Исцеление сухорукого в субботу
9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
(Мф. 12:9-13) Мф.12:9. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
Другие евангелисты говорят, что Иисус спросил фарисеев. Итак, можно сказать, что фарисеи, будучи людьми завистливыми, предупредили и спросили Его, как говорит Моисей; затем Христос, со своей стороны, спросил их, как бы насмехаясь и осмеивая их бесчувственность, о чем говорят другие евангелисты. Фарисеи спросили Его с тою целью, чтобы иметь повод к клевете.
Мф.12:11. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
Мф.12:12. Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро.
Показывает, что они для корысти и для того, чтобы не лишиться овцы, нарушают субботу, для уврачевания же человека не допускают этого. Итак, в одном и том же случае показывает их и любостяжательными, и жестокими, и пренебрегающими Богом, ибо они пренебрегают субботой, чтобы не лишиться овцы, и являются немилосердными тогда, когда не желают уврачевания человека.
Мф.12:13. Тогда говорит человеку тому: протяни руку. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
Многие и теперь имеют сухие руки, то есть немилостивые и скупые. Но когда слово евангельское громко зазвучит для них, они простирают их для милостыни, хотя фарисеи, гордые демоны, отсеченные от нас, по своей вражде и не хотят того, чтобы наши руки простирались для милостыни.
"Можно в субботы делать добро". Это сказал Господь по исцелении в синагоге в субботу сухорукого, и в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за то, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целью - покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но за то позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного. Неделание отдаляло фарисеев от делания добрых дел, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от них. Вечером под воскресенье - театр, потом еще какое-либо увеселение. Утро проспано; в церковь некогда. Несколько визитов, обед; вечером опять увеселения. Так отдается все время чреву и услаждению прочих чувств; о Боге и благотворении некогда и вспомнить.
***
Священник Антоний Борисов
Людям свойственно путать цель и средства её достижения. Данное обстоятельство касается не только вещей бытовых. Бывает, мы и в области духовной отодвигаем на второй план главное, а второстепенному начинаем уделять излишнее внимание. Об этом, в частности, идет речь в сегодняшнем отрывке.
Ещё во времена Ветхого Завета Господь неоднократно обращался к евреям с просьбой стать более милосердными. Этот призыв мы можем найти, например, в книге Второзаконие: «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны». Господь не случайно использует в данном случае образ обрезания. Речь, конечно же, не идёт о какой-то хирургической операции по физическому надрезанию сердца.
Мы имеем дело с пронзительной метафорой, указывающей на то, что настоящая вера делает сердце человека как бы кровоточащим, то есть отзывчивым, терпеливым и любящим. В отличие от суррогата веры — зацикленной на себе эгоистичной религиозности — которая превращает нас в холодных и жестоких носителей идеи о собственной уникальности и избранности. Для тёмного двойника веры традиции и обряды становятся значительно важнее людей, которыми можно пренебречь и даже пожертвовать, чтобы соблюсти букву закона.
Именно с последним типом мировоззрения неоднократно сталкивался Господь Иисус в течение Своего земного служения. Более того, именно адепты такой религиозности и отправили Христа на крест, поскольку Сын Божий не вписывался в рамки привычного для них представления о вере, виделся чуть ли не богохульником. И всё потому, что Спаситель из раза в раз говорил и подчёркивал, что человек важнее условной субботы — собирательного образа второстепенных аспектов религиозной традиции.
Вот и в прозвучавшем чтении мы видим, как Христово служение любви сталкивается с холодной принципиальностью обрядоверия. Спаситель исцеляет в субботу (день покоя) человека с сухой рукой. Более того, этого больного, как кажется, Господу Иисусу Его недруги практически подсовывают, чтобы увеличить список преступлений Христа против ветхозаветного закона. Но для Спасителя страдающий человек оказывается важнее и превратного понимания заповедей, и мнения иудейских законников, и даже Своей репутации, а также будущей участи. Ведь Сын Божий прекрасно понимает — Он никогда не сможет понравиться фарисеям и саддукеям. Потому что они любят исключительно самих себя. И никакой правды, на самом деле, не ищут. Законникам нужна была только власть, и добивались они её самыми разными (подчас греховными) способами.
