, и утвердительным ответом Иисус вынесет Себе смертный приговор.
В чем же состояла каверза и неразрешимость вопроса? И почему такой простой ответ заставил иудеев удивиться и разрушил их лукавый замысел? Лукавство вопрошающих состояло в том, что иудеи не признавали иноплеменной власти. Если бы Христос сказал: «можно давать», то началось бы возмущение в народе. А если бы сказал: «нет», то подвергся бы суду кесаря.
Смысл притчи: кесарю (миру) надо отдавать кесарево, то, что ему полагается, а Богу отдавать сердце свое.
Иерусалим во времена Иисуса Христа
Непосредственно после обличения фарисеев, выйдя из храма, Спаситель предсказывает своим ученикам судьбу Иерусалима. Указывая на величественные здания Иерусалимского храма, Христос сказал: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф.24:2). Пророчество в точности исполнилось в 70 году по Р.Х., когда император Тит взял штурмом и разрушил до основания столицу Иудейского царства. Речь о скорбном будущем Иерусалима постепенно переходит к пророчествам о судьбах всего мира и грядущем Втором пришествии Спасителя. Эсхатологические предсказания Христа имеют своей целью не удовлетворение праздного любопытства о последних днях мироздания, столь свойственного человеку во все эпохи, а конкретную нравственную задачу: убедить учеников всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф.24:42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога.
Притча о 10 девах. Художник Волтер Рейн
Притча описана в Евангелии от Матфея. Её, как и всю 25 главу этой книги, принято читать в Великий вторник в храмах.
«Се Жених грядет в полунощи…» - эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. В ней содержится призыв к духовному бодрствованию. Земная жизнь человека – это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной. Но никто не знает, когда, в какой момент, оборвется его земной путь. «В чем застану, в том и сужу», - говорит Господь.
Спаситель сравнивает Царствие Небесное с десятью девами, которые, по древнему обычаю, взяв светильники свои, выходили навстречу жениху.
Десять дев — подружек невесты — должны были встречать жениха. Поскольку это событие проходило ночью, в руках у девушек были светильники. Пять дев названы мудрыми, а другие пять — неразумными, потому что им не хватило масла для горящих лампад. Тогда неразумные обратились к мудрым с просьбой поделиться маслом, но те посоветовали девам найти масло у торговцев, потому что иначе его не хватит никому. «Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Мф.25:10). После этого вернулись неразумные девы, но им никто не открыл. Они начали звать Бога, но тот сказал им, что не знает их.
Эта притча нередко вызывает недоумение: почему разумные девы не поделились? Где их доброта? Но не всем в жизни можно поделиться. Нельзя поделиться, например, своими отношениями с Богом, личными, о которых и рассказать порой трудно. «Знанием», пониманием Бога – можно, а отношениями – нельзя. Нельзя прожить, прострадать, прорадоваться – за человека. Рядом с ним – можно, вместе с ним можно, а вместо него – никак. Даже умереть за другого можно, а вот прожить за другого его жизнь нельзя. Про это здесь – «масло».
Притча символизирует сразу несколько важных событий и христианских понятий. Во-первых, речь идет о втором пришествии Иисуса, которое угадывается под приходом жениха к невесте. Ожидание — жизнь человека, во время которой он готовится ко встрече с Господом. А брачный пир — та самая встреча, после которой людей ждет вечная блаженная жизнь в единении с Богом.
Во-вторых, притча говорит еще и о том, что каждый верующий будет подвергнут последнему испытанию перед встречей с Господом. И после он попадет в Царство небесное или будет навсегда отвергнут, как это произошло с неразумными девами, которые не смогли подготовиться ко встрече с Богом за свою земную жизнь.
Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.
Пять неразумных дев, которые не запасли достаточно елея (масла) для своих светильников и ушли покупать его, как раз когда явился жених, — это образ человека, который за всю свою жизнь не удосужился приобрести добродетели: человеколюбие, милосердие, готовность помогать бедным, объясняет святитель Иоанн Златоуст. Запасаться ими нужно было заранее. Когда Господь вновь придет на землю — внезапно, неожиданно для всех, — начинать творить добро будет уже поздно.
Один человек, уезжая, позвал трех слуг и каждому дал таланты (монеты). Одному – пять, другому – два, третьему – один. А когда вернулся, то пожелал узнать, что сделали слуги с его талантами. Первый и второй вложили деньги в дело и получили двойную прибыль. А третий взял и зарыл свой талант в землю. Двух первых хозяин похвалил и наградил сверх этой прибыли еще и лично от себя. А с третьим начал разговор. Третий ответил: «Я знал, что ты человек несправедливый, жнешь, где не сеял, так что бери себе свое и больше ничего не требуй».
