14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нем,
22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
(Мф. 12:14-16, 22-30) Мф.12:14. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
О зависть! когда получают благодеяние, тогда неистовствуют. Иисус же уходит, потому что еще не настало время страдания, а вместе и щадит Своих врагов, чтобы они не впали в грех убийства. Ибо безрассудно подвергаться опасности – небогоугодное дело. Вдумайся в это слово «вышедши». Когда ушли от Бога, тогда стали совещаться о том, чтобы погубить Иисуса, ибо никто из пребывающих в Боге не замышляет подобного.
Мф.12:15. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
Мф.12:16. и запретил им объявлять о Нем,
Укрощая зависть врагов, не хочет, чтоб объявляли о Нем, но, однако, всеми способами старался уврачевать больных.
Мф.12:22. Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть.
Мф.12:23. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов?
Демон заключил пути к вере: глаза, слух и язык, но Иисус исцеляет, и народ называет Его Сыном Давида, ибо Христа ожидали от семени Давида. И теперь, если увидишь, что иной и сам не постигает добра, и другого слов не принимает, то считай его слепым и немым, которого пусть исцелит Бог, коснувшись сердца Его.
Мф.12:24. Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
Хотя Господь и удалился, но они, и издали, слушая, клевещут именно тогда, когда Он творит благодеяния людям. Таким образом, они были враги по природе, как дьявол.
Мф.12:25. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
Мф.12:26. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
Обнаруживая пред ними их мысли, Господь показывает, что Он – Бог. Он защищается против них ссылкой на обыкновенные примеры и показывает их безумие. Ибо как демоны могут изгонять самих себя, когда они более всего стараются сплотиться? Сатаной называется противник.
Мф.12:27. И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши, чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями!
Пусть, говорит, Я таков; но ваши сыны, то есть мои ученики, чьей силой они изгоняют? Неужели и они – силой Веельзевула? Если же они Божественной силой, то тем более Я, ибо они творят чудеса Моим именем. Итак, они послужат к осуждению вашему, потому что вы, видя, что они творят чудеса Моим именем, продолжаете клеветать на Меня.
Мф.12:28. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
Говорит: если Я изгоняю бесов Божественною силою, то Я – Сын Божий и пришел ради вас, чтобы благодетельствовать вам, так что «достигло до вас» пришествие Мое, которое есть Царствие Божие. Зачем же вы клевещете на Мое пришествие, которое произошло ради вас?
Мф.12:29. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
Настолько далеко, говорит, отстою от того, чтобы иметь демонов друзьями, что противостою им и связываю их, которые были крепкими до Моего пришествия. Ибо, войдя в дом, то есть в мир, Христос расхитил сосуды демонов, разумею людей.
Мф.12:30. Кто не со мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Как, говорит, Веельзевул будет содействовать Мне, если он более всех других противостоит Мне? Я учу добродетели, он – злу. Как же он со Мною? Я собираю людей для спасения, а он рассеивает. Указывает и на фарисеев, потому что они, когда Он учил и приносил многим пользу, рассеивали народ, чтобы не приходили к Нему. Итак, Господь показывает, что они действительно подобны демонам.
"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает". Кто же с Господом? Тот, кто живет и действует в духе Его; кто не позволяет себе ни мыслей, ни чувств, ни желаний, ни намерений, ни слов, ни дел, которые были бы неугодны Господу и противны Его явным заповедям и определениям. Кто живет и действует иначе, тот не с Господом, следовательно, не собирает, а расточает. Что же расточает? Не только силы и время, но и то, что собирает. Богатство, например, не с Господом собирает тот, кто копит только его, не делясь с другими и себя лишая даже нужного, или кто собирая его, частью тратит на пышное содержание себя, частью расходует на тщеславные жертвы, частью оставляет наследникам. На тот свет явится он ни с чем, - и будет там беднейшим из беднейших. Напротив, с Господом собирает богатство тот, кто через руки бедных и нуждающихся препровождает собранное в вечные сокровищницы. Когда умрет такой человек, на том свете все найдет сохраненным, нерасточенным, хотя бы он всю жизнь свою расточал. То же самое приложимо и к собиранию знаний. Тут расточение еще очевиднее, потому что еще здесь становится явным, как не о Господе мудрствующий собирает будто горы знаний, а между тем все они хлам, призрак истины, а не истина. У таких не только не бывает знания, но и смысл человеческий теряется. Они начинают бредить, как сонные. Читайте системы материалистов и вы увидите, что это так.
