19 января 2024 года. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница 33-й седмицы по Пятидесятнице

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

(Тит.2:11–14, 3:4–7; Мф.3:13–17)

   
Рождение Иисуса Христа Толкование Евангелия.
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Протоиерей Александр Шаргунов

Прежде чем выйти сразиться со смертью, Христос приходит креститься, то есть погрузиться в воду, омыться от нечистоты у Иоанна. От какой нечистоты? От той, за которую Он висит среди разбойников, «землю на водах Повесивый», от той, которая во мне и в тебе, и во всех, и даже в самом чистом из рожденных женами — Иоанне. И ужасается Иоанн, говоря: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? «Оставь теперь, — отвечает Господь, — не мешай Мне, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Евангелие святого апостола Матфея, глава 3, стихи 13-17:

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Послание апостола Павла к Титу, Глава 2, стихи 11 - 14, Глава 3, стихи 4 - 7:

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 3:13-17) Мф.3:13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Мф.3:14. Иоанн же удерживал Его и говорил:

Чистый крестится, чтобы нас омыть и показать нам, что если мы желаем креститься, то должны сперва очиститься, чтобы не осквернить крещения, легко после этого погрязая в грех по худой привычке. Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние.

мне надо креститься от Тебя

Предтеча имел нужду получить очищение от Господа, ибо и сам он, как происшедший от Адама, заражен был скверной преслушания; воплотившийся же Христос очистил всех.

и Ты ли приходишь ко мне?

Не осмелился сказать: «и Ты крестишься от Меня?», но «и Ты ли приходишь?». Так он был скромен!

Мф.3:15. Но Иисус сказал Ему в ответ: оставь теперь,

Теперь, говорит, уступи. Будет время, когда мы будем иметь достойную славу, хотя теперь и не обнаруживаем ее.

ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Под правдою разумеет закон. Природа человека, говорит, проклята, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил и другие предписания закона. Остается Мне – это креститься. Исполнив это, Я освобожу естество от клятвы. Ибо это приличествует Мне.

Тогда Иоанн допускает Его.
Мф.3:16. И, крестившись, Иисус

Господь крещается, будучи тридцати лет, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, – сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества – любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас.

тотчас вышел из воды,

Манихеи говорят, что тело Свое Он отложил в Иордане и призрачно принял другое тело. Но они опровергаются отсюда, ибо сказано: «вышел Иисус», не другой вышел, но Тот, кто сошел в воду.

и се, отверзлись Ему небеса,

Адам заключил их, а Христос открывает, чтобы ты узнал, что и ты, когда крещаешься, открываешь их.

и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
Мф.3:17. И се, глас с небес глаголющий:

Сходит Дух, чтобы свидетельствовать, что Крещаемый больше крещающего. Ибо иудеи почитали Иоанна великим, а Христа – не таковым. Все видели, что Дух сходит на Иисуса, чтобы не подумали, что голос:

Сей есть Сын Мой возлюбленный

был ради Иоанна, но чтобы все, видя Духа, уверовали, что этот голос относится к Иисусу. «Как голубь» по причине незлобия и кротости голубя и потому, что голубь есть самая чистая птица, не остается там, где есть нечистота, – так и Дух Святой. Но и при Ное голубь возвестил прекращение потопа, неся масличную ветку; так и здесь Дух Святой показывает разрешение грехов. Там масличная ветка, а здесь милость Божия: Сей есть Сын Мой возлюбленный,

в котором Мое благоволение,

то есть на котором Я успокаиваюсь, к которому Я милостив.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийКрещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог, в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся  крещением, Бог Дух Святой – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святой от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатию Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца, с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.3:13–17)

