В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 5:7-16. На веч.: Быт. 4:8-15; Притч. 5:1-15)
8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль.
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей;
10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.
15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;
16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.
1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,-
12 и скажешь: “зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!”
15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт.4:13).
Можно ли было так говорить пред лицом Бога, строгого, конечно, в правде, но и всегда готового миловать искренно кающегося? Зависть помрачила здравые понятия, преступление обдуманное ожесточило сердце, и вот Каин грубо отвечает Самому Богу: «разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9) Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда Своего, – а он не поддается и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую изготовил себе завистью и убийством.
То дивно, что после того он жил, как и все: имел детей, устроял семейный быт и житейская отношения держал; печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть, это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков. Да внемлют этому ныне в особенности! Но вместе да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, хотя на умягчение сердца, конечно, потребуются и время, и труд. Но ведь – или спасение, или погибель!
Священник Стефан Домусчи
Любовь может быть разной, может быть требовательной, может быть безусловной... В наши дни довольно часто можно услышать, что любить человека надо таким, какой он есть. Подразумевается, что любить надо не за что-то, а просто, без предварительных условий. При этом обычно забывают, что такая любовь не гарантирует, ни счастья, ни хороших отношений. Например, если жена любит мужа, который страдает от алкогольной зависимости, даже если ее любовь будет безусловной, и она не будет ничего от него требовать, их отношения не будут простыми и вряд ли они смогут быть по-настоящему счастливыми. Потому что дело не только в любящем...
Когда мы говорим о наших отношениях с Богом, нам бывает свойственно переносить на них то, к чему мы привыкли в межчеловеческих отношениях. И в этом есть свои плюсы и минусы. Конечно, Бог существо личностное, и научившись общаться с людьми как с личностями, мы обращаемся к Нему как к живому и разумному, способному к общению. Однако в этому наши отношения не сводятся. В общении с людьми мы можем отказаться от их требований, посчитать их завышенными или попросту неуместными. В конце концов, взрослея мы можем сами определять свой жизненный путь, и никто ни по каким признакам не скажет нам, кем мы должны быть. Когда мы рождаем детей, они вырастают и могут быть от нас совершенно независимы. В отличие от людей, Бог не просто общается с нами, как другой человек, он не смотрит на нас со стороны... Он наш Творец. И это важнейшая идея, которая лежит в основе всего откровения. Только осознав это мы можем понять всю логику Его отношений с людьми. Мы зависим не только от Его отношения к нам, оно всегда исполнено любовью, даже тогда, когда нам трудно в это поверить. Мы так же зависим от собственного отношения к Нему.
Так, например, сегодняшнее чтение начинается с того, что Бог называет «мужей Иуды» любимым насаждением своим. Очевидно, что под выражением «мужья Иуды» Бог именует не только мужчин из колена Иудина, но и весь народ вообще. Однако любовь Божия вовсе не означает, что у этих самых мужей Иуды, все хорошо. Дело в том, что Бог как Творец в праве ожидать от человека определенного поведения. Он говорит, что ждал правосудия, то есть справедливости, но вместо этого люди заняты кровопролитием, Он ждал от них праведности, но вокруг вопли и стенание. Что же движет этими людьми? Желание захватить дома и земли слабых, будто они одни существуют на земле. Они выходят из пространства Божией любви, хотят выстраивать отношения с миром на других основаниях. И вот их дома оказываются пусты, и слава и богатство их истлевает, потому что таковы условия мира, который они построили... мира, в котором они отказались от правды и праведности... мира, в котором они отказались от любви.
Все это, конечно, призывает нас задуматься над тем, какой мир строим мы? Помним ли, что у мира есть Творец, который сотворил его, чтобы в нем царили святость и правда.
***
Cвященник Дмитрий Барицкий
Только что услышанный отрывок посвящен важной теме, которая довольно часто встречается в книгах древнееврейских пророков — теме справедливости. Справедливость — это воздаяние, соразмерное поступку. Сегодня пророк Исаия приводит яркий пример того, как работает этот механизм.
Несмотря на то, что Земля Обетованная, Палестина, была дарована всему еврейскому народа и каждая семья должна была иметь на ней свой участок, богатые за долги забирали земли бедных и вопреки закону Моисея навсегда присваивали их себе. Люди превращались в крепостных. Поэтому и говорит им пророк Исаия: вы ведете себя так, как будто Земля Обетованная принадлежит одним вам. За это поведение народ постигнет неизбежное наказание: земля не даст урожая, великолепные дома будут стоять пустыми. Так пророк прямо намекает на одну из величайших катастроф, произошедших с еврейским народом, — Вавилонский плен.