***
Священник Антоний Борисов
Слова, безусловно, важны. Но ещё большее значение имеют чувства, мотивация, целеполагание, которые мы вкладываем в словесную оболочку. Ведь люди по форме могут говорить одно и то же. А содержание их речи будет диаметрально противоположным. Об этом, в частности, идёт речь в отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Матфея.
Фарисеи и прочие религиозные наставники ветхозаветного Израиля сыграли в судьбе своего народа действительно важную роль. В годы Вавилонского плена и последующий период истории именно законники выполняли ответственную миссию по сохранению веры, профилактике идолопоклонничества, сбережению памяти о прошлом и поддержанию стремления вернуться в историческую Палестину, ожидая там прихода Спасителя. Всё перечисленное имело самое положительное значение. Но в эту образную бочку мёда самими же фарисеями была добавлена досадная ложка дёгтя. Чтобы понять, в чём она заключалась, давайте вспомним о служении ещё одной, очень важной для древнего Израиля личности — пророке Иоанне Предтече.
Пророк Иоанн, говоря о своей миссии, постоянно подчёркивал, что ему (Иоанну) нужно постепенно умаляться, уменьшаться, всё больше места уступая Спасителю. Предтеча прекрасно понимал, что его служение не имеет какой-то ценности само по себе. В его задачу входило подготовить народ к принятию Христа, указать на Иисуса из Назарета как на обещанного Мессию и затем просто отойти в сторону. Что Креститель, собственно, и сделал. И на что оказались просто неспособны фарисеи и прочие религиозные наставники народа Израильского.
Задача, которую довольно успешно решали законники, также состояла в подготовке людей к приходу Христа. Ветхозаветное общество ещё никогда не было столь нравственным, как накануне Рождества Спасителя. И заслугой тому была как раз деятельность фарисеев и прочих наставников веры. Но трагедией этих людей и всего еврейского народа стало то, что они настолько возлюбили себя и свою религиозность, что Сын Божий оказался им просто не нужен. Ведь всё необходимое для оправдания перед судом Господним (в ветхозаветном понимании) у этих людей, как им казалось, было. Они не только исполняли закон Моисея, но и дополнили его многочисленными правилами и традициями, которые также более-менее тщательно исполняли.
Вот в чём состоит причина неприятия Христа со стороны вождей древнего Израиля. На их глазах Спаситель совершал множество неоспоримых чудес, каждое из которых становилось проявлением Божьих милосердия и любви. Но фарисеи и книжники категорически служения Господа Иисуса не принимали, хотя, по большому счёту, не имели никакой возможности отрицать очевидного. Оправдания для такого неприятия находились разные. В одних случаях речь шла о якобы нарушении Христом заповеди о субботе. В других — фарисеи и саддукеи утверждали, что чудеса совершаются силой бесовской. Но в корне такой критики находилась не борьба за правду, а властолюбие, зависть и малодушие. Эти греховные чувства подталкивали несчастных людей к самому настоящему богохульству.
Вожди древнего Израиля испугались умалиться перед пришедшим Мессией, потому что опасались утратить имевшуюся власть. Не будем же повторять этой досадной ошибки. Каждому искренне верующему в Него человеку Христос даёт радостную и укрепляющую благодать. Она делает нас умнее, светлее, крепче. Но это не означает, что мы имеем право сделать благодать своей собственностью, использовать Бога для прославления себя, а затем изгнать Его вон. Вместе с Богом уйдёт и благодать. Ведь как мы слышали от Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Будем же созидать со Христом, переадресуя Ему и только Ему похвалы за наши успехи и таланты, чтобы не стать нам жертвами гордости. И будем стремиться быть с Господом Иисусом, не расточая дарованное Им небесное счастье, но созидая и преумножая его.
***
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос совершает невиданные чудеса исцеления. «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его». Что же так взволновало их? Не только то, что Своими чудесами Он затмевает их славу, но что учение, которое Он проповедует, прямо противоречит их гордыне – лицемерию и мирским интересам. Однако они делают вид, что возмущены нарушением субботы – преступлением против Закона. Они совещаются не о том, как следует применять этот Закон, если он действительно нарушен, а о том, как погубить Христа – предать смерти Того, Кто пришел, чтобы мы имели жизнь. Того, Кто является величайшим благословением всем народам и славой Его людей Израиля – объявить величайшим преступником.