Но внешне всё выглядело очень благочестиво — отстаивались религиозные ценности, устои привычной духовной жизни. Однако благочестивые рассуждения о соблюдении заповеди оказались не более чем ширмой лицемерия, оправданием нежелания или неспособности проявить настоящее милосердие. Иное, повторюсь, мы видим на примере Спасителя. Попав в общество со смещённой (или даже извращённой) системой нравственных и духовных ценностей, Христос вскрывает всю его (этого общества) неправоту. И сразу становится понятно, что главное, а что второстепенное.
Но легко обличать ошибки заведомо неправых оппонентов Спасителя, по факту, давно умерших людей. Гораздо сложнее самому являть пример соблюдения евангельских ценностей. Христос, например, никогда не осуждал Своих противников, лишь только жалел. Христос, конечно же, не поощрял грехи и не смотрел на них сквозь пальцы, но и инквизитором не становился. Господь Иисус Сам служил любви и другим до последнего оставлял возможность встать на путь милосердия. Поэтому, если мы хотим уподобиться Спасителю и избежать участи Его противников, будем, прежде всего, следить за собственной совестью, оставив суд над людьми только Богу. А ещё не будем путать главное и второстепенное, не будем оправдывать свою нелюбовь религиозными причинами и обстоятельствами. Ведь человек всегда важнее субботы, но никак не наоборот.
***
Протоиерей Александр Шаргунов
«И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их». Это произошло после того как Христос заградил уста фарисеев, обличавших Его учеников за то, что они в субботний день срывали колосья среди засеянных полей и ели их. Он вошел в синагогу их, синагогу фарисеев, в которой они начальствовали и в которую Он шел, когда они затеяли этот скандал с Ним. Мы должны остерегаться, чтобы какие-то искушения могли воспрепятствовать нашему служению. Тем более недопустимо – из-за конфликтов с кем бы то ни было, даже если мы правы в них, – перестать ходить в храм Божий. Знает сатана, как многого он может добиться в разрушении Церкви через сеяние раздоров между верующими по самым незначительным поводам. Фарисеи совершали работу вражию, напав на срывавших колосья, но Господь посрамил их лицемерие.
Однако и в синагоге лицемерные учители Закона продолжают зорко следить за каждым шагом Христа. «Там был человек, имеющий сухую руку». Этот несчастный человек пришел в дом молитвы. Кто лишен возможности трудиться для мира, должен больше, чем другие трудиться для своей души. Таковыми являются прежде всего престарелые и больные. Фарисеи хотят продолжить спор со Христом, начатый в поле, и с презрением спрашивают Его, показывая на сухорукого: «Можно ли исцелять в субботы?» Мы не слышим, чтобы этот человек обратился ко Господу с просьбой об исцелении. Но они заметили, что Христос остановил Свой взгляд на нем, и знали, как часто Христа находили те, кто не искал Его. И потому, изнемогая от зла, заранее ждали Его добра.
Спрашивал ли когда кто-нибудь: можно ли Богу исцелять, позволительно ли для Него изречь слово жизни и исцелить? «Можно ли исцелять?» Хорошо вопрошать о законности или незаконности наших действий, и вопрошающим об этом не найти никого лучше, чем Христа. Но они спрашивают сейчас не для того, чтобы Он научил их, а для того, чтобы обвинить Его.
Христос отвечает, взывая к их рассудительности и житейскому опыту. «Кто из вас, – говорит Он, – имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?» Вне всякого сомнения, они могут это делать, четвертая заповедь: «помни день субботний» позволяет это. И они должны это делать, ибо «блажен, кто и тварь милует». Милостивый человек заботится о жизни своих животных. И, конечно же, они хотят это делать ради сохранения своего богатства. Разве об овцах заботится Христос? Да, о них. Ибо Он хранит человеки и скоты. Но как скажет Апостол: «Ради нас это написано» (Кор. 9:9). И Господь восклицает: «Сколько же лучше человек овцы!» Человек, созданный по образу Божию, несравненно драгоценней, чем лучшие творения животного мира. Этого не понимают те, кто более заботятся о кошечках и собаках, чем о Божиих страждущих людях.
