46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять
17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,
19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
22 Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам.
23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам,
24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
(Мф. 12:46-13:3) Мф.12:46. Когда Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
По некоторому человеческому свойству мать желала показать, что имеет власть над Сыном, так как Она еще ничего великого не мыслила о Нем. Поэтому, любя честь видеть Сына послушным себе, желает привлечь Его к себе в то время, когда Он беседовал. Что же Христос? Так как Он узнал намерение ее, то слушай, что говорит.
Мф.12:47. И некто сказал Ему: вот матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
Мф.12:48. Он же сказал говорившему: кто матерь Моя? и кто братья Мои?
Мф.12:49. И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
Мф.12:50. ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Не укоряя мать, говорит это, но исправляя честолюбивую ее и человеческую мысль, ибо не сказал: «это – не Моя мать», но «если она не станет исполнять воли Бога, то ничуть не будет полезно для нее то, что она родила Меня». Господь не отрекается от естественного родства, но присоединяет родство по добродетели, потому что каждый недостойный не получает пользы от родства. Исправив таким образом болезнь тщеславия, Он снова повинуется зову Своей матери, как евангелист говорит далее.
Мф.13:1. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
Господь сел в лодку, чтобы ко всем слушателям стоять лицом и чтобы все слышали Его. И с моря уловляет Он тех, кто находится на земле.
Мф.13:2. И поучал их много притчами, говоря:
Простому народу на горе говорит без притчей, здесь же, когда перед Ним находились коварные фарисеи, говорит притчами, чтобы они, хотя бы и не понимая, поставили Ему вопрос и научились. С другой стороны, им, как недостойным, и не должно было предлагать учение без покровов, ибо не должно «бросать бисера пред свиньями». Первой притчей говорит такой, которая делает слушателя более внимательным. Поэтому слушай!
вот, вышел сеятель сеять;
Под сеятелем разумеет Самого Себя, а под семенем – Свое слово. Вышел же Он не в определенном месте, ибо был везде; но так как Он приблизился к нам плотью, поэтому и говорится «вышел», разумеется – из недр Отца. Итак, Он вышел к нам, когда сами мы не могли прийти к Нему. И вышел, чтобы что сделать? Зажечь ли землю по причине множества терний или же наказать? Нет, но для того, чтобы сеять. Семя Он называет Своим, потому что и пророки сеяли, но не свое семя, а Божие. Он же, будучи Богом, сеял собственное семя, ибо не благодатью Божией был умудрен, но Сам был мудрость Божия.
"Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь". Господь дает этим разуметь, что духовное родство, которое Он пришел насадить и возрастить на земле, не то, что родство плотское, хотя по форме отношений, оно одинаково с плотским. И в нем есть отцы и матери, - это те, которые рождают словом истины или благовествованием, как говорит апостол Павел. И в нем есть братья и сестры, - это те, которые от одного рождены духовно и растут в едином духе. Родственное сочетание здесь зиждется действием благодати. Но оно не внешне, не поверхностно, а также глубоко и жизненно, как и плотское, только место имеет в другой области - высшей, важнейшей. Потому-то и преобладает над плотским, и когда требует нужда, приносит его в жертву своим духовным интересам, без жаления, в полной уверенности, что это жертва Богу угодная и Им требуемая.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Никто не будет спорить, что, пожалуй, самое ценное, что есть у человека — это семья. А потому некоторые высказывания Спасителя по поводу семейных отношений могут вызвать у нас недоумение. Так, в только что прозвучавшем отрывке, Он словно отрекается от Своей матери и будто разрывает всякие кровные узы; в другом месте Он прямо говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Ещё в одном эпизоде он призывает сына, который хочет упокоить старость своего отца, пренебречь этим долгом, оставить дом и предоставить «мёртвым погребать своих мертвецов». Неужели Господь пришёл разрушить семью? Ведь Сам Он много раз говорит о Собственном послушании Своему Небесному Отцу. Откуда подобное противоречие?
Каждый раз подобными призывами Господь указывает слушателям, что в духовной жизни должны быть расставлены чёткие приоритеты. Человек устроен так, что силу того, что создан по образу Божию, основным смысловым центром Своей жизни может иметь лишь Творца. Это самая главная связь, в свете которой все остальные отношения должны уходить на второй план. Даже такие высокие и священные, как отношения между детьми и родителями. В противном случае человек рискует потерять себя в этой жизни, не обрести свой путь, рискует навсегда остаться духовно незрелым младенцем. И жизнь предлагает нам немало тому примеров.