Протоиерей Павел Великанов

Нет ничего удивительного в том, что Иоанн Предтеча, увидев Иисуса, сначала отказывает Ему в крещении. Представьте себе: Иоанн видит перед собой Мессию, о Котором он столько говорил народу – Которому он считал себя недостойным даже развязать ремень сандалий – то есть выполнить самую низкую работу раба – и тут Этот Долгожданный Мессия просит, чтобы Его крестили – словно последнего грешника! Перед Иоанном уже прошли толпы иудеев, жаждавших крещения – с израненными грехом сердцами, с ожесточёнными преступлениями лицами, с растерзанными предательствами душами – которые искали хотя бы какой-то выход, пусть даже не вполне одобряемый религиозной аристократией. Ведь к Иоанну, как и другим бродячим проповедникам, включая ессеев, относились более чем настороженно. И тут – чистейший Иисус, чуждый какого бы то ни было греха, Сын Божий, Мессия – хочет, чтобы с ним поступили так же, как и с другими грешниками. Иоанн в полном недоумении: зачем? зачем креститься безгрешному Иисусу? зачем Ему уподобляться худшим среди людей – которым действительно требуется это омовение водой для возобновления утраченного завета с Богом?

Ответ Иисуса краток: так надо. И всё. Он не хочет объяснять, почему – Он только говорит о правде Божией, которую следует исполнить таким образом. Святые отцы, толкующие этот непростой евангельский эпизод, в один голос утверждают: это проявление безграничного Божественного смирения. Бог приходит в мир не как Хозяин и грозный Властелин, ожидая повиновения. Он приходит в образе раба, слуги, не отделяя Себя от всего остального народа, не противопоставляя собственную святость и безгрешность – беззаконию и греховности всех остальных. Он не только не противопоставляет: Он погружается в самую толщу обычной, далёкой от идеала, человеческой жизни и как бы «срастается» с ней. Он не гнушается человеческой греховности, Он принимает её «сострадательным» усвоением – при этом оставаясь совершенно чист и независим. Трудно подобрать какой-либо образ или метафору, чтобы понятнее объяснить, что происходит в водах Иордана при крещении Иисуса. Крайне упрощённо это можно изложить так: люди при крещении как бы смывали свои грехи в воду – и теперь безгрешный Мессия принимает на себя эти грехи, чтобы донести их до своего Креста и смерти – и тем самым победить. Другими словами, для Христа нет такого греха или преступления, которое оказалось бы сильнее Его любви к человеку.

Почему же Иисус не гнушается человеческой греховности? Казалось бы, Ему должно было бы быть невыносимо среди человеческих страстей, подлости, лицемерия, разврата и нечестия – Ему, Единственному Чистому и безгрешному? По крайней мере, когда мы оказываемся в среде, которая по сравнению с нами вполне может быть названа грешной – нам неизбежно становится очень плохо, мы ощущаем себя «не в своей тарелке», и торопимся оттуда удалиться. Мы боимся, что нас могут каким-то образом «заразить» грехом, подтолкнуть к преступлению наших священных границ, подвергнуть сомнению наши незыблемые принципы и безусловные авторитеты. Мы боимся – а Христос не боялся есть и пить с мытарями и блудницами. Почему и вызывал искреннее недоумение у столь тщательно заботившихся о своей непорочности фарисеев.

Всё дело в том, что принимая на Себя человеческий грех, Спаситель был совершенно внутренне от него свободен. Он никогда и ни в чём не согрешил против правды Божией и заповедей. В Нём не было этого мучительного колебания между «то ли согрешить, то ли воздержаться» – этого неустойчивого маятника воли, который глубоко сидит в каждом из нас. Иисус как Богочеловек не колебался между добром и злом – но сразу, с самого раннего возраста, уже избрал добро. И самый яркий эпизод – это гефсиманская молитва, когда вся его человеческая природа кричит, что не хочет умирать – она не для этого предназначена – но полное и безусловное послушание Небесному Отцу преображает и этот естественный позыв человеческой природы. При ясном понимании, какую цену придётся Ему заплатить за эту готовность следовать по пути, указанному Отцом – причём следовать не вынужденно, но свободно и произвольно, только ради любви к Своему Небесному Родителю.

Вот о чем и нам следует вспоминать в эти светлые дни Богоявления: не пугаться человеческого греха, не морщиться брезгливо, когда оказываемся рядом с чьим-то нечестием – но учиться у нашего Бога и Спасителя всякое слово и действие растворять Его – Божественной – любовью!