Из сказанного Христос заключает, что можно в субботы делать добро. Они спрашивают: «Можно ли исцелять?» Христос показывает, что можно делать добро. Существуют и другие возможности делания добра в субботние дни, кроме участия в богослужении. Эти возможности основаны на началах любви и милосердия. Это – делание добра, и оно должно быть нашей жизнью.
И Христос исцеляет этого человека, несмотря на то, что Он предвидит, каким соблазном это будет для фарисеев. Мы не можем не исполнять наш долг или пренебрегать возможностями делать добро из опасения вызвать у кого-то соблазн. Христос говорит человеку: «протяни руку твою». «И он протянул, и она стала здорова, как другая». Чтобы исцелить нас, Господь заповедует нам протянуть наши руки
, употребить наши естественные дарования и делать то, что от нас зависит. Протянуть их в молитве к Богу, протянуть их, чтобы ухватиться за край ризы Христовой, протянуть их в святом дерзновении. Этот человек не мог протянуть свою иссохшую руку сам, но Христос повелел ему сделать это. Заповедь Божия, чтобы мы исполняли то, что мы не в силах исполнить, – точно такая же, что и заповедь человеку, имеющему сухую руку: протяни руку твою, потому что вместе с заповедью Христос дает Божественную благодать в слове Своем.
***
Протоиерей Павел Великанов
Среди множества совершенных Иисусом Христом исцелений сегодняшний случай поначалу не кажется каким-то особенным. Но это не так: ведь именно после него фарисеи начинают сплетать заговор, который в итоге и пригвоздит Спасителя ко Кресту. Перед нами Иисус не просто нарушает закон субботнего покоя – но ещё и грамотно обосновывает Свой поступок. А это – уже куда серьезнее, нежели чем просто переступание закона.
Суббота для иудея – ключевой религиозный идентификатор. В прямом смысле ради соблюдения субботы правоверный еврей был готов отдать жизнь – чем и цинично пользовались римские полководцы во времена военных действий.
На этом фоне взять и так откровенно, при всех, нарушить субботу – значит, пойти против принятых в обществе основ. Перед нами – прорыв сквозь плотную пелену ритуального закона к смыслу религии, к ее содержанию: Бог ищет не «умягчающих Его гнев» ритуалов, а живого, любящего, болезнующего человеческого сердца.
Спаситель обосновывает Свой поступок по всем правилам раввинской риторики. Он приводит случай, предусмотренный законом: если животное упало в яму в субботу – ему дозволялось оказать помощь, чтобы оно не погибло. И далее Он совершает классический риторический ход – «от меньшего к большему»: если можно нарушить субботу ради жизни какого-то барана – то чем же человек хуже бессловесного скота? На такой аргумент, выстроенный по всем принципам спора, фарисеям ответить уже было нечего.
Вывод, ради которого и всё происходило, предельно краток: можно и нужно и по субботам делать добро. И не только по субботам. Вообще, в любое время, в любом месте делать добрые дела – правильно. Если мы видим чью-то нужду и боль, и можем помочь – но не делаем этого – мы совершаем зло, даже если с формальной стороны ничего не предпринимаем.
Как часто на исповеди мы говорим о своих грехах – неправильных поступках – и как редко можно услышать о том, что множество возможностей помочь, поддержать, утешить – проплывают мимо нас, и мы их даже не замечаем!
Конечно, не надо с одержимостью повсюду искать, где бы чего такого доброго сделать – и в этом надо ввериться водительству промысла Божия. Наша задача – быть внимательными к тем подсказкам, которые щедрой рукой рассыпает вокруг нас Бог – но взять их либо пройти мимо – зависит уже только от нас!
