Статьи - ПАЛОМНИЧЕСТВО

ЧТО, ЕСЛИ СВЯТЫНЯ НЕ ПОДЛИННАЯ?

Руины монастыря преп. Симеона Столпника. В глубине, чуть справа, виднеются остатки колонны и большой камень. Это остатки столпа преп. Симеона. Сам столп был высотой более 20 метров, но постепенно паломники его разобрали на сувениры.

Всякий раз, когда в Россию привозят какую-нибудь христианскую святыню (из последних: Пояс Богородицы, Дары волхвов), читаю в СМИ и Интернете критические статьи, где горе-историки вопиют: люди, вас дурят, это не настоящие святыни!..

И в личных беседах вновь и вновь всплывают эти темы. Надо сказать, что, объяснив мнение Православной Церкви на этот счет таким критикам, я чаще всего встречаю понимание: «А-а… так бы и сказали».

Пора, дорогие, и вам в поддержку дать пару историй на эту тему из фонда Православного Предания.

На днях, читая письма святителя Игнатия (Брянчанинова), нашел на эту тему прекрасный пример.

Святитель Игнатий рассказывает о древней истории, произошедшей в Египетском монастыре. Этот монастырь решили ограбить разбойники. И вот туда, чтобы ночью открыть двери подельникам, отправился главарь, переодетый в монашеское платье. Ничего не ведающая, радушная игуменья своими руками омыла ноги утомленной «гостье», а потом этой водой любви и гостеприимства обрызгала сестер монастыря. Одна из инокинь была слепа. Привели и ее. «Когда вода, – пишет святитель Игнатий, – коею омыты были ноги разбойника, коснулась очей слепой, – то она немедленно прозрела. Вот сила веры! Старшина разбойников покаялся и, приняв пострижение, угодил Богу». (Избранные письма. № 116. /Собр. соч. святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. Т. 7. М. 2001. С. 147)

Только на минуту подумайте: вода, которой омыли ноги разбойнику, замыслившему преступление! Но отношение самих сестер к этому, сделало для них эти, не побоюсь сказать, помои, водой животворящей и благодатной.

Об этом же – история из жития преп. Симеона Столпника (5-й век). Вспомнилось потому, что в новостях услышал, как исламисты с упоением разрушали древнехристианские сирийские монастыри (руины этого монастыря находятся в 60 км от древнехристианского города Алеппо, ныне оскверненного и разрушенного исламскими боевиками)… Это житие написано было учеником преп. Симеона, Антонием, человеком, который лично знал преп. Симеона, общался с ним и собственноручно закрыл глаза почившему подвижнику. Так что рассказ этот – не благочестивая легенда, но свидетельство очевидца.

Впрочем, приведу фрагмент жития:

Про самого преп. Симеона рассказывать не буду, все, наверное, знают. В его биографии был страшный случай. К нему явился диавол в образе Ангела на огненном коне. Диавол хотел обольстить подвижника и ввергнуть со столпа вниз, на землю, а душу в погибель. Но давайте прочитаем подлинный рассказ жития, рассказ, которому без малого полторы тысячи лет:

И около столпа, где стоял блаженный Симеон, появилась огненная колесница, и явился диавол в блеске и сиянии, словно ангел света. И произнес тут диавол такие ласковые слова: «Послушай же, Симеон, то, что велел передать тебе Господь. Послал Он меня, ангела Своего, в колеснице и на коне огненном, дабы вознес я тебя, как вознес Илию. Ибо пришло время твое. Вознесись же со мной на колеснице, ибо послал ее Повелитель неба и земли. Взойди же со мной на небеса, дабы узрели тебя ангелы и архангелы с Марией, Матерью Божией, с апостолами и мучениками, исповедники и пророки, дабы возрадовались они, видя тебя, молящего Господа, сотворившего тебя по образу Своему. Вот и говорю я тебе, пойдем, не мешкая».

Выслушав речь до конца, Симеон вопросил: «Господи, желаешь ли Ты восхитить меня грешным на небо?» И, подняв правую ногу, чтобы взобраться на повозку, поднял он и правую руку, и сотворил крестное знамение. Как только он осенил себя знаком креста, диавол более не мог оставаться в сем месте, и исчез он вместе со всеми своими уговорами, словно пыль пред лицом ветра. Тогда-то и понял Симеон, что все это – ухищрения диавольские.

Придя же в себя, сказал он ноге своей: «Ты не вернешься назад, но будешь стоять здесь до моей кончины, до тех пор, пока не призовет меня, грешника, Господь». Между тем, диавол в холодное время года нанес ему рану в бедро, и загнила она столь сильно, что из нее начало извергаться множество червей, которые спускались по телу его, с ноги на столп, а оттуда на землю. И целый год стоял он на одной ноге. Рядом с ним стоял некий юноша, по имени Антоний, который видел и слышал все это. Он, по его приказанию, подбирал падавших на землю червей и протягивал их святому наверх. А он снова влагал их себе в рану, словно праведный Иов, говоря: «Питайтесь тем, что дал вам Господь».

Узнал о его славе и царь сарацинов Базилик, и пришел он к нему. Увидел царь, что стоит он наверху и молится, и узрел он, как из тела его выпал червь. Царь же поспешно, с молитвой поймал его и возложил на очи свои. Завидев же царя, святой сказал: «Почему ты так сделал, достойнейший муж, это же червь из тела загнившего моего». Услышав это, царь Базилик открыл ладонь свою и обнаружил в ней драгоценнейшую жемчужину. И сказал он блаженному Симеону: «Это не червь гнилой, но жемчужина бесценная», а тот ему ответствовал: «Человече, по вере твоей дано тебе, и благословенно да будет в руках твоих во все дни жизни твоей». Так и пошел сей человек, преисполнившись веры.
………
Вот такой рассказ. Что тут прибавить? Пожалуй, только то, что для человека искреннего и ищущего благодати и спасения все содействует во благо. Все – сотворил Бог! И все может стать носителем благодати. А подлинная вещица или не подлинная – неважно.

Впрочем, напомню, что не имеет смысла прибегать к святыне, если вы не желаете жить христианской жизнью, если не исповедуетесь, не причащаетесь, не стараетесь вести нравственную жизнь. Но, надеюсь, это и так очевидно.

Священник Константин Пархоменко
 

 
 
 

Назад к списку