Утешить человека, если в его жизни случилась беда, которую никто не мог предвидеть, конечно же, нелегко. Но во многом в такой ситуации человек может помочь себе сам — важно направить его мысли на нужный путь: мудрого и терпеливого отношения к скорби и затем рассудительного ее принятия в связи с мыслью о Промысле Божием.
Живя в мире, немыслимом без скорбей, человек не может жить так, как хочет, все время страдая от столкновения с какими-либо внешними факторами, встречающимися ежедневно: кто-то в метро толкнет, или нарушит правила дорожного движения, помешав ехать так, как хочется, и т. д., и т. д. Такие мелкие страдания воспринимаются как неотъемлемые и естественные в пронизанном грехом мире.
Однако, когда человек страдает от неожиданно случившегося горя, которое он не предвидел и даже объяснить бы не мог, тогда у него возникает много вопросов, в первую очередь, к Создателю, а потом уже к встретившемуся ему на жизненном пути священнику. И важно понимать, к каким мыслям можно привести страдальца, чтобы последний не опустил руки и не навлек на себя еще большее горе.
Итак, говоря об этапах восприятия страдания как способе утешения, следует обратить внимание на слова святого Марка Подвижника: «Прискорбный случай разумному подает воспоминание о Боге; того же, кто забывает о Боге, соразмерно с тем огорчает» (Добротолюбие, Т.1).
Таким образом, пастырю, да и любому верующему человеку, следует руководствоваться некоторым опытом святых людей, которым приходилось давать ответ в подобных ситуациях. Например, святой Марк Подвижник еще говорит, что человек, терпящий внезапные неожиданные скорби, «избегает греха и равное скорби находит заступление» (Добротолюбие, Т.1). Как видим, святой советует сразу настроиться в пришедшей скорби таким образом, чтобы блокировать самые мысли о развитии в себе «саможаления», о недоверии Богу и т. д. и тем самым воспитать в себе большую склонность к самым различным страстям, как это бывает в случае с алкоголизмом и наркоманией. И, блокируя в себе «саможаление» терпением приключившегося горя, возможно (только это уже дело веры) найти у Бога помощи и защиты (заступления) ровно столько, насколько скорбь заняла сердце человека.
Итак, первый этап в восприятии скорби — прерывание процесса умножения страдания от «саможаления». Здесь нужно сказать о том, как часто страдания преувеличиваются и почему важно этого не допустить.
Справедлива поговорка, что «у страха глаза велики», и об этом говорит митрополит Антоний: очень часто страдание для человека становится невыносимым «не потому, что в данный момент не в силах терпеть его, а потому, что относительно выносимая боль данного момента помножена на воспоминание обо всем, что мы уже вытерпели, и на мысль о том, что страдание будет длиться и никогда не перестанет. Очень часто люди сдаются, теряют мужество перед лицом страдания из-за того, что предвидят будущее» (Антоний Сурожский, митр. Труды. Книга первая).
Фредерика де Грааф так пишет в своей книге «Разлуки не будет»: «В наши дни принято считать, что страдание — зло, что его надо избегать, облегчать, отстранять как можно интенсивнее. Это приводит к трусости: люди боятся страдания, и этот страх порой более разрушителен, чем само страдание». Боятся, потому что преувеличивают страдания.
Митрополит Антоний советует боль, если она случается, испытывать в данную минуту, вместо того, чтобы «накручивать» себя тем, что еще не случилось, и, таким образом, «предвосхищать все будущее, вечную боль, бесконечное, все возрастающее страдание» (Антоний Сурожский, митр. Труды. Книга первая).
Итак, необходимо говорить с человеком, столкнувшимся с бедой в своей личной жизни, убеждать, что страдания действительно важны, их очищающая сила бесконечно велика. От того, как мы учимся справляться с испытаниями, в первую очередь, зависит духовный рост человека. Мужество — необходимое, неотъемлемое качество всякого, кто сталкивается со страданием лицом к лицу. И как размышлял священник Александр Ельчанинов, мужественный подход к страданиям, первоначальная готовность на них — вот знак “правильной” души. Однако нет необходимости специально «искать их и выдумывать».
Т.е. со скорбями и причиняемым ими страданием необходимо работать четко, с верой, с обыкновенным мужеством, и по факту, без специального поиска и преувеличений, чтобы быть умереннее и не допускать сердца до безмерного и безрассудного огорчения. Владыка Антоний Сурожский предлагает понимать страдания как некое временное препятствие, этап, который нужно пройти, как школу, в преодолении которого — переход к более совершенному состоянию: «Бегун должен отложить временную лень, преодолеть усталость и прийти к каким-то результатам, в противном случае, если он не делает это настойчиво, он никогда не разовьет свое дыхание и мускулы» (Антоний Сурожский, митр. Труды. Книга первая).
