Статьи - ПАЛОМНИЧЕСТВО

Монастырь св. Павла

Монастырь св. Павла находится рядом с большим ущельем на западном склоне Афона в 20 минутах ходьбы от монастырской пристани у моря и в получасе ходьбы от соседнего Дионисиева монастыря.

Основана Обитель сыном греческого императора Михаила Куропалата, прозванного Рангавеем, преподобным Павлом Ксиропотамским в конце IX века. В миру св. Павел носил имя Прокопий. Когда престол его отца занял Лев Армянин, то опасаясь в малолетнем Прокопий будущего соперника в праве на престол, он узувечил его варварским оскоплением. Однако Прокопий получил прекрасное образование и рано оставив мир, ушел на Афон и принял иночество с именем Павла.

За свою одинадцативековую историю святая обитель испытала периоды как расцвета, так и упадка. На протяжении всего многовекового существования монастырю помогали и поддерживали Византийские императоры, правители Сербии и Валахии, а также Русские цари, считавшие Святую Гору Афон оплотом Православия и уделом Божией Матери.

Подвижническая жизнь св. Павла привлекла к нему много учеников: так возникла обитель. Император Роман, в царской своей грамоте, данной св. Павлу на построение обители, называет его величайшим из философов.

В XIV веке монастырь был славянским. В это время оказывает ему материальную помощь правитель Сербии Георгий Бранкович. В 1700 году господарь Валахии Константин Бассараба строит громадный пирг (род башни), в котором располагаются келии и церковь. В 1744 году монастырь становится греческим.

В годы Национально-освободительной войны монастырь почти опустел, поскольку большинство его монахов покинуло Афон, либо участвуя в общенародной борьбе, либо спасаясь от свирепости турок. Однако впоследствии положение улучшилось, особенно после пожертвований российских царей Александра I и Николая I.

Стоящий на скале монастырь не мог увеличивать свою площадь, и поэтому был вынужден строить свои здания более высокими.

Монастырь имеет вид четырехугольника в плане с высокими крепостными стенами, завершающимися келейными строениями: великолепно выстроенный одиннадцатиглавый Соборный храм, посвящен в честь праздника Сретения Господня (2 февраля по Юлианскому календарю).

Монастырский собор Сретения Господня

Дары (части злата, дивана и смирны), принесенные волхвами в дар Вифлеемскому Младенцу Господу Иисусу,  – главная святыня афонского монастыря святого Павла.

Дары Волхвов

Во время рождества Господа нашего Иисуса Христа в Вифлееме Иудейском, как говорит святое Евангелие, мудрые волхвы, пришедшие с Востока, принесли Божественному Младенцу драгоценные, но одновременно и символические Дары: золото, ладан и смирну. Золото принесли Христу как Царю, ладан - как Богу, смирну же - как человеку, имеющему умереть и быть погребенному, поскольку смирна применялась в древности для бальзамирования.

Эти Честные Дары сохранила Матерь Иисуса, наша Пресвятая Владычица, потому что постигла их символическое значение,и держала их при себе во все время Своей земной жизни. Перед Своим успением Она передала Дары двум благоговейным девам. И таким образом они сохранились до времени царствования императора Аркадия. Узнав о священной Реликвии, благоговейный Император перенес Честные Дары в царствующий град Константинополь в 404 году, где они хранились до дней захвата его турками в 1453 году.

После взятия Столицы воины султана нашли их в императорской сокровищнице и преподнесли царице, приемной матери султана, Маре, бывшей по вере Православной христианкой и происходившей из сербского королевского рода. Дочь сербского правителя Георгия Бранковича принцесса Мария будучи супругой султана Мурата I передала в 1470 году найденные ранее в Константинопольской сокровищнице греческих императоров Честные Дары в обитель преподобного Павла, на Святой горе Афон. Как говорит предание, принцесса Мария сама хотела внести это сокровище в монастырь св. Павла и уже приближалась к монастырским стенам. Но ей, как когда-то царевне Плакидии в монастыре Ватопед, было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава, запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На месте передачи сокровищ стоит памятник с изображением этой встречи.

Честные Дары Волхвов

В обители святого Павла помимо святых Даров Волхвов хранятся крест с частью животворящего древа Креста Господня (принадлежащий когда-то Константину Великому), вся лобная часть главы св.Пантелеимона, главы св.мучениц Нимфодоры и Агафии, а также большие и малые части мощей около сотни Святых.

Среди святынь три иконы Божией Матери: одна принадлежала царю Феофилу иконоборцу и его супруге Феодоре; эту икону царь-иконоборец в неистовстве бросил в огонь, но она не сгорела; другая икона, окруженная 28 малыми иконами святых угодников, является подарком императора Андроника, при этих малых иконах находятся мощи соответствующих святых, икона является складнем; третья икона будто бы принесенная основателем обители из монастыря Мирелеон.

Обитель хранит части мощей следующих святых: св. Григория Богослова, св. Максима Исповедника, преподобномуч. Калиника, св. Василия Великого, главу св. Феодоры Александрийской и других.

Кроме Соборного храма здесь еще пять параклисов. Монастырь располагает 3 кельями в Карее, из которых келья Святого Андрея является его представительством, а также Моноксилитским подворьем на Афоне и другими подворьями за его пределами.

Монастырю Святого Павла принадлежат также два скита – Новый Скит, в котором живут греки, и скит Святого Димитрия, или скит Лак, в котором подвизаются румыны. В каждом из них - около 40 монахов.

Новый Скит, посвященный Рождеству Богородицы (8 сентября), – греческий, идиоритмический и находится к юго-востоку от монастыря, в направлении к побережью. Раньше он назывался скитом Башни. Он был основан и стал скитом приблизительно в середине XVIII века. В числе прочих здесь жил отшельником Святой Никодим Афонский. Скит состоит из 28 калив, причем все они расположены в живописных местах, а также главной церкви, где хранятся 200 рукописей, переносные иконы и ризы. Скит насчитывает около 40 монахов. На месте Нового Скита, возможно, находился один из небольших античных городов Афона. Такой вывод делают на основании захоронений и различных предметов, прежде всего монет, найденных в верхней части скита.

Другой скит – Святого Димитрия или Лакку-Скити или Лаккоскит («Ямный Скит») находится на северо-восточной стороне полуострова, между монастырем и башней амальфитан Морфону. Основанный в XVIII веке, этот скит идиоритмический и состоит из главной церкви и 25 калив, в которых проживает (не во всех) около 40 румынских монахов.

На территории Обители в разное время подвизались такие святые, как преподобный Евфимий Новый, преподобный Дометий Дионисиатский, преподобномученик Пахомий Русский, преподобный Иларион Грузинский, а также известные подвижники благочестия и старцы - Иосиф Исихаст, Софроний Сахаров и многие другие.

Монастырь Святого Павла придерживается общежительного образа жизни с 1840 года (грамота патриарха Григория VI) и занимает четырнадцатое место среди 20 афонских монастырей. Престольный праздник Обители – Сретенье Господне, в честь которого освящен монастырский соборный храм, построенный в 1847 году. Хотя раньше в разные времена монастырь был посвящен Христу Спасителю, Богородице и Святому Георгию.

Сегодня в монастыре подвизается около 40 монахов. Игуменом обители святого Павла является архимандрит Парфений (Мурелатос), известный афонский старец и духовник.

 
 
 

Назад к списку