Статьи - Духовная жизнь

СОВЕТЫ ДЛЯ ДУХОВНОЙ БОРЬБЫ

1. Если кто и молвит бездумное слово, ты не горячись. Сделай вид, что не услышал сказанного. Стоит ли гневаться из-за того, что кто-то что-то сказал? Что бы тебе ни говорили, ты молчи. Вместо: «Свекровь моя – исчадие ада” – скажи лучше: “Моя свекровь – мое спасение. Пусть угаснет во мне всякий пламень раздражительности и гнева, она спасение мое”. Ведь сказано в Библии: “Побеждайте зло добром”. Не причиняйте зла. Благой человек не будет причинять вред другому, даже если другие вредят ему или доставляют неприятности.

2. В человеке всегда нужно видеть хорошее начало. Ведь выискивая только худое, мы, конечно, многое можем найти, потому как нет на свете человека без недостатков.

3. Где бы ты ни искал праведного, непогрешимого, безупречного общества, без всяких расхождений и противоречий, тебе не удастся найти такого, где бы ты ни был. Если обошли тебя сегодня печали и горести, на другой день они непременно обнаружатся в твоей жизни. Таково общество, в котором мы живем.

4. Будем великодушными! Сама благодать Святого Духа наделяет нас великодушием. “Плодами Святого Духа являются любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”. “Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями”. Потому что разгоревшиеся страсти – страшное дело.

5. Ты даже не можешь представить себе, что вытворяет ненавидящий добро враг человека. Целью этого единственного по лукавству и злобе существа является отвращение человека от Причащения и исповеди. Тогда в Раю он обманул нас, дав нам вкусить запретный плод. Теперь он пытается отдалить нас от церковных Таинств.

6. Если мы будем участвовать в Христовых страданиях, мы воскреснем вместе с Ним. Так или иначе, сначала труд – потом награда. Венчанию на царство всегда предшествуют трудности.

7. Послушание имеет в жизни человека очень большое значение. Большее, чем чувство собственного достоинства.

8. Сатана препятствует нам творить добрые дела. Если мы преуспеваем в чем-то, он обязательно устроит все так, что мы или будем сожалеть о содеянном, или предадимся гордыне. Мы делаем добро во Славу и благодать Божию, во благо окружающих нас душ, а не для обретения личной славы.

9. Разве лампада, дающая свет другим, уменьшает его в себе? Раз горит она – значит есть в ней свет. Иногда от нее исходит черный дым, то бишь гордость, – тогда нужно добавить масла. Святой Дух и есть это чудотворное масло. Дьявол толкает тебя к гордыне, чтобы ты не получил платы своей. Тогда говоришь ты: “Прочь от меня, сатана!” Подобно Давиду, который в своем покаянии, страдая от демонических нападений, воззвал от всей души к Богу: “Боже! Поспеши на помощь мне. Господи! Не замедли помочь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей, да возвратятся вспять и устыдятся желающие мне зла! Скоро да возвратятся вспять со стыдом говорящие мне: “хорошо, хорошо!””

10. Мы должны довольствоваться умеренным. То есть должны быть умеренны в речах своих, в словах, в поступках, в размышлениях и во всем остальном. И радость, и печаль, и любовь должны пребывать в нашей жизни в умеренности. Только в Боге нет умеренности. Мы должны любить Его всем своим естеством.

11. Своего ближнего должно любить нам, “как самого себя”. Что касается милостыни, “не добровольно даешь ты остаток, но по крайней необходимости”. Давать нужно по заповеди. Согласно месту, человеку и его намерениям. Ты видишь, что Сам Бог дает все в меру. “Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова”.

12.Чем смиреннее мы, тем больше в нас благодати. Во всех деяниях наших должны с нами пребывать разумность и умеренность. Многое мы делаем не по рассуждению, а по страсти.

13. Гнев вызывает в душе смятение. Когда мы действуем в ленивом или подавленном настроении, это признак холодности.

14. Когда в человеке преобладает благодать Святого Духа, нечистый не может войти внутрь его. И Библия говорит: “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя “. И тогда говорит: “возвращусь в дом мой, откуда я вышел”. “И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным”. Поэтому надобно нам охранять свою душу от лукавого.

15. Никто не может похвалиться жизнью, в которой не было бы падений. Иные наделены естественными добродетелями, однако продолжают бороться за достижение сверхъестественного – бесстрастия. Те из нас, кто не наделен добродетелью, пытается получить его без всякого труда и усилий. Но ведь это невозможно. Даже самое незначительное требует усилий, труда, кротости и благодати. А тем более дела великие! Без терпения и усилий даже в самом малом не может быть совершенствования. Возникает необходимость в горячей молитве и большем смирении. Через умное делание и по милости Божией мало-помалу все у нас получится.

