Как известно, раскол на Православную и Католическую Церкви произошел в XI веке, почти 1000 лет назад.
Несомненно, что вина за раскол лежит на совести иерархов Западной Церкви. Вспомните, из чего состоит Церковь? Из ряда равноценных Поместных Церквей. Среди них: Римская, Греческая, Иерусалимская, Александрийская, Русская и т.д. Римский Папа был не главой над всей Церковью, а одним из глав Поместных Церквей, он лишь возглавлял Римскую (шире – Западную) Церковь.
Да, авторитет Папы как главы Римской Поместной Церкви был высок, его кафедра считалась первенствующей, но все равно он был одним из и не более.
А теперь подумайте сами: если Папа говорит всем Поместным Церквам: я отлучаю вас и порываю с вами общение… – то не курьезно ли это?
Приведу такую аналогию: в семье много детей. Они нередко спорят, порой могут подраться, но живут в любви и мире, в одной семье. Есть среди них старшие, есть младшие, но по сути – все равны. И вот один из братьев говорит: Я порываю с вами и изгоняю вас из семьи. Теперь семья – это я!
А теперь вопрос: кто остался в семье, а кто из нее выбыл? Этот старший сын всех выгнал из семьи – или сам себя исключил из семьи?
Примерно то же самое произошло с Католической Церковью.
Вся семья Поместных Церквей продолжила свое существование, Запад пошел, набирая скорость, по пути самоизоляции. Какая проблема возникнет для сына, который уйдет из семьи? Никто не даст гарантии, что дальше в нравственном и умственном отношении сын будет развиваться правильно, что он пойдет в жизни по правильному пути. Так произошло и с Католической Церковью. Начинает формироваться догматика (то есть, вероучение), которое то в одном, то в другом пункте рвет связи с Апостольской верой.
Я приведу краткий перечень расхождений между Католической Церковью и верой Православной. Все эти расхождения сформировались после того, как Запад порвал с Востоком, ушел из братской семьи Поместных Церквей.
В основу этого перечня, с некоторыми дополнениями, положен конспект курса лекций «Сравнительное богословие» протоиерея Максима Козлова:
Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современном католическом кодексе говорится: «Верховная кафедра никем не может быть судима» (1556-й канон Католической Церкви). И титул Римского епископа сейчас имеет наименования: – епископ Рима, – викарий (заместитель) Христа, – преемник первейшего князя Апостолов, – верховный первосвященник Вселенской Церкви, – Патриарх Запада, – примас (первенствующий епископ) Италии, – архиепископ и митрополит провинции Романии (область около Рима), – правитель суверенного государства града Ватикан, – раб рабов Божиих.
Для католика этот титул – экклезиология, за которой стоит определенное церковное сознание.
2. Догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности
Этот догмат имеет в виду не личную непогрешимость папы, а только когда он выступает от лица всей Церкви. Догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году (или XX Вселенском соборе по католическому счету).
3. Учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, как учит Православная Церковвь, но и от Сына («Филиокве»).
Вначале это учение не было догматом, а лишь общей доктриной, и инакомыслие в этом вопросе не считалось католиками ересью. Как догмат учение о «Филиокве» принято уже на Лионском (1274 г.) соборе, другие соборы его подтвердили.
II. Отступления в сотериологии (учении о спасении)
1. Доктрина о юридическом характере Искупления, ярким выразителем которой стал Ансельм Кентерберийский (XII–XIII вв.).
Учение о чистилище стало догматом на Ферраро-Флорентийском соборе, а учение об индульгенциях – на Тридентском соборе 1545–1563 гг. После Тридентского собора индульгенции без покаяния не применялись и за деньги не покупались. Взамен их применялось чтение определенных молитв установленное число раз, чтобы выйти из чистилища. Очевидно, какой духовный вред приносит подобная практика.
Современная конституция об индульгенциях принята в 1967 г. на II Ватиканском соборе. В ней рекомендуется пастырям использовать индульгенции для наставления паствы.
Учение о действенности Таинств ex opere operato, то есть — в силу совершения действия.
Согласно этому учению, принятому на Тридентском соборе в 1545-1563 гг., Таинство считается совершенным, если был законно рукоположенный священник и во время Таинства были соблюдены все положенные обряды и словесные формулы. Желание того, над кем совершается Таинство, здесь не имеет значения.
Это открыло просторы для насильственного крещения тех же иудеев (что и практиковалось в Западной Европе). В XVII – XIX вв. католические миссионеры часто обманным путем, а порой и насильно крестили иноверцев (в Африке, Азии, Латинской Америке и проч.).
