Литургия Преждеосвященных Даров
В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 5:16-25. На веч.: Быт. 4:16-26; Притч. 5:15-6:3)
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].
16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.
17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными;
19 которые говорят: “пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!”
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток,
23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.
25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.
15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;
17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
1 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-
2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе пред фараоном, чтоб он отпустил его, ответом на это было усиление работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: «вы сделали нас ненавистными в глазах фараона» (Исх.5:21).
Точь-в-точь то же испытывает душа кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтоб она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго рабства греховного, – радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, и возгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи, – страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной, начавши только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! «Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде» (Ис.5:16).
Бог сильнее врага. Возопий к Нему, – и услышишь то же, что услышал Моисей тогда: «теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном» (Исх.6:1).
Враг не имеет власти над душою; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне.
Священник Стефан Домусчи
Дочитав до конца сегодняшнее чтение, любой человек, как кажется, внутренне содрогнётся. Трупы людей, которые лежат на улицах словно мусор мало кого оставят равнодушным. Но что послужило причиной этих ужасов? В историческом смысле, речь, конечно, идет о военном поражении Израильского народа. Но в смысле духовном Исаия недвусмысленно говорит, что это происходит в результате гнева Божьего, который возгорается на народ. Осознание этого рождает новые вопросы, потому что тот образ Бога, который мы видим, плохо сочетается с тем, как мы обычно понимаем любовь.
Может возникнуть вопрос за что люди претерпели подобное? Неужели только за то, что решили верить в другого Бога? Но при внимательном прочтении мы понимаем, что вопрос за что, оказывается неуместен, так как ужасы, которые описаны в конце — результат их собственной жизни.
Отношения с Богом, конечно, могут быть разными. Кто-то в него верит, а кто-то не верит. Но ведь и не верить можно по-разному. Когда-то в годы воинствующего атеизма произошла такая история. Учительница принесла в класс небольшую икону Иисуса Христа и сказала, что каждый ученик должен на нее плюнуть. Не известно, как отреагировали дети, кроме одной девочки, которая сказала ей: если Иисуса не было, и Он не Бог, тогда какая разница, плевать на Него незачем… А если он существовал и если Он Бог тогда плевать на него просто нельзя. Не знаю, была ли она верующей, но вот учительница была не просто не верующей. Если бы она просто не верила — ей не было бы до Бога никакого дела, но ей не было все равно. Он вызывал у нее злобу, даже при том, что, по ее мнению, не существовал.
Люди, о которых пишет Исаия вели себя именно так. Они не просто отреклись от Бога и жили по своей воле. Они стремились к беззаконию и тянули к себе грехи… Они глумились над Богом и Его предостережениями, и говорили: «Пусть поскорее сделает то, что собирается, пусть уже придет в исполнение Его слово». Зная Его заповеди, они извращали свою жизнь до неузнаваемости, извращали привычную мораль, называли зло добром и добро злом. Тьму называли светом, а свет тьмой… Но мир не переделать, он сотворен благим Богом и в его основе лежат законы, которые были положены Творцом. Поэтому люди, которые решают, что зло для них приемлемо начинают войны, пренебрегают нуждами бедных и сирот, убивают детей и отказывают в помощи больным… Когда на них нападают враги и они гибнут, это можно назвать гневом Божиим, но причина того, что названо гневом в них самих, в законе жестокости и вражды, который они для себя избрали.
Обращаясь к сегодняшнему чтению важно понять, что правила духовной жизни, о которых в нем говорится, актуальны в любое время. И сегодня, задумываясь о том, как жить, мы сами выбираем себе закон… Однако и плоды нашего выбора мы пожинаем сами.
***
Cвященник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок начинается с упоминается о святости Бога. Что такое Божественная святость со всей определенностью сказать сложно. Мы можем приводить лишь разного рода аналогии. Так, например, для древних евреев и пророка Исаии святость — это отделенность от всего нечистого. Поэтому как в Ветхом Завете, так и в христианских текстах святость Бога часто выражается через образ пламени и света. Если все же попытаться подобрать наиболее точное определение, то можно говорить, что святость — это полнота жизни. Бог свят, потому что Он всегда был, есть и будет. Он источник бытия для всего живого. Всякое Его действие направлено на утверждение и раскрытие жизни. Такие действия пророк Исаия и называет правдой. Поэтому он и говорит сегодня: «Бог Святой явит святость Свою в правде».
