Усопшие в посмертной своей жизни пребывают в состоянии ожидания. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ. В этот период ожидания, хотя они и знают многое, сообщаются и жаждут спасения, они уже ничем не могут себе помочь.
Согласно православному учению, по молитвам Церкви умершие могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний. Поэтому наш долг – помочь им при посредничестве Церкви получить мир, покой и спасение. Для этой цели Человеколюбец Бог, никогда не желающий осуждения грешникам, передал Церкви средства, с помощью которых мы приносим облегчение усопшим. Это Божественная литургия, заупокойные службы, поминовения, молитва и подаяние милости.
Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает Церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь.
Православная церковь уделяет внимание умершим христианам на каждом богослужении. Главное поминовение усопшего происходит в храме на Божественной литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии.
Когда один человек приносит себя в жертву Богу (и приобретает тем самым святость) спасается лишь он один. На Божественной литургии сам Бог приносит себя в жертву за спасение и освящение всех людей, вселенского мира. Именно поэтому Божественная литургия и является самым важным приношением усопшим.
Усопшим и молению за них посвящены все субботние дни года. В эти дни поются заупокойные тропари и совершаются заупокойные службы - панихиды. На панихиду можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших. Об усопших молятся ежедневно и дома. Молитвы об усопших есть в любом молитвослове, их можно читать и в церкви, и дома. И, конечно, никто не запрещает молиться своими словами. Но при этом считается, что церковная молитва обладает большей благодатной силой.
При церковном поминовении священник произносит имена усопших, которые вы перед богослужением передаете в церковный киоск, написав на записке. Отношение к почившим то же, что и к живым. Усопшие - это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).
Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.
Любовь к умершим нашим родственникам и близким выражается также через раздачу милостыни за них бедным. Уже «Апостольские Постановления» (конец IV века) рекомендуют раздавать «из имения» умершего и «в поминовение его» милостыню нищим (Кн. 8:42). То же самое советуют Иоанн Златоуст, Иероним, Тертуллиан, Псевдо-Афанасий и другие древние отцы Церкви и христианские писатели.
Подаяние милости является важным даром для душ усопших сродников наших. В особенности, когда мы подаем то, что было заработано и приобретено от их трудов во время их земной жизни. Все, что мы даем нуждающимся братиям нашим, помогает нам в деле спасения души.
Особенно важны для усопших жертвы на просфоры, вино, масло, воск и ладан. Ибо они даются для совершения Божественной литургии, ими искупают души свои грехи. Поэтому следует как можно чаще готовить просфору за умерших наших сродников и приносить ее в храм на Божественную литургию.
По старой церковной традиции, в качестве пожертвования принято приносить продукты в храм на специальный столик - «на канун». Продукты, которые верующие приносят и кладут на канун, идут потом на нужды прихода и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает. Мне кажется, это добрый обычай — помогать нуждающимся или облегчать бремя людей, которые служат в храме (конечно, это не только священнослужители, но и свечницы и все те, кто бесплатно, по воле сердца помогает в Доме Божием). Принося продукты в храм, мы и служим ближнему, и поминаем наших усопших.
В дни поминовения усопших принято посещать кладбища. Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время уборке и помолиться о душе усопшего.
Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком.
Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.
Хотя главным в поминовении усопших является молитва и милостыня, тем не менее, продолжением этой молитвы является поминальная трапеза. Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи. Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это тоже есть жертва.
В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» - это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.
Молитесь за усопших, позаботьтесь об их душах. Помните, что у нас всех одна дорога и всем предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули и нас!
|