Переход России на электронные паспорта

Пластиковые идентификационные карты, которые заменят бумажные паспорта, будут введены с 1 января 2015 года. Отказаться от нового документа будет нельзя.

Если законопроект о введении электронных паспортов будет утвержден правительством, уже через два года страна перейдет на новый вид идентификационных документов, которые совместят в себе функции паспорта и банковской карты. Совмещение платежных и идентификационных функций будет достигнуто разделением «сфер ответственности»: банковскую часть государство перепоручит коммерческим структурам, добавив в чип паспорта специальное банковское приложение, идентификационную оставит себе.

По словам Сергея Калюжного, заместителя руководителя Федеральной миграционной службы, несмотря на то что, что бумажные аналоги карты продолжат хождение, особенно те из них, которые не подлежат замене – новый паспорт с января 2015 году можно будет получить только в электронном виде.

Таким образом, возможность остаться при бумажных документах будет только у тех, кто по достижении сорока пяти лет успеет до 2015 года получить старую версию паспорта (паспорта полученные до этого возраста имеют «срок годности», а стало быть рано или поздно все равно подлежат обмену на карту).

Напомним, что Церковь совсем недавно выступила с озабоченностью относительно безопасности новых систем идентификации, способных стать глобальной системой «слежки» за частной жизнью граждан. Этому был посвящен один из документов, принятых Архиерейским Собором в 2013 г.

На пресс-конференции, состоявшейся в РИА Новости 19 февраля представители профильных министерств поспешили успокоить общественность. Они утверждают, что нововведение не подразумевает создание какой-либо базы данных, способной аккумулировать информацию о покупках гражданина, совершенных по электронному паспорту, его перемещениях и привычках.

«Карта станет универсальным способом доступа к уже существующим базам данных: базам пенсионного фонда или миграционной службы. Где данные хранятся сейчас там они и продолжат храниться», -- подчеркивает Алексей Попов, президент Федеральной уполномоченной компании «УЭК», участвующий в создании новой идентификационной системы.

К началу марта работа над законопроектом, который готовят Министерство связи и ФМС, будет завершена, но уже сейчас россияне имеют возможность оформить универсальную электронную карту, которая является предтечей электронного паспорта, и позволяет оплачивать широкий спектр государственных услуг от штрафов ГИБДД до медицинских услуг.

В ближайшее время УЭК должна заменить не только медицинский полис, но и водительские права, равно как и ряд других бумажных документов. Одновременно она позволит оплачивать коммерческие услуги и совершать платежи посредством 15 банков заключивших соглашение о присоединении к единой платежной системе. В будущем, по мере распространения новых документов и роста инфраструктуры, число таких банков может вырасти до 250-ти.

Как сообщил нашему корреспонденту Сергей Калюжный, его ведомство не ведет специальных переговоров с Церковью. В то же время, как известно, часть верующих, традиционно негативно относится к подобным экспериментам, в частности видя в совмещении платежных и идентификационных функций воплощение апокалиптических предсказаний.

Последние общецерковные документы, принятые на Архиерейском соборе, в целом поддерживают опасения паствы, хотя и воздерживаются от оценки их причин, допуская как «эсхатологическое», так и «правозащитное» их основание.

Некоторое время назад подобные опасения уже возникали в церковной среде в связи с введением ИНН – индивидуальных номеров налогоплательщика, тогда церковное священноначалие заняло однозначную позицию, отказав государственным документам в «апокалиптической роли», что подтвердил и вердикт Синодальной богословской комиссии.

Какой будет реакция части церковной общественности но последние планы государственных чиновников сказать трудно. Насколько известно, после реформы 2015 года только заграничный паспорт останется «бумажным», так как его форма определяется международными стандартами. Впрочем, и он давно оснащен чипом, содержащим помимо паспортных данных также и биометрические данные, а стало быть технологически укладывается в логику «пластиковых» перемен, вызывающую опасения в церковной среде.

Почему православные опасаются новых паспортов?

Православные активисты и авторы общецерковного документа «об ИНН» высказали свою озабоченность введением электронных паспортов. Протоиерей Всеволод Чаплин не разделил их богословских соображений, но согласился с опасениями, подчеркнув, что введение электронных средств идентификации может угрожать гражданским свободам.

Как стало известно из опубликованного в интернете текста законопроекта, бумажные паспорта в скором времени должны заменить пластиковые идентификационные карты. Новые документы, не оснащенные чипом, будут содержать электронный ключ, который объединят воедино разрозненные доселе электронные базы различных государственных ведомств (медицинская страховка, ГИБДД, ФМС, социального и пенсионного обеспечения). Старые бумажные документы продолжат свое хождение лишь в течение некоторого времени, так что по истечении переходного срока, всем гражданам на безальтернативной основе придется принять новые паспорта, которые совместят функции идентификационной карты, универсального доступа к государственным базам и коммерческим услугам, став одновременно и паспортом и банковской картой.

Напомнив, что Архиерейский Собор воздержался от богословских оценок систем идентификации, отец Всеволод заметил, что объединение электронных баз посредством пластикового паспорта может позволить государству или иным структурам аккумулировать информацию о здоровье гражданина, его привычках, узнать какие книги он покупает и в каких местах бывает: «Предположим, что вы собираетесь устроиться на государственную службу, а специальная программа анализирует ваши покупки, передвижения и определяет вашу степень благонадежности и автоматически выдает цифру, которая определяет имеете ли вы право работать на данной должности или нет».