Если применить все эти богословские рассуждения к человеку, то получится, что человеческая святость — это не просто добропорядочность и следование нравственным нормам, которые приняты в обществе, это в первую очередь его близость к Богу. Чем интенсивнее общение с Творцом, тем больше в человеке света, тем больше в нем подлинной жизни и, что самое главное, тем больше в нем правды. Другими словами, настоящую правду может совершать и говорить лишь тот, в ком живет Господь.
Очевидно, что людей, которые достигли такого уровня жизни, не так уж и много. Ведь для этого требуется добровольно отказаться от много, что притягивает нас к земле. А это серьезный, целенаправленный труд, который в христианская традиция называет прямо — подвиг. Не всякий к этому готов. Поэтому и правда человеческая зачастую очень далека от подлинной, Божественной. У большинства из нас она своя. Это то, что выгодно и приятно нам, то, что хотим мы. Напротив, неправда — то, чего мы не хотим. В результат часто получается так, что мы называем добром то, что для Бога очевидное зло, и наоборот, злом — то, что для Него и для его святых является добром и благом. Жизнь словно переворачивается с ног на голову. Сегодня пророк Исаия указывает на это состояние как на главную духовную трагедию человека. Ведь тот, кто поменял местами белое и черное, неизбежно удаляется от источника святости, а, следовательно, и от источника бытия.
Цель духовной жизни как раз и заключается в том, чтобы все назвать своим именем. Даже если это неприятно, если доставляет нам внутренний и внешний дискомфорт и побуждает к отказу от того, что нам привычно и доставляет удовольствие. Пусть при этом, возможно, мы и не достигнем того же уровня, что великие христианские святые, важно, что мы хотя бы видим верное направление движения. Только уже за это одно Господь по Своей безграничной милости может коснуться нас Своей святостью и дать, каждому в свою меру, пережить ту полноту жизни, которой обладает.
***
(Книга Бытия, Глава 4, стихи 16-26)
Cвященник Антоний Борисов
В сегодняшнем отрывке из книги Бытия речь преимущественно идет о Каине и его ближайших потомках. Начинается повествование с того, что первый в истории убийца уходит в землю Нод, на восток от Эдема. Это указание не является случайным. Дело в том, что дом отца Каина, Адама, находился совсем рядом с Эдемом, местом, где располагался Райский сад. Созерцание утраченной святости, безусловно, расстраивало прародителя, но он не мог покинуть столь дорогого для себя места. Для Каина же близость Эдема, наоборот, являлась мукой. Потому и устремился он прочь от родительских мест и, более того, огородил свой новый дом стеной. Чтобы не только не подпускать иных людей к своему жилищу, но и Богу дать понять, что в Нем Каин не нуждается. Среди потомков Каина находится Ламех, которого книга Бытия выделяет из прочих каинитов. Ламех первым взял себе сразу двух жен — Аду и Циллу. Подобный поступок с точки зрения ветхозаветной морали не был предосудительным, но являлся, тем не менее, показательным. В лице Ламеха мы наблюдаем дальнейшую деградацию человечества под воздействием греха. Каин отгораживается от Бога стеной, его потомки за этой преградой отчужденности начинают всё больше погрязать в пороках. Ада и Цилла, жены Ламеха, не были каинитками. Потому они и привлекли, видимо, внимание своего будущего мужа. Ламех не просто находился в плену у сладострастия, но желал распространить его на чистые души — испортить других потомков Адама и Евы. Ада и Цилла родили мужу талантливых сыновей. Иавал стал начинателем кочевого скотоводства, Иувал славился игрой на гуслях и свирели. Тувалкаин первым стал ковать из меди и железа орудия труда и войны. Почему книга Бытия нам об этом сообщает? Потому что наследники Каина, хотя и поселились подальше от Рая, тем не менее, не отказались от самой идеи Рай себе вернуть. Только в приземленном, а не в духовном смысле. Да-да. Попытки строительства Царства Небесного на земле начались еще в те древние времена. Смотрите сами — каиниты обеспечили себя питательной мясной пищей, защитили себя при помощи металлического оружия и создали примитивную, но вполне рабочую индустрию развлечений. Греховность такого рая без Бога дает о себе знать довольно быстро. Ламех становится вторым в истории убийцей — причем двойным. От его рук погибают некие мужчина и юноша. В своем ужасном поступке Ламех признается женам. Ада и Цилла для него представительницы богоугодной части человечества, тех, кто, как говорит Библия, умеет призывать имя Господа Бога. Ламех надеется, что его жены смогут вымолить для него прощения, но Ада и Цилла оказываются немы. Возможность говорить с Господом у них была, но оказалась утрачена в результате соучастия в грехах мужа. Всё сказанное выше напоминает нам об одной важной вещи, что счастье действительно не купишь. Как бы ни стремились потомки Каина создать Рай на земле, ничего у них не получилось. Потому что настоящая радость жизни приобретается не через сытость, военную мощь или безудержное веселие, а через праведность перед лицом Божиим.