Бог судит третьего его же словами, подтверждая «несправедливость» того, что «Он жнет, где не сеял». Некоторые комментаторы видят в этом подчеркивание разницы между тем, что считает справедливым человек, а что – Бог. Потому что сотворивший бытие, давший всему жизнь Бог не может быть тем, кто «не сеял», – Он есть Тот, кто «посеял» все, что есть на свете. И каждого человека, создав по Своему образу и подобию, Бог призвал, как Адама в раю, к сотворчеству. Но этот третий раб отказался от сотворчества с Богом, от Божиего дара, закопав талант, еще и осудив Бога. Потому он и был назван «лукавым и ленивым».
Некоторые святые отцы говорят, что третий так поступил, потому что обиделся, что ему мало дали. Но хозяин (Господь) дает каждому столько, со скольким человек может справиться – по силам, по возможностям. Ведь у людей силы, способности не равны. Но каждый призван к их приумножению. Талант тут – сумма всех благ – материальных, физических и духовных: – которые Бог дает человеку. Он не требует от нас больше, чем мы можем.
В притче о талантах Христос учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему своей волей, всей своей деятельностью. Здесь приговор ленивому рабу осуждает нашу безпечность и небрежность в делах нашего призвания, нашего служения на благо ближнего. Притча о талантах требует от нас усердного исполнения долга, чтобы радостно, а не печально предстать с отчетом ко Господу в последний день. Бог знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Притча Христова учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем безталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись», а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению.
В притче о талантах есть образ лукавого раба и ленивого (Мф. 25:14), который испугался вложить серебро, доверенное ему господином, в дело и зарыл его в землю, опасаясь, как бы ненароком не лишиться и того, что есть. Когда господин вернулся, этот слуга вернул ему припрятанное: вот тебе твое. Но в ответ услышал гневные слова: Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим (Мф 25:25, 27), то есть, согласно толкованию Иоанна Златоуста, поделиться полученным даром с другими людьми. Любой дар, приобретаемый от Бога, человек должен использовать на пользу другим, добавляет блаженный Феофилакт Болгарский. В противном случае он теряет этот дар; «а проявивший большее усердие приобретет и дар больший».
Господь призывает нас, во-первых, понять и принять свою меру, не зарясь на большее. У человека, нашедшего свое дело и работающего с интересом, для зависти поводы исчезают. А если мы потратим впустую время, или будем завидовать, или обижаться, говоря: «Конечно, у него такой талант, а я бездарный, что с меня взять», даже то, что мы имеем, будет забрано. Так бывает в старости: жизнь прожита, а ничего нет: силы ушли, здоровье кончилось, с близкими перессорился, вспомнить нечего.
Главный талант для всех людей, вне зависимости от их сил и способностей, – это талант возделывания своей души, рождение ее в жизнь вечную. Нет человека, обделенного этим талантом, даже если ничего другого он не имеет. И именно в этом – главный спрос Бога с нас.
Во всём Евангелии это единственная притча, которая приоткрывает нам то, чему надлежит произойти в конце времён. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф.25:31).
На Божий Суд придут все народы - и христиане, и язычники, и иудеи, и верующие других религий, и вообще чуждые какой бы то ни было религиозности. То есть Суд — всеобщий, вселенский, через него предстоит пройти любому. На Страшном Суде будут разделены все люди на две категории — тех, кому уготовано Царство Божие, и тех, кто отправляется в вечную муку, словно животные, разделяемые пастухом: овцы – направо, а козлы – налево. Причина этого разделения — не в авторитарной воле Того, Кто вершит суд — а в самих подсудимых, точнее, в том, что на протяжение всей земной жизни вызревало в глубине их сердец. Тем, которые окажутся справа, Христос скажет: вы Меня одели, накормили, посетили во время болезни и т.д., войдите в жизнь вечную. Ему возразят, что никогда не видели Его и не могли Его накормить, одеть. Но Он скажет, что если сотворили милость своим близким, то сотворили и Ему. А тем, которые станут слева, Христос скажет обратное, потому что они не оказали милость людям, а значит, и Ему. На Страшном Суде определяющей нашу загробную участь величиной станет именно милость к ближним.
К бодрствованию, то есть активному совершению добрых дел, призывает и притча о Страшном Суде. Люди, которые деятельно заботились о ближних — кормили голодных, давали приют странникам, посещали больных и заключенных и т. д., — наследуют Царство, уготованное… от создания мира (Мф 25:34). А кто этого не делал, именно за это и осуждается. Не только за какие-то греховные поступки, нет — за отсутствие добрых поступков, за бездействие.
В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров.
Утром: Часы (3-й, 6-й, 9-й часы), Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
Вечером: Великое Повечерие
Богослужения совершаются по великопостному чину.
Страстная неделя, великий вторник - второй день самой важной для христианина недели в году. Недели перед Воскресением Христовым. Каждый день Страстной седмицы мы вспоминаем особые по величию и важности события из последних дней земного пути Спасителя. Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми. О каких же событиях повествует нам Евангелие в Святой Вторник Страстной Седмицы?
Ссылки по теме:
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ИИСУСА
|