Полный контроль

25 февраля в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол, на который собрались большинство представителей традиционных религиозных конфессий страны и представители профильных государственных ведомств, которые будут заниматься введением в России электронных паспортов.

Задача, которая стоит перед законодателями – обеспечить не только государственную безопасность, но и безопасность граждан.

Представители государственных ведомств, пришедших на круглый стол, постарались убедить религиозных деятелей в надежности и безопасности предлагаемых технологий, напомнив, что когда ФМС выдает обычные бумажные паспорта, все паспортные данные и так давно вносятся в специальную электронную базу, которая используется не только ФМС и милицией, но и другими государственными ведомствами, например ГИБДД при выдаче водительских прав. Случаев несанкционированного доступа к этим базам до сих пор не было – утверждают сотрудники Федеральной миграционной службы.

«Нужно бороться не с технологией, а со злоупотреблениями, – считает и председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. – Даже если на Горбушке можно купить информацию из баз ГИБДД, это не значит, что совсем не нужно регистрировать машину. Нужно совершенствовать систему контроля, а не отказываться от баз».

«С развитием общества человек все более и более попадает под государственный контроль: сотовый телефон и банковская карта позволяют установить нахождение человека. Можно их использовать на вред человеку? Да, как любую другую технологию», – подчеркивает он.

Хуже чем водка

С неожиданно резкой критикой систем идентификации выступила председатель Всероссийской общественной организации многодетных родителей «Много деток – хорошо!» Татьяна Боровикова, она высказалась не только против электронных паспортов, но и против полисов пенсионного страхования, уже давно имеющих форму пластиковой карты, и содержащих так называемый СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счета) назначаемый владельцу карты государством и обязательный для получения практически всех услуг, связанных с системой обязательного пенсионного страхования.

«Я считаю сто СНИЛС такой же греховный предмет, как бутылка водки! – убеждена она. – Мы вынуждены организовывать крестные ходы вокруг школ и Госдумы для того, чтобы обеспечить защиту нашей территории от чиновников которые пускают эту страшную электронную заразу в нашу страну».

Кроме того, она призналась, что по религиозным убеждениям не пользуется услугами Сбербанка, который при совершении денежных операций в своих отделениях принуждает клиентов принимать порядковый номер в электронной очереди, распечатываемый на бумаге специальным терминалом.

«Принимать какой-то номер вместо имени недопустимо, это тяжкий грех» -- убеждена Татьяна Боровикова. Не так давно она была вынуждена забрать среднего ребенка из школы, после введения там электронных дневников и так и не смогла устроить младшую дочь в школу, из-за того, что для этого ей бы пришлось записаться в электронную очередь на сайте департамента образования.

Во всех этих ограничениях она видит дискриминацию верующих, с не менее радикальной критикой выступил и депутат Мосгордумы Дмитрий Мишустин, признавшийся что свой паспорт «содержащий три шестерки» он принял «еще до воцерковления».

Новый мировой порядок

Часть соображений озвучил православный писатель, однин из лидеров движения «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов» Валерий Филимонов, поддерживавший скандально известного епископа Диомида до его разрыва с церковной иерархией и уклонения в раскол.

Он подчеркнул, что сегодня мир стоит на пороге формирования глобального информационного общества, чьи общие контуры уже очерчены соответствующими международными соглашениями, подписанными на конференциях в Окинаве, Орлеане и Монреале. Эти документы, по его словам, предполагают создание универсальной формы электронных удостоверений во всем мире и объединении их в единую глобальную сеть. Стандарты этих соглашений в целом совпадают с характеристиками Универсальной электронной карты и будущих паспортов, вводимых российским правительством. «Россию вписывают в глобальное сообщество, а средство идентификации – это лишь инструмент. Компьютерная бездушная система идентифицирует человека как некий товар. Сама человеческая личность низводится на уровень товара, – убежден писатель. – Не меньшей угрозой является и сбор биометрической информации. База, содержащая генетический фонд народа, может стать инструментом для создания генетического оружия».

Разработчики идентификационных систем поспешили уверить православного эксперта, что новые паспорта не подразумевают биометрии, кроме того за их владельцем не желающим пользоваться электронными услугами останется возможность получить соответствующие услуги традиционным способом, ограничившись лишь идентификацией, в том числе неэлектронной: все данные, которые будут записаны на чип карты будут продублированы традиционным печатным способом на ее тыльной стороне, в том числе фамилия, имя и фотография владельца.

В заключение отец Всеволод Чаплин предложил не касаться в нынешнем составе богословской проблематики и предложил сосредоточиться на светском измерении вопроса, еще раз напомним, что именно так поступил Архиерейский Собор. В то же время он усомнился в прозвучавших из уст православных активистов сотериологических доводах: «Православное учение не вполне допускает лишение спасения в таких вопросах, кроме случаев тяжкого нераскаянного греха. И хотя я знаю, что некоторые люди считают принятие документов именно таким грехом – это все-таки дискуссионный вопрос».

Дмитрий РЕБРОВ

Ссылки по теме:
Священнослужители об электронных паспортах, тирании и Антихристе

Старцы архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и протоиерей Николай (Гурьянов) об ИНН
Святоотеческое толкование библейского понятия «ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА»
Антихрист и время его пришествия

 
 
 

Назад к списку