***
Протоиерей Павел Великанов
Бытописатель в нескольких строках разворачивает перед нами картину появления городской цивилизации — которая и возникла именно в потомстве каинитов. Перед нами — первые упоминания Библии о городе, многоженстве, музыкальных инструментах, металлопроизводстве, оружейном деле. Самый сложный для объяснения момент — это так называемая «песнь Ламеха» — по мнению исследователей истории поэзии, это самый древний памятник семитической поэзии. Но о чём же эта песнь? По своей сути — это восторг и бахвальство перед жёнами грозным оружием, которое выковал сын Ламеха — Тувалкаин. Вот она, альтернативная недоступной Божественной силе, дурманящая власть оружия — от ощущения которой заходится теперь сердце Ламеха — и он хвастается перед своими женщинами! Боже мой, сколько прошло тысячелетий — а модели нашего поведения не сильно-то и поменялись!…
Но кроме мальчишечьего бахвальства в словах Ламеха скрыт и куда более страшный смысл: ведь он не просто так вспоминает о словах Бога после убийства Каином своего брата! Ламех ясно даёт понять, что теперь, благодаря оружию, он сам себя вполне может защитить — и даже сильнее, чем это обещал Бог Каину! Этими словами закладывается идея, которая в новейшее время станет господствующей — идея Бога как избыточного, ненужного дополнения, без Которого вполне можно и обойтись.
Бог — как «гипотеза», в которой умный человек не нуждается… И, как это ни прозвучит странно — в самом этом утверждении нет ничего удивительного. Почему? Да потому, что если Бог низводится до «идеи», или «гипотезы» — то в таком случае в принципе без этой «идеи» можно и обойтись. Если, конечно, речь не идёт о той или иной идео-логии — религиозной прежде всего — для которой наличие «идеи Бога» критично. Но Тот Живой Бог, о Котором говорит Писание, о котором свидетельствует жизнь любого верного Ему человека — насколько же Он отличается от какой бы то ни было «идеи» или «концепции» — хоть примитивной, хоть изысканно-философской! Отличается куда больше, чем вкус вина — от затейливых описаний сомелье! Не в подобном ли состоянии глубочайшего восторга перед открывшейся внезапно истиной Блез Паскаль записал загадочные слова: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова — но не Бог философов и учёных!» И не только написал — но и спрятал их в подкладку своего камзола, как своего рода манифест! Потому что Паскаль долгие десятилетия шёл к тому, чтобы осознать: Тот Самый Бог, Который и есть Творец и Спаситель — совсем не абстрактная философская идея, а совершенная реальность — переживание которой несравнимо ни с какими умозаключениями!
История с Ламехом напоминает нам, насколько надо быть осторожными — чтобы под воздействием морока собственного всемогущества Живой Бог не превратился всего лишь в «идею» Бога!
***
(Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 15-23, Глава 6, стихи 1-3)
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Мне, как и любому другому более-менее опытному священнослужителю, неоднократно доводилось быть свидетелем того, как люди умудрялись совершенно запутаться в собственной жизни. Схема возникновения путаницы всегда одна: жил-был вполне благополучный человек, все ему было ясно и понятно, он знал, что делать, куда двигаться и в общих чертах представлял, что его ждет в финале. Но в какой-то момент в его жизнь вошел грех. Не грех из числа тех, которые мы совершаем регулярно и почти незаметно, а другой, такой, о котором весьма не просто говорить в публичном пространстве. Чаще всего грех этот связан с людьми противоположного пола.
