26 июля 2024 года. СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница 5-й седмицы по Пятидесятнице

(Рим.16:1–16; Мф.13:3–9)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 13, стихи 3-9:

3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Послание к Римлянам, Глава 16, стихи 1 - 16:

1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 13:3-9) вот, вышел сеятель сеять;

Под сеятелем разумеет Самого Себя, а под семенем – Свое слово. Вышел же Он не в определенном месте, ибо был везде; но так как Он приблизился к нам плотью, поэтому и говорится «вышел», разумеется – из недр Отца. Итак, Он вышел к нам, когда сами мы не могли прийти к Нему. И вышел, чтобы что сделать? Зажечь ли землю по причине множества терний или же наказать? Нет, но для того, чтобы сеять. Семя Он называет Своим, потому что и пророки сеяли, но не свое семя, а Божие. Он же, будучи Богом, сеял собственное семя, ибо не благодатью Божией был умудрен, но Сам был мудрость Божия.

Мф.13:4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетали птицы и поклевали то;
Мф.13:5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Мф.13:6. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Под упавшим «при дороге» разумеются люди беспечные и медлительные, которые совершенно не принимают слов, ибо мысль их – утоптанная и сухая, совершенно невспаханная дорога. Поэтому птицы небесные, или духи воздушные, то есть демоны, похищают у них слово. Упавшие на каменистую землю-это те, которые слушают, но, по причине своей слабости, не противостоят искушениям и скорбям и продают свое спасение. Под воссиявшим солнцем разумей искушения, потому что искушения обнаруживают людей и показывают, подобно солнцу, сокровенное.

Мф.13:7. иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Это – те, которые заглушают слово заботами. Ибо хотя богатый, по-видимому, и делает доброе дело, однако его дело не растет и не преуспевает, потому что ему препятствуют заботы.

Мф.13:8. иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Три части посева погибли и только четвертая спаслась, потому что спасаемых вообще немного. О доброй земле говорит после, чтобы открыть нам надежду на покаяние, ибо хотя бы кто был каменистой землей, хотя лежал бы при дороге, хотя был бы тернистой землей, ему можно сделаться доброй землей. Не все из принявших слово приносят плод наравне, но один приносит сто, может быть, тот, кто обладает совершенной нестяжательностью; другой – шестьдесят, может быть, общежительный монах, занятый еще и практической жизнью; третий приносит тридцать – человек, который избрал честный брак и усердно, как только можно, проходит добродетели. Обрати внимание, как благодать Божия принимает всех, великое или среднее, или малое совершили они.

Кто имеет уши слышать, да слышит!

Господь показывает, что приобретшие духовные уши должны понимать это духовно. Многие имеют уши, но не для того, чтобы слушать; поэтому и прибавляет: «Кто имеет уши слышать, да слышит».

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию. На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано. На втором - те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его, в угоду своих привязанностей. На третьем - те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшиеся было под действием слова Божия. На четвертом - те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.13:3–9)

Протоиерей Александр Шаргунов

Христовы притчи – из обычных, самых очевидных, каждый день наблюдаемых явлений, и доступных самому простому уму. В притчах духовное делается более ясным, и легче усваивается нами. Нам дается возможность постоянно видеть в мире тайны Божии. И даже когда наши руки заняты земным, мы можем, несмотря на это, или лучше сказать, благодаря этому, возводить наши сердца на небо. Так Господь непрестанно приближается к нам и сокровенно беседует с нами.

Притча о сеятеле достаточно ясна, ее не нужно объяснять. Сам Христос объясняет ее. Кто имеет уши слышать, да слышит! Семя – слово Божие, сеятель – Христос Бог, и возможность успеха сеяния зависит от Бога. Но и от нас самих.

Господь задает нам прямой вопрос: какова земля твоей жизни? Может быть, ты так же недоступен слову Божию, как дорога, по которой идут толпы и где уже потеряны все семена? Может быть, слишком неглубока земля твоей жизни – и после порыва вдохновения, когда приходит зной со всеми своими трудами и скорбями, ты опускаешь руки, потому что тебе недостает настойчивости и терпения? Или, может быть, это заброшенная, заросшая чертополохом земля, где дурная трава вытесняет доброе семя, потому что каждодневные заботы и развлечения, и личные интересы не дают места для Бога в твоей жизни?

