Статьи - О СМЕРТИ

ПЕРЕЗАГРУЗКИ НЕ БУДЕТ

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
<...>
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!

Эти пронзительные строки из стихотворения Марины Цветаевой не могут оставить равнодушным, наверное, никого, потому что относятся абсолютно ко всем и к каждому. Как часто мы забываем об этом, а если и вспоминаем, то гоним эти мысли подальше — они пугают, причиняют боль. Но современный человек научился искусно уводить свое внимание от таких тревожащих его воображение и душу вещей. Если посмотреть со стороны на сегодняшнюю жизнь, то может показаться, что люди стали бессмертны — мы живем так, словно никогда умрем, словно мы, подобно любому компьютеру, можем перезагрузиться и продолжить свое существование. Словно любой кусок нашей жизни мы можем вернуть, как случайно удаленный фрагмент текста. Словно любой из нас всегда будет молод, красив, здоров, и будет улыбаться, как на снимке. Но ведь это не так…

Сила привычки и след зазеркалья

Осознать то, что каждый из нас умрет, почти невозможно, просто потому, что мы созданы бессмертными и для бессмертия. Осознать это в наше время, пожалуй, сложнее, чем когда-либо. Почему? Мы постоянно находимся на пересечении двух информационных потоков: с одной стороны на нас бесконечно сваливаются сообщения о катастрофах, убийствах, катаклизмах со множеством человеческих жертв, с другой стороны из всех источников информации с таким же неудержимым напором нас призывают развлекаться, получать удовольствие от всего, что можно и нельзя, и не вспоминать о катастрофах, страданиях, болезнях и смерти. Один из наиболее пагубных результатов этого — все более нарастающее человеческое бесчувствие. Самые простые, бытовые примеры доказывают это. Как часто молодежь уступает место в транспорте пожилым людям? Молодые пассажиры в лучшем случае отворачиваются в окно или утыкаются в свои смартфоны, в худшем — смотрят в глаза и невозмутимо сидят в креслах подле стоящих бабушек и дедушек.

Помню однажды услышанный мною рассказ человека, попавшего в автокатастрофу. Когда машина, в которой он ехал со своей семьей, перевернулась и улетела в кювет, он еще какое-то время находился в сознании и видел, как на обочине притормозил джип, из него выбежали люди и бросились в сторону пострадавших. Мужчина помнит, как в первые секунды почувствовал облегчение от мысли, что сейчас им помогут. Какой же ужас он испытал, когда увидел, что целью столь стремительного бега пассажиров джипа был на самом деле багажник перевернувшейся машины?! Они принялись вытаскивать оттуда вещи и носить их к себе. Чем кончилось дело, рассказчик не помнит, так как в тот момент потерял сознание. Такие случаи пока довольно редки, их можно считать крайним проявлением бесчувственности, но тенденция пугающая. А ведь логическое завершение равнодушия к окружающим — обесценивание жизни как таковой.

Еще со школьных уроков истории я помню поразивший меня факт: на войне отношение человека к смерти меняется — она к каждому подходит слишком близко. Пока, слава Богу, наша страна живет не в условиях активных боевых действий, но информационно мы включены в те далеко не мирные события, которые происходят в разных точках мира. И мы постепенно привыкаем к насилию, человеческому страданию и боли. Наше отношение к этому меняется уже в своей первооснове, проходя путь от понимания, что уничтожение себе подобных — горе, трагедия, и, наконец, грех, разрушающий личность, до ощущения, что это — обычный фон нашего существования. Можно возразить, что на протяжении мировой истории всегда происходили военные конфликты, революции, совершались преступления. Да, но только вот граждане какой-то отдельной страны либо вообще не знали, что делается на другом конце земного шара, либо передавали вести о тех или иных событиях из уст в уста, позже  читали сводки в газетах: следовательно, объем знаемого был невелик.

С развитием средств массовой информации и коммуникации эти барьеры были сняты. Известный журналист Алексей Абакумов года три тому назад на одном из мастер-классов для молодых коллег говорил о том, что современного человека сообщения типа: «идет война, гибнут мирные жители»совершенно не впечатляют. Дальше Абакумов, конечно, поделился парочкой секретов, как научиться своими репортажами или новостными заметками вызывать у людей интерес к событию и живой отклик. Но факт остается фактом: «не впечатляет»…

Кинематограф и телевидение тоже сделали свое дело — в нашу жизнь прочно вошла иллюзорность. Вымышленные герои фильмов и инсценированных ток-шоу влюбляются, сражаются, плачут, смеются, умирают и даже оживают «понарошку». И хотя по-человечески мы сопереживаем им, но все-таки где-то в подсознании кроется — «понарошку». При этом совершенно нормальным для бесчисленного множества персонажей, среди которых самые обычные люди, становится — взять пистолет и застрелить из него обидчика. А мы все привыкаем и привыкаем.

