ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Воспоминается:

- Иосиф, проданный в Египет за двадцать сребреников;
- проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях.

Великий Понедельник – первый день Страстной седмицы. Сегодня на богослужениях читается Евангелие от Матфея, отрывок о проклятии бесплодной смоковницы (Мф. 21:18-22) и притча о злых виноградарях (Мф. 21:33-39), символизирующих отрекшийся от Христа израильский народ. В этот же день как прообраз Иудиного преступления звучит рассказ о предательстве родными братьями ветхозаветного Иосифа. 

Проклятие бесплодной смоковницы

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает проклятие бесплодной смоковницы (Мф. 21:18-22)

После торжественного входа в Иерусалим в тот же день Иисус удалился из города в Вифанию (иерусалимское предместье) и провел там ночь. Возвращаясь утром с учениками в Иерусалим, Хри­стос почувствовал голод. Он подошел к инжирному дереву – смоковнице, но не нашел на ней плодов. Евангелист Марк объясняет это тем, что еще «не время было собирания смокв» (Мк. 11:13). И тогда Спаситель сказал смоковнице: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19).

Некоторые толкователи удивлялись кажущейся несправедливости Господа: почему он наказал ни в чем не повинное дерево, хотя оно по всем законам природы просто не могло тогда принести плодов. Однако проклятие смоковницы – не более чем символ, которым Христос хотел сказать людям нечто существенно важное. Покрытая богатой листвой, но бесплодная смоковница служила образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерие. Подобно засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел – является бесплодной. И в этом важное нравственное значение этого чуда для каждого человека.

Притча о злых виноградарях

Совершив чудо со смоковницей, Спаситель входит в Иерусалимский храм и начинает проповедь собравшемуся там народу. Книжники и фарисеи также слушают Его, но слушают не чтобы открыть свое сердце Его проповеди, а чтобы подловить Христа, попытаться уличить Его в преступном намерении. Они допытываются, откуда у Него власть творить чудеса и учить народ. Он отказывается отвечать им напрямую, зато приводит две притчи, которые и сегодня прочитывают в храмах в Великий понедельник. Это, во-первых, притча о двух сыновьях, один из которых вызвался исполнить просьбу отца пойти поработать в винограднике, но так и не пошел, а другой сперва отказался, а после исполнил отцовскую просьбу (Мф. 21:28-31). И, во-вторых, — притча о злых виноградарях, присвоивших себе хозяйский виноградник и убивших хозяйского сына, посланного к ним за плодами (Мф. 21:33-44). 

Здесь видны параллели со скорой расправой над Самим Христом: люди, еще вчера кричавшие «Осанна!» Победителю смерти, через несколько дней станут сами требовать смертного приговора Сыну Божию, посланному к ним Отцом Небесным. В конце этой притчи и звучит то самое предупреждение, обращенное к фарисеям и книжникам: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43). Общий смысл предупреждения таков: Царство Божие наследуют только те, кто приносят добрые плоды — и людям, и Богу. Тот же народ, который не плодоносит, не творит добрых дел, а живет «для себя», теряет надежду на Царство, хотя бы и считал себя богоизбранным и праведным.

Виноградник в этой притче означает народ израильский, которого Господь призвал хранить истинную веру в Единого Бога среди мрака язычества и от которого ждал духовных плодов. Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий (Церковь) стал достоянием всех народов, обратившихся к Христу.

Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто люди сами пытаются убить Бога в себе и окружающем мире, отрекаясь от веры... О чудовищной пустоте и разрушении, которые останутся в душе после этого "богоубийства", и предупреждает эта притча. Каждым грехом верующие вновь распинают Христа – это один из главных мотивов церковного богослужения в Великий понедельник.

История ветхозаветного патриарха Иосифа

В Великий понедельник верующие вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа (сына библейского праотца Иакова от Рахили).

17-летний Иосиф пас скот вместе с единокровными братьями. Старшие братья увидели, что отец любит Иосифа больше всех остальных, возненавидели его (Быт. 37:4) и замыслили убить его. Но потом завистливые братья продали Иосифа в рабство в Египет за 20 сребреников. В Египте честный Иосиф был оклеве­тан женой египетского царедворца, с которой он не захотел разделить ложе, и заключен в темницу (Быт. 39:7—20). Спустя два года фараону приснился странный сон и Иосиф правильно истолковывает его. Фараон поверил толкованию сна (Быт. 41:37—45), и оно сбылось. Фараон сделал Иосифа визирем Египта и, фактически, своим соправителем.

В конце концов Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти. Когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Египет за пищей (Быт. 45:11), Иосиф постепенно открылся им и помирился. Затем переселил весь род Израиля (70 человек), с приведённым братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет. В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью.

Проданный братьями, затем спасший и язычников – египтян, и их самих, Иосиф является прообразом страдающего Господа Иисуса Христа, преданного учеником, отвергнутого своим народом и спасающего через свои страдания и смерть род человеческий. В частности, параллели между Иосифом и Христом следующие:

  • Как Иосиф был любимым сыном Иакова (Быт. 37:3), так и Христос – возлюбленный Сын Бога Отца.
  • Иосифа ненавидели его братья по крови – Христа ненавидели Его соплеменники («братья» с точки зрения этнической принадлежности).
  • Как зависть стала причиной ненависти братьев к Иосифу (Деян. 7:9), так и Христа иудеи предали в руки язычников из зависти (Мф. 27:18).
  • Яма, в которую братья бросили Иосифа на погибель, прообразует гроб, в который положили тело Иисуса Христа: «...в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего» (тропарь 5-й песни Великого канона преподобного Андрея Критского).
  • Как братья (самые близкие люди) продали Иосифа иноплеменникам, причем инициативу проявил Иуда, так и один из учеников, Иуда Искариот, предал Христа в руки Его врагов: «От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень» (тропарь 5-й песни Великого канона преподобного Андрея Критского).
  • Возвышение Иосифа и его царское положение в Египте как второго человека после фараона прообразовало торжество Иисуса Христа, Который после воскресения сел одесную Бога Отца и Которому Господь все покорил под ноги Его (Еф. 1:20–23).
  • Как Иосиф руководил распределением хлеба и питал не только Египет, но и все окрестные народы, так и Господь постоянно питает всех верных небесным Хлебом – Своим живоносным Телом в Таинстве Евхаристии.

Чин мироварения в Великий понедельник

В понедельник Страстной седмицы начинается чин мироварения. Это одна из главных традиций – чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице.

Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол. В ветхозаветную пору им помазывались скиния (походный храм евреев), первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миро. Миро используется при совершении таинства миропомазания, которое совершается над каждым православным христианином сразу после таинства крещения. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его.

Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.

Освящение мира совершается в Великий четверг за Божественной литургией.

Богослужение

Совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

С Великого понедельника начинается чтение всей Псалтири (кроме 17-й кафизмы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы.

В приходской практике в первые три дня Страстной седмицы на Часах (на 3-м, 6-м и 9-м часах) вместо всего Четвероевангелия читается Евангелие от Иоанна до Ин.13:31.

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. Кончина мира и Второе пришествие Христа. Протоиерей Олег Стеняев

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ

Ссылки по теме:
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ИИСУСА

 
 
 

Назад к списку