Бедные семена! И бедный сеятель! Для чего Господь рассказывает нам о стольких неудачах? До сих пор труд сеятеля, кажется, был совершенно бесполезен. Как часто среди беспощадной реальности нашей жизни мы стоим перед сплошными поражениями – с самого начала или после начала очень небольшого роста, или даже после продолжительного успеха. Господь заранее видит все наши неудачи.

Но что это значит? Неужели сеятель только напрасно потратил время? «Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». Какой удивительный урок надежды преподает нам Господь! Глядя на то, что происходит в нашей жизни, в Церкви, в мире, мы не должны унывать. Несмотря на все поражения, будет жатва. Пусть отцы и матери, переживающие столько трудностей со своими детьми, не перестают сеять семя. Пусть юные, у которых ничего не получается, слушают это оптимистическое и беспощадно правдивое слово Господне. Произнесенное две тысячи лет назад, оно сохраняет свою свежесть и силу. Как необходимо оно сегодняшнему миру! Будем учиться с помощью Божией различать всходы там, где, кажется, ничего не видно. Эти четыре рода земли – могут быть разными этапами в жизни одного и того же человека. Как сказал один многоопытный священник: «В течение долгого времени мне казалось, что, избрав Господа Иисуса Христа, я раз и навсегда избрал добрую землю. Как я сильно ошибся! Я заметил, что на самом деле каждое утро я должен вставать, как говорит пророк Исаия, отверзая слух, чтобы принять слово. Вчера, может быть, я был доброй землей, открытой слову, но сегодня я – заброшенная земля, без глубины: никогда не бывает, чтобы раз и навсегда совершилось со мною доброе, каждый день я должен заново выбирать в этой притче о сеятеле то, чем я хочу быть, или, вернее сказать, то, чем я с помощью благодати Божией надеюсь быть».

Притча о сеятеле – зеркало, поставленное Господом перед нами. Но видение, лишенное иллюзий, не должно привести нас в растерянность. Бог может изменить землю твоей жизни. Он может все перевернуть. Он может разбить окамененное нечувствие и ожесточение твоего сердца, и превратить жизнь, заполненную плевелами, в плодородную обрабатываемую землю. Мы должны только не мешать Ему это делать, открыться Его слову, быть готовыми к переменам, которые Он нам пошлет. Это могут быть скорбные перемены. Но только такой ценой может наша жизнь принести плод. Ради этого плода Христос и пришел в мир – вышел Сеятель сеять.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О притче

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды, когда вокруг Господа Иисуса Христа собрался народ, Он стал поучать их притчами, и первая была о том, как «вышел сеятель сеять. Когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, иное в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит»! На этом кончается сегодняшнее «зачало».

Но интересно, что точно так же было и тогда. Господь рассказал народу притчу, и – все. Уже потом ученики подошли к Нему и спросили: «Для чего притчами говоришь им»? Господь объяснил, в чем дело, а потом растолковал и значение притчи. Но народу Он ничего не пояснял, а только сказал в конце: «Кто имеет уши слышать, да слышит»! Как и нам с вами сегодня. И мы услышали, что есть зерно, которое имеет чудесную силу прорастать и приносить плод даже во сто крат; что земля, на которую оно может упасть, бывает разная, и если оно попадет на плохую, то при всей сокрытой в нем силе может погибнуть. Мы услышали и о сеятеле, который разбрасывает семя повсюду, даже и на самую непригодную землю.

Но если мы заглянем дальше, то увидим, что вовсе не слепо сеет наш сеятель, вовсе не бездумно разбрасывает драгоценное семя. Вот, рассказал Господь только притчу. «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13:10-13, 18). Вот, шел наш Сеятель при дороге, и бросил только притчу. А попалась добрая земля – посеял истолкование притчи.

Казалось бы, чем темнее люди, тем подробнее надо объяснять, а умный и сам разберется. Но Господь – наоборот. Вот, перед Ним те, которые, «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют», чье «огрубело сердце» (Мф.13:13-15). И Он рассказывает только притчу, которая ничему прямо не учит, ни к чему не обязывает, где нечему возразить, не над чем посмеяться. Но все равно, это – слово Божие, хотя и сокрытое в себе. Если услышавший пойдет за Господом и попросит истолкования, то получит его, как получили Апостолы. А если не захочет идти, то по крайней мере, кому меньше дано, с того меньше и спросится.

Но и получить истолкование – далеко не все. Чтобы плодоносить, слово Божие требует постоянного труда, движения навстречу, требует внимания, напряжения, молитвы, чтобы вдруг отверзлись уши, и чтобы оно прозвучало вдруг прямо для тебя: прямым повелением, милостивым утешением, или властным напоминанием.