Бывает так, что сами родители не отпускают своего ребёнка. Мама пытается навязчиво полностью контролировать жизнь сорокалетнего детины: решает, что ему кушать, с кем жить, где работать. Она искренне думает, что так приносит ему пользу. На самом же деле доставляет огромный вред. Ведь мальчик давно вырос и должен сам принимать решения. А сердобольная наседка всё никак не может успокоиться, как будто перед ней желторотый цыплёнок. Да и сам сынуля-переросток страдает от этого. В нём живёт страх принимать решения самостоятельно и самостоятельно отвечать за них. Чуть что, он спрячется под мамкину юбку, перенесёт ответственность за поступки на других, обвинит во всём всех, кроме себя, обидится там, где необходимо, проявив мужество, признать ошибку.
В этом смысле под родителями Господь подразумевает не только отца и мать. Это всё то, что нам очень ценно, без чего мы не мыслим свою жизнь, то, с чем постоянно носимся в своей душе и к чему привязаны, но от чего мы страх как боимся отказаться. А потому и ходим зачастую в своей духовной жизни по кругу, не растём в Боге. Нам не хватает решительности оставить отчий дом.
Показательна в этом отношении история блаженного Августина. Будучи уже верующим человеком, он сожительствовал с женщиной. Августин понимал, что это связь мешает ему возрастать в вере. Он просил Бога избавить его от неё. Однако Господь молчал. Уже после, когда святому удалось справиться с собой, Августин вспоминал: «каждый раз, когда я просил Христа, освободить меня от этой привязанности, я где-то в глубине души добавлял: только не сейчас Господи, когда-нибудь потом». Его держал страх. Страх перед неизвестностью. Он боялся, что останется в пустоте, когда эта женщина уйдёт. Для него отказаться от неё было всё равно, что сделать шаг над пропастью. Всё это, как он сам позже признавался, и мешало ему духовно повзрослеть.
Подобное происходит и с каждым из нас. Многое из того, к чему мы привязаны, как ребёнок к родителям, то есть то, без чего не мыслим себя и свою жизнь, мешает нам идти вверх, вступать в новые отношения с Богом. Это могут быть как явные пристрастия и пороки, такие, как пьянство или курение, так и более тонкие эмоциональные зависимости, как, например, зависимость от людей, собственных предпочтений и привычек.
Самое печальное в этом то, что, ощущая ступор в духовной жизни, мы, как и подобает инфантилам, привыкли перекладывать решение проблемы на окружающих, в том числе и на Бога. Мы ждём от Него чуда. Говорим себе: ну я же регулярно исповедуюсь, причащаюсь, хожу в храм, даю милостыню, пытаюсь быть добрым и хорошим. Безусловно, это ценно. Однако кардинально ничего не меняется. Чуда не происходит. Ведь нередко всё это мы делаем до тех пор, пока нам не страшно это делать. Пока перед нами не встанет дилемма: оказаться верным Богу и Евангелию, отказавшись от чего-то привычного и любезного своей душе и испытать при этом сильную боль и душевную пустоту, или же найти компромисс и продолжать жить, как прежде. Не нарушать привычные цепочки отношений. Мы, увы, привыкли выбирать второе, полагая, что самое главное за нас должен сделать Бог.
Господь сегодня призывает нас перестать ходить по кругу, довериться Ему и воспитать в себе навык самостоятельно делать шаг в пустоту с одной лишь надеждой на Него. Со своей стороны Он обещает, что подхватит нас, пусть и в последний момент. Лишь так мы сможем наконец-то стать теми, кем и должны быть по замыслу Творца. Теми, кто на собственном опыте познает, что такое быть духовно зрелым человеком, то есть, подлинным участником Небесного Царства и сыном его Бессмертного Владыки.
***
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы переживаем за наших родных. И это естественно. Кто о домашних своих не печется, тот хуже неверующего. Но вполне может быть, что в будущей жизни мы окажемся ближе к людям, с которыми мы не связаны родством. Самые глубокие отношения в жизни – совсем не кровное родство, а родство ума с умом и сердца с сердцем. Когда у людей одни принципы, одни интересы, одна цель, они становятся по-настоящему близки. Что такое присутствие Царства Божия на земле? Это когда воля Божия исполняется на земле как на небе. Только Христос в полноте явил это чудо. И Божия Матерь всей Своей жизнью была устремлена к этой тайне и приобщалась ей как никто из людей. Ее единство с Христом Богом – не только по плоти и крови, но по вере, по смирению, по чистоте, по любви.