Выглядит это приблизительно так. Некий семьянин начинает испытывать скуку в собственной семье. Особенно часто это случается, если дети выросли, а жена так и не стала другом. Сначала он скучает незаметно и вполне благочестиво, потом в какой-то момент встречает женщину, которая разделяет его интересы, с которой, в отличие от жены, можно беседовать не только на бытовые темы. Сперва они общаются вполне целомудренно, в наше время, как правило, через интернет. Потом решают встретиться. Тоже целомудренно. Потом они встречаются еще раз. И еще. Потом они решают пропустить по стаканчику и внезапно обнаруживают себя совершившими тот грех, который дальнейшую семейную жизнь делает весьма затруднительной. Как теперь поступить? Ведь в процессе общения выяснилось, что эта понимающая женщина тоже не находит поддержки у своего мужа, что он пьяница и деспот, что он ее не ценит и вообще семейной жизни давно уже нет. Зачем идти назад, если можно двигаться вперед, тем более что грех уже случился? Решение кажется вполне очевидным и вслед за почти случайной изменой идет разрыв отношений с бывшими супругами. Начинается совместная жизнь, но оставить позади старую не получается, совесть не может не тревожить, перечеркнуть несколько десятилетий собственной жизни не получается. Ко всему этому примешиваются отношения с детьми, с ними вообще непонятно, что делать. Если раньше все было просто, то теперь приходится выбирать: новый понимающий человек или ребенок? Любой из возможных вариантов ответа неизбежно приводит к следующим вопросам и очередным выборам, каждый из которых далек от идеального, потому что источник вопросов — грех. Так возникает все большая и большая путаница.
Именно об этом и говорит книга Притчей: человека не надо запутывать, он сам запутается в том случае, если пойдет на поводу у греха: «Беззаконного улавливают собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется».
***
Священник Стефан Домусчи.
В отрывке, который мы услышали сегодня, Соломон говорит о телесной любви супругов и наставляет своего сына быть верным мужем, не увлекаясь чужой женой. Кому-то может показаться, что время поста мало соотносится с темой супружеской любви. И все же, раз это чтение читается в дни поста, читается во всех храмах и для всех, в этом должен быть смысл, значит именно в эти дни, когда мысли обращены от быта к бытию и от собственных ощущений к богомыслию, Церковь хочет обратить на него наше внимание. Она призывает нас задуматься о том, в чем именно ценность супружеской любви.
Что ж, прежде всего стоит помнить, что чтения Великого поста были посвящены совершенно определенной категории людей. И это были не священники и не монахи, это были бывшие язычники, которые намеревались войти в Церковь, и которым надо было сообщить правильное мировоззрение. Именно им рассказывали о том, Кто сотворил небо и землю, о том, что надо быть верным Ему, и о том, что верность Ему выражается в том числе и в верности собственной жене или собственному мужу.
Люди, которые пришли в христианство из мира греховного и развращенного, как называл его апостол Павел, нередко решали, что быть христианином — это проповедовать нечто диаметрально противоположное жизни в мире. Видя в нем развращенность и страстность, измены и многое другое, они решали, что в Церкви все должно быть иначе, а именно: вся сфера пола и супружеских отношений должна быть, как минимум под подозрением, а лучше и вовсе под запретом.
Однако, подлинное предание сохранило совершенно иное отношение к семье и браку. Бог с самого начала сотворил человека как мужчину и женщину, еще в раю Его первой заповедью было повеление: плодиться и размножаться, наполняя землю… Уже в Новом Завете, обличая фарисеев, Христос эту заповедь подтвердил, как изначальное божественное установление. А апостол Павел назвал тех, кто запрещает брак «лицемерами, сожженными в совести своей». Иными словами, христиане с самого начала помнили, что брак задуман Господом, он должен быть почитаем, а супружеское ложе не может считаться чем-то порочным.
Чтобы лучше понять этот вопрос, нужно вспомнить, что человек сотворен двусоставным: духовно-телесным существом. В самой телесной части нет ни малейшей тени скверны, потому что Бог сотворил мир хорошим весьма. Проживая свою жизнь, мы призваны возрастать в познании воли Божией, в стремлении к Нему. Однако призваны делать это не отбрасывая телесность, но обретая ее истинное предназначение, очищая от того, что появилось в ней после грехопадения. А появились в нашей телесности похоть и нечистота, которые выражаются в эгоистическом и потребительском отношении к другому, в том, что мы оказываемся способны расчеловечить того, кто перед нами и воспринять его лишь как объект обладания.