Да и вообще вся церковная жизнь поначалу кажется как бы сокрытой в себе, как бы чужой и не относящейся к нам. И лишь по мере старания войти церковь становится родным домом. Непонятное становится понятным, понятное раскрывается новым смыслом. Как и простое перечисление знакомых Павлу христиан, прочитанное сегодня, многое может сказать имеющему уши, чтобы слышать. Божественная истина неисчерпаема, а начинается с малого семени, с притчи, с этого таинственного знака, сокрытого в самом обыденном. Да и весь мир – великая притча о своем Творце.

Святитель Тихон Задонский назвал одну из своих книг «Сокровище духовное, от мира собираемое». Эта книга учит извлекать духовную пользу даже из простых земных предметов, из простых человеческих дел.

«Кто имеет уши слышать, да слышит», – говорит Господь. Ну, а кто скажет, что он не имеет ушей? А если так, то чем будешь оправдываться, если птицы небесные у всех на глазах растащат все то сокровище, которое Бог приготовил специально для тебя?


СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА

(Евр. 2:2-10; Лк. 10:16-21)

Евангелие святого апостола Луки, глава 10, стихи 16-21:

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 2, стихи 2 - 10:

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 10:16-21) Лк.10:16. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

Потом, чтобы посылаемые на проповедь не сказали, зачем же посылаешь нас, если некоторые города не примут нас, говорит: не печальтесь; отвергающийся вас, отвергается Меня и Отца Моего; поэтому обида не останавливается на вас, но восходит до Бога. Итак, пусть будет для вас утешением то, что оскорбление наносится (не вам, а) Богу. Равным образом, с другой стороны, не хвалитесь и не превозноситесь тем, что некоторые слушают вас; ибо это не ваше дело, но Моей — благодати.

Лк.10:17. Семьдесят: учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

Прежде сказал евангелист, что Господь послал семьдесят учеников, а теперь говорит, что они «возвратились с радостью» о том, что они не только от других каких болезней исцеляли, но избавляли еще от большего зла — от демонов. Смотри, как они далеки от высокомудрия; ибо они говорят Господу: «о имени Твоем» повинуются нам бесы, по Твоей благодати, а не по нашей силе.

Лк.10:18. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

А Господь сказал им: не дивитесь тому, что бесы вам повинуются, ибо начальник их давно низвержен и не имеет никакой силы. Хотя для людей это и не было видно, но для Меня, созерцающего и невидимое, это было видно. «Как молния» спал с неба сатана потому, что он был светом, архангелом и денницею, хотя теперь и стал тьмой. Если же он спал с неба, то рабы его, разумею бесов, чего не потерпят? Некоторые слова «с неба» разумеют так: от славы. Так как семьдесят сказали Господу, что им «бесы повинуются», то Он говорит: это и Я знал, ибо Я видел, как сатана спал с неба, то есть лишился славы, которую он имел, и чести. До пришествия Христова его чтили как Бога, а теперь он спал с неба, то есть перестали его почитать за Бога и думать, что он живет на небе.

Лк.10:19. се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

«Се, даю вам власть» попирать силы его. Ибо «змеи и скорпионы» суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть «змеи», а те, кои более скрытым образом поражают, суть «скорпионы». Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них!

Лк.10:20. однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: «однако же не... тому... радуйтесь, что бесы вам повинуются» (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), «но более радуйтесь тому, что имена ваши... на небесах... написаны» не чернилами, но Божией памятью и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, «что имена ваши написаны на небесах» и не забываются Богом.

Лк.10:21. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных

Как добрый отец, увидев детей, успевших в чем-нибудь достойном похвалы, радуется, так и Спаситель возрадовался тому, что апостолы удостоились таких благ. Поэтому Он благодарит Отца за то, что такие таинства утаены «от мудрых», то есть фарисеев и книжников, истолковывавших Закон, и от «разумных», то есть учеников этих же книжников. Ибо кто учит, тот мудр, а кто учится и понимает уроки, тот разумен; например, Гамалиил — мудр, а Павел — разумен, ибо первый — учитель, а второй — разумеет то, чем наставляет первый.

и открыл младенцам.