И все же, несмотря на это воздаяние, отношения Бога и Его народа не ограничиваются бездушным законом «око за око, зуб за зуб». Господь использует закон справедливого возмездия лишь в исключительных случаях — когда человек встает на путь саморазрушения. Нечто подобное в своей практике используют психологи. Иногда душевная болезнь настолько прогрессировала, что единственное средство, которое может заставить человека увидеть проблему, переосмыслить свое поведение, захотеть измениться и стать в итоге здоровым, — это шоковая терапия. В противном случае — окончательное помешательство и самоуничтожение.
Но даже не это главное. Если врач зачастую руководствуется желанием вылечить больного ради профессионального престижа, а иногда и материальной выгоды, мотив Бога один — безграничная любовь к своему заплутавшему ребенку. И самое главное подтверждение этому — Его смерть на кресте за всякого из нас. А потому христианская максима гласит: только тот может позволить себе быть до конца справедливым по отношению к окружающим, кто сам готов ради любви к ним, испытать всякую несправедливость.
Наверное, все это касается и нас с вами. Ведь мы часто сталкиваемся с несправедливым отношением к себе и к своим близким. А потому постоянно ищем правду. Требуем ее от окружающих: от кого знаем и не знаем, от начальства, от власти. А когда не находим, возмущаемся. Возмущаемся до того, что хотим наказать обидчиков, причинить им боль и страдания. Нами двигают чувство обиды, раздражения, неприязни. Если мы даже добьемся своего, то подобная справедливость не будет иметь ничего общего с христианской. Ведь Сам Христос показал нам Своим примером, что обратная сторона подлинной справедливости — это всегда милость и жертвенная любовь.
***
(Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15)
Cвященник Антоний Борисов
История братьев Каина и Авеля кажется совершенно понятной, почти хрестоматийной. Но при внимательном прочтении вызывает все же немало вопросов. Прежде всего, стоит обратить внимание на имена братьев. Приобретшее зловещий оттенок именование Каин на самом деле таковым не является. Оно образовано от глагола «создавать». При рождении Каина его мать Ева воскликнула — «приобрела я человека от Господа». Всё перечисленное позволяет сказать, что прародители видели в своем первенце исполнителя пророчества Божия — спасителя, который вернёт людям Рай. Но Каин не только не вернул мирозданию его изначальной чистоты, но и усугубил разрушительные процессы греховности. Первенец Адама и Евы совершил первое в истории убийство — лишил жизни своего брата Авеля. Имя «Авель» также имеет глубокое символическое значение, связанное, как ни странно, с личностью Каина. Авель в переводе на русский означает «пар», то есть что-то пустое, эфемерное. Такое странное имя Адам и Ева выбрали для второго сына, видимо, потому что поняли — Каин, в котором уже стали проявляться жестокость и злоба, совсем не спаситель. Видя это, прародители и назвали второго сына Авель — так они выразили свою грусть и разочарование. В лицах Каина и Авеля мы видим столкновение двух цивилизаций, двух подходов к восприятию мира и взаимодействия с ним. Авель жил в гармонии с творением Божиим, благодарно относился к полученным возможностям. И труд был для него в радость. Каин — воплощение отягощенности и внутренней вымученности. Жертва, которую он принес Богу, потому не была принята, что являлась плодом страха, а не любви. Как раз отсутствие любви, место которой заняла зависть, и привело Каина к тяжкому греху братоубийства.
Первое убийство еще больше омрачило жизнь первых обитателей земли. Господь не желал, чтобы ещё одно убийство случилось. Потому Он дал неразумному Каину защиту. Никто и ничто не должно было нанести ему вреда. Так Бог хотел предотвратить второе в истории убийство. Первенец Адама и Евы, даже несмотря на полученную свыше защиту, стал очень несчастным человеком. Каин собственными руками отравил своё бытие, что выражалось не только в том, что земля отныне отказывалась давать жизнь посаженным им растениям, но прежде всего в страхе, который ежеминутно преследовал первого убийцу. Этот страх вылился в то, что Каин и его потомки стали возводить вокруг своих домов стены. Археологи нашли в ближневосточном регионе два типа праисторических селений. Одни вписывались в окружающий ландшафт, другие же отгораживались от него той самой стеной. Иными словами, одни древние обитатели земли видели в природе исключительно угрозу, другие же стремились находиться с ней в гармонии. Это явная иллюстрация того, чем на практике отличаются два модуса бытия — с Богом и без Него. С Богом нет причин бояться, существовать в беспросветном ужасе. Богоборчество же неминуемо ведёт за собой ад. Святая Церковь, предлагая нам Великим постом прозвучавшее чтение из книги Бытия, призывает избрать жизнь с Господом и тем самым обрести истинные смысл и счастье жизни.