Но еще не пришел час Его, и Господь удаляется оттуда. Он мог бы защитить Себя чудесным образом, но предпочитает сделать это обыкновенным путем – уходом от них. Он смиряет Себя, приобщаясь к самым беззащитным и уча следовать данному Им правилу: «когда вас гонят в одном месте, бегите в другое». «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех». Его славой было просвещение самых простых людей, и когда они принимали Его, Он принимал их и «исцелял их всех». Он хочет, чтобы Крестом Его, который все более приближается к Нему, радость пришла всему миру. Фарисеи гонят Христа за то, что Он творит добро, но Он продолжает творить его. «Он исцелил их всех», но «запретил им объявлять о Нем». Он дает нам образ осмотрительности и смирения, и учит не трубить о наших добрых делах и не искать себе похвал. Ученики Христовы должны быть полной противоположностью тех, кто делает все свои добрые дела – да видимы будут человеками.
«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого». Он не мог видеть, чтобы попытаться помочь себе, и он не мог говорить, чтобы призвать других на помощь. Горестно состояние отпавшего от Бога человечества: сатана ослепляет взор веры и заграждает уста молитвы. Исцеление пришло к страждущему непостижимо и внезапно. В Евангелии сказано: Господь «исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть». Когда душа освобождается от власти сатаны, глаза открываются, и видят славу Божию, уста отверзаются, и возносят хвалу Богу.
«И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов?» Да, это Он, и другого не будет! С такою ясностью вдруг открывается путь к познанию Христа, Мессии и Спасителя мира. Мир своею мудростью не познал Бога, и мудрецы оказались посрамлены простецами.
«Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Как презрительно и как богохульно говорят они о Его чудесах! Они не могут отрицать сам факт чуда. Ясно как белый день, что бесы были изгнаны словом Христовым. И чтобы не допустить неумолимого вывода, что перед ними – Христос, Сын Давидов, они утверждают, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, что между Исцелителем и диаволом есть некое лукавое согласие, и бесы сами, никем не изгоняемые, по приказу князя бесовского, уходят.
«Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Христос знает, о чем мы думаем в любое время. Он знает, что в человеке и видит наши мысли издалека. Христос отвечает на их помышления, исходящие из их глубоко укорененной вражды к Нему. Он говорит об известном законе, что все человеческие общества гибнут вследствие внутренних противостояний. Разделения обыкновенно приводят к разрушению. Отделяясь друг от друга, мы становимся легкой добычей общего врага. Церкви и народы, и в особенности наш русский народ, хорошо знают эту истину по своему печальному опыту. «Всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
Что касается сатаны, царство его скоро будет разрушено. И не потому, что сатана разделился сам в себе, а потому что приблизилось Царство Божие. И некоторые сыны иудейские, даже из тех, кто не следовал за Христом, именем Христовым изгоняли бесов. «Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, – говорит Господь, – Царство Мессии открывается на земле». Все чудеса, которые совершал Христос, свидетельствовали о Его посланничестве от Бога, и это чудо свидетельствовало, что Он послан Богом, чтобы разрушить царство диавола и его дела. Разрушение власти диавола совершается Духом Божиим. Дух Святой, изгоняющий диавола из души человеческой, освящает ее благодатью Своего Царства.
«Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, – говорит Христос, – если прежде не свяжет дом сильного». Мир был во власти сатаны, его господство утверждалось в подчинении злу и смерти человеческого рода. Христос входит в пределы сатанинские, в дом сильного, чтобы вывести людей из тьмы в чудный Свой свет, из греха к святости. Словом Своим Он связывает сильного, и изгоняет нечистые духи. Господь показывает на примере исцеленного слепого и немого человека, что как бы ни властвовал сатана над душой человеческой, Христос Своей благодатью сокрушит его. Церковь знает немало возведенных из бездны погибели грешников, которые стали величайшими святыми. Так Христос входит в дом сильного. И Он будет входить в него всегда, пока не наступит полная Божия и наша победа.
В этой священной войне, которую Христос ведет против диавола и царства его, никто не может оставаться нейтральным. «Кто не со Мною, – говорит Господь, – тот против Меня». Там, где речь идет о второстепенных расхождениях между учениками Христовыми, мы должны искать мира, памятуя, что «кто не против нас, тот за нас» (Лк. 9:50). Но в великом противостоянии Христа и диавола не может быть мира. Кто не горит сердцем в любви ко Христу, окажется среди тех, кто против Него. Кто холоден к делу Христову, тот на самом деле враг. В этом сражении мы должны быть всецело, верно, непоколебимо на стороне Христа. Это единственно истинный выбор человека, и единственно его несомненная, уже теперь, победа. «И кто не собирает со Мной, – говорит Христос, – тот расточает». И чем активнее мы будем стараться осуществлять какие бы то ни было экономические и политические программы без Христа, тем энергичнее своими собственными руками мы будем разрушать Россию. Именно это повергло ее в свое время в кровавые бедствия, это является причиной ее нынешних бедствий и более грозных грядущих, если не будет покаяния. Христос пришел в мир, чтобы собрать Свою жатву, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Те, кто Христовы, должны собираться с Ним и других собирать к Нему. Если мы не собираем со Христом, мы расточаем. Недостаточно не делать зла, мы должны делать добро. И не просто добро, как говорит преподобный Серафим Саровский, а добро во имя Христово.