Господь называет учеников Своих «младенцами», потому что они были не из искусных в Законе, а были избраны большей частью из простого класса народа и из рыбарей. Впрочем, они могли быть названы младенцами и по их незлобию. А те (фарисеи и книжники) не были настоящими мудрецами и разумными, а только казались. Итак, сии таинства утаены «от мудрых и разумных», которые казались таковыми, а на самом деле не были. Ибо, если бы они были таковыми, то таинства были бы открыты им.

Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

«Ей, Отче», благодарю Тебя, «ибо таково было Твое благоволение», то есть, что такое у Тебя было благоволение и хотение и так было угодно Тебе.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 10:16-21). Отчего так случилось, что Симон-фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: «если бы Он был пророк...» (Лк.7:39)? Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. 

По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает, кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, прилегшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства пред лицом всеведущаго Господа.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 10:16-21)

Протоиерей Александр Шаргунов

Война, которая совершилась однажды на Небе между архистратигом Божиим Михаилом и всеми верными Богу ангелами против восставшего Денницы, продолжается на земле. Это и есть история рода человеческого. Ангелы принимают в ней участие, сражаясь на нашей стороне, ради нашего небесного призвания. Поэтому на утрени праздника мы слышим притчу о пшенице и плевелах, смысл которой — представить настоящее и будущее Церкви, её путь в Царство Небесное. Мы видим Христову заботу о ней, вражду диавола против неё, смешение доброго и злого в этом мире и отделение одного от другого в будущем.

«Сеющий доброе семя, — говорит Господь, — есть Сын Человеческий». Христос — Хозяин поля, Господин жатвы, Сеятель доброго семени. Всякое доброе семя в мире сеется рукой Христовой. Истина, правда, добро, благодать — доброе семя, дар Христов. Через служителей Церкви, через всех Своих верных рабов Христос сеет в мире добрые семена. «Поле есть мир», мир людей, безкрайнее поле, которое должно приносить добрый плод. Тем печальней видеть, как много оно приносит злого плода. Это поле принадлежит Христу, и потому такую заботу проявляет Он о сеянии в нём доброго семени.

Доброе семя — это сыны Царствия, говорит Христос. Не те, кто внешне только, одними устами исповедуют любовь к Богу, как некогда иудеи. Но те, кто всем сердцем устремляется ко Христу. Они — доброе семя, драгоценное Божие семя. Как семя разбрасывается повсюду, так угодники Божии распространяются по всей земле. Хотя в некоторых местах сеяние гуще, чем в других. «Якоже плод красный спасительнаго сеяния, земля Российская приносит» Господу всех святых, в ней просиявших. Особенно мучеников и исповедников, которых больше явилось у нас в годы последних гонений, чем за всю историю Церкви.

Плевелы — сыны лукавого. Они — дети диавола. Они — сорняки на поле мира сего, они не творят добра, они творят зло. Им даны тот же дождь, то же солнце, та же почва, что и добрым растениям, но они ни на что не годны. «Враг, посеявший их, есть диавол». Он враг рода человеческого, который он хочет сделать своим полем, всеивая в него плевелы. Они были посеяны, когда все спали. Сатана внимательно наблюдает за нами, выжидая удобного случая. Потому мы должны бодрствовать и трезвиться. Враг, посеявший плевелы, сказано в Евангелии, ушёл, чтобы не узнали, кто это сделал. Чем большее сатана замышляет зло, тем старательней он скрывается. Врагу достаточно посеять плевелы, после этого он может даже удалиться — семена взойдут сами и заполнят всё. В то время как за добрыми семенами нужен уход, необходимо поливать и ограждать их — иначе труд сеяния будет напрасным. Христос говорит, что плевелы обнаруживают себя, только когда взойдёт пшеница и покажется плод. Так много в мире сокрытого зла в сердцах людей, которое долго прячется под личиной добра, пока не прорвется наружу. Когда придёт время последнего испытания, каждый будет узнан по плодам его, тогда все увидят, кто искренний делатель, а кто лицемер. Тогда можно будет сказать: это пшеница, а это плевелы.