***
Протоиерей Павел Великанов
Скупые строки книги Бытия описывают, как продолжается развиваться драма грехопадения. Первое убийство человека человеком — и ещё большая пропасть разверзается между людьми и природой. Пропитанная кровью невинно убиенного Авеля, земля больше не даст прежней силы для человека. Реакция Бога — парадоксальна: казалось бы, зачем давать Каину загадочную «печать» или «знак», благодаря которому он до конца своих дней сохранял бы статус полной неприкосновенности — своего рода «депутатского иммунитета»? Разве не стоило бы, напротив, его наказать как следует — может, даже смертной казнью! — чтобы другим было неповадно?
Много загадочного, так до конца и непрояснённого, в этой «печати» — но я бы предложил посмотреть вот с какой точки зрения. Бог — в отличие от нас, остаётся всегда верен своей любви к человеку — даже когда этот человек любви, кажется, совсем недостоин. Он не просто «Педагог» — он Совершеннейший Педагог. И в качестве иллюстрации, как это может быть, мне приходит на память одна история из Нового Афонского патерика — когда в глухом скиту жил молодой послушник с двумя престарелыми монахами. В какой-то момент ему всё надоело — ухаживать за стариками, вычитывать длинные службы, мало спать, скудно питаться — и он решил вернуться обратно в мир. К его удивлению, старцы вообще никак не отреагировали на его категоричное заявление — хотя по факту он просто их бросал на произвол судьбы. На следующий день, когда он с вещами зашёл к ним попрощаться — они снова ничего ему не сказали. Он ещё больше удивился. Но когда он уже вышел за пределы скита, неожиданно один из стариков его догнал — и вынул из кармана пухлый конверт. «На, возьми, тебе там, в миру, для женитьбы эти деньги больше пригодятся! Ты столько ведь для нас всего делал!» Когда послушник понял, что ему старики отдают все деньги, что были у них — и отдают без единого укора! — он был шокирован. Он ждал чего угодно — но только не такой, безусловной любви, когда другому даётся полное право быть плохим — и при этом его продолжают любить. Юноша разревелся, упал в ноги к старцам — и никуда не пошёл.
Быть может, и Бог, налагая печать неприкосновенности на Каина, надеялся на такое же покаяние?…
***
(Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 1-15)
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Недавно в интернете появилась и стала распространяться по социальным сетям совершенно замечательная история, которую приписывают американскому актеру Роберту де Ниро. Эта история прекрасно иллюстрирует на практике смысл сегодняшнего отрывка из книги Притчей. Позволю себе процитировать ее полностью: «После 50 лет брака я однажды внимательно посмотрел на свою жену и сказал: „50 лет назад у нас был маленький дом, старенькая машина, мы спали на диване и смотрели маленький черно-белый телевизор, но зато каждую ночь я ложился в одну кровать с красивой 19-летней девушкой. Сегодня у меня огромный дорогой дом, много дорогих машин, огромная кровать в роскошной спальне, телевизор с широким экраном, но я сплю в одной кровати с 69-летней женщиной. Я начинаю сомневаться в своем браке“. Моя жена очень разумная женщина. Она не обиделась и не ругалась. Она просто предложила мне найти себе 19-летнюю девушку, а она уже позаботится о том, чтобы я снова жил в маленьком домике, спал на продавленном диване и смотрел черно-белый телевизор».
К сожалению, эта история не имеет ничего общего с реальной жизнью Роберта де Ниро, он, как известно, был женат дважды, а в настоящее время он не состоит в браке. Но история красивая и понятно, что она описывает один из возможных вариантов развития событий в том случае, если человека по какой-то причине вдруг перестанет устраивать его жена, то, что мы видим в этой истории в полной мере соответствует принципу, который описал автор книги Притчей: не стоит подходить к чужим женщинам, дабы «здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома». Хочешь быть благополучен, сыт и здоров, держись той женщины, которая была дана тебе Богом в юности, — таков призыв книги Притчей.
