Статьи - Духовная жизнь

МЁРТВЫЕ СЛОВА, ИЛИ ЧТО ПРОРОЧЕСКОГО В ПРАЗДНОСЛОВИИ?

Празднословие – это милые сплетни и приятные посиделки. Это такая себе легкая праздность. Почти что праздничность. Весело и без “напряга”. Что тут плохого такого? Почему же один из главных четырех пороков, от которых мы просим Господа Великим постом нас избавить – это дух празднословия?

Слишком легко сегодня словом орудуют. Любым

И в бытовой жизни, и в СМИ, и в политике, и в отношениях высоких, и на троллейбусных остановках, и даже в бизнесе. Почему в бизнесе «даже»? Потому, что слово современного торговца грозит последствиями —  прибылью или убытком, и чаще всего фиксируется всякими договорами. Да что там договорами? Почти что любое взаимодействие партнеров какого-то общего дела закреплено бланком строгой отчетности. Было слово купца когда-то дороже золота, было. Только вот сегодня слово бизнесмена, даже с бумажкой мало чего стоит – «нагреть», так сказать, другого с благой целью – прибылью и дополнительным увеличением капитала — «это бизнес, детка». Так что, да — даже в бизнесе…

Праздное слово – пустое слово

Говорит преподобный Ефрем Сирин: «Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос».

Праздное слово – украденное время

Пустая болтовня – это непрочитанная молитва, книга или важное дело – помощь человеку, который в ней нуждается, это утраченная возможность заняться своим здоровьем наконец, дописать научный труд или убраться в квартире.

Праздное слово – это лживое слово

«Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой», по святителю Василию Великому.

И сплетни, и разговоры на отвлеченные темы, и неискренне сказанное слово – это вранье, пар из уст, за которым ни дела, ни размышления не следует.

Помню, как-то призналась знакомому, что пытаюсь не врать – совсем. Он потом другим рассказывал: «Она, мол, считает, что не врет никогда. Ха-ха-ха». Задумалась, откуда такая четкая уверенность в неисполнимости задачи – быть честным. Может, я вру себе, и это таки невозможно?

Когда ты привык выдумывать, перекручивать, приукрашивать, оправдывать себя, то не врать, оказывается – очень тяжело

Вот, кажется, добавь чуть красок в эту историю, и она “заиграет”; вот скажи сейчас этому парню то, что он так яро пытается от тебя добиться, и вот оно – почтение, удовлетворение заработано; ну просит тебя человек что-то сделать – пообещай, чего стоит – а там жизнь покажет, может, сам забудет; плохо подруге – расскажи, какой у тебя прекрасный психолог есть, может, он ей и не понадобится, утешь человека, хоть и телефон этого лекаря давно потерян. И все это так невинно и во благо, никому не мешает жить, а твой рейтинг и количество друзей в фейсбуке только растет.

А потом “бац!” — и ПРОЗРЕНИЕ. Не то это. Как так получается, прозрение это? Что за яблоко человеку на голову падает? Кто его знает... Только когда оно случается и в очередной раз тебе уже невмоготу, и стыдно неимоверно тянуть этот ворох мелочевки жизненной на исповедь. Вот тогда все и меняется. Врать становится невыносимо тяжело. Обмануть даже кондуктора в троллейбусе – кажется преступлением, и ты покупаешь каждый раз билетик, даже если ехать одну остановку.

Тяжело врать, но еще тяжелее не врать по инерции. Когда никто не узнает, когда можно не сказать правду, а выдумать причину получше и повод повесомее. Просто ради красного словца. Ведь у тебя это всегда так мастерски получалось, и главное — все верили. Но рефлексия-рефлексией, а когда есть с чем сравнивать, то бороться с собою – резон еще какой.

Выигрывать в маленьком бою с собою раз за разом оказывается приятней, чем одобрение окружающих, которым не досталось очередной порции “лапши” или лести

И пусть тех, с кем поговорить можно, станет меньше, так это ж закон такой – или количество, или качество. Добротная книга – собеседник приятней и полезней, чем человек, которому, кроме как о курсе доллара поговорить, больше ни о чем не интересно.

Врать – это часто больше, чем праздно говорить, иногда это преступление, с которого все начинается. Нет, начинается все с невинной болтовни. О том, о сем, о ближнем, о новеньком, гул пустой и раздражительный для уха праведника. Почему человек убегал в пустыню? Тишины, покоя и возможности общения с Тем искал, с Кем говорить – это вопрос жизни и смерти.

«Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог» (Ин. 1:1). Возможно ли не вспомнить этих твердых, как кремень, несколько слов, в которых и ответ – почему не стоит словом пренебрегать и использовать, как вздумается. Господь наш Иисус Христос – Бог Слово. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).

Эти ли слова праздны, что мы о них не помним? Или нам наш лепет дороже всего на свете?

Сила в правде! Да, и правда в том, что мы ее, эту правду, всячески из своей жизни выталкиваем – праздным словом, в котором нет ни силы, ни жизни, ни смысла – одна мишура. Мёртвое слово –  мёртвого человека. Потому, что «От избытка сердца уста глаголят» (Лк.6:45).

А знакомый мой был прав, не веря в то, что кто-то может не врать никогда. «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2), и я тож. Только — можно врать без зазрения совести, а можно просить у Господа: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему».  

Валентина Гордийчук

Православная жизнь

 
 
 

Назад к списку