«Рабы домовладыки, — слышим мы в притче, — сказали ему: господин, не доброе ли семя ты сеял на поле своем?» Вне сомнения, так. Глядя на сеяние Христово, и мы не можем не спросить с удивлением: «Откуда же на нём плевелы?» Как появились они в саду Господнем? Почему загублена добрая почва и заглушено доброе семя? Но разве может это бросить тень на имя и честь Христовы? От Хозяина поля не скрыто, что произошло: «враг человек сделал это». Он не возлагает вину на Своих рабов — они не могли ничего сделать. Верные и усердные рабы Божии не будут осуждены Христом за то смешение добра и зла в людях, которое мы наблюдаем в мире. «Надо придти соблазнам», но мы не ответственны за них, если стараемся исполнять наш долг. Рабы домовладыки горели желанием вырвать эти плевелы. «Хочешь ли, — сказали они, — мы пойдём и немедленно сделаем это?» Но Господин поля премудро предупреждает их: «Нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Никто из нас не может с непогрешимостью различать плевелы и пшеницу.

Потому что в каждом человеке есть то и другое. И благодать Божия, а с нею ангелы и святые, делает всё, чтобы обратить волю самого отчаянного грешника к добру, незримо исторгая из души его плевелы, которые должны уступить место пшенице. В этом — наша надежда. Зло и добро с помощью свыше мы должны научиться различать сейчас, изо всех сил противостоя злу и насаждая добро. Но выносить окончательный суд над кем-либо никому не дано — до жатвы. «Жатва есть кончина века». Этот мир имеет конец. Всё созревшее — доброе и злое — будет собрано в последний день. Каждый пожнёт то, что посеял. Земля каждого человека, его семя и плод, и труд, и терпение раскроются перед всеми.

А жнецы суть ангелы. Ангелы — служители Христовы, святые враги всего злого и верные друзья всего святого и всех святых. Потому и даётся им такое служение. Плевелы будут брошены в огонь. Они будут собраны со всей земли. Жнецы, главная задача которых — собрать зерно, прежде всего соберут плевелы. Доброе и злое смешано в этом мире, но в день Страшного Суда они будут навсегда разделены. Ангелы Божии уберут из человеческой жизни «все соблазны и делающих беззаконие».

Плевелы будут связаны в снопы. Пусть знает мир, всё более обретающий единство во зле, а не в добре, что все связанные здесь друг с другом во зле будут там в одном стыде и позоре. Пусть знают грешники, приносящие покаяние, что все плевелы их грехов истребит до конца огонь благодати Христовой, и им будет дана радость сынов Царствия. А те, кто не хочет покаяться, пусть помнят, что они могут в конце оказаться непригодными ни для чего, кроме как быть брошенными в печь огненную, которую Бог уготовал диаволу и ангелам его. «Там будет плач и скрежет зубов», безутешное горе, потому что за гробом нет покаяния.

Житница — это небо. «Уберите пшеницу в житницу Мою», — скажет Господь. Вся Господня пшеница будет помещена в Господней житнице. Житница — это образ приобщения Христу, Небесному Хлебу, питающему ангелов и святых. Это образ тесной близости всех любящих Господа среди безконечного небесного простора. Они не будут удалены друг от друга, как в поле, на земле, но близки, как в житнице. Они будут в безопасности, им не будет больше угрожать ни зной, ни ветер, ни грех, ни беда. «Тогда праведники воссияют как солнце в Царстве Отца их». Здесь они невидимы миром, как невидимы ангелы. Их красоту сокрывает нищета и скорби их внешней жизни. Но там они воссияют как солнце, выходящее из-за туч. Те, чей свет на земле просветился пред человеки, чтобы прославился Бог, в будущей жизни просияют как солнце.

Наш Спаситель завершает Свою притчу в сегодняшний праздник, призывая нас к вниманию: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» И архистратиг Михаил, когда Денницей был брошен вызов к Богу, воззвал к ангелам: «Вонмем!» Послушание и верность Богу, Его Крестной любви — слава ангелов и всего творения. Кто будет слушать и слушаться Бога, прославится вместе с ангелами и больше их. Потому что Бог стал человеком, чтобы человек, подпавший однажды под власть диавола, мог стать Богом.

***

Протоиерей Павел Великанов

Евангелист Лука рассказывает нам о том, какой была реакция Иисуса на восторженные слова учеников из числа 70 апостолов. Они, судя по всему, не ожидали, что имя Иисуса будет столь действенным в деле изгнания бесов. Вполне можно предположить, что посланные апостолы в той или иной мере уже имели опыт экзорцизма – но то, насколько быстро бесы покидали людей при имени Христа, их привело в полный восторг.