Таким образом, если скорби — обыкновенное явление в жизни, то, как и все остальные явления человеческого мира, оно, будучи пропущенным через неготовое сердце, может стать причиной новых страданий, совершенно не нужных. Для этого необходимо разобраться, как страдание может умножиться и как этого избежать.
Священник Александр Ельчанинов писал, что «очень часто несчастье кажется нам громадным, потому что мы увеличиваем его совершенно необязательными элементами: ожидание несчастья, подготовительные моменты, резонанс в сердцах близких, промежутки между моментами действительных страданий, в которые страдаем по инерции, воспоминание о только что прошедшей боли» (Ельчанинов А., свящ. Отрывки из дневника). Однако, если жить настоящим и решать проблемы по мере их поступления, то есть «жить полнотой каждого момента жизни», то «несчастье будет этим сильно обезврежено, если не преодолено совсем».
Часто можно увидеть, как рассуждают и что чувствуют люди, с которыми неожиданно случилась какая-то большая неудача. И в таких ситуациях обычно произносятся фразы вроде «все плохо», «весь мир — сплошная несправедливость». Человек начинает чувствовать, что он причастен к некому мировому злу, и как будто его страдания — это сумма всех страданий, которые сошлись в данный момент в одной точке — на этом человеке. Однако английский христианский писатель К. С. Льюис очень доходчиво проясняет, как можно перестать думать об этом. Он приводит пример: «Представим себе, что у меня болит зуб, и определим сумму этой боли через “х”. Так же болит зуб и у Вас. Если Вы хотите, можете сказать, что сумма боли будет “2х”, но помните, что никто и никогда такой боли не испытывает. Страдания не слагаются» (Льюис К. С. Страдание)
Получается, что на первом этапе принятия внезапной скорби необходимо отсечь лишние мысли, «накрутки», и приготовиться с терпением (в той мере, в какой предполагает скорбь, без учета страдания от всех возможных ситуаций) и с естественным человеку мужеством встать на путь обращения конкретной скорби к духовной пользе.
Однако легко на первом же этапе поддаться слабости и разрешить себе «саможаление», а значит, поиск комфортного выхода из ситуации. В лучшем случае — временное забвение с помощью разных антидепрессантов, в худшем — суицид. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, «мы живем сейчас… в трусливой и мягкотелой цивилизации. Люди боятся страдания и не готовы встретить его, посмотреть ему в лицо. В результате люди не только все больше прибегают к транквилизаторам и другим лекарственным средствам, но кроме того страх страдания превосходит само страдание, потому что жить в страхе страдания гораздо тягостнее, чем действительно встретить терпимое страдание… надо помнить, что человеческая выносливость гораздо больше, чем нам обычно представляется» (Антоний Сурожский, митр. Труды. Книга вторая).
И здесь снова звучит Божие евангельское слово утешения: «не бойся». Не бояться сделать первый шаг в здравом принятии страдания, отбросив все лишнее и не дав себе разрешения для проявления слабости.
Следующий этап перенесения страдания — это не уклониться от посылаемой скорби. Как об этом пишет святитель Игнатий Кавказский, если для человека открывается путь скорбный, то «нельзя уклониться ни направо, ни налево», потому что он открылся «по неисповедимым судьбам Божиим» (Творения святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского. Т. VII. Собрание писем). Действительно, как и говорилось выше, поиск комфортного выхода из какой-либо «страдательной» ситуации может быть уклонением от воли Божией, которая никогда не бывает во вред человеку, но всегда на пользу, для научения, и которая всегда является своего рода наказанием, когда Господь дает некий урок человеку.
Любое внезапное горе может и должно быть принято как данное от руки Божией, и на этапе вступления на путь непреувеличенного терпения необходимо проявлять мужественность, зная, что на «горизонте» любого страдания — радость. Митрополит Афанасий Лимасольский говорит об этом так: «Радость есть плод Святого Духа… Радость христианина не зависит от внешних событий, она внутри нас… Вокруг нас может рушиться мир…, но в душе мы будем ощущать присутствие Бога, Который дает нам мир, радость и любовь. Любовь — это боль о всем мире, но спокойная, без доли отчаяния».
То есть христианин, встречаясь с внезапным страданием, должен ощущать себя невозмутимым, так что даже пусть вокруг него рушится мир; но он знает, что если скорбь принимается от Господа, то от Него же следует искать и помощь в преодолении испытания, а Господь ищущим дает и стучащим отворяет (Мф. 7:7). Если Он преподает урок через горе, значит таков Его замысел о «путеводительстве» конкретного человека.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) так объясняет «горизонт радости» внезапных страданий и, таким образом, причину мужественного принятия решения мужественно терпеть какую бы то ни было беду: «Тебя повстречали неожиданные скорби и недоумения! Что до того? Бог любит тебя, хочет даровать тебе милость Свою, упремудрить тебя… Бог послал скорби; Он пошлет и утешение» (Творения святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского. Т. VII. Собрание писем).