***

священник Стефан Домусчи

Исторически так сложилось, что большинство граждан нашей страны крещены, хотя далеко не все живут хоть сколько нибудь православной, церковной жизнью. При этом, если мы поинтересуемся у людей, что для них значит крещение – мы услышим, что дает здоровье или, что теперь у человека есть ангел хранитель, или даже, что теперь Бог знает, что такой человек есть. Во всем этом, обывательском понимании, мы слышим, что крещение что-то дает, гарантирует, что от него надо чего-то ждать…

Конечно, совершенно не так крещение понимается с богословской точки зрения. Причем не только сейчас, но и всегда, с глубокой древности. И хотя христианское крещение и крещение, которым крести Иоанн Креститель имело разное значение, одна общая черта, кроме внешнего сходства у них была: не человек требовал чего бы то ни было от крещения, не человек ждал гарантий… Нет. Крещение обязывало человека к новой жизни, оно требовало гарантий от него. Обещание новой жизни, пусть в Иоанном Крещении оно и было лишь психологической настроенностью, даже в такой форме оказывалось очень важным. Человек понимал, что Богу нельзя ставить условий, с Ним нельзя торговаться, потому что Он Творец, Он сама Святость и праведность… И прежде чем ждать от Него чего-то надо измениться самому…

Именно это и значило “крещение покаяния”, к которому призывал Иоанн Креститель. Он звал людей к водам Иордана, чтобы они, омываясь в его водах, каялись и желали исправиться. Аналогия самая прямая – как грязные руки человек моет для того, чтобы они стали чище, так и воде ритуального омовения он подходил как к символу того, что может его очистить. Пусть хотя бы эмоционально, хотя бы на уровне намерений…

И вот к Иоанну приходит Христос. Приходит для того, чтобы креститься, т.е. участвовать в том, в чем по определению должны участвовать лишь грешники. Видя внешнюю неправильность этого намерения, Иоанн справедливо замечает, что Он, праведник, не нуждается в крещении как грешник. И даже более того, должен крестить самого Иоанна.

Однако Христос настаивает, говоря: “так надлежит исполнить нам всякую правду”. Т.е. исполнить то, что должно.

Что же было должно и почему Христу важно пройти через это крещение?

Мы помним, что Христос как Бог приходит для того, чтобы освободить человека от рабства греху. Однако приходит не как начальник и властитель… не желает силой заставлять человека жить праведно, понимая цену такой насильной добродетели… но желает любовью и примером показать ценность праведности и жизни с Богом. Для этого, чтобы не давить авторитетом и властью, Он приходит в образе раба, в образе странника, которому негде преклонить голову…

И вот в эту воду, в которой все символически смывали свои грехи, Он безгрешный опускается для того, чтобы взять их на себя, чтобы бессилие людей не могущих исполнять правду Божию, восстановить своей силой и исполнить всякую правду, перед их лицом явить истинное послушание Воле Отчей. И мы знаем, что это взятое на себя послушание Он исполнил даже до смерти и смерти крестной.

Но это послушание не осталось только Его послушанием, потому что войдя в реальность нашей человеческой смерти, Он воскрес и дал нам свободу приближаться к Его послушанию, быть послушными Отцу с Ним и в Нем. Христос возлюбленный Сын Отчий, делает и нас сродными Себе, чтобы и в нас, в нашей жизни совершалась благая и премудрая воля Отца Небесного.

***

иеромонах Феоктист Игумнов

Краткое евангельское повествование литургии в праздник Крещения Господня или, иначе, Богоявления, можно выучить наизусть за пару минут. А если память позволяет, то и гораздо быстрее. Оно звучит очень просто, в нем нет сложных богословских формулировок, таких, какими наполнено Евангелия от Иоанна или послания святого апостола Павла. Но вместе с этой простотой и краткостью евангельское чтение показывает новозаветный образ явления Самой Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Отца — в виде гласа с небес, Сына — плотью и Святого Духа — в виде голубя, который спускается на Господа Нашего Иисуса Христа. Простота слов апостола Марка способна смутить внимательного исследователя, который привык во всем полагаться на свой разум и который понимает сложность устройства видимого мира, знает о величии Творца и видит великолепие Его творения.

В день Пятидесятницы, когда апостолы собрались в сионской горнице на них сошёл Святой Дух. Он сошёл в виде огня. Или, как свидетельствует книга Деяний апостолам «явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Не нужно обладать особой наблюдательностью и проницательностью, чтобы заметить разницу в образе схождения Святого Духа в день Крещения Господня и в день Пятидесятницы: голубь и огонь имеет мало общего между собой. Очевидно, что в каждом из этих двух случаев образ схождения Святого Духа далеко не случаен. И, само собой, святоотеческая мысль не могла пройти мимо этого факта.