Вернувшись, они делятся с Учителем переполняющей их радостью о неожиданно свалившейся на них духовной власти. Своими словами Спаситель подтверждает их предположения: да, действительно, в стане врага рода человеческого не просто поколебались ряды, там полная сумятица: демоны никак не могут понять, Кто это такой – Иисус, почему простому Человеку дана такая сила, перед которой любые их ухищрения становятся бессмысленными и пустыми. С приходом Христа сатана лишается своего абсолютного преимущества: его исключительная власть над людьми закончилась, теперь у каждого есть выбор, есть варианты развития событий.

Предохраняя учеников от опасности духовного превозношения и самоупоения, Христос обозначает перед ними новую перспективу. Фокус внимания ученики должны перенести с нынешней радости о полученной духовной власти в иное пространство: власть над бесами – это момент тактический, гораздо важнее вопрос стратегический – если вы не растеряете данную вам веру, ваши имена будут написаны на небесах, то есть вы точно окажетесь в Царстве Бога. И это – действительно важно, а власть – дело преходящее.

Последняя фраза, точнее, славословие Иисуса, адресованное Богу Отцу, может показаться выбивающейся из контекста. Бог открывает Себя не мудрым и разумным, а простецам, которые, словно дети, отдают себя водительству Бога и принимают от Него с благодарностью всё, что Он даёт – не пытаясь проанализировать, систематизировать и разложить всё по полочкам. Но почему же для Спасителя именно это оказывается причиной такой сильной радости?

Ответ мы поймем, если задумаемся, почему Иисус не окружил Себя образованными и почитаемыми в иудейской среде людьми. Ведь с точки зрения элементарных технологий влияния на общество, один законоучитель, ставший последователем Христа, был способен повести за собой несоизмеримо больше людей, нежели чем простой, неграмотный, никому не известный рыбак или презираемый сборщик податей. Но мы видим, что во время земной жизни Спасителя окружают самые простые люди, незнатные, неучёные, но искренние – в том числе и в своих заблуждениях. О них можно было сказать одно: все они – «тёплые», их душа открыта к непосредственному общению с духовным миром, они хорошо понимают собственную интеллектуальную ограниченность и не пытаются промерить всё и вся меркой своего разума. В них нет той самой религиозной интеллектуальной самодостаточности, к которой неизбежно приходили книжники и фарисеи. И благодаря этому, в головы ученикам можно вложить неискажённые истины – которые даже поначалу будучи отвергнуты и не поняты, потом прорастут и дадут свой обильный плод.

Мы часто совершаем большую ошибку в духовной жизни, когда начинаем выстраивать жизнь «от головы», а не в простоте и «от сердца». Нет, конечно же, никто не отменяет главную добродетель – рассудительность – но к ней приходят вовсе не через интеллектуальную деятельность. Диакрисис – добродетель рассудительности – как это ни прозвучит странно, имеет очень мало отношения к интеллектуальным способностям человека. Это способность духа отличать хорошее от плохого, лживое от подлинного, мнимое от настоящего, вечное от временного, ложное от истинного. И здесь вся загвоздка в том, что это – вовсе не очевидные вещи. Как пишет апостол, даже диавол принимает образ ангела света – чтобы прельстить – и именно здесь требуется рассудительность понять, что это – всего лишь обманка. Но этот Божественный свет, который только один и даёт это различение, зависит от сонастроенности души Богу, от степени её чистоты и открытости – а никак не от силы ума и широты кругозора.

Вот почему и радуется Спаситель этой «детскости» Своих учеников – да, пусть они во многом бестолковы и наивны, но они – совсем не безнадёжны! Они могут ошибиться, даже упасть – но вот запутаться в хитросплетениях своих изощрённых и утончённых умов никак уже не смогут – просто потому, что слишком просты для этого.

Дай же Бог и каждому из нас учиться этому дару рассуждения подлинного блага от мнимого!

***

Священник Стефан Домусчи

Наверное, многие замечали, что церковные люди очень любят давать советы. Ты еще не успел войти, как тебе уже советуют: как выглядеть, что думать, как жить. Кто-то воспринимает это как норму, кто-то возмущается… Так или иначе священники нередко слышат от приходящих в храм, что близкие не хотят их слушать, хотя они, по их собственным словам, желают им только добра и спасения души. В чем же дело? Ведь они всего-то пытаются полностью регламентировать жизнь своих домочадцев, переделать ее на свой вкус и лад… Они заставляют всех повторять малопонятные формулы, зовут их на странные собрания, на которых хоть и красиво, но совершенно ничего непонятно… По крайней мере именно так все это выглядит с точки зрения тех, к кому обращено. Ни для кого не секрет, что очень часто религиозных людей рассматривают как нетерпимых и навязчивых потому что они всё время пытаются навязать свою точку зрения и свои ценности…

Сегодняшнее чтение начинается с того, что Христос говорит своим ученикам: слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается… А отвергающийся Меня отвергается и пославшего Меня.