***
Протоиерей Павел Великанов
Перед нами – интереснейший евангельский эпизод. Только что происходит исцеление в субботу человека, который имел сухую руку, фарисеи собираются для заговора против Иисуса, и тут же – перед всеми – исцеляется ещё один человек от слепоты и демонической одержимости. В народе появляется слух: ну чудеса! от времён Давида – который, как известно, обладал способностью умирять дух Саула от мучившего его злого демона – никто подобными дарами не обладал! А может это и правда – Христос, долгожданный Мессия?
Такая постановка вопроса для слуха фарисеев было просто катастрофой. Они вовсе не ждали Мессию как чудотворца, Сына Божия, явным образом связанным с Творцом Вседержителем и повсюду демонстрирующего эту связь. Для них Мессия – это прежде всего очень конкретный «функционал», главным образом в области политической и национальной. Отход народного сознания от этого привычного шаблона грозил стать национальной катастрофой. Подпорки под «национальной идеей» начинают трещать, и религиозным лидерам надо что-то предпринимать, срочно, решительно и наверняка. И они, недолго думая, выдвигают Иисусу более чем суровое обвинение: Он – колдун, и действует при помощи злых духов.
Это – не просто оскорбительные слова. Это прямое и очень лукавое подстрекательство к убийству: ведь по закону Моисея, колдуны, ворожеи, вызыватели духов предавались не иначе как смертной казни! И если бы народ поддержал это обвинение, Иисуса просто бы забросали насмерть камнями – и винить было бы некого: всё по закону!
Но Спаситель совершенно спокойно показывает всю нелепость обвинения: причём поворачивает дело так, что обвинителям уже хочется поскорее забыть свои слова – ведь помощники фарисеев также практиковали экзорцизм!
И заканчивается чтение ещё одним афоризмом Христа: кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает. Тем самым Иисус говорит: перестаньте лукавить, определитесь, займите ясную для вас самих позицию – вы друзья Мне – или враги?
Принципиальная позиция, которую ожидает от слушателей Иисус, заставляет серьезно задуматься. Как часто нам недостаёт именно принципиальности: наше поведение чаще всего – ситуативно: ругают кого-то – и мы поддакиваем, да, он плохой; начинают хвалить – и мы снова соглашаемся: ну да, он скорее хороший. Беспринципность – вовсе не тождественна бесстыдству или бессовестности. Беспринципность неизбежна там, где не произошло погружение в самые глубины – собственной души, отношений с другими, отношения к Богу. Любая глубина пугает своей неизведанностью. Гораздо проще – скакать по верхам, не останавливаясь, не копая глубже. Но если у человека нет принципов, этих «архэ», этих первооснов – ему не на что будет опереться в своём движении. По жизни он будет идти, как по болоту: куда ни встанет – везде провалится. И если мы чувствуем, что не можем двигаться, вязнем, нам не на что встать – единственное, что нам может помочь – искренний крик к Богу: Ты – крепость моя: утверди сердце моё на камне заповедей Твоих! Помоги мне, Господи, найти внутри меня – меня настоящего, не лживого, не «имидж», а того живого, обнажённого от всего внешнего и наносного – поняв и приняв которого только и можно начинать двигаться к Тебе!
***
иеромонах Феоктист Игумнов
Вряд ли христиан — настоящих христиан — можно назвать приятными людьми. Они ведь держат в памяти слова и образ Христа. А Христос очень многих раздражал. Иначе бы Его не оклеветали, не судили и не распяли.
Есть люди, которые думают, что цель и смысл христианской жизни именно в том, чтобы избавиться от неровностей характера, от раздражительности, от дурных привычек, от всего того, что мешает. В том, чтобы стать хорошим, ровным в общении, симпатичным понимающим человеком.
Но был ли таким человеком Воплощённый Бог, Тот, в Кого мы веруем как в Единородного Сына Божия?