Выдуманная история про де Ниро, — лишь одна из бесчисленного множества иллюстраций того, что бывает, если человек уклоняется от этого принципа. Полагаю, что у каждого из нас есть свои похожие реальные истории. Важно понимать, что все эти злоключения — не какая-то случайность, они часть общего закона, который является одним из базовых законов человеческого общежития. Это закон, точно такой же закон, как и законы физики. Тот факт, что кому-то повезло и он сумел выжить, к примеру, после попадания в него молнии, вовсе не означает, что молния безопасна. Так и здесь: тот факт, что кто-то сумел благополучно сменить жену, вовсе не означает отмены базового закона, который предельно ясно изложен в Священном Писании.
***
Священник Стефан Домусчи.
Современная культура в большинстве своих проявлений демонстрирует ориентацию на чувства. Разум воспринимается как нечто сухое, схоластичное и в итоге скучное и даже мертвящее. Рациональность оставлена на откуп ученым или предпринимателям, которые должны совершать расчеты и организовывать бизнес, в то время как взаимоотношения с людьми, как считается, должны основываться на чувствах. По крайней мере такое впечатление может сложиться по современным фильмам и литературным произведениям. Ориентация на разум, на чувство долга… все это оказывается чем-то незначительным перед сильным чувством, особенно, конечно, чувством любви. Уж если герои влюбляются, их чувство практически всегда оказывается определяющим… Все остальные решения кажутся блеклыми и пошлыми перед всеохватывающим чувством. Если кто-то из них в браке, он сразу представляется им жизнью во лжи, а все и вся, кто стоит на их пути к «счастью», оказываются формалистами и лицемерами. Отсюда романтизация мимолетных чувств, супружеских измен, нарушения слова, пренебрежения обязанностями… Естественно, ведь перед нами самое прекрасное из чувств.
Конечно, люди научились влюбляться не только в наши дни, просто они по-разному относились к чувствам, которые возникали в их душе, да и в любви видели разные оттенки: страстный, дружеский, родственный, жертвенный. Сравнивая эти картины мира беспристрастно, начинаешь понимать, что наше современное сведение «настоящей любви» только к страстной влюбленности, делает наш духовный мир более примитивным и плоским.
Премудрый Соломон, автор замечательного произведения о любви, которое содержится в Ветхом Завете и называется «Песнь Песней», знал, что такое истинная любовь. Именно поэтому, обращаясь к своему сыну он, прежде чем говорить о любви, говорит о рассудительности. Кото-то услышав рядом слова любовь и рассудительность махнет рукой и скажет: как вообще можно сравнивать эти вещи! Что такое эта ваша рассудительность? На самом деле все просто: рассудительность — это то же, что трезвенность, адекватность и вообще разумность, опора на знание, а не только на ощущение.
Каково же место чувства в человеке, с точки зрения вероучения Церкви? Разве не Бог вложил в нас чувства, разве не Он дал нам разум?
Конечно, именно Бог сотворил нас разумными и чувствующими существами. В раю, до грехопадения человека, в нем господствовал дух и все остальное было ему подчинено. В нем были чувства, но они не были омрачены грехом, не были собственническими, эгоистичными, обесценивающими другого… Когда был совершен грех — чувства осквернились и в этом искаженном состоянии стали господствовать в человеке.
В нас много прекрасных чувств, но если мы обратим на них пристальное внимание, мы увидим, что все они в той или иной мере поражены грехом. К примеру влюбленность, которую сегодня все принимают за единственно настоящую любовь — действительно может быть тем возвышенным даром Божиим, благодаря которому мы оказываемся способны к тому, чтобы трепетно и бережно, благоговейно воспринять ближнего, быть готовым к верности и жертвенности в любой момент… Влюбленность может вырасти до подлинной, сердечной любви, которая не подвластна переменам и никогда не может причинить боли ближнему.
Но если эта же влюбленность становится кумиром, если ее считают высшей ценностью, на которую надо ориентироваться, она может, стать хищнической, и потребительской, и безжалостной. Вся возвышенность и чистота может померкнуть.
Что же позволит нам правильно вести себя? Именно рассудительность, то есть способность трезво, с ориентацией на заповеди Божии, разобраться в себе и, верно оценив свои чувства, удержаться от греха, устремившись к истинной добродетели.
Священник Сергий Николаев
Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом – молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.
Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир – это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.
Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.
|