***
иеромонах Феоктист Игумнов
Христос совершил немало исцелений в субботу. Может показаться, что Он исцелял исключительно в субботу и исключительно под пристальным взором фарисеев. Но это, конечно же, не так. Просто другие исцеления были помощью страдающим, которую оказывает Любящий Бог, а исцеления в субботу помимо помощи одному человеку, дают пищу для размышления всем, особенно же тем, кто ощущает себя вполне здоровым и способным подвергнуть анализу образ действия Бога. Бог, как мы видим, готов дать ответ. Он готов не только исцелять человека, но и комментировать свои действия. При этом Он не повторяется. Он не говорит одно и то же. Сегодня Христос приводит пример с потерявшейся овцой, а в другом месте Евангелия во время другого исцеления Он по-человечески оправдывается и приводит пример из истории Ветхого Завета, указывает на то, что Давид съел хлеб, который не имел права есть по закону, но никому не приходит в голову осуждать его за это. Когда же Христос в субботу даровал зрение человеку, который родился без глаз, тогда Спаситель вообще не отвечает на упрёки. Он использует все возможные методы для того, чтобы Его услышали и поняли. Сегодня Он говорит просто и прямо: в субботу можно делать добро. Добро можно делать всегда, вне зависимости от дня недели. Вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности, нравственного облика и финансового положения того, кто является объектом приложения добрых усилий. Но при этом Он не говорит про само понятие добра. Ведь, к примеру, священник далеко не всегда может пойти к умирающему человеку. Есть ситуации, в которых священник не только может, но и обязан не идти, а оставить умирающего на волю Божию. Значит, добро по отношению к человеку не всегда является абсолютной ценностью. Значит, не всегда оно побеждает установленный Церковью закон. Значит, все же, есть ограничения.
Отказ от совершения иудеями доброго в субботу был связан с ограничением на совершение движений. Было чёткое установление, которое говорило о том, сколько шагов можно совершить в субботу, какие действия и в каком количестве допустимы. Покой означал неподвижность. Церковный устав предписывает оставлять умирающего на волю Божию во время совершения священником литургии. Священник не может оставить литургию и уйти. Литургию нельзя остановить. И в этом заключается принципиальное различие. Бог не заповедовал бездействия в том случае, если есть возможность сделать доброе дело человеку. Более того, Он вообще не заповедовал покоя как бездействия. Смысл заповеди о субботе не только в присутствии на богослужении, чтении душеполезных книг и пребывании в молитве. Он ещё и в том, чтобы после молитвы посвятить время не самому себе, а тем, кто нуждается в помощи. Заповедь о субботе предостерегает против праздности, она говорит об уклонении от заботы о самих себе, о забвении самого себя для того, чтобы помочь другому. В конечном итоге, вся наша жизнь должна стремиться к субботнему покою, к субботней неподвижности в заботе о самом себе и о собственном благе и превратиться в то, чем была жизнь Христа — в служение людям.
Протоиерей Александр Глебов
Сегодняшнее апостольское чтение перекликается с Нагорной проповедью Христа Спасителя и к тому же с той ее частью, которая вызывает недоумение, а иногда и протест у многих людей. Апостол Павел вслед за Христом призывает нас не отвечать на зло злом, а побеждать зло добром.
Я еще раз напомню, о чем говорит апостол. Он пишет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Вот этот текст вызывает неприятие. Потому что он входит в явное противоречие со всем опытом нашей жизни. А жизненный опыт предполагает, что нормальной и естественной логикой поведения является отпор врагу. Отпор словом, отпор делом и даже отпор силой. Ведь враг это тот, кто желает нам зла, но мы-то себе зла не желаем, а значит, должны противостоять врагу, побеждать врага и в каких-то случаях физически уничтожать врага.
Если со злом не бороться, то зло будет побеждать, торжествовать. Мы все прекрасно помним обстановку девяностых годов прошлого века в нашей стране. Когда государство было слабым и не могло эффективно противостоять злу. И, видя эту безнаказанность, разгул преступности и несправедливости буквально захлестнул всю страну. Бандиты чувствовали себя хозяевами жизни, потому что они творили зло, но с ними никто не боролся, им никто не противостоял, и не наказывал их за зло.
Ну а как же, когда враг нападает на землю. Начинается война. Ну не проповеди же читать захватчику, не красную дорожку постилать в свой дом, а бить его надо, и чем сильнее, чем лучше.
И вот на протяжении всей двухтысячелетней истории Церковь призывала давать отпор врагу не только словом, но и силой. Всегда благословляла справедливую и освободительную войну. Видела обоснование идеи справедливой войны в словах Спасителя: «Взявший меч мечом погибнет».
Так как же тогда всю эту многовековую практику, к тому же освященную Церковью о противопоставлении злу силой, которая соответствует и жизненному опыту, и здравому смыслу, и просто инстинкту выживания, – как все это можно соотнести со словом Божиим, с тем, что говорит Господь и, по сути, повторяет апостол Павел о непротивлении злу злом?