Для Православной Церкви, как и для Древней Церкви, это нонсенс. У нас первым и самым важным требованием всегда было желание принимающего Таинство. Если нет желания, а Таинство над человеком совершено, оно не имеет благодатной силы. В Православии невозможно насильно крестить, или насильно венчать. Некоторые подобные случаи, имевшие место в истории были нарушением православной дисциплины. Особенно часто нарушения происходили в России (например, при обращении северных народов в 18-19 веке). Это обусловлено тем, что Россия начиная с 16 века и вплоть до 20 была под сильным влиянием католической мысли и некоторые пастыри придерживались католического принципа ex opere operato.
Догмат принят в 1854 г. папой Пием IX без собора буллой. Догмат учит: в силу будущих заслуг Иисуса Христа Богородица оказалась свободной от Первородного греха, то есть оказалась в состоянии Адама и Евы до грехопадения.
Догмат принят в 1950 г. папой Пием XII буллой. Внешне этот догмат сходен с учением Вселенской Церкви. Но Вселенская Церковь учит, что Богородица была причастна Первородному греху, и Ее смерть была естественным явлением, после которого следовало воскресение и вознесение. Из учения же католиков о непричастности Богоматери первородному греху следует, что Ее смерть не была необходимой, а была добровольной. Поэтому Богоматерь часто называют соискупительницей человечества (coredemtrix) наряду со Христом. Это тоже ересь, поскольку у нас есть один Искупитель – Иисус Христос.
В Католической Церкви это Таинство совершается только епископом над членом Римо-Католической Церкви, достигшим отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священников и, в крайних случаях, – на миссионерских территориях.
Миропомазание (confirmation) это, в понимании католиков, укрепление. По их теории, Крещение – искупление от Первородного греха, после которого младенец до отроческого возраста личных грехов не имеет и не нуждается в Таинствах вообще. Недопущение ребенка до Таинства Причащения лишает его духовной помощи в его развитии.
Употребление пресного хлеба вместо квасного.
Это нововведение стало распространяться с начала Средних веков. Патриарх Фотий еще не указывал на использование квасного хлеба, а в XI веке в православных книгах уже указывается на необходимость использования квасного хлеба. Следовательно, практика опресноков утвердилась на Западе в период с IX по XI вв.
Этому фактору придавалось гораздо большее значение, чем иным догматам. Но разрешалось применение квасного хлеба католикам всего восточного обряда – как униатам, так и не униатам.
Причащение мирян под видом одного хлеба.
Это положение утвердилось в XII веке, а до того времени Причастие осуществлялось под двумя видами (хлеб и вино). Причина такого отступления кроется в бедствиях, обрушившихся на Европу, как-то: чума, холера. В результате этого было много смертельных случаев, и тогда было принято решение причащать только хлебом, что, конечно, отражает маловерие. Позже такое решение пришлось обосновать следующим образом: кто вкушает Тела, неужели не вкушает и Крови? Далее последовало разделение на учащую и учащуюся церкви, то есть на духовенство, которое причащается под двумя видами, и мирян. Правда, на II Ватиканском соборе 1960 г. принято решение причащать мирян под двумя видами в исключительных случаях: принятие монашеского пострига, крещение взрослого человека. Для униатов сохранилось право на весь восточный обряд, включая Причастие под двумя видами.
Момент пресуществления Святых Даров.
Таким моментом считается произнесение священником установительных слов Христа –«Приимите, ядите...», а не эпиклезис – то есть, Призывание Святого Духа. Такое различие породило глубокие последствия. У католиков главное – произнесение формулы, а не молитва. И это сохранилось во многих Таинствах.
Совершители брака.
Совершителями брака считаются сами брачующиеся, а не Бог, как в Православной традиции. Священник при католическом браке – лишь необходимое лицо, которое должно засвидетельствовать брак как канонический и законный.
Признание абсолютной нерасторжимости брака.
Даже в случае прелюбодеяния потерпевшая сторона не имеет права на новый брак. Но существует dispensatia – признание брака недействительным, если брак заключен в целях, не соответствующих целям брачного союза (фиктивный брак, например). Разводный процесс длится 1,5–3 года, так как оформляется через Ватикан или его легата.
Обязательный целибат.
Целибат (caelibatus – целомудрие, чистота) духовенства утвердился при Григории VII во второй половине XI века. На Востоке до Юстиниана (VI в.) и епископы были женатыми (считалось невозможным совмещать монашеские обеты с епископской деятельностью). На Западе же на женатого епископа смотрели, как на некоторую немощь. Позже стало появляться отношение к браку, как к скверне, не позволяющей предстоять на служении. Но это противоречит каноническим правилам Гангрского (IV в.) и Трулльского (VII в.) соборов.