Шествие по пути терпеливого перенесения страдания может сопровождаться радостью. Но в конечном итоге — в земной жизни или уже в вечной — человек поймет, зачем с ним произошло то или иное событие. О том, что Промысел доступно знать о себе еще в земной жизни, сказал архимандрит Софроний (Сахаров): «Пребываю теперь в состоянии самой глубокой благодарности Божию промыслу обо мне; за трудные дни больше, чем за легкие, так как в страданиях рождается мудрость» (Софроний Сахаров, архим. Письма в Россию).
Итак, ясно, что принятие с терпением и благодарностью, как из рук Божиих, внезапных неприятных и горьких случаев — это путь к совершенству, потому что в таком состоянии страдания, буквально, ломается полная свобода человека, подпадая под действия внешних факторов. И, как это можно вывести из рассуждений упомянутых выше святых и писателей, если с верующим случается трагедия — то это так же происходит от любви Божией, как и с неверующим, только верующий может стоять в одной точке на пути к совершенству, а неверующий может быть далеко от верующего, но на том же пути. И, таким образом, при правильном восприятии неприятных неожиданностей (без ропота и обиды на всех и, главным образом, на Бога), человек действительно начинает путь к тому состоянию, которое он потерял в связи с грехопадением. То есть страдания, производимые скорбями, есть не что иное, как неизбежный и единственно возможный инструмент для возвращения человека к состоянию, обратному состоянию гордости, в которое погрузился диавол в полной мере, в которое впал человек в Эдеме и куда погружается человечество, не без помощи диавола, все дальше и дальше отходя от Господа.
И только принимая страдания как благословение Божие, возможно переосмыслить свою жизнь и понять, что без Бога человек не может ничего. Как сказал Старец Ефрем Катунакский, «скорби рождают смирение. От смирения сокрушается внутренний человек, сокрушается гордыня человека». И еще он говорил так: «Избавления от страданий ни один святой не просил у Бога. А просили все о даровании терпения. Если ты терпелив, то получишь и малую награду свою. А если не потерпишь, то ничего не заработаешь, никакой награды». И под наградой здесь старец, вероятно, имеет в виду возвращение к жизни с Богом.
Из всего выше сказанного видна общая картина способов восприятия внезапных скорбей. Однако нужно обозначить и воспитательный характер внезапных трагедий. Ведь не всякая внезапная трагедия может быть только лишь путем к совершенству самого испытуемого. Промысел Божий многогранен. И часто все так взаимосвязано, как человек бы и подумать не мог. Святитель Николай Сербский говорит еще об одном значении внезапных трагедий. Он говорит о смерти человека, погибшего неожиданно, и ведшего откровенно греховную жизнь до смерти. Таким образом, Господь, «посылая грешнику внезапную смерть… преследует две цели: наказание грешника и назидание другим».
Аспект наказания предполагает назидание. Здесь можно прокомментировать слова святителя Николая случаем, рассказанным преподобным Паисием Святогорцем.
Преподобный Паисий рассказывает об одной семье, которая сначала жила в полном материальном изобилии, все было хорошо, пока на нее не обрушилось много напастей. Глава семьи слег, умер; затем умерли его жена и дети — по очереди. Святой Паисий, зная, что Господь попускает скорби как благословенные испытания, однако засомневался: «Скорее всего, — пишет преподобный Паисий о своих думах, — в их случае вступили в действие духовные Божии законы». И расспрашивая знакомых этой семьи, святой Паисий узнал, что задолго до трагедий глава семьи многих обманул, и все нажитое им богатство — это результат введения в скорби других людей: у кого-то отнял землю, у кого-то последнюю корову, у кого забрал поле, сколотив неправедно целое состояние. И как говорит святой Паисий, «весь ропот страдальцев ударил не только по нему самому (по главе семьи) и его жене, но даже по их детям. Таким образом, вступили в действие духовные законы и самим членам семьи пришлось оказаться в шкурах тех, кто был обижен ими», так что для оплаты лечения их болезней были потрачены все неправедно нажитые средства, и эти люди «превратились в нищих, и ушли из жизни все — один за другим». Как пишет старец, «конечно, Бог будет судить их в соответствии со Своей великой любовью и справедливостью», однако, отсюда следует вывод, что люди несправедливые, претерпевая подобные несчастья, «оплачивают ими свои долги перед Богом». Это преподобный говорит в связи с тем, что если «в какой-то семье дед или бабушка совершали несправедливые поступки», и на них самих это никак не отразилось, «однако наказание постигает их детей и внуков, которые заболевают и бывают вынуждены растратить на врачей то, что было собрано неправдой». Таким образом, внезапные трагедии могут иметь «греховно-исторический» фон. И это является назиданием, уроком для других.