Чем же в таком случае оказывается христианская устремленность к спасению? Она оказывается устремленностью всего, целостного человека к чистоте и единству с Богом, которое в практическом смысле выражается в служении ближним. И если монах устремляется к Богу, посвящая себя многим, то избравший супружество, выбирает лишь одного человека, чтобы служить ему, но служить всем своим существом, служить побеждая собственный эгоизм, собственную обращенность лишь на себя и свои чувства, служить и душою и телом… Служить и в этом обретать служение Богу. В свою очередь это значит, что обращая внимание на слова Соломона, Церковь явно говорит нам, что подлинные христианские отношения в браке должны быть не бесполыми, но безгрешными.
Священник Стефан Домусчи
Человек, ушедший от Бога может переживать это очень болезненно, стремиться восстановить утраченное единство, пытаться исправить собственную жизнь… С другой стороны, он может попытаться совершенно о Боге забыть, заменив его присутствие кем-то или даже чем-то иным. Сегодняшнее чтение говорит нам о том, что именно так и поступил Каин. Отказавшись от мира с Богом, он женится на сестре, уходит на восток от Эдема и основывает город, который называет в честь своего сына. Текст книги Бытия написан по законам эпоса и поэтому говорит только о ключевых персонажах. Это означает, что у Адама и Евы были другие дети, но Писание не метрическая книга, чтобы давать подробные отчеты.
Итак, потомки Каина занимаются музыкой и создают ремесла — то есть все то, что сегодня называют культурой. Однако совсем неверно говорить, что раз культура рождается в среде каинитов (то есть потомков каина) то вся она есть дело тех, кто отказывается от жизни с Богом и заменяет Его присутствие суррогатами. Стоит помнить, что не Каин первый нарек имя и не ему сказано обрабатывать землю. Способность к творчеству — часть Божьего образа в человеке, который в своей творческой деятельности призван быть соработником Творцу. Именно поэтому Адам первый получает благословение наречь имена животным. В отличие от Каина, который горделиво дает имя своего сына, городу который сам строит… Адам делает это по благословению божьему. При этом он именно создает имена, т.е. занимается интеллектуальным творчеством. Точно так же именно Адам получает благословение «возделывать и хранить рай», что можно понимать как творчество материальное. Выходит, что дело не в самом творчестве и культура может быть вполне богоугодным явлением, вопрос только в том, создается ли она как попытка противостать Богу или, напротив, исполнить Его волю.
И все же, даже среди потомков Каина люди были способны к покаянию. Мы слышим как его потомок Ламех совершив убийство не только не скрывает своего преступления, но призывает на себя наказание большее, чем пребывало на Каине. Вполне вероятно, что подобное самоукорение связано с тем, что Ламех в отличие от Каина уже видел последствия подобного преступления в жизни своего праотца Каина, а раз видел, должен был остановиться, но почему-то этого не случилось.
Однако, бытописатель возвращается к Адаму и Еве и история развития человечества продолжается. Вместо убитого Авеля Бог дает им сына по имени Сиф. В отличие от потомков Каина, его дети были особенно благочестивы, т.к. именно в их среде впервые стали призывать Имя Господне.
О чем же сегодняшний текст? Что стоит за этими именами и событиями глубокой древности? Что, кроме исторического интереса можем мы вынести из этих историй? Мы видим в нем хороших детей, рожденных хорошими родителями. Они благочестивы и праведны. Но есть и другие — гораздо более к нам близкие: грешники, рожденные грешниками, те, кого все жизненные условия располагали к прегрешениям. Удивительно, но даже эти последние, находят в себе силы раскаяться. Так и нам, каждому в своих условиях, надо поступать так же.
***
(Книга пророка Исаии, Глава 5:16-25)
Священник Дмитрий Барицкий
В этом отрывке пророк Исаия изображает картину суда Божия, который постигнет еврейский народ за то, что он пренебрегает социальной справедливостью: богатые притесняют бедных. За это столица Израиля, Иерусалим, будет разрушен, а сам народ уведен в Вавилонский плен. Земля, некогда процветающая, плодородная и богатая своими пастбищами, будет опустошена и выжжена. По этому огромному пепелищу будут сиротливо блуждать овцы, лишившиеся присмотра пастухов. Используя образ брошенных животных, пророк намекает на бедных евреев. Все богатые и знатные уведены в плен. Бедняки остались на руинах. Теперь они питаются о тех запасов, которые некогда принадлежали богачам. Так совершается справедливое возмездие. По словам пророка Исаии, оно неизбежно: наказание связано с нечестивыми иудеями так прочно и с такой силой, с какой животное привязывают к телеге.