Патриарх Фотий еще в IX веке предупреждал, что обязательный целибат приведет к соблазнам и нареканиям в адрес духовенства.
Признание неизгладимого характера Таинства Священства, подобно Таинству Крещения.
В Древней Церкви никогда не считалось, что священство дарует человеку неизгладимую благодать. Если священнослужитель уклонялся в ересь, в раскол, в безнравственную жизнь, его могли извергнуть из сана. Церковь дала ему благодать священства, Церковь могла и отозвать эту благодать. Так и сегодня считает Православная Церковь.
У католиков оно производится обязательно через обливание. Католическая Церковь отступила от полного погружения без особых причин. У нас в России в советское время тоже были такие отступления, но для них были действительные причины, и сейчас ведется возврат ко Крещению погружением.
Правило Трулльского собора Неразделенной Церкви (7 век) гласит: крещенные обливательно не могут быть клириками. Но раньше период оглашения был длительным, и Крещение было воистину рождением в новую жизнь. Многие из оглашенных не торопились с принятием Крещения, но по случаю болезни крестились на ложе обливанием. Однако, если они выздоравливали, их не принимали в клир, так как у тех не было рвения ко Крещению (крещены по необходимости).
То есть, согласно канонам, принятым всей полнотой Церкви, никакой человек, крещенный обливательно не может быть священником. Это ставит под вопрос все священство Католической Церкви.
Это вызвало смешение степеней священства, принятого в древней Церкви, когда священство разделялось на диаконов, пресвитеров и епископов.
Слово «cardinalos» значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедральных) соборов, позднее это звание закрепилось за клириками кафедр римского епископа (это были диаконы). Число приходов росло, а число диаконов при римском епископе было всегда 7, и потому они всегда ценились, имели влияние при кафедре. Диаконы-кардиналы все более возвышались и составили особый высший слой духовенства, который шел по рангу за папой, то есть выше епископов. Положение кардиналов было высоким, а по сану они были диаконами или пресвитерами. Потом их число стало увеличиваться: кардиналами стали именовать не только клириков в Риме, но и епископов некоторых других городов. В то же время этот кардинал приписывался как диакон или пресвитер к одному из римских храмов. В связи с этим получается, что при папе диаконы равны епископам поместных церквей.
В наше время, после II Ватиканского собора, все кардиналы имеют сан епископа.
Литургия (месса) совершается в течение всего дня на одном Престоле одним священником по нескольку раз.
Пост в Католической Церкви был минимализирован и практически прекратил свое существование.
Весь этот список показывает, что после отхода от Единой Церкви, после самоизоляции в лоне Католической Церкви начались процессы отхода от веры Нераздельной Церкви. Естественно, что какие-то из приведенных пунктов нельзя назвать катастрофичными. Если Католическая и Православная Церкви объединятся, эти обрядовые, или вероучительные, моменты останутся частным богословским мнением Западной Церкви, однако есть вещи и принципиальные. От них, в случае соединения Церквей, католикам придется отказаться.
В свете того, что Католическая Церковь откололась от Православия, ввела в свою вероучительную систему положения, искажающие веру, заповеданную нам Апостолами, можно ли говорить, что она не потерпела урона? Нельзя.
Можно ли сказать, что этот разрыв был полным, что от могучего ствола Церкви отломилась ветвь и упала, засыхая и истлевая в стороне? Тоже нельзя.
Пусть иерархи некогда поступили неразумно, пусть в лоне Католической Церкви сформировались даже вероучительные положения, искажающие веру Древней Церкви, но это не позволяет нам говорить о том, что струение благодати Божией по жилам этой Церкви было прервано и исчезло. Католическая Церковь – это не отломанная ветвь, а надломленная ветвь. Как во всякой надломленной ветви еще происходит жизнь, так и здесь. Однако необходимо эту ветвь лечить, прививать обратно, к живительному стволу, подключать к полноте Истины и благодати.
Православная Церковь никогда (кроме некоторых своих отдельных богословов) не считала, что Католическая Церковь лишена благодати. Мы признаем Таинства, совершаемые в католичестве, например Крещение, Миропомазание и Священство.
Мы не можем сказать определенно, насколько благодатна Евхаристия, совершаемая католическим священником, то есть что перед нами после совершения мессы – Истинные Тело и Кровь Христовы – или хлеб и вино? В отношении всех без исключения протестантов мы это говорим: Евхаристия протестантов недействительна, но в отношении Католической Евхаристии мы этого сказать не можем.