Даром Христа все люди – дети Божии. Каждому дается равная возможность вступить в родство через Него с Богом. Бог любит святого и грешника. Но когда человек направляет свою волю в согласии с волей Божией, – благодатной помощью Духа Святого, предстательством Пречистой – начинается подлинное его сыновство. Жизнь полна испытаний. Есть верность, которая превосходит всякую земную верность. Есть то, что идет впереди самых дорогих отношений на земле. В этом смысле Христос многого требует. Он хочет всего человека. Он говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце». Он хочет, чтобы человек не разделял свое сердце ни с кем и ни с чем. Первая и наибольшая заповедь призывает нас Его Единого любить и Ему Единому служить. Самое великое родство – здесь, и самое страшное разделение – когда воля человека направлена против воли Божией и воли тех, кто с Богом. Как говорит апостол Павел: «Вы еще не до крови подвизались за заповедь Божию».
Это трудно. Но в этом великое чудо. Когда человек отдает себя безраздельно Христу Богу, он начинает принадлежать семье, границами которой является вся земля. Он обретает родство, которое включает в себя всех святых на небе и на земле. Потому Божия Матерь – Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, и духовная Матерь всех нас. И Господь говорит о достоинстве всех Своих учеников. Каждый из них – Его брат и сестра и мать. Его ученики, все оставившие, чтобы следовать за Ним, бесконечно дороги Ему. Все святые имеют эту честь. Все исполняющие заповеди Божии – в близком родстве со Христом. Он любит их, Он вступает в общение с ними как с родными. Он зовет их на трапезу с Собой, приобщая их Своей Пречистой Плоти и Крови, чтобы они были единокровными с Ним. Он заботится о них, чтобы у них не было недостатка ни в чем. Он не стыдится называть их братиями, но исповедует их перед людьми, перед ангелами и Отцом Небесным.
Зачало сегодняшнего Евангелия завершается стихами следующей главы: «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами». Иногда благодать Божия открывается нам с особой силой, необязательно во время торжественного богослужения. Когда Христос отправился к морю, множество народа собралось к Нему. Где Царь – там и слуги Его. Где Христос – там и Его Церковь. Господь проповедовал среди просторов природы, потому что никакой храм не мог бы вместить столько людей. Как не имел Он, где главу приклонить, так не было у Него собственного храма для проповеди. Это не значит, что Господь пренебрегал малейшей возможностью проповеди в доме Божием. Но Он учит пользоваться всем, что Промысел Божий предлагает нам для служения Богу и людям. Когда Христос родился в Вифлееме, вокруг Его яслей собралось великое множество ангелов, а сюда, к морю, где Он проповедует, должны придти все люди. Его проповедническая кафедра – лодка, корабль. И Христова Церковь – корабль, из которого через уста всех служителей и проповедников Христовых до скончания века звучит Его голос.
***
Протоиерей Павел Великанов
Сегодняшнее чтение – прекрасное подтверждение того, что евангельская история – не чья-то красивая художественная выдумка, а описание некогда бывших реальных событий. Давайте посмотрим внимательно, почему.
Итак, Иисус ведёт очень эмоционально напряжённый диспут с фарисеями, которые то обвиняют Его в колдовстве, то требуют знамения с неба, то обличают в нарушении субботнего покоя. И всё это – не какой-то праздный разговор между делом: по сути, уже стоит вопрос жизни и смерти: если законоучителям удастся убедить народ, что Иисус – лжемессия, обманщик и провокатор, расправа с Ним будет быстрой. Спаситель, как никто другой, прекрасно понимает происходящее и относится к ситуации с предельной вовлечённостью: от Его ответов зависит, как долго Ему ещё оставаться в живых.
И тут вдруг появляется некто, буквально требующий, чтобы Иисус тотчас всё бросил и пошёл к Своей семье – потому что они так захотели! Не потому, что случилось нечто, а просто так. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что этот поступок Матери Божией «происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором она еще не думала высоко… Смотри, какая неосмотрительность со стороны ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом, или, если не хотели этого сделать, дожидаться окончания беседы, и потом уже подойти. Но они зовут Его вон, и притом при всех, обнаруживая чрез это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большою властью повелевают Им».