Компьютерные «стрелялки» помогают выплеснуть эмоции, говорят любители этих игр. Разрядишь в противника целую обойму, взорвешь пару-тройку объектов — и на душе легче. Всё же лучше, чем выплескивать гнев на окружающих. Наверное, метод работает. А вот хорошо это или плохо для психики человека — вопрос спорный. Не начнешь ли ты ненароком смотреть на всех людей, как на фигурки, бегающие по монитору?! Выместил зло, а потом новый раунд, и все опять живы и здоровы…

С развитием компьютерных технологий границы между реальностью и виртуальностью все больше размываются. Для этого даже не нужно прибегать к консультации с психологом, достаточно просто повнимательнее присмотреться к себе. Сколько раз я и мои знакомые при потере какой-то вещи выказывали готовность отыскать ее посредством кнопки «Поиск» или позвонить на нее. И как всегда бывало досадно и в то же время смешно, что с ключами, кошельком, блокнотом или футляром от очков этот номер не проходит. Это опять же самый простой бытовой пример, но разве не свидетельствует он об этой размытости границ. Да просто-напросто виртуальная реальность уже давно стала частью самой реальности, при этом реальность виртуальная может себя отразить или виртуализировать бесчисленное количество раз. В этих лабиринтах зазеркалья мы уже привыкли находиться и довольно-таки неплохо в них ориентируемся, но для нашего сознания это не проходит бесследно.

В поисках ориентира

Эмоциональное и душевное привыкание и ощущение, что любой сбой можно исправить путем перезагрузки, приводит к потере чувства уязвимости, элементарного страха ошибки. А значит, человек начинает менее ответственно подходить ко всему, что он делает, менее ответственно относиться к самой жизни, своей и чужой. Чего только стоят нынешние водители авто, которые за рулем ведут себя так, словно они участники не дорожного движения, а какой-нибудь 3Dигры. Родители, несмотря на жесткие нормы закона, правдами и неправдами приобретают оружие, беззаботно хранят его дома в доступном для любого члена семьи месте, а потом на всю страну становится известно имя Сергея Гордеева, устроившего в собственной школе стрельбу и застрелившего двух человек.

Чувство ответственности стало чересчур обременительным. Зачем стараться строить отношения с коллегами, друзьями, любимыми, со своими детьми, зачем пытаться понять, кто ты и для чего ты родился в этот мир? Это все оказывается совершенно не нужным, или слишком сложным, или слишком страшным. И вовсе не обязательно, что так человек чувствует себя несчастным. Он как раз может быть вполне доволен своим способом существования, но тем ужаснее, ведь тогда его душа может однажды перестать искать — искать Бога, как абсолютное благо, как первопричину всего, как путь.

В истории человечества уже были двое, которым однажды показалось, что Создатель им не нужен, что лучше самим быть как Он. И мы уже знаем, что эти мысли оказались все теми же иллюзиями, потому что без Бога, без Источника жизни ничего не может существовать. Рано или поздно человек вынужден вынырнуть из своего иллюзорного мира и встать перед лицом реальной жизни или смерти. И понять, что здесь — в этой самой точке — перезагрузка невозможна, что живем-то мы всегда «набело», что всё в этом мире конечно, в том числе, и я, и те, кого я люблю, да и сам мир. Так, после смерти однокурсника самым ужасающим, наверное, было для меня услышать его голос на видео, которое показывали на похоронах его родители. Не увидеть (потому что увидеть можно и на фото), а именно услышать и со всей безвозвратностью почувствовать, что этот радостно звучащий голос — больше не свойство живого человека, а только продукт современных цифровых технологий. Он может немного утешить, но не способен что-либо изменить. Человека нет на земле, и никогда не будет…

Верующему легче не струсить и взглянуть в глаза неумолимому факту собственной смертности, не струсить и увидеть, что Тот единственный, Кто уже шагнул за эту грань и победил закон земного естества, Он — самый верный ориентир, способный вести сквозь лабиринты виртуальных реальностей, сквозь бесчувственную пустыню собственного сердца. Потому что это следование за Христом может научить по-настоящему увидеть того, кто рядом, и понять, насколько он неповторим и ценен, и вспомнить, что он тоже смертен, и поспешить к исполнению дел любви. Этот путь вслед за Христом ведет к принципиально иному — лучшему существованию, которое непременно наступит, но не в результате перезагрузки… По воскрешении мертвых.

Инна Стромилова

Православие и Современность

 
 
 

Назад к списку