Христос Спаситель говорит о себе, что Он есть Судья рода человеческого. Но прежде суда, Он пришёл на землю, воплотился, принял крещение в водах Иордана, проповедовал, исцелял, воскрешал для того, чтобы Своей кротостью собрать разрозненное и утопающее в грехах человечество. Своей кротостью Он, прежде суда, примирил Бога и отступившего от Истины человека. Став Человеком для человека, Он явил Себя кротким для человека. Он пришёл не для наказания грешников, не для суда над нами, а для спасения нас. Прежде суда, Он хотел исправлять кротостью, чтобы иметь тех, которых после можно было бы спасти на суде. Поэтому Дух явился в виде кроткого голубя над Тем, Кто пришел не затем, чтобы поразить грехи, но затем, чтобы по кротости еще терпеть их. Напротив, над учениками Дух Святой явился в огне, чтобы те, кто были простыми люди, а потому и грешниками, воспламеняли духом других людей против их самих и сами в себе покаянием очищали те грехи, которые Бог щадил по кротости. Ведь даже те, кто был предан Небесному Учителю даже до смерти, не могли быть без греха, по свидетельству Иоанна, который говорит: «если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Дух Святой в огне сошел на людей, а в виде голубя явился над Господом, потому что мы, по ревности к правде, тщательно должны замечать и огнем покаяния сжигать те наши грехи, которые Господь снисходительно терпит по Своей кротости. Да поможет нам всем Всемилостивый Бог всегда помнить, что цель кротости Христа в том, чтобы воспламенить в нас ответный огонь покаяния, сжигающий и попаляющий наши многочисленные грехи!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Слово на Крещение Господне

Игумен Никон (Воробьев)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь, святые отцы всячески наставляют, понуждают и просят священников напоминать верующим о великом таинстве Крещения. Когда же лучше всего вспоминать о нем, как не сегодня, в день празднования Крещения Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Господь Сам не нуждался в крещении, но повелел Иоанну Предтече крестить Его, чтобы исполнить всякую правду. Тем самым Господь указал нам на необходимость крещения. Однажды ночью, беседуя с Никодимом, одним из уверовавших фарисеев, Господь разъяснил ему, что если человек не родится водою и духом, то он не войдет в Царствие Божие. Если человек верует в Бога, желает войти в Царствие Божие, то он обязательно должен принять таинство Крещения. Ибо оно есть необходимое условие для вхождения человека в общество духовное, в Церковь, и через него только он может иметь надежду достичь Царствия Божия. "Аще кто уверует и крестится, - говорит Господь, - спасется, а кто не уверует и не крестится - осужден будет". Всякий, кто уверует и хочет спастись, каждый христианин, должен сам принять таинство Крещения и своих детей крестить. 

Что же происходит в таинстве Крещения? В нем наступает смерть ветхого, греховного человека. Поэтому если человек во взрослом состоянии с верою и покаянием принимает таинство Крещения, то прощаются ему и первородный грех, и его собственные грехи. Человек из купели выходит как Ангел Божий. Есть множество примеров, когда действие таинства Крещения на окружающих и самого крестившагося было очевидным. Иногда крестившийся блистал как солнце, весь он изменялся даже с внешней стороны, а внутри переживал блаженство как в Царствии Божием. Принявший таинство Крещения возрождается Духом Святым, облекается Самим Господом, ибо Господь входит внутрь его сердца. Сегодня мы слышали: "Елицы во Христа Крестистеся, во Христа облекостеся". Это означает, что Господь входит в их сердца. 

Однако, если человек после Крещения будет жить не по-христиански, а по-язычески, оскорбляя Господа всякими грехами и не каясь, в них, если не будет очищать душу свою от грехов, он окажется подобен некрещенному. Вот почему часто слышим со стороны неверующих: "Вот вы - верующие, крещенные, а вы хуже нас". Так и Слово Божие говорит: вами, христианами, хулится имя Божие, ибо вы живете хуже, чем язычники.