16. Не должно нам печалить других, даже если они обидели нас или причинили нам зло. Так как, обидев другого, придет время, когда мы будем стыдиться того человека. Все трудности и страдания наши не проходят незамеченными перед Господом, они станут лестницей на пути к получению более ценных духовных даров. Поскольку они помогают нам вынести все испытания, помогают в нашей борьбе за умерщвление страстей наших и в смирении. Борющийся желает себе разного рода испытаний, чтобы в жизни его не повторялись те же ошибки, которые по существу становятся бессмысленными ошибками.

17. Не прекращает свою работу лукавый. Не спит, не ест. Наша борьба направлена “против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной”. Вот почему “приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий”. Одно еще нам под силу – сопротивление.

18. Когда мы смиряемся со своим печальным положением, нам сразу же становиться легче на душе. Возможно, нам и не удастся найти выход из этого положения, зато боль становиться терпимой. Нам необходимо говорить постоянно: “Исполни, Господи, сердце мое верой и благодатью”.

19. Как-то лукавый боролся с одним монахом, пытаясь разными путями одолеть его. Долго и настойчиво воевал он. На какие ухищрения он только не шел, пытаясь любыми путями выжить монаха из монастыря. Говорил ему лукавый: “Ты сопротивляешься мне и пока одерживаешь победу, но насколько тебя еще хватит? Сорок лет ты проживешь, а до тех пор я не буду оставлять тебя в покое, пока не падешь ты”. Тогда монах подумал: «Зачем мне с ним ссориться? Пойду-ка я в деревню по своим делам”. Стал он собираться. “Куда идешь?” – спросил его один из отцов. “Скоро вернусь”, – ответил монах. “Не ходи никуда, – сказал тогда отец, – это его хитрости”. Монах повиновался, вернулся и сказал: “Я останусь здесь до конца дней своих”.

20. Я не думаю, что есть на свете человек, у которого было бы все, но он при этом не подвергся какому-либо испытанию. У каждого из нас свой крест.

21. Когда в нас остается осадок неприязни, гнева, отвращения, обиды, это похоже на давно не убранный дом, запылившийся, с грязными окнами. В такой дом боишься войти. Мы должны убирать свой дом каждый день, так как лукавый заставляет нас страдать и дом души нашей делает своим. Когда он хочет свить гнездо, приносит солому, немного глины и т.д. Если каждый день убирать все то, что он приносит, он не сможет свить себе гнездо. Если уничтожить яйца, цыплят не будет.

22. В небесной войне существует две противоречивые воли: одна – разумная, рассудительная, а другая – низменная, не поддающаяся разуму воля, т.е. желание плоти и страстей. Руководствуясь первой, мы желаем обрести все хорошее и положительное, окружающее нас, а следуя второй – все плохое и отрицательное. Здесь находят свое подтверждение слова апостола Павла: “Вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих”. “Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?” “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю”.

23. Из этого следует, что самым прибыльным днем оказывается день, приносящий наибольшие страдания. Если мы не страдаем, мы напоминаем торговца, открывшего магазин, но у которого совсем нет покупателей. Награду получают не созерцатели, а участники борьбы, играющие, однако, строго по правилам.

24. Мы должны погрузиться в себя, мы должны осмыслить все. Даже если мы достигнем совершенства и непогрешимости, не думаю, что среди нас найдутся непорочные люди. Давайте довольствоваться тем, что у нас есть, чтобы в нашу жизнь пришло счастье. Не смотрите на других, потому что у них наверняка есть такие серьезные трудности, о которых мы и не знаем.

25. “Пошли Лазаря в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения”, – сказал богач. Это до Суда Божьего. Так и почившая мать, увидев детей своих в заблуждении и грехе, несказанно печалится о них. Но после Суда все будет по-другому. Не будет страха, печали, тоски, придет радость и свет. Ведь когда у нас в доме горит свет, мы не можем видеть, что творится в темноте, в то время как находящиеся в темноте прекрасно видят нас – так случается и в Раю.

26. Часто мы пытаемся быть справедливее Бога, желая, чтобы никто не оставался вне Рая. Но тогда упраздняются и борьба, и воздержание.

27. Когда мы считаем духовное преуспеяние чем-то трудным и недостижимым, это значит, что мы не стараемся стать лучше и чище. На помощь всегда приходит Бог.

28. В деяниях наших мы должны руководствоваться назиданиями и поучениями Иисуса Христа, за Которым должно следовать нам. Константину Великому не просто далась победа, он победил с помощью креста.

29. Все, что мы делаем, должно быть сделано во славу Божию и на благо души человеческой. С тем чтобы избежать траты часов, дней на праздное времяпрепровождение, а использовать это время во славу Божию и для успокоения душ наших ближних.

30. В мире этом Божье Провидение никого не обошло стороной. Воистину, терпеливым воздастся награда их.

Источник: Пресвитер Андреас Агафоклеус. Опыт святости. Повествование о житии  деда Панаи из Лиси.

Перевод с новогреческого: редакция “Пемптусия”
 

 
 
 

Назад к списку