Да, ситуация крайне неприятная! С одной стороны – родная Мать, искренне любимая своим Сыном; с другой – очевидная для всех претензия на материнские исключительные права «собственности». И как тонко и грамотно, никого не обидев, Иисус выходит из этой ситуации! Он задаёт риторический вопрос: кто Мои братья? и кто Моя мать? И тут же отвечает: всякий, у кого Тот же Небесный Отец, что и у Меня – то есть Бог – и есть мой подлинный родственник.
Ни слова упрёка, ни слова унижения или оскорбления – но сказано вполне достаточно, чтобы Божия Матерь и другие родственники поняли свою ошибку – но при этом не обиделись. Иисус очень любит Свою семью – но при этом Он внутренне свободен от болезненных, травмирующих душу привязанностей. Ему дорога Мать – но Он не допускает ни малейшего манипулирования Им.
Не открою ничего нового, если скажу, что мы, родители, достаточно часто относимся к нашим детям как к собственности, которой вправе повелевать и распоряжаться. Даже если с маленькими детьми это уже неправильно – то когда дети вырастают, зачастую это принимает откровенно трагические формы. Причину этого объяснить несложно: мы же в них столько себя вложили – и что, теперь всё это – в пустоту? Никакого ответа и благодарности? Но в этом-то и заключается спасительность семейных отношений, что мы учимся нелживой, настоящей бескорыстной любви – которая радуется, когда отдаёт – а не когда получает обратно.
Вот чему нас учит сегодняшнее Евангелие: никого, даже самых близких людей, не считать своей собственностью – но думать прежде всего о том, чем ещё мы могли бы послужить им – без всякого ожидания ответа и благодарности!
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Впервые Евангелие попало мне в руки где-то в середине девяностых. Не помню, открыл ли я его с самого начала или же, по обычаю, начал пролистывать с конца, но помню, что единственными словами, которые я прочитал и запомнил были именно те слова, которые мы только что услышали. Мне они очень не понравились. Я закрыл книгу, поставил на полку и решил, что, пожалуй, этого с меня хватит. Хватит пока или хватит вообще — этого я тогда не решил. Мне не понравился ответ Христа на слова о том, что Его хотят видеть близкие родственники. В те годы я не смог понять, что этот ответ абсолютно ничего не говорит об отношении Господа Иисуса Христа к Его Пречистой Матери. Он не говорит о том, что Господь не почитал Её должным образом. Этот текст совершенно о другом, но тогда я, почему-то, увидел именно это: пренебрежительное отношение к Матери. Конечно, можно списать такое моё прочтение на характерное неумение светского и вполне ещё советского студента–технаря читать и понимать древние тексты. Но, как ни странно, древние комментаторы довольно активно спорили с именно моим понимаем этого евангельского отрывка, а значит, я далеко не единственный их тех, кого вводят в смущение эти слова Спасителя.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что после этих слов Христос вышел навстречу к Своей Матери. Он указал на истинное родство, на то, что духовное родство превосходнее плотского и после этого оказал честь Пречистой Богородице. Несмотря на то, что Он не всегда соглашался с Ее словами, Он всегда делал то, что повелевает делать сыновний долг. Пожалуй, самый яркий пример такого рода — это Ее просьба помочь бедным людям, у которых была свадьба в Кане Галилейской. У них посреди брачного пира закончилось вино, этот факт мог бы испортить всё торжество, но Спаситель уступил Своей Матери и сотворил там Своё первое чудо. Это чудо не было жизненно необходимым, но оно спасло людей от позора и злых языков. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в обоих этих случаях требования Божией Матери были неуместны. Но несмотря ни на что, Господь их исполняет. Церковь всегда утверждала, что Божия Матерь была не только ближайшей родственницей Спасителя по плоти, Она была и Одной из тех, кого упоминает Спаситель: Она выполняла волю Божию и, соответственно, была родной Христу Спасителю и по духу. Да, Она оставалась в полной мере человеком, мы исповедуем, что у Неё не было греха, но этот факт не делает все Её просьбы к Своему Сыну уместными и своевременными. Но какими бы они ни были, Спаситель откликается на них, и, по мнению учителей Церкви, не только как на просьбу Матери по плоти, но в первую очередь как на просьбу Той, Которая близка Ему по духу. А если это так, то и все наши просьбы Он обязательно исполнит, в том случае, если и мы, подобно Пресвятой и Пречистой Богородице, главной целью своей жизни поставим исполнение воли Божией.
О Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды, когда Господь «говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Враги почитания Божией Матери обычно ссылаются на этот текст, доказывая, что в Марии не было ничего особенного, и что Иисус даже и не почитал Ее как Мать.
Но во-первых, Господь говорил эти слова людям, от которых еще было сокрыто то, что сейчас открыто нам. Мы уже знаем о Благовещении, знаем, что Она не просто по плоти родила Господа Иисуса, как другие матери рождают детей, не ведая, что из них получится. Мы не можем сомневаться, что Она была самой лучшей из всех людей, да и не только людей. Мы чтим Ее как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим». Мы отдаем себе отчет, что если бы Она не была такой, то Бог не мог бы прийти на землю. А чтобы быть такой, Она должна была с самого детства совершеннейшим образом «исполнять волю Отца» Небесного. Она прекрасно знала, Кого родила, и поэтому тщательно «сохраняла все слова» и Им, и о Нем сказанные, «слагая» их «в сердце Своем» (Лк.2:19). И мы чтим Ее не просто потому, что Ей «посчастливилось» родить такого Сына. Мы чтим Ее, во-первых, как Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, а уже вследствие этого – как Богородицу. Рождение Бога стало печатью Ее величайшей праведности.
Но люди тогда еще не знали этого. Они и чудесам Иисуса удивлялись: вот и Матерь Его среди нас, – откуда же это у Него? Для людей Она была просто матерью по плоти. А Господь пришел установить высшее духовное родство. Он пришел усыновить людей Небесному Отцу и восстановить первозданную полноту отношений. Ведь иное – отношение к матери, иное – к брату, иное – к сестре. А у Адама, кроме Евы, и у Евы, кроме Адама, не было никого. Они были всем друг для друга. Так и Христос, «указав рукою Своею» на тех, кто собрался вокруг Него, обещал, что, «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». И поэтому не мог Он вдруг оставить тех, кто все оставил ради Него, и пойти к Своей Матери по плоти, Которая вдруг захотела с Ним поговорить. Чего бы стоило Его учение?
Но почему же Она поступила столь, казалось бы, эгоистично, почему Она вдруг при всех решила заявить особые права на Своего Сына? Пытаясь объяснять тот или иной поступок Божией Матери, мы должны всегда исходить из того, что Она – Пречистая и Преблагословенная. Вспомним, как Иоанн Креститель, всю жизнь посвятивший Христу, ради пользы учеников притворился сомневающимся и послал их как бы от себя спросить:
«Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого»? Он хотел, чтобы ученики сами услышали, увидели и уверовали, и он не боялся умаления своей славы.
Несомненно, что Мария поступила подобным образом. Несомненно, что Ей не надо было ничего, кроме славы Ее Божественного Сына. Несомненно, что Своей просьбой Она хотела еще раз дать повод всем услышать о том, что самое главное в жизни, что объединяет людей и усыновляет их Небесному Отцу. Несомненно, слыша ответ Спасителя, Она радовалась и Своему внешнему уничижению, и Его верности Себе, и тому, что ученики, видя такой пример, еще тверже укрепятся на избранном пути.
В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и упал на колени перед иконой Божией Матери, прося исцеления. После долгой молитвы преподобный задремал, во сне Богородица обещала помочь ему, но велела без лени трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, Иоанн Дамаскин увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к образу руку, сделанную из серебра, отчего икона получила название «Троеучица». Святой Иоанн Дамаскин передал чудотворную икону в Лавру преподобного Саввы Освященного, где когда-то принял иночество. А лаврские иноки в тринадцатом веке подарили образ «Троеручица» святителю Савве, архиепископу Сербскому. Во время нашествия турок сербские монахи, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили образ на осла и отпустили его. Ослик чудесным образом добрался до Афона, где остановился перед Хиландарским монастырем. Иноки сочли, что Матерь Божия приняла настоятельство в обители, и с тех пор святая икона, именуемая «Троеручица», занимает игуменское место в храме.
|