Простой верующий католик получает благодать (мы уже сказали, что в Католической Церкви нет доступа к полноте благодати), идет путем богоугождения и стяжания святости. Получается ли это у него? Это знает только Сам Господь Бог. Лично я считаю, что святость многих католических святых – факт, но знаю, что есть и те, кто так не считает.
Но!!! Медлить нельзя. Православная Церковь призывает Церковь-Сестру вернуться домой, в семью.
Если в случае с Католической Церковью мы могли привести список тех моментов, по которым вера католичества расходится с верой Неразделенной Церкви, то… список пунктов, по которым наша вера совпадает с протестантской, гораздо короче.
Здесь искажению подверглись практически все аспекты веры, духовной жизни, нравственного учения и прочее, и прочее…
Протестантские Церкви (мы называем их Церквами, следуя их собственному самоназванию, но никакими «Церквами» в подлинном смысле слова они для нас не являются) находятся в разном положении по отношению к Истинной Церкви Христовой: одни из них – более тесно соприкасаются с Церковью, другие – меньше.
Прежде, до введения женского священства, разрешения однополых браков и проч., самым близким к Православию сообществом являлась Англиканская Церковь. С середины 19-го века и до самой большевистской революции шли серьезные богословские диалоги, в результате которых была даже создана программа соединения Англиканства с Православием. Но то, что совершается в последние десятилетия, отбрасывает перспективы единения с Англиканством далеко назад.
И все же из всех протестантских Церквей самая близкая к вере Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – это Англиканская Церковь.
За ней следует Лютеранская Церковь.
Затем, с тем или иным разрывом, который обусловлен степенью удаления от веры Единой Церкви, следуют традиционные протестантские конфессии.
Затем – протестантские конфессии последнего времени.
И, наконец, на самой границе территории, которую мы еще называем Христианством, стоят разные харизматические протестантские секты.
За этой границей – адвенитисты, мормоны и прочее, и прочее, что мы не называем даже Христианством. (Если кому интересно: почему, ведь эти люди называют себя христианами? Потому, что адвентисты, мормоны и др. признают вместе со Священным Писанием и свои «вероучительные» книги, которые они почитают священными. То есть тут отсутствует даже тот минимум, который можно назвать общим фундаментом, общей платформой, на которой и можно строить какой-то диалог с инославием).
Считаем ли мы протестантские сообщества совершенно лишенными благодати? Так сказать мы не можем, более того, напомню, что подавать благодать или не подавать является правом Самого Бога. Но выносить какое-то суждение об этих конфессиях мы можем.
Так вот, мы не считаем, что человек, который верит в Бога Троицу, который исповедует Иисуса как Мессию и Спасителя, совершенно находится вне Истины и благодати.
Но и нормальной благодатной и духовной жизни в протестантских сообществах тоже быть не может. Там есть начатки духовной жизни (мы, например, признаем их Таинство Крещения), которые позволяют человеку жить с Богом, молиться, стараться стяжать Дух Святой. Но святость, то, что Православие называет обожением, там для христиан недоступна.
Можно привести один рисунок, который, как мне кажется, показывает православную позицию по данному вопросу.
Этот рисунок не идеален, но все же позволяет нам представить православную позицию по данному вопросу.
Красный круг – Церковь Христова, та самая Единая, Святая, Соборная и Апостольская, которую основал Иисус Христос, она же Православная Церковь.
Практически едина с Церковью Христовой и Католическая Церковь. Только своей небольшой частью (еретическими и раскольническими элементами) Католическая Церковь выходит за границу Церкви Христовой.
Протестантские Церкви и конфессии тоже соприкасаются (в той или иной мере) с Церковью Христовой. Общее Таинство Крещения, которое мы признаем, общая во многом вера, Священное Писание – вот тот минимум, что делает протестантские конфессии причастными Христианской Церкви. Некоторые конфессии имеют более обширную площадь соприкосновения с Церковью Христовой, некоторые – менее обширную.
Рядом, практически соприкасаясь с границей Церкви, но уже за ее пределами, – конфессии, которые исказили базовые христианские положения, например, адвентисты. Но они все же близки к Церкви и при желании и раскаянии в ересях могут войти с Церковью в соприкосновение.
Что требуется от тех христиан, которые не совершенно чужды Церкви Христовой, а как-то с нею соприкасаются, причастны к Церкви только отчасти? Естественно, думать над тем, что в их конфессиях было искажено, отказываться от этого и все больше входить в единение с Церковью Христовой, которая есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15).
Вне Церкви – все остальные религии.
Священник Константин Пархоменко