Но, во-первых, Господь не говорит, что со злом вообще не надо бороться. Он не призывает нас к попустительству зла. Ведь Христос-то боролся со злом и принес Себя в искупительную жертву ради победы над источником зла диаволом. И нам заповедал бороться. И основная цель христианской жизни – это победа над злом, над грехом, над темной силой.
Но Христос, а вслед за Ним и апостол Павел, предупреждает о том, какие средства нельзя применять для борьбы со злом. Со злом нельзя бороться с помощью самого зла. Это тот случай, когда клин клином не вышибается. Невозможно бороться с врагом и при этом ждать от него помощи в этой борьбе. Враг – это не помощник, и зло никогда не поможет победить само себя. А если мы прибегнем к его помощи, то сами окажемся побежденными.
Что происходит с нами, когда мы злом отвечаем на зло? Ведь для того, чтобы выплеснуть из себя зло на кого-то, надо сначала впустить его в себя, пропустить через свое сердце темную силу, которая принесет в нее зло, надо открыть диаволу двери нашей души, допустить, чтобы он разрушил наш внутренний мир, изгнал из него покой, гармонию, умиротворение, любовь – все то, что мы, может быть, очень долго и кропотливо собирали себе с помощью благодати Божией. И вот на месте всех этих даров Духа Святаго в нашей душе должна поселиться диавольская злоба. И только тогда мы уже можем выплеснуть из себя это имеющееся в нас зло и ответить злом на зло. И чем сильнее, чем страшнее, чем яростней наш ответ врагу, тем больше злобы должно быть в нашем сердце.
И вот, что, оказывается, происходит. Видимо, внешне побеждая злом врага, мы при этом терпим внутреннее поражение. Да, внешний враг разбит, а внутренний враг через злобу захватывает наше сердце и торжествует. Мы оказываемся побеждены диаволом. Он перехитрил нас, потому что через злобу вошел в нас, и диктует нам свою волю. Вот почему Господь и говорит о недопустимости отвечать злом на зло.
Эффективней всего зло побеждать добром, говорит апостол Павел в сегодняшнем Послании. «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
«Собрать на голову угли» это понятие из Ветхого Завета, когда люди скорбели, когда раскаивались, когда они осознавали свою неправду, то посыпали пеплом голову, угольной золой. И апостол здесь имеет в виду, что наше доброе отношение к тому человеку, который причинил нам зло, может побудить его к покаянию, соберет на его голову горящие уголья, так образно говорит апостол.
Действительно, осознание того, что мы вольно или невольно причинили человеку зло, который ничего нам худого не сделал, способно вызвать у нас внутреннее переживание и угрызения совести, способно привести нас к покаянию в своем собственном зле, изринуть его из своего сердца.
Вот это как раз тот случай, когда зло побеждается добром. Ну конечно, могут быть такие обстоятельства, когда зло можно победить силой и больше ничем. И вот в таких ситуациях надо помнить, когда мы защищаем свою жизнь, когда мы защищаем свою честь, когда мы защищаем слабого, защищаем свою землю, когда мы с оружием в руках противостоим врагу, мы в то же время не должны омрачать свою душу неудержимой злобой, которая способна подтолкнуть нас на самые страшные преступления.
Именно этим ратный подвиг, воинская служба, отличается от действий бандита, поскольку она не является выплеском злобы. На иконе святого Георгия Победоносца черный змий попирается копытами белого коня. В этом замечательном и богословски очень продуманном и глубоком образе наглядно показывается, что зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены. И борясь со злом, важно самому не приобщиться к нему. Остаться белым, а не стать черным.
Поэтому Господь осуждает не борьбу со злом и не применение силы к носителю зла, и даже не лишение его жизни в качестве последней и вынужденной меры, нет. Господь осуждает злобу человеческого сердца, осуждает само желание причинить зло кому-либо и предупреждает нас, чтобы мы сами, борясь со злом, не смешивались с ним, не впускали в свое сердце темную злую силу, не разрушали свой внутренний мир попыткой дать достойный отпор врагу. Аминь.
|