Вопиющая несправедливость, которая царила в древне израильском обществе, не единственное, в чем виноваты евреи. Поэтому далее пророк Исаия обращает внимание слушателей на особые греховные состояния человеческого сердца. Одно из самых страшных — это состояние дерзкого самодовольства.
Исаия обличает тех, кто смотри на самого себя, как на мудрого и разумного. Речь идет о людях, уповающих лишь на свои силы. О тех, кто уверен, что в их жизни все зависит только от них. «Я сам себя сделал», — часто можно услышать от такого человека. И действительно у этих людей есть все, что нужно для хорошей жизни: деньги, связи, уважение и положение в обществе, стабильность, одним словом — успех. Проблема в том, что зачастую таким людям не нужен Господь — они слишком заняты собой. Слова о Боге, покаянии, жизни по совести вызывают у них дерзкую усмешку или раздражение. В итоге они сами превращаются в маленьких божков: делают все, что им заблагорассудится, сами устанавливают свои личные правила жизни и нравственности. Поэтому пророк и говорит, что они «зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким». По его словам, таких людей ожидает участь соломы, которую бросают в огонь. Неожиданно, в один миг их жизнь вспыхнет. Иерусалим будет разрушен. Их трупы, как помет животных, будут лежать на улицах города. Кого-то ждет немногим лучшая участь: они связанные и униженные будет отведен в плен.
Все эти пороки, за которые древний Израиль ожидало такое суровое наказание, имеют религиозные причины — евреи забыли Бога и его закон. А чем дальше человек уходит от Творца, тем больше он склонен к самообожествлению. Но если я сам бог, то весь мир должен вращаться вокруг меня. Я лишь один «право имею». Отсюда и самодовольство, отсюда и пренебрежение интересами других людей, которые для меня, по словам одного из персонажей Достоевского, лишь «тварь дрожащая». Но вот закономерность актуальная на все времена: чем выше взлетишь в своем самодовольстве, чем сильнее будешь ослеплен своим успехом, тем больнее может оказаться столкновение с реальностью этой жизни. Именно поэтому Спаситель Иисус Христос учит нас духовной нищете. Это такое состояние сердца, когда человек осознает: все мои материальные и душевные богатства мне не принадлежат. В любую минуту Господь может забрать у меня то, что Сам когда-то дал. Только в таком сердечном состоянии мы можем по-человечески относиться к тем, кто нас окружает, ставить в центр не свои интересы, а интересы ближнего, снискать их любовь, а вместе с тем поддержку и милость Самого Бога.
***
(Притчи Соломона, Глава 5:15-6:3)
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Автор книги Притчей не скупится на простые житейские мудрости, которые, с одной стороны, всем известны и интуитивно понятны, а с другой стороны, нуждаются в постоянном повторении. Пятая глава книги посвящена увещеванию о хранении супружеской верности. Шестая глава начинается с предостережения: Соломон говорит о том, что не стоит выступать за кого бы то ни было поручителем. Вряд ли Соломон имеет в виду поручительство перед кредитными организациями, что, конечно, само по себе таит известную опасность. Впрочем, может оказаться, что именно финансовое поручительство подразумевал автор. Но тогда возникает закономерный вопрос: для чего из года в год на второй неделе Великого поста Церковь предлагает нашему вниманию этот отрывок? По мнению преподобного Максима Исповедника, слова «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» имеют помимо буквального еще и некое аллегорическое значение. Он полагает, что под «ближним» стоит понимать тело человека из-за отношения к нему души. А слова «если ты поручился» говорят о том, что нельзя удостаивать тело жалости. При таком прочтении слов книги Притчей все становится на свои места: действительно, во время строгого поста тело просит за него поручиться и пожалеть его, снизойти к его слабости, отнестись к нему с милостью, иными словами — не особо утруждать его постом и другими аскетическими упражнениями. Преподобный Максим Исповедник в своем толковании делает акцент на том, что если ум пойдет на поводу у тела и даст ему то послабление, которое оно требует, то через это он лишится тех воздаяний за добродетель, которые заслужил путем аскезы. Преподобный Максим сравнивает послабления с добровольным рабством, в которое ввергает себя человек тогда, когда за кого-либо поручается. Ведь такому человеку приходится нести ответственность не за себя самого, а за другого. При том, что этот другой может оказаться крайне неблагонадежным типом. Сложно не согласиться с преподобным. В самом деле, наше тело весьма лукаво и изворотливо. Оно редко платит по счетам, обещает, что, если его достаточно кормить, оно станет усерднее на молитве, но почему-то после сытного обеда оно отворачивается от икон в сторону дивана, клятвенно уверяя, что именно диван — залог успешного последующего молитвенного бдения. Так оно водит нас за нос десятилетиями, обещает и не делает, но при этом вновь и вновь просит вступиться за него, взять на себя ответственность и лишиться всех тех благ, которые Бог обещал тем, кто слушает Священное Писание и исполняет услышанное.