Так или иначе, любой внезапный трагичный случай — это попущение Божие, которое для каждого, кто соприкасается с этой трагедией, в той или иной мере имеет свое неповторимое действие Промысла Божиего. Если прочитать молитву оптинских старцев на начало дня, то можно обратить внимание на строчку: «Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой». Отсюда видно, что у принятия внезапного горя есть предыстория — это подготовка к такому случаю.
Как пишет об этом в одном из писем святитель Феофан Заворник, страдания, которые человек претерпевает на своем жизненном пути, — это своего рода экзамен. Такой экзамен, где «вопросы задает Господь обстоятельствами», и где ответ — «то, как вы встречаете и держите себя в обстоятельствах. Божие благоволение или неблаговоление — отметки… Вот и гадайте, как быть, чтобы отметки были все хорошие».
Таким образом, каждый человек призван заранее быть готовым претерпевать различные скорби и воспринимать их как посланные Богом. Когда еще ничего не произошло, необходимо подготовиться к тому, что никак не миновать в жизни, чтобы в горький час испытания, когда человек растерян и подавлен, вести себя верно. А если у человека нет опоры, по слову Фредерики де Грааф, если он не увидит «смысла в страдании, он, скорее всего, не будет в состоянии лицом к лицу встретить предстоящий кризис».
В книге Притч сказано: «Сын мой! … храни здравомыслие и рассудительность… Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Притч 3:21-25). И старцы Оптинские неслучайно призывают молиться о непредвиденных случаях. Еще в Евангелии Господь говорит: «бодрствуйте» (Мк. 13:33-37). Бодрствовать и трезво понимать, что каждое мгновение может быть последним, за каждым шагом может быть пропасть. Понимать, что все, что происходит неожиданно с близкими, — от Господа. И, как бы ни было это страшно и трагично, это от Него. По Его попущению, так как сказано: «ни одна из двух малых птиц, которые продаются за ассарий, не упадет на землю без [воли] Отца…; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: потому что вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31). То есть без воли Бога ни одна птица с неба не упадет, и, если Господь говорит, что люди лучше малых птиц, то и забота Его о человеческом горе совершенно иная.
Далее необходимо осветить то, как сами оптинские старцы говорят о непредвиденных случаях в своих письмах. В письме от 5 января 1836 года преподобный Лев Оптинский писал, что «Господь и противными нам случаями соделывает наше спасение». А там, где осознание, что все — от Господа, там же и ощущение Его помощи в, казалось бы, безысходной ситуации.
Преподобный Макарий Оптинский, разбирая ситуацию с внезапным землетрясением, бывшим на Афоне, говорит: «Верующий воззовет ко Господу: Призирает на землю, и она трясется (Пс. 103:32), помилуй нас, а неверующий отнесет к действию внутренней борьбы в земле находящихся металлических различных пород и огня».
Старец Лев говорит, что «Создатель Господь все создал, под Его властию все существует, Он мертвит и оживит». И в утешение он приводит цитату из Книги пророка Исаии: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15). Из этих слов старец Лев выводит, что «Господь печется о нас», и если полезно будет лежащему на смертельном одре, «то даст ему Господь здравие и воздвигнет от одра болезни».
Промысел Божий печется о всех людях в целом, и вместе с тем и о каждом отдельно, устрояет все на пользу и, что особенно важно, «попустительными случаями» дает «средство к познанию своих страстей и искоренению оных», и потому, согласно оптинским старцам, не нужно никого винить, но все воспринимать по принципу не «за что мне это», а «для чего».
Всегда Господь, даже если касается Своей рукой жизни человека непредвиденно, однако, если начать идти путем христианским и не считать, что Бог в чем-то виноват, то «на сие устроение призрит Бог и будет надежда к исправлению». Кроме того, старец Лев обращает внимание: «Мы должны быть уверены, что Промысел Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями».
Также преподобный Макарий Оптинский научает, что «...Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл… и вся на пользу устрояющий». И что бы ни происходило (голод, бесславие, нищета, потеря детей, супруги или супруга, родителей и проч.), «но все сие происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим».
Таким образом, всё ведет ко спасению, только лишь нужно довериться Промыслу Божию, принять от Него то, что кажется трагедией, исправить свою жизнь и, выйдя не отчаявшимся из внезапного «непредвиденного случая», возблагодарить Бога за очередную возможность возрадоваться Его заботе. Именно так подготовившись, человек может верно, без преувеличенного отчаяния пережить приключившуюся с ним беду и извлечь из нее максимальную пользу для своего духовного здоровья.
Никита Якубов
Сретенская Духовная Семинария
|