Господь дал свободу человеку, и он может идти или к Богу, или к дьяволу. Третьего пути нет. Нет среднего состояния. Поэтому мы, христиане, должны идти к Богу, стремиться к Нему, веровать Ему, принимать таинства, исполнять заповеди Божии, а если что не исполнили, то сознавать это и не оправдываться, а оплакивать свои грехи пред Ним, просить прощения, чтобы Он милосердный Господь простил и очистил нашу душу. Кто же сознательно грешит, оправдывается в своих грехах, не кается в них, тот противится Господу, делается врагом Божиим и идет к дьяволу.

Без таинства Крещения, повторяю вам, человек не может войти в Царствие Божие. "Аще, говорит Господь, - кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие". Вот почему враг нашего спасения, дьявол, так воюет против таинства Крещения, всячески старается умалить его значение, препятствует его совершению. Поэтому если не крещен кто младенцем, то должен креститься во взрослом состоянии, предварительно покаявшись в грехах своих и дав обещание Богу жить по-христиански.

Чтобы переплыть море, нужен корабль, - вплавь море не переплывешь. Чтобы переплыть море житейское и достигнуть Царствия Божия, нужно войти в церковный корабль, войти в Церковь, ибо только на корабле церковном можно переплыть бурное житейское море и достигнуть Царствия Божия. Войти же в Церковь можно только через таинство Крещения. И если человек, став членом Церкви, продолжает по немощи впадать в грех, но все же стремится к Господу, кается, то хотя своими грехами он и отпадает от Церкви, однако при искреннем раскаянии очищается и вновь соединяется с Церковью. Так при исповеди священник читает молитву: "Примири этого грешника и соедини Святой Твоей Церкви", а затем читает разрешительную молитву и разрешает его от грехов.

Мы все должны знать, что без таинства Крещения никто не спасается. Поэтому мы должны крестить своих детей. Если они не могли быть крещены в детстве, завещайте им при последнем своем издыхании свое желание: "Дети, вот моя просьба, если вы сколько-нибудь жалеете и любите меня, если хотите меня утешить, дайте обещание, что вы в свое время примете таинство Крещения".

Всеми средствами Господь старается спасти каждого человека, "Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся". Всяческая помощь и от Господа, и от угодников Божиих, и от Ангелов приходит тому человеку, который искренне всеми силами старается угодить Господу, исполнить Его Святые заповеди и кается в каждом своем грехе. Пусть не много человек знает о вере, пусть он мало верующий, пусть он сомневается, но пусть он свои сомнения скажет Господу: "Господи, верую, хочу веровать, но помоги моему неверию. Неверие терзает мою душу. Господи, верую, но и сомневаюсь, будь милостив, помоги мне. Господи, даруй и мне принять таинство Крещения и войти в Церковь Христову!"

Какие бы препятствия ни были, нужно человеку креститься, потому что нет иного пути в Царствие Божие. Но, крестившись, мы должны жить так, как Господь указывает, а не так, как говорит наш лживый испорченный разум и наше искаженное, полное всяких грехов, сердце, которое подсказывает: живи как знаешь. Господь вводит нас в Царствие Божие, Господь требует, чтобы мы шли тем путем, какой Он указывает. А путь этот - изучение Евангельских заповедей, заповедей Божиих, жизнь по этим заповедям, покаяние, молитва ко Господу, чтобы Он не оставил нас, а имиже весть судьбами: скорбями ли, болезнями ли, благополучием, - но спас нас, не лишил нас Царствия Божия.

Но повторяю, нет туда иного пути, как через таинство Крещения. Будем же стараться читать Слово Божие, особенно Евангелие, где написаны и жизнь Господа, и Его страдания ради нашего спасения, Его заповеди, Его учение.

Будем проникаться Духом Божиим, стараясь исполнять Его святые заповеди, будем каяться в нарушениях и умолять, чтобы Господь сподобил нас после смерти быть участниками Своего Царствия.

Церковный календарь. 19 января

Читаем Евангелие. 19 января

Читаем Апостол. 19 января

Благая часть. 18 января

Мульткалендарь. 19 января. Крещение Господне

День ангела. 19 января. Преподобный Варлаам Керетский, иеромонах

Этот день в истории. 19 января