Иерей Михаил Браверман
Вся история человечества восходит к первой книге Библии, к Бытию. Именно в ней заключен смысл трагедии человеческого рода, потерявшего Богообщение, изгнанного из рая. И именно в книге Бытия начало нашей надежды, нашего возвращения к Богу, потому что в Бытие дано нам обетование о приходе в мир Мессии. И в Бытии мы встречаем упоминание о призывании имени Божия.
После того, как совершилось первое братоубийство и человеческая кровь осквернила Божественную землю род людей разделился. На тех, кого Священное Писание называет детьми человеческими, сынами человеческими, чье помышление – зло на всякое время. И на тех, кого Священное Писание называет детьми Божиими, на тех людей, которые не забыли Бога, Творца и Создателя, тех людей, чья жизнь была устремлена к Богу.
Убежавший от лица Божьего гнева Каин стал родоначальником цивилизации, городской культуры. Его потомки стали играть на гуслях, стали изготавливать орудия из железа, из меди. То есть стали делать то, что, начавшись в братоубийстве, приведет к войне.
С распространением человека распространялся и грех. Каин убил брата, но его потомок говорит: «Я убил мужа и отрока. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха отмстится в семьдесят раз всемеро». Так умножались на земле беззакония, так распространялся по лицу земли грех.
Но память о Боге сохранили другие потомки Адама. Святой праведный Енох, который ходил пред Богом и о котором Священное Писание говорит удивительные слова: «Не стало его, потому что взял его Бог». был Сиф, сын Адама, и его сын Енос, с рождения которого, как говорит Священный Текст начали призывать имя Божие.
Пройдут тысячелетия, и святой праведный Моисей, собираясь вывести еврейский народ из рабства и смерти в египетском плену, то есть собираясь совершить ветхозаветную Пасху, будет спрашивать Бога: «Как имя Тебе?» И на вопрос об имени Бог ответит: «Я есть Сущий». Это имя не говорит нам о том, Что есть Бог, оно говорит нам о том, что Бог есть истинное Бытие. И поэтому все остальное представляется по отношению к Богу как бы не сущим, несуществующим.
Когда в III веке до Рождества Христова придет время, и книги Священного Писания будут переводиться с еврейского на греческий язык, священное имя Бога «Сущий» передадут через слово-термин, обозначающее Бога: по-гречески Кириос, по-церковнославянски Господь. И значит, исповедать Иисуса Христа Господом – значит, назвать Его Истинным, Сущим Богом, Который когда беседовал с Адамом в раю, Который когда-то вместе с Моисеем выводил народ из рабства, а когда пришла полнота времен Этот Сущий, все наполняющий Бог воплотился и стал человеком – Иисусом, Спасителем, Христом, Тем, на Ком закончилось все ожидание и все обетования Ветхого Завета.
Мы призываем имя Божие, призываем это имя в совершенстве, потому что Бог нам открылся в полноте как Отец, Сын и Святой Дух. И наша молитва, наша устремленность к Богу – это наша надежда стать детьми Божиими, детьми Бога Отца Небесного. Именно во Христе Спасителе люди получают возможность быть детьми Божиими в самом таинственном и в то же время точном смысле, потому что Сын Божий «нас ради человек и нашего ради спасения» стал Сыном Человеческим, стал нашим Братом по человеческой природе. И значит, Его Отец Небесный стал и нашим Отцом, нашим Отцом Небесным. Аминь.
|