Какие разные чувства могли породить эти слова в тех, к кому они обращены? Это и чувство собственного величия, собственной значимости, ведь они говорят от лица самого Христа, а Христос говорит от лица самого Бога! Но так же они могли породить чувство ответственности за каждое сказанное слово.

В действительности, услышав подобные слова легко сделать еще один шаг, который, сознательно или бессознательно делают многие церковные люди. Можно сказать себе: раз я христианин и излагаю апостольское учение, значит слушающий меня слушает Христа, и отрицающийся меня отрицается Христа и самого Бога. Особенно страшна такая позиция тем, что человек ставит знак равенства между тем, что сказал Христос, и тем, как он Его понял. Но ведь из людей не застрахован от ошибки?! Может быть, мы действительно сумели сохранить трезвость своего сердца и правильно поняли Христа… Но, может быть, и иначе… мы давно могли принять за христово учение то, что нам выгодно, то что мы поняли и то как мы поняли… Что же происходит дальше? Вместо того, чтобы являть людям лицо ученика христова, человек может являть им свое лицо, воспринимая отношение к своим словам как отношение к словам самого Христа. И вот такой человек начинает требовать от окружающих того, чего Бог совсем от них не требует, и, напротив, о самом главном может попросту забыть.

Очень характерно, как показана радость апостолов и то, как их исправляет Христос. Они возвращаются после проповеди и с радостью говорят, что их слушаются даже бесы… Как часто и радость христиан заключается в том, что их начали слушаться, пусть и не духи, а простые люди… Ах смотрите как здорово внучка наконец стала одеваться так как мне нравится, ах смотрите, сын больше не слушает музыку, которая мне не нравится… Христос же говорит, что в послушании нам других нет особенного повода для радости, потому что не подчинение является нашей целью. Чему же мы должны радоваться? Тому, что имена наши написаны на небесах. А это может быть только в одном случае – если мы говорим о Боге правду. Если же мы правильно поняли Бога, если действительно открыли ему свое сердце, мы должны были понять, что наша цель не приведение людей к покорности, но приведение их в Царствие Небесное.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Собор св. Архангела Гавриила

Протоиерей  Григорий Дьяченко

В день Собора в честь св. Архангела Гавриила воспоминаются и прославляются все чудесныя его явления, как благовестника тайны воплощения Сына Божия и служителя домостроительству спасения мира. Св. Архангелу Гавриилу вверено от Святаго Духа служение тайнам Божиим и – преимущественно тайне вочеловечения Сына Божия для спасения человека. По сей причине святая церковь и называет его провозвестником таин Божиих и служителем чудес.

Св. Писание и Предание соединяет имя его с величайшими из новозаветных событий, ряд которых начинается благовестием о рождении Приснодевы Марии, принесенным архангелом матери Ея, скорбевшей о своем безплодии. Под его же небесным осенением и руководством Пресвятая Дева провела и отроческие годы Свои в храме иерусалимском, в котором воспитываема и приготовляема была к великому служению Своему. Он возвестил и престарелому Захарии рождение от него Предтечи, и за его неверие сему возложил на уста его печать молчания.

Служение новозаветным тайнам святого архангела Гавриила не окончилось с вочеловечением сына Божия. Надобно думать, что в качестве служителя сих таин, он был одним из первых в числе тех ангелов, которые служили Спасителю во время земной жизни Его (Мк. 1:13). Св. церковь верует, что он-то был тот ангел, который укреплял Спасителя в молитвенном подвиге Его в Гефсимании и был свидетелем как Его предсмертной скорби, так и преданности в волю Божию (Лк. 22:43), и что также он благовестил и женам о преславном возстании от гроба И. Христа.

Но особенным предметом служения св. арханг. Гавриила была, по мнению церкви, Пресвятая Дева Мария. Его небесному охранению вверены были как первые, так и последние годы земной жизни Ея, и – когда наступило время отшествия Ея из сей жизни, – тот же св. архангел возвестил Богоматери о сем, и в знак скораго и блаженного соединения Ея с Сыном и Богом Своим принес Ей райскую ветвь.

История нынешняго праздника в честь архангела Гавриила напоминает нам о той истине, что ангелы Божии принимают великое участие в спасении людей и посылаются от Господа для служения им в необходимых и важных случаях.