Несомненно то, что у Него не было никакого греха и никаких страстей, у Него не было дурных привычек, в Нем не было лжи, не было ничего из того, с чем мы приходим на исповедь. Но был ли он таким человеком, про которого можно сказать, что он мягок в общении и что он готов понять и простить всякого?
Только что мы услышали слова Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Эти слова — приговор всем тем добрым делам, которые мы делаем не для Христа. Даже самым благородным и естественным для человека. Например, стремлению обеспечить своих потомков. Самоограничению и аскезе ради тех, кто нам дорог. Или же занятиям наукой ради самой науки и ради возможного прогресса. Любая деятельность, по мысли Христа, становится в высшем смысле созидательной лишь тогда, когда она совершается ради Него. Евангельская формулировка этой мысли не предполагает возможности сохранить нейтралитет. Либо мы со Христом, либо мы против Христа. Но если мы с Ним, то и отношение к нам будет как к Нему, а это не всегда приятно, это далеко не всегда восторг и рукоплескание, но это всегда крест, который и есть средство достижения жизни вечной со Христом Спасителем нашим.
О немощных в вере
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол пишет: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подать брату случая к преткновению или соблазну». А преткновения, как сейчас, так и раньше, могут быть и из-за пищи. Например, в апостольские времена многие иудеи, принимавшие христианство, продолжали делить пищу на чистую и нечистую. Была и другая опасность: по неведению съесть идоложертвенное мясо, то есть мясо животного, закланного в жертву языческим идолам.
Для самого Апостола этих проблем не существовало. Для него было совершенно ясно, что Ветхий «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал.3:24), и время его прошло. Знал он и то, что «идол в мире ничто» (1 Кор.8:4), и говорил: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». Но Он же говорил и то, что «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор.8:1).
Апостол видел, – потому что любовь давала ему видеть, – как трудно бывало приходящим ко Христу иудеям сразу вдруг отказаться от старого вина своей веры. И Апостол укоряет не их, этих немощных в вере, но – тех, кто, как и он сам, имеет знание, но, в отличие от него, не имеет любви. Он говорит: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что уничижаешь брата своего»? – Потому что так, в виде осуждения и унижения всегда складываются отношения между знанием и незнанием, если знание лишено любви.
Во-первых, Апостол показывает, какое безумное и безбожное дело – осуждать и уничижать. Судить может только владелец. А владычествует «над мертвыми и над живыми» только Христос, и по очень простой причине: Он заплатил за это, и не тленным серебром, но Своей бесценной кровью. Он «и умер, и воскрес, и ожил» и за тебя, и за твоего немощного брата. И ты, и он – такие, какие вы есть на сегодняшний день. И если ты, имея знание, хочешь убедить его тут же перемениться, а брат твой еще не может, и огорчается из-за этого, то ты «уже не по любви поступаешь». Не оскверняй его совесть, не заставляй его из-за твоей пищи воспротивиться и всему тому доброму, чему он уже не противится. «Не губи своею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе».
Апостол учит бережно относиться к человеческой свободе и радоваться каждому шагу брата во Христе. Он учит отличать главное от второстепенного, помнить, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». В наше время тоже много таких точек преткновения. Много сложилось местных обычаев, много мнений по таким, например, вопросам: когда прикладываться к иконам, когда во время богослужения стоять на коленях, как ставить свечу, когда осенять себя крестным знамением, и так далее. И очень важно, конечно, понять сущность того или иного обряда и стараться все делать по истине и по совести. Но, с другой стороны, надо помнить апостольские слова о том, что знание все-таки надмевает, а назидает-то – любовь. И любовь должна подсказать, когда надо просто не заметить, когда отступить и уступить в чем-то второстепенном. А иначе – нарушается мир, вспыхивает гнев, и в итоге – всеобщее разорение, и зачастую – где? – в храме, порой в самый ответственный момент богослужения! Кому это выгодно? У тебя есть знание, а у него еще нет; но и он поднимется выше. Господь наставит его, и может быть даже именно через тебя, но только в том случае, если ты сейчас сохранишь мир. Ибо, как говорит Господь, «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». «Кто не со Мною, – сказал Господь, – тот против Меня; и кто не собирает со Мною» сокровища Царствия Небесного, то есть «праведность и мир и радость во Святом Духе», «тот расточает», – как бы он ни был формально прав, как бы точно ни выполнял внешние предписания и обычаи.
Вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем о преподобном Антонии Печерском:
|