Что же должна внушать нам, к чему должна побуждать нас эта истина? 

Во-первых, мы должны от всей души чтить и благодарить св. ангелов за их служение нам. Они во всех отношениях превосходнее нас: они суть чистые – безплотные духи, а мы обложены грубою перстию; они предстоят престолу Божию и «выну видят лице Отца небеснаго» (Мф. 18:10), а мы весьма удалены от Него не только по месту, но и по грехам нашим. Поэтому, казалось бы, не ангелы нам, а мы им должны бы служить, как низшие высшим; но у св. небожителей нет гордыни. Они во всем действуют любовию и по сей-то любви охотно исполняют благопромыслительныя о нас повеления Божии, снисходят к нам на землю, охраняют нас своим попечением и являются нам во благовременную помощь. Не должны ли мы за это быть признательны к ним? не должны ли чтить и величать их, как великих благодетелей наших и споспешников нашего спасения?

Во-вторых, мы должны усердно призывать свв. ангелов в помощь и твердо надеяться, что они окажут нам ее в нужных случаях. И добрые люди помогают другим по просьбе их: могут ли же отказать нам в помощи своей ангелы Божии, когда мы будем взывать к ним о ней? Если же мы не видим их и не замечаем иногда благотворного их действия: то это потому, что «дух плоти и кости не имать» (Лк. 24:39), а мы привыкли на все взирать телесными очами, которыми нельзя видеть безплотнаго.

В-третьих, мы должны всемерно блюсти себя от грехов, которые могут удалять от нас свв. ангелов и препятствовать им делать нам добро. Ибо «кое общение свету ко тьме» (2Кор. 6:14)? Как может чистый дух приступить к человеку, смердящему грехами? как он может внушать благую мысль грешнику, когда сей помышляет только о зле? Грехи, как страшная пропасть, разлучают его с ним и он принужден бывает удалиться от него, как некогда «Дух Господень отступи от злобного "Саула» (1 Царств. 16:40).

Наконец, и паче всего, мы должны пещись о вечном спасении нашем, для коего собственно св. ангелы и посылаются от Бога в служение нам. Если Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2:4); если Он ради нашего спасения употребляет все средства и некогда послал на землю к нам Единородного Сына Своего, а ныне посылает св. ангелов: то ужели мы сами вознерадим о спасении нашем? Все земное и вещественное, все, о чем мы ныне так печемся, – слава и богатство, почести и удовольствия – все это оставит нас, когда мы умрем; а душа наша будет жить вечно, и вечно будет страдать, если мы не очистим ее ныне от грехов, не украсим добродетелями, и не сделаем достойною войти в царство небесное. Поэтому все мы и паче всего должны пещись теперь о вечном спасении ея: ибо «какая польза человеку», говорит Спаситель, «аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» (Мф. 16:26).

Итак, обратимся к празднуемому ныне св. архангелу Гавриилу, воззовем к нему молитвенно: святый архангел Гаврииле! призирай милостиво на всех нас, коснись дарованною тебе благодатию сердца нашего и возбуди в нас чувство покаяния ко спасению душ наших. Молим тя, сотвори по молению нашему и порадуй сим нас в настоящий день празднества твоего. Аминь.


ПРАЗДНИК ДНЯ

Собор Архангела Гавриила (Радио «Вера»)

СОБОР СВЯТОГО АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА / ПРАЗДНИК ДНЯ

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ. Священник Валерий Духанин

Вместе со священником Валерием Духаниным говорим об Архангеле Гаврииле:

  • Высшие из семи ангелов
  • Крепость Божия
  • Наказание праведного Захарии
  • Созерцание великих тайн
  • Благовестие архангела Гавриила
  • Откровение пророку Даниилу
  • О последних временах
  • Искушение вражье
  • Разумение Священного Писания
  • Пророчество о Мессии
  • Оправдание Христом
  • Дары Духа Святого
  • Повеление о восстановление Иерусалима
  • Помощь ангела простым христианам
  • Участие ангелов в судьбах мира


Церковный календарь. 26 июля

Читаем Евангелие. 26 июля

Читаем Апостол. 26 июля

Мульткалендарь. 26 июля. Собор Архангела Гавриила

Мульткалендарь. 26 июля. Пре­по­доб­ный Сте­фан Сав­ва­ит

День ангела. 26 июля